Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:21, курсовая работа
Кредитная система США является наиболее развитой в мире и представляет собой совокупность государственных и частных кредитных институтов. Состоит из следующих основных элементов: банковской системы (Федеральной резервной системы США – ФРС, коммерческих банков, инвестиционных банков, сберегательных банков, ссудо-сберегательных ассоциаций) и не банковских кредитных институтов: почтовых сберегательных касс, финансовых компаний и прочее.
Из указанных разновидностей финансовых
институтов в банковский сектор и
соответственно банковскую систему
входят первые две. Очевидно, что при
отождествлении кредитной и банковской
систем все эти организации относят
к банковскому сектору, что вряд
ли правомерно.
Таким образом, современая кредитная система
представляет собой многоуровневый механизм
аккумулирования и перераспределения
финансовых активов. Кредитная система
— это совокупность элементов, которая
призвана реализовать свойства, характерные
для кредита. Кредит в кредитной системе
выступает рядовым элементом, его сущность
определяет действие всех других элементов
данной системы. Кредитная система государства
складывается из банковской системы и
совокупности небанковских кредитно-финансовых
институтов, способных аккумулировать
временно свободные средства и размещать
их с помощью кредита. Ведущим звеном структуры
кредитной системы являются банки. Однако,
кредитная система - более широкое и емкое
понятие, чем банковская система, включающая
лишь совокупность банков, действующих
в стране.
Глава 2
Типы кредитной
системы
Типом кредитной системы можно считать
результат использования типологическогом
метода, или расчленение системы с помощью
обобщенных типов на основе сопоставления,
выяснения сходного и различного в рамках
данного объекта исследования.
В зависимости от хозяйствования, степени
их развитости и географического признака
существуют разные подходы к классификации
типа кредитной системы.
Можно выделить системы по типу хозяйствования.
В этом случае принято различать:
Сравнивая первые два типа, можно
заметить их существенные различия как
по субъектам кредитных систем, так
и по организационным и регулятивным
основам. В централизованной кредитной
системе кредиты бюджетным
Также системы можно классифицировать
и по степени развитости. По этому признаку
выделяют 2 типа: развитые и развивающиеся.
Развитыми кредитными системами можно
назвать те, которые не только содержат
все необходимые элементы, но и обеспечивает
их взаимодействие. К примеру, не только
существует ипотечное кредитование, но
и разработана соответствующая методическая
база, действует банковское законодательство,
а также институты надежной регистрации
залога. В развитой системе не только обеспечивается
право граждан по открытию вклада в кредитном
учреждении, но и созданы экономические
и правовые формы, гарантирующие их возврат
владельцам.
Развивающимися кредитными системами
можно назвать те, которые не овладели
полностью арсеналом необходимых инструментов,
обеспечивающих взаимодействие элементов
кредитной системы.
По географическому признаку кредитные
системы разделяются на 2 типа:
Кредит является интернациональной
стоимостной категорией. На международном
уровне полностью сохраняет свое
значение не только фудаментальный блок,
но и организационный и
Кредитная система наряду с финансовой
системой, системой торговли и другими
секторами экономики является частью
экономической системы.
По степени ограничения выполнения банковских
операций различают 2 основных типа финансово-кредитных
систем – универсальные и сегментированные
(специализированные). В универсальной
финансово-кредитной системе или системе
континентального типа
(Франция, Германия, другие страны Европы)
законодательно не ограничивается выполнение
банками тех операций финансового обслуживания,
которые не относятся к банковским. Это
– фундаментальный признак. Классическим
образцом является немецкая. Иногда считают,
что обратная сторона универсализма –
возможность выполнения небанковскими
организациями банковских функций.
Для установления типа национальных финансово-кредитных
систем важно знать, какие операции относятся
по закону к банковским и могут или нет
банки выполнять и иные операции. Банковские
операции, как было сказано выше, определяются
преимущественно установленным перечнем,
причем его состав периодически пересматривается
в соответствии с изменением законодательных
актов.
В строго сегментированной финансово-кредитной
системе или системе англосаксонского
типа (США, Великобритания)
банкам не разрешено выполнять небанковские
операции. Дополнительным признаком, хотя
и необязательным, является более жесткое
разграничение сфер деятельности кредитных
организаций и отдельных операций. Таким
образом, при сегментированной системе
банковские операции по приему депозитов
и выдаче кредитов законодательно отдалены
от операций по выпуску и размещению ценных
бумаг промышленных компаний и ряда других
видов услуг. Сегментированная система
преобладала долгое время в США и Японии.
