Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:21, курсовая работа
Кредитная система США является наиболее развитой в мире и представляет собой совокупность государственных и частных кредитных институтов. Состоит из следующих основных элементов: банковской системы (Федеральной резервной системы США – ФРС, коммерческих банков, инвестиционных банков, сберегательных банков, ссудо-сберегательных ассоциаций) и не банковских кредитных институтов: почтовых сберегательных касс, финансовых компаний и прочее.
Коммерческие банки в США
В 2004 г. примерно 40% от общего числа американских
банков являлись членами ФРС. Банки-члены
ФРС обязаны депонировать в региональном
Федеральном резервном банке в качестве
обязательных резервов 3% от своего капитала
и остатков на счетах. За это они получают
право участия в формировании Совета директоров
регионального резервного банка.
В соответствии со своими полномочиями
ФРС выступает посредником в прохождении
денежных сумм и взаиморасчетах между
банками. Федеральные резервные банки
выполняют эту функцию, так как все основные
депозитарные институты имеют в них свои
резервы или клиринговые счета. Таким
образом, ФРС может эффективно справляться
с этой функцией, дебетуя счета плательщиков
и кредитуя счет получателя платежа.
ФРС предлагает депозитарным институтам
широкий спектр услуг, связанных с осуществлением
платежей. В частности, ФРС оказывает услуги
по распространению банкнот и монет, а также
выводу из обращения ветхих и не годных
к обращению банкнот. Безналичные услуги
включают в себя прием чеков, обработку
электронных платежей и др.
Одной из важнейших функций ФРС как центрального
банка является обеспечение сферы налично-денежного
обращения США достаточным количеством
банкнот и монет для удовлетворения насущных
потребностей экономики. Излишки наличности
в обращении возвращаются коммерческими
банками в ФРС, где заносятся на их счета.
Если депозитарный институт испытывает
потребность в дополнительном объеме наличных
денег, то процесс протекает в обратном
порядке.
Фактически, все банкноты, находящиеся
в обращении в США – банкноты Федеральной
резервной системы. Все 12 федеральных
резервных банков наделены правом эмитировать
банкноты. Банкноты обеспечиваются в основном
ценными бумагами Министерства финансов
США и федеральных агентств, находящимися
в распоряжении ФРС. В отличие от банкнот
монеты являются прямыми обязательствами
Министерства финансов, поэтому ФРС платит
Бюро по чеканке при Министерстве финансов
номинальную стоимость монет, а не стоимость
их изготовления.
Другим направлением политики ФРС в сфере
обработки наличных денег является стремление
снять с Центрального Банка часть второстепенных
функций и передать их коммерческим банкам
или внешним организациям. Конечная задача
этой политики опять сводится к экономии
(повышение расходов коммерческих банков
при этом является темой для отдельного
разговора). Одной из первых функций, которую
ФРС стремится передать коммерческим
банкам, станет возврат в обращение ранее
выпущенных банкнот. ФРС несет значительные
расходы из-за так называемого кросс-шиппинга,
когда банки депонируют в федеральном
резервном банке определенный объем наличных
денег, а затем в течение той же недели снова
заказывают аналогичное количество банкнот.
Фактически, в этом случае федеральный
резервный банк выступает в качестве сортировщика,
который обрабатывает и тут же выпускает
банкноты в обращение.
Новая политика ФРС предполагает уменьшить
зависимость коммерческих банков от поставок
банкнот резервными банками и стимулировать
обработку и выпуск банкнот в обращение
самими коммерческими банками. Подобная
политика уже была опробована Банком Англии
и принесла положительные результаты.
В основу новой политики положены два
момента – это программа подотчетных хранилищ
(Custodial Inventory Program), предполагающая создание
коммерческими банками собственных хранилищ
для размещения банкнот перед выпуском
их в повторное обращение, и взимание дополнительной
платы с банков, посылающих резервному
банку наличность и заказывающих у него же
приблизительно аналогичное количество
банкнот в течение непродолжительного
периода времени.
В подотчетных депозитариях, находящихся
под управлением коммерческих банков или
организаций, оказывающих последним услуги
по хранению наличности, будут храниться
банкноты, принадлежащие ФРС. Банки будут
экономить на транспортировке банкнот
в федеральный резервный банк и обратно.
В такие хранилища коммерческие банки
смогут помещать излишки денежной массы,
которые в тот момент не востребованы банком.
Тем не менее, банки будут вынуждены хранить
в своих депозитариях значительный объем
наличности для повторного выпуска в обращение,
так как они получат право переводить
в подотчетное хранилище не более 25% от находящихся
в их распоряжении наличных средств. Ежегодная
экономия от введения новой политики должна
составить, по расчетам Совета директоров
ФРС, около 35 млн. долларов. Новая система
взаимоотношений коммерческих банков
и ФРС пока не вступила в силу, но уже проходит
«обкатку» в отдельных подразделениях
резервных банков. Ожидается, что окончательно
она будет внедрена к 2008 г.
Таким образом, Федеральная резервная
система США – это независимый финансовый
орган, исполняющий обязанности центрального
банка и осуществляющий централизованный
контроль над коммерческой банковской
системой США. ФРС была основана с целью
стабилизации системы денежного обращения
США и улучшения банковской системы. В
сфере обработки наличных денег применяется
политика для уменьшения зависимости
коммерческих банков от поставок банкнот
резервными банками и стимулировать обработку
и выпуск банкнот в обращение самими коммерческими
банками.
Глава 5
Влияние
кризиса на кредитную
систему США
Американская
кредитная система
во время кризиса
Процесс саморазрушения мировой финансовой
системы, который к началу 2009 г. перешел
в открытую фазу (большинство крупнейших
финансовых институтов находятся в дефолтном
или преддефолтном состоянии) необратим
по целому ряду причин, среди которых:
1. Финансовая система США — несущая конструкция
мировой системы — лишь на 5–7% является
классической платежной и кредитной системой
(порядка 10–15 трлн. долл.). Остальные 93–95%
— сформированная за последние 10–15 лет
— неотраженные в балансах деривативы
(«производные» финансовые инструменты
типа SDS, SDO и пр.). Так, сумма баланса крупнейшего
игрока JP Morgan составляет около 2,5 трлн.
долл., тогда как внебалансовые инструменты
— более 97 трлн. долл., примерно такие же
пропорции у Goldman Sachs (баланс порядка 1,5
трлн. долл., за балансом — более 50 трлн.
долл.).
Этот «рычаг», направленный недавно на
безудержный рост стоимости активов и
прибыли финансовой системы США, теперь
с той же силой работает в обратном направлении,
превращая практически всю финансовую
систему (за исключением 2–3 игроков —
«поверенных» ФРС) в банкрота.
2. Обесценение в этих условиях забалансовых
активов даже на 3–5% приводит к схлопыванию
баланса и ставит под угрозу даже самый
устойчивый финансовый институт. В конце
2008 г. американские банки списали еще до
0,5 трлн. долл. (дополнительно к уже списанному
1 трлн. долл.). Министр финансов США Генри
Полсон сообщил, что он, совместно с Федеральной
резервной системой (ФРС) США и представителями
Конгресса, разработал план, направленный
на «разрешение вопросов с системными
рисками» на рынках капитала в США и проблемными
активами. План предполагает создание
государственной корпорации, которая
выкупит проблемные активы у банков. Полсон
предлагал выделить корпорации $700 млрд.
Корпорация будет создана по примеру корпорации
Resolution Trust Corporation (RTC), которая использовалась
для ликвидации плохих долгов во время
кризиса конца 1980-х годов. Это преподносится
чуть ли не как «чудесное спасение» системы,
хотя на деле — всего лишь перекладывание
из одного места в другое, т.к. реальных
источников фондирования такого супербанка
со сплошной дырой в активной части баланса
нет. Перезапустить финансовую систему
с «чистого листа» невозможно. В 2009 г. было
списано еще 1,5–3 трлн. долл. финансовых
активов по всему миру.
Национализация таких банков, как City или
Bank of America (в отличие от континентальных
европейских банков, которые в гораздо
меньшей степени погрязли в забалансовых
пирамидах), ничего не дает, т.к. подобная
национализация приводит в действие такой
казус, когда активы национализированных
банков в несколько раз превышают ВВП
страны, инвесторы теряют доверие и к банкам,
и к стране в целом.
3. Рост бюджетного дефицита США с 500 млрд.
долл. в 2008 г. до 1,5 трлн. долл. (по итогам
уже принятых мер, а на очереди еще план
Барака Обамы на 825 млрд. долл.) в 2009 г. ставит
под вопрос его обслуживание в ближайшие
месяцы, если не годы. В условиях падения
цен на сырье и падения доходов от китайского
экспорта дополнительный спрос в таких
объемах отсутствует.
4. Хотя баланс ФРС является непрозрачным,
в американской публичной финансовой
системе невозможно долго скрывать отсутствие
источников финансирования бюджетного
дефицита. И даже суперлояльные рейтинговые
агентства будут вынуждены снизить кредитный
рейтинг (или для начала изменить прогноз
на негативный). Если же этого не произойдет,
инвесторы (особенно инвесторы-государства)
сделают выводы самостоятельно. В любом
случае в 2010 г. вероятен «кризис доверия»
к ФРС, «бегство от доллара» и обязательств
минфина США. Крупнейшие американские
банки (City, Bank of America и др.), судя по котировкам
их акций, практически банкроты. Но не
по рейтингам — их рейтинги гораздо выше,
чем рейтинги пока вполне платежеспособной
России. Поэтому постоянные заверения
S&P, что «даже» высший рейтинг США (ААА)
не вечен, — это просто дань политкорректности,
т.к., по собственным методикам агентства,
страна с такой политикой давно должна
была бы продвигаться к банкротству (что
и происходит в реальности).
5. Чтобы не допустить неконтролируемого
распада системы, минфин США и ФРС в очередной
раз применяют стратегию удушение мира
в долларовых объятиях, сбрасывание ставших
обременительными элементов системы (типа
инвестбанков, сырьевых и ипотечных пузырей.
Цель стратегии — сохранить ядро системы
(Уолл-стрит) в состоянии контролируемого
полураспада, дав ему время на адаптацию
и поиск новых инструментов финансового
доминирования.
Чтобы замедлить ход событий, американские
власти (через те же рейтинговые агентства,
банки, хедж-фонды) ведут финансовую войну
с «более слабыми» звеньями мировой финансовой
системы, стремясь мобилизовать оставшиеся
ресурсы для собственного спасения. Однако
размер «черной дыры» американских обязательств
(16 трлн. долл. — обязательства казначейства
США, включая недавно принятые ипотечные
обязательства; почти столько же — обязательства
корпоративного сектора; более 10 трлн.
долл. — обязательства домохозяйств; до
10 трлн. долл. — задолженности штатов и
муниципалитетов; всего порядка 50 трлн.
долл.; дополнительно — часть вторичных
обязательств еще на 100–150 трлн. долл.)
многократно превосходит ресурсы «периферии».
Обслуживание этой пирамиды долгов требует
3–5 трлн. долл. только на уплату процентов,
что составляет от четверти до трети годового
ВВП США. Даже снижение ставки ФРС практически
до нуля не привело к существенному падению
стоимости обслуживания публичного (штатов,
ипотечных агентств и др.) и частного (корпораций
и домохозяйств) долга, т.к. одновременно
резко упало «качество» всех несуверенных
долгов.
В этой ситуации финансовая система США
выполняет доступную ей функцию — транслирует
собственную неплатежеспособность вовне,
обесценивая активы, компании, целые страны
и континенты.
Заключение
По результатам проведенной работы можно
сделать следующие выводы:
Сущность современной кредитной системы
заключается в том, что она является совокупностью
различных кредитно-финансовых институтов,
действующих на кредитном рынке и осуществляющих
аккумуляцию и мобилизацию денежного
капитала. Кредитная система государства
складывается из банковской системы и
совокупности небанковских кредитно-финансовых
институтов, способных аккумулировать
временно свободные средства и размещать
их с помощью кредита.
Кредитная система включает в себя совокупность
элементов, которые призваны реализовать
свойства, характерные для кредита. Базовым
блоком кредитной системы является кредит
как специфическое отношение между кредитором
и заемщиком, границы и законы его движения.
Вторым блоком кредитной системы выступает
организационный блок, который объединяет
кредитную политику, виды и объекты, условия
кредитования, кредитный механизм
(включая методы кредитования, формы ссудных
счетов, с которых производится выдача
и погашение кредитов). Отдельно в составе
кредитной системы следует выделить третий
блок, регулирующий, к которому относится
государственное регулирование кредитной
деятельности, а также банковское законодательство.
Изучив типы кредитной системы, было выявлено,
что существует следующие признаки классификации
кредитной системы: по типу хозяйствования
– централизованная, рыночная и кредитная
система переходного периода; по степени
развитости - развитые и развивающиеся;
по географическому признаку - международные
и национальные кредитные системы. Основные
законы и принципы функционирования кредитной
системы остаются схожими для всех стран,
но особенности, присущие каждой из них,
определяют необходимость отнесения кредитной
системы данной страны к тому или иному
типу. Эти типы существенно отличаются
друг от друга, как по субъектам, так и
по организационным основам. В каждой
стране, при неизменной важности любого
элемента системы, объекты и виды кредита,
условия и механизм кредитования, банковское
законодательство имеют свои особенности,
что и определяет отнесение кредитной
системы данной страны к тому или иному
типу.
Современная кредитная система США является
одной из самых мощных и развитых в мире
в настоящее время. Основными элементами
системы являются: банковская система
(Федеральная резервная система США –
ФРС, выполняющая функции ЦБ страны, коммерческих
банков, инвестиционных банков, сберегательных
банков, ссудо-сберегательных ассоциаций)
и небанковские кредитные учреждения:
почтовых сберегательных касс, финансовых
компаний, обще взаимного кредита и других.
Значительное развитие в современной
рыночной экономике получил сектор специализированных
кредитно-финансовые институтов.
Выявлено, что Федеральная резервная система
США – это независимый финансовый орган,
ответственный за управлением самой системы,
исполняющий обязанности центрального
банка и осуществляющий непосредственный
контроль над коммерческой банковской
системой США. Целью образования ФРС было
поддержание и контроль за деятельностью
банков. ФРС состоит из 3-х основных звена:
Совет управляющих ФРС (в Вашингтоне);
федеральные резервные банки; банки –
члены ФРС. В настоящее время в ФРС входят
12 федеральных резервных банков, являющихся
центральными для округов, на территории
которых они расположены. Наряду с положительными
чертами, характерными для кредитной системы,
существуют и кризисные ситуации и проблемы.
Во многих развитых странах, в том числе
и США, кредитные системы подвергаются
различным рискам и испытывают кризисы
В настоящее время кредитная система США
является одной из самых развитых систем
в мире. На пути совершенствования система
претерпела немало поражений, и это не
привело к серьезным изменениям роли отдельных
институтов в системе финансового посредничества.
Кредитная деятельность американских
банков имеет тенденцию к интернационализации
за рубежом. Кредитные институты сохраняют
свои доминирующие позиции вне зависимости
сокращения небольшой доли коммерческих
банков. Также существуют и другие проблемы
развития кредитной системы, негативно
сказывающиеся на финансовом секторе.
Чтобы предотвратить последствия в дальнейшем
необходимы радикальные меры для развития
и совершенствования кредитной системы
США.
Список
использованных источников