Косвенные налоги

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:32, контрольная работа

Краткое описание

Косвенные налоги взимаются в сфере потребления, то есть в процессе движения доходов или оборота товаров. Они включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги нередко называются налогами на потребление и предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя.

Файлы: 1 файл

моя контрольная (Автосохраненный).docx

— 89.80 Кб (Скачать)

Расчеты с бюджетом по НДС: 1) Если сумма налоговых обязательств (итог по Книге продаж) больше суммы налоговых вычетов (итога по Книге покупок), то разница подлежит уплате в бюджет (ст. 173 НК РФ). 2) Если сумма налоговых вычетов (итог по Книге покупок) больше суммы налоговых обязательств (итога по Книге продаж), то разница подлежит возмещению из бюджета (ст.176 НК РФ).

Льготы по НДС: - освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС (ст.145 НК РФ); - льготная ставка НДС (ст. 164 НК РФ); - операции, не подлежащие налогообложению (ст. 149 НК РФ); - ввоз товаров на территорию РФ, не подлежащий налогообложению (ст. 150 НК РФ).

Срок уплаты НДС:

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для  собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории РФ, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах (по месту нахождения налогового агента).

Основное правило: Уплата НДС производится по итогам каждого  налогового периода исходя из фактической  реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных  нужд, работ, оказания, в том числе  для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20 - го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

Специальные условия:

1) При ввозе товаров  на таможенную территорию РФ - сумма НДС, уплачивается в соответствии  с таможенным законодательством.

2) В случае выставления  покупателю счета - фактуры с  выделением суммы НДС лицами, не являющимися налогоплательщиками,  или налогоплательщиками, освобожденными  от исполнения обязанностей налогоплательщика,  связанных с исчислением и  уплатой НДС, а также налогоплательщиками  при реализации товаров, работ,  услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению -  по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20 - го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (декларация должна быть представлена по общим правилам).

3) в случаях реализации  работ (услуг), местом реализации  которых является территория  РФ, налогоплательщиками -  иностранными  лицами, не состоящими на учете  в налоговых органах в качестве  налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.

 

2.2 Акцизы

Акцизы — это косвенные  налоги, включаемые в цену товара и  уплачиваемые покупателями. Акцизы устанавливаются на высокорентабельную продукцию и товары, не относящиеся к товарам первой необходимости, а также на социально вредные товары. Государство использует акцизы для регулирования спроса и предложения, а также для пополнения государственного бюджета. Акцизы устанавливаются также на импортные товары в целях защиты национального потребительского рынка. Это происходит рамках реализации регулирующей функции налогов.

Акциз — федеральный косвенный налог, выступающий в форме надбавки к цене товаров, возникающий и уплачиваемый только в сфере производства. Исключением из этого правила являются акцизы по товарам, ввозимым на территорию РФ, поскольку плательщиками акцизов в данном случае выступают организации, закупившие подакцизные товары, в том числе для дальнейшей перепродажи.

Существует три  основных вида акцизов, подразделяемых в зависимости от функции, которую  они выполняют. К первой группе относятся так называемые традиционные акцизы — на алкоголь и табачные изделия. Взимание данного вида акциза преследует две основных цели: ограничение потребления вредных для здоровья продуктов и фискальная. 
Ко второй группе относятся акцизы на горюче-смазочные материалы, которые помимо фискальной функции выполняют еще и роль платежа за пользование автодорогами, и способа коррекции негативных экстерналий. Третья группа включает в себя акцизы на так называемые люксовые товары и, как правило, не имеет целенаправленной фискальной функции. В большей степени данный вид акциза призван играть перераспределительную роль, так как основными потребителями люксовых товаров являются более состоятельные граждане. Кроме того, возможно также преследование иных целей, например, поощрение трудоемких производств путем взимания акцизов с продуктов капиталоемких производств, относящихся в некоторых странах к люксовым товарам (автомобили, дорогая электроника и т.д.), поощрение местных производителей или же улучшение внешнеторгового баланса путем взимания акцизов в дополнение к таможенным пошлинам с импортных товаров.

Порядок расчета и уплаты акцизов регулируется гл. 22 НК РФ. В настоящее время подакцизными признаются товары: дизельное топливо, прямогонный бензин, бензин автомобильный, спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением спирта коньячного), моторные масла, спиртосодержащая продукция, пиво, табачная продукция, автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с),  алкогольная продукция.

Плательщики акцизов перечислены на рисунке 1.

Рисунок 1. Плательщики акцизов

Объекты налогообложения. Акцизами облагается реализация (передача) на территории РФ произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров, в том числе в следующих случаях: 1)Непосредственно продажа произведенных подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и их передача по соглашению о предоставлении отступного или новации.2)Передача произведенных подакцизных товаров па переработку на давальческой основе. 3) Передача произведенных подакцизных товаров в уставный капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также передача организацией произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (правопреемнику или наследнику) при его выходе из этой организации и передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику этого договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества. И хотя ст. 39 НК РФ указанные операции не признаются реализацией, в целях гл. 22 НК РФ они облагаются налогом. 4) Передача права собственности на произведенные подакцизные товары на безвозмездной основе, а также при натуральной оплате труда. 5)Передача произведенных подакцизных товаров в структуре организации, в том числе: для дальнейшего производства неподакцизных товаров; для использования на собственные нужды. В ряде случаев акцизами облагается реализация подакцизных товаров несобственного производства (за исключением нефтепродуктов.

С 1 января 2006 г. объектом обложения акцизом признается  получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции.

Ставки акцизов  и налоговая база. Налоговая база по подакцизным товарам определяется в зависимости от установленных ставок. Различают виды налоговых ставок, приведенные на рисунке 2.

Рисунок 2. Виды налоговых  ставок подакцизных товаров

Налогообложение подакцизных  товаров с 1 января 2012 года по 31 декабря 2014 года осуществляется по налоговым ставкам, установленным ст. 193 НК РФ. Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены адвалорные (в процентах), налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налоговая база по подакцизным товарам представлена на рисунке 3.2   

Рисунок 3. Налоговая база подакцизных товаров

Налоговым периодом признается календарный месяц. Порядок исчисления акциза определяется статьей 194 НК РФ, сроки уплаты акциза регулируются статьей 204 НК РФ.

 

 

2.3 Таможенные  пошлины

 

Таможенная пошлина — обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу, регулируется Таможенным Кодексом РФ.

Таможенная пошлина выполняет  три основные функции: а) фискальную, то есть функцию пополнения доходной части государственного бюджета (относится как к импортным, так и к экспортным пошлинам); б) протекционистскую (защитную), призванную защищать местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции (характерна для импортных пошлин); в) балансировочную, вводимую для предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (присуща экспортным пошлинам). (Ковалев)

Субъектом обложения таможенной пошлиной (налогоплательщиком) является декларант - лицо, заявляющее таможне от собственного имени перемещаемые через границу товары и транспортные средства. Декларантом может быть как лицо, непосредственно перемещающее товары, так и таможенный брокер (посредник).

Объектом обложения таможенной пошлиной могут быть таможенная стоимость, количественные показатели перемещаемых через таможенную границу товаров либо и то и другое одновременно.

Ставка налога. В соответствии с Законом "О таможенном тарифе" (ст. 3) ставки таможенных пошлин в пределах, установленных данным Законом, определяются Правительством РФ. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, непосредственно предусмотренных Законом "О таможенном тарифе".

В зависимости от направления  облагаемых товаров выделяют:

1.Импортные (ввозные) пошлины — выполняют протекционистскую функцию, защищая внутренний рынок от иностранных конкурентов. Действие ввозных пошлин не ограничивается только удорожанием импортных товаров. Они дают возможность повышать внутренние цены на отечественные товары до уровня мировых цен, увеличенных на размер таможенных платежей.

2.Экспортные (вывозные) пошлины — играют первостепенную роль в реализации фискальной функции таможенно-тарифного регулирования. На их долю приходится свыше 50 процентов от всех налогов, взимаемых таможенными органами, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти).

3.Транзитные пошлины — в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются.

В России действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара. При этом они делятся на:

1.Базовые ставки, которые применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых с Россией предусматривают режим наибольшего благоприятствования (почти все страны, поддерживающие внешнюю торговлю с Россией) и составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе;

2.Максимальные ставки, которые применяются к государствам, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режима наибольшего благоприятствования (составляют 200 % от указанных в Таможенном тарифе);

3.Преференциальные ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесённых к категории развивающихся. В настоящее время они составляют 75 % от базовых.

В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения  с которыми предусматривают режим  наиболее благоприятствуемой нации, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров  является страна, торгово-политические отношения с которой не предусматривают  режим наиболее благоприятствуемой нации, либо предоставляется обеспечение  уплаты таможенных пошлин по указанным  ставкам.

В зависимости от способа  исчисления ставок таможенные пошлины  подразделяют на:

1.Адвалорные (от лат. ad valorem — от стоимости) — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации.

2.Специфические — устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объёма, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливаются в евро, например, 0,3 евро за килограмм;

3.Комбинированные — при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм.

Особые виды таможенных пошлин:

1.Специальные — могут использоваться в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, наносящих, или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, ущемляющие интересы России; как способ пресечения недобросовестной конкуренции;

2.Антидемпинговые — предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам, что подразумевает более высокую стоимость их на рынке страны-экспортёра, чем страны-импортёра;

3.Компенсационные — вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров;

4.Сезонные — могут устанавливаться для товаров, объёмы производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция).3

Порядок предоставления тарифных льгот  определяется Правительством РФ.

 

3. Проблемы и перспективы  развития косвенного налогообложения в РФ

3.1 Анализ структуры и динамики поступления налогов в консолидированный бюджет РФ за 2011-2012 гг. и, в качестве примера, акцизов

По оперативным данным Федеральной  налоговой службы, в консолидированный  бюджет Российской Федерации в январе-августе  2012года поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 7253,3 млрд.рублей, что на 12,6% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В августе 2012года поступления в консолидированный бюджет составили 765,0 млрд.рублей и уменьшились по сравнению с предыдущим месяцем на 25,9%(таблица 3).

Таблица 3 - Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам за январь - август 2012 года(в млрд. руб.) к январю - августу 2011года (в %)

 

 

Январь-август  
2012г.

В % к  
январю-августу 2011г.

консолиди- 
рованный бюджет

в том числе

консолиди- 
рованный бюджет

в том числе

феде-ральный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

феде- 
ральный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

Всего

7253,3

3402,2

3851,1

112,6

116,7

109,2

из них:  
налог на прибыль организаций

1656,0

271,4

1384,6

102,3

113,1

100,4

налог на доходы физических лиц

1404,9

-

1404,9

114,5

-

114,5

налог на добавленную стоимость  
на товары (работы, услуги), реализуемые  
на территории Российской Федерации,  
ввозимые из Республики Беларусь и  
Республики Казахстан

1287,2

1287,2

-

106,5

106,5

-

из него налог на добавленную  
стоимость на товары (работы, услуги),  
реализуемые на территории  
Российской Федерации

1221,7

1221,7

-

106,2

106,2

-

акцизы по подакцизным  товарам  
(продукции), производимым на  
территории Российской Федерации

511,2

218,7

292,5

130,4

147,7

119,9

налоги на имущество

534,9

-

534,9

109,3

-

109,3

налоги, сборы и регулярные платежи  
за пользование природными ресурсами

1640,1

1614,8

25,3

123,0

123,3

109,1

из них налог на добычу  
полезных ископаемых

1622,6

1599,0

23,5

124,3

124,5

11

Информация о работе Косвенные налоги