Проведенное разделение финансово-кредитных
систем на универсальные и сегментированные
в современных условиях все же не носит
абсолютного характера. Во-первых, каждая
национальная финансово-кредитная система
проходит несколько этапов своего развития,
тяготея в той или иной мере то к универсальному,
то к сегментированному образцу (характерно
было для систем Франции, Великобритании
и других стран). Во-вторых, в последнее
десятилетия в большинстве развитых стран
происходит процесс универсализации кредитных
систем. Поэтому в современных условиях
существуют не строго сегментированные,
а либо смешанные системы, либо сегментированные
с элементами универсализации.
Небанковским организациям сложнее универсализировать
свою деятельность в силу их специализированного
характера. Они прежде всего призваны
осуществлять операции на рынке ссудных
капиталов. Но большинство крупных и средних
банков также являются активными участниками
рынков ценных бумаг, валютных рынков
и рынков производных финансовых инструментов.
В этом и заключается основное проявление
процесса универсализации их деятельность.
В то же время специализированные финансово-кредитные
организации, как правило, действуют на
отдельных сегментах финансовых рынков.
Основным признаком отнесения кредитной
системы к тому или иному типу является
запрет или наоборот разрешение коммерческим
банкам проводить операции с корпоративными
акциями за свой счет, так эти операции
обладают повышенным риском по сравнению
со ссудными операциями. Результатом этого
является степень участия банков в финансировании
корпораций. В странах с англосаксонской
моделью коммерческие банки направляют
на финансирование промышленных корпораций
только около 40% кредитных ресурсов (в
Японии 80-90%) и удовлетворяют потребности
корпораций главным образом в краткосрочном
кредитовании. Впервые сегментированная
кредитная система была создана в США
в 1933 г. в целях укрепления и возврата доверия
к банковской системе.
В континентальной модели кредитной системы
банки владеют существенной частью капиталов
промышленных корпораций, для предприятий
банковские ресурсы являются основным
источником внешнего финансирования.
На фондовом рынке господствуют банки
и, почти, отсутствует независимый от них
инвестиционный бизнес. Так в Германии
и Японии на операции по привлечению внешнего
финансирования посредством ценных бумаг
приходится около 20%, тогда как в США около
40%.
Следствием этого является разница в институциональном
построении кредитной системы. В США коммерческие
банки существуют в условиях жесткой конкуренции
со стороны инвестиционных и пенсионных
фондов, инвестиционных банков и т. д.,
т.е. значительное развитие получил сектор
специализированных кредитных учреждений.
В современных условиях следует отметить,
что сегментированная кредитная система
является менее предпочтительной, чем
универсальная. В условиях ограничений
банки теряют свою конкурентоспособность
как по сравнению с другими финансовыми
институтами, так и по отношению к зарубежным
банкам. В условиях ограничений банковский
бизнес не становиться более устойчивым,
но при этом банки оттесняются с позиций
главных финансовых институтов.
Кредитные системы развивающихся стран,
как правило, развиты слабо и ориентированы
на кредитные системы бывших стран метрополий
(Англия, Франция, Португалия). В большинстве
стран существует двухъярусная система,
представленная национальным центральным
банком и системой коммерческих банков.
На более высоком уровне находятся кредитные
системы ряда стран Азии (Южная Корея,
Индонезия, Индия, Пакистан, Сингапур,
Таиланд) и стран Латинской Америки (Мексика,
Бразилия, Венесуэла, Аргентина, Перу),
где существуют трехъярусные кредитные
системы.
Обобщая вышесказанное, следует отметить,
что существует множество подходов к классификации
типа кредитной системы в зависимости
от хозяйствования в стране, степени развитости,
географического признака и ограничения
выполнения банковских операций. Основными
видами являются сегментированная система,
универсальная система, рыночная модель,
развитая и развивающаяся система, международная
и национальная системы и другие. Эти типы
существенно отличаются друг от друга,
как по субъектам, так и по организационным
основам. Основным признаком отнесения
кредитной системы к тому или иному типу
является запрет или наоборот разрешение
коммерческим банкам проводить операции
с корпоративными акциями за свой счет,
так эти операции обладают повышенным
риском по сравнению со ссудными операциями.
Глава 3
Анализ особенностей
кредитной системы
США
Структура кредитной
системы США
Кредитная система
США представляет собой совокупность
государственных и частных кредитных
институтов, ее основным государственно-
Специфической чертой американской банковской
системы была ее раздробленность и отсутствие
центрального банка вплоть до начала XX
в.
По данным американского экономиста Р.
Голдсмита, за 1800 - 1850 гг. количество коммерческих
банков возросло с 28 до 700, а их активы -
с 40 млн. до 800 млн. долл. Это были годы финансовых
злоупотреблений и хаоса, часто происходили
крахи мелких банков.
В 1863 г. правительство учредило систему
национальных банков, которые подчинялись
контролеру денежного обращения в Вашингтоне.
Устанавливался минимальный размер капитала
этих банков, их периодическая отчетность
перед федеральными властями. Важным условием
было требование о создании банками обязательных
резервов для обеспечения банкнот и депозитов.
Банки резервных городов были обязаны
держать 25%-ный резерв в виде наличных
денег или сумм на корреспондентских счетах
против своих обязательств по банкнотам
и депозитам. Для провинциальных банков
норма резервов была установлена на уровне
15%.
Создание национальных банков не устранило
недостатки кредитной системы США, неэластичность
эмиссии платежных средств и неустойчивость
мелких кредитных учреждений. Более того,
введение обязательных резервов для обеспечения
банкнот и депозитов усиливало финансовые
трудности в периоды денежно-кредитных
кризисов. Провинциальные банки предпочитали
держать резервы в форме остатков на счетах
в более крупных банках-корреспондентах,
а те в свою очередь помещали средства
в банках Нью-Йорка и Чикаго. В результате
в периоды кризисов возникал массовый
отлив средств из крупных финансовых центров,
что усугубляло панику среди вкладчиков
и приводило к массовым крахам банков.
В начале 20 века в США имелось 5 тыс. эмиссионных
(национальных) банков которые обладали
правом выпуска банкнотов на сумму своего
основного капитала. Банки находились
под контролем департамента Казначейства
США.
Кредитная система США представляет собой
совокупность государственных и частных
кредитных институтов
Кредитная система США состоит из следующих
основных элементов: банковской системы
(Федеральной резервной системы США –
ФРС, выполняющий функции ЦБ страны, коммерческих
банков, инвестиционных банков, сберегательных
банков, ссудо-сберегательных ассоциаций)
и не банковских кредитных институтов:
почтовых сберегательных касс, финансовых
компаний и прочее.
Американская банковская система имеет
ряд уникальных особенностей:
По своей структуре ФРС –
довольно сложная конструкция. Важнейшую
роль выполняют три основных звена:
Совет управляющих ФРС (в Вашингтоне);
федеральные резервные банки; банки
– члены ФРС. В настоящее время
в ФРС входят 12 федеральных резервных
банков, являющихся центральными для
округов, на территории которых они
расположены. Помимо этого банками
– членами ФРС являются около
6000 коммерческих банков.
Банки члены ФРС – это наиболее крупные
частные коммерческие банки, на долю которых
приходится свыше 70% всех депозитов кредитной
системы США. Они являются акционерами
федеральных резервных банков (ФРБ) и получают
на свой акционерный пай 6 %-й дивиденд.
Кроме того, преимущество, которым пользуются
банки – члены ФРС, обусловлено прежде
всего тем, что они становятся клиентами
одного из ФРБ и пользуются его услугами,
в том числе в получении необходимых денежных
сумм путем займа или учета коммерческих
бумаг.
ФРС независима в финансовом отношении,
имеет свой собственный бюджет и финансирует
свою деятельность за счет доходов от
операций и прибыли от эмиссии денег.
Независимость ФРС выражается и в том,
что Президент США не имеет право отдать
ФРС какой – либо приказ или сместить
ее управляющих.
По закону, каждый банк–член ФРС должен
держать определенные средства в форме
бездоходных резервов частью в виде наличных
денег и частью – в виде депозита, в Федеральном
резервном банке своего округа. Не членов
ФРС должны держать резервы в соответствии
с местным законодательством. Последнее
подтверждает вывод о том, что в США нет
единой государственной политике регулирования
банковской деятельности.
В США коммерческие банки существуют в
условиях жесткой конкуренции со стороны
инвестиционных и пенсионных фондов, инвестиционных
банков и т. д., т.е. значительное развитие
получил сектор специализированных кредитных
учреждений.
Коммерческие банки США выполняют широкий
спектр операций и услуг, в том числе принимают
средства в депозиты; предоставляют ссуды;
выполняют финансовые и трастовые услуги.
Однако американские банки не могут (по
законодательству) выступать владельцами
ценных бумаг, кроме случаев возмещения
непогашенного кредита. Между коммерческой
деятельностью банка проходит «китайская
стена», то есть информация, полученная
одним отделом, не может передаваться
в другой.
В отличие от коммерческих банков специализированные
кредитные институты занимаются кредитованием
определенных сфер и отраслей хозяйственной
деятельности. Эти институты доминируют
в относительно узких секторах рынка ссудных
капиталов.
Важным направлением специализации банков
является инвестиционная деятельность.
Инвестиционные банки мобилизуют долгосрочный
ссудный капитал и предоставляют его заемщиков
посредством выпуска и размещения облигаций
или других видов заемных обязательств.
Классический тип инвестиционных банков
характерен для США, где законодательство
запрещает коммерческим банкам заниматься
инвестиционной деятельностью (кроме
операций с государственными муниципальными
финансами). В Ассоциацию инвестиционных
банков США входит около 700 инвестиционных
банков.
Существенное развитие в США получили
паевые инвестиционные фонды, или трасты.
Они используются для инвестиций в активы,
которые продаются и покупаются на рынке
согласно трастовому договору, в котором
оговаривается определенный набор условий.
Паевые инвестиционные траст характеризуются
высокой устойчивостью и минимальными
рисками для инвесторов.
В начале 1970-х гг. в США появились взаимные
фонды денежного рынка. Их возникновение
связано с существовавшим в тот период
ограничениями на максимальные ставки
по депозитам для банков и сберегательных
институтов. Взаимные фонды инвестируют
средства, как правило, в краткосрочные
активы (в пределах 120 дней), не подвергающиеся
значительным колебаниям ставок процента.
Характер аккумулируемых страховыми компаниями
ресурсов позволяет использовать их для
долгосрочных производственных капиталовложений
через рынок ценных бумаг. Такими возможностями
банки, опирающиеся на сравнительно краткосрочные
привлекаемые средства, не располагают.
Поэтому страховые компании занимают
главенствующее положение на рынке капиталов.
Страхование является в современных условиях
чрезвычайно прибыльным бизнесом.
Пенсионные фонды бывают государственными
и негосударственными. Последние подразделяют
на открытые, участником которых может
стать любой гражданин, и закрытые. Наиболее
развита негосударственная пенсионная
система в США.
Разновидность кредитно - финансовых учреждений
являются так же финансовые компании.
Эти учреждения специализируются на кредитовании
отдельных отраслей, или предоставлении
определенных видов кредитов (потребительского,
инвестиционного и др.). Финансовые компании
можно разделить на 3 вида: предоставляющие
потребительский кредит; обслуживающие
систему коммерческого кредита; предоставляющие
мелкие ссуды индивидуальным заемщикам.
Юридический статус финансовых компаний
специализирующихся на кредитовании продаж
в рассрочку, позволяет им принимать от
населения депозиты, однако, отказывает
вправе называться «банковскими компаниями».
Они вынуждены конкурировать с банками,
предлагая кредиторам более высокие процентные
ставки.
Кредитные строительные кооперативы –
строительные общества, формируют капитал
из сберегательных вкладов своих членов
и выдают последним ипотечный кредит.
Еще одним видом специализированных кредитно-финансовых
институтов являются учреждения, занимающиеся
сберегательными операциями.
Существует несколько их видов. Ссудо-сберегательные
ассоциации – это учреждения со строго
ограниченными функциями. Главная форма
мобилизации средств заключается в привлечении
сбережений населения путем продажи собственных
акций. Важнейший и по сути дела единственный
вид активны операций этих учреждений
составляют ипотечный операции.
Сходной деятельностью занимаются взаимосберегательные
банки. Они принимают от населения мелкие
сбережения и инвестируют их некоторые
виды ценных бумаг. Наибольший удельный
вес в активах составляет ипотечная задолженность.
Множество других видов кредитных учреждений
(пенсионные фонды, специальные финансовые
институты и проч.) выполняют отдельные
банковские операции, но при этом не имеют
право и вынуждены конкурировать как с
последними, так и между собой.
Итак, основным государственно – монополистическим
компонентом кредитной системы США является
Федеральная резервная система, выполняющая
функции центрального банка США. Система
состоит из следующих основных элементов:
банковской системы (Федеральной резервной
системы США – ФРС, выполняющий функции
ЦБ страны, коммерческих банков, инвестиционных
банков, сберегательных банков, ссудо-сберегательных
ассоциаций) и небанковских кредитных
институтов: почтовых сберегательных
касс, финансовых компаний и других. Особое
место в современной рыночной экономике
занимают специализированные кредитно-финансовые
институты (пенсионные фонды, страховые
компании, взаимные фонды, инвестиционные
банки, ипотечные банки, ссудо-сберегательные
ассоциации и тому подобное).
Глава 4
Федеральная резервная
система США
Федеральная резервная система США
(ФРС, Federal Reserve System, FED) — независимый
финансовый орган, созданный для
выполнения функций центрального банка
и осуществления
ФРС была основана с целью стабилизации
системы денежного обращения США, жестоко
страдавшей от регулярных экономических
кризисов. Тогдашнее руководство страны
приняло решение создать единый государственный
орган, чьей задачей стало поддержание
финансовой стабильности путем регулирования
денежного обращения и влияния на рынок
ценных бумаг, а также банковского надзора.
С тех пор функции ФРС претерпели ряд изменений,
что соответствовало веяниям времени
и взглядам правящей элиты США на роль центрального
банка.
Сегодня перед ФРС ставится 4 основные
задачи:
- реализация государственной монетарной
политики путем влияния на условия денежного
обращения и кредита конечной целью, которой
является обеспечение полной занятости
и стабильных цен;
- контроль и регулирование деятельности
банковских институтов для обеспечения
безопасности и «прозрачности» национальной
финансовой системы и защиты прав клиентов
банков;
- поддержание стабильности финансовой
системы и сдерживание системных рисков,
которые могут возникнуть на финансовом
рынке;
- оказание отдельных финансовых услуг
правительству США, частным лицам и финансовым
организациям, а также иностранным официальным
учреждениям на основе управления государственной
системой перевода платежей .
Согласно закону о ФРС вся территория
США поделена на 12 резервных округов, каждый
из которых обслуживается федеральным
резервным банком данного округа. Федеральные
резервные банки (ФРБ) являются главными
оперативными звеньями ФРС, выполняя функции
центрального банка для своего округа.
Каждый из них является своего рода акционерным
обществом, акции которого принадлежат
банкам-членам из данного округа.
ФРС состоит из Совета директоров, собирающегося
на регулярные заседания в столице страны
Вашингтоне, и двенадцати Федеральных
резервных банков, расположенных в основных
городах страны. Совет директоров состоит
из семи членов, назначаемых президентом
США и утверждаемых Сенатом (верхняя палата
Конгресса США). Нынешним председателем
Совета директоров ФРС является господин Бэн
Бернанке (занимает этот пост с февраля
2006 г.). В штате аппарата Совета директоров
ФРС насчитывается 1700 сотрудников.
Федеральная Резервная Система в США состоит
из рабочих органов трёх уровней – Совет
Управляющих ФРС; 12 Федеральных Резервных
банков, наиболее важным из которых является
Федеральный резервный банк Нью-Йорка,
отвечающий за международные финансовые
операции, также входят 24 отделения федеральный
резервных банков; приблизительно 6000 банков-членов
ФРС. Кроме того, в ФРС входят как составная
часть два комитета: Федеральный Комитет
Открытого Рынка (ФКОР), который определяет
и направляет процессы купли-продажи ценных
бумаг федерального правительства США
и Федеральный Консультационный Совет.
Также ФРС выступает в качестве банкира
по отношению к Министерству финансов
США. Каждый из 12 федеральных регионов
(по одному резервному банку на регион)
обозначается буквой от A до L. Все банкноты
США содержат в серийном номере литеру
и число, соответствующие федеральному
резервному банку, впервые выпустившему
ее в обращение. Помимо федеральных функций
резервные банки выполняют функцию депозитариев
для коммерческих банков своего региона.
Федеральная резервная система проводит
денежную политику, используя следующие
механизмы:
- операции на открытом рынке – приобретение
и продажа ценных бумаг правительства
США на открытом рынке с целью контроля
за размерами резервов в депозитарной системе;
- нормативы обязательного резервирования –
изменение показателей размеров сумм,
которые коммерческие банки и другие депозитарные
институты обязаны резервировать против
депозита;
- установление ставки рефинансирования –
повышение или понижение показателя ставки
рефинансирования, устанавливаемой для коммерческих
банков и других депозитарных институтов
при заимствовании денег у федеральных
резервных банков.
ФРБ, выполняя функции центрального банка
в рамках отдельного резервного округа,
занимаются следующей деятельностью: