Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:32, контрольная работа
Косвенные налоги взимаются в сфере потребления, то есть в процессе движения доходов или оборота товаров. Они включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги нередко называются налогами на потребление и предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя.
Окончание таблицы 2
1. Косвенное налогообложение, его значение в формировании доходов бюджета
Косвенные налоги взимаются в сфере потребления, то есть в процессе движения доходов или оборота товаров. Они включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги нередко называются налогами на потребление и предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя.
Субъектом налога в данном случае является продавец товара, выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога. Примером косвенного налогообложения служат налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины, которые относятся к федеральным налогам. Государству проще взимать косвенные налоги. Эти налоги привлекательны для государства еще и тем, что их поступления в казну напрямую не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается даже в условиях спада производства и убыточной работы предприятий.
Таким образом, косвенные налоги - это перелагаемые оборотные налоги на потребление ( в Российской Федерации как и в большинстве Европейских стран косвенные налоги выполняют фискальную функцию, то есть обеспечивают пополнение доходов бюджета).
Преимущества косвенных налогов связаны в первую очередь с их ролью в формировании доходов бюджета.
Во-первых, косвенным налогам характерно быстрое поступление. Осуществилась реализация - проводится перечисление налога в бюджет. Это, в свою очередь, дает средства для финансирования расходов, они легко поддаются учету и контролю, так как являются прямой надбавкой к цене.
Во-вторых, так как косвенными налогами охватываются товары народного потребления и услуги, то достаточно высокой есть вероятность их полного или почти полного поступления. Остановить процесс потребления товаров и услуг невозможно, так как без этого невозможна сама жизнь.
В-третьих, потребление более-менее равномерно в территориальном разрезе, а поэтому косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов. Так как нигде в мире до сих пор не удалось достигнуть равномерного развития всех регионов, то без использования косвенных налогов возникают трудности в сбалансировании местных бюджетов.
В-четвертых, косвенные налоги осуществляют существенное влияние на само государство. Используя все свои возможности и инструменты, оно должно обеспечить соответствующие условия для развития производства и сферы услуг, так как чем больше объем реализации, тем больше поступления в бюджет. Единой проблемой при этом является правильный выбор товаров для акцизного налогообложения.
В-пятых, косвенные налоги влияют на потребителей. При умелом их использовании государство может регулировать процесс потребления: изменяя размер налога на тот или иной продукт и тем самым, меняя его цену, власти могут влиять на изменение размеров его потребления. Такое регулирование должно быть гласным и открытым, так как не всегда интересы государства совпадают с интересами общества.
С точки зрения решения фискальных задач косвенные налоги всегда эффективнее прямых. Это связано с целым рядом причин. Одна из главных причин заключается в разных базах налогообложения: прибыли или дохода при прямом налогообложении, объема и структуры потребления - при косвенном. Известно, что экономическое развитие всех без исключения стран имеет циклический характер с тем или другим периодом колебаний, экономический рост чередуется спадами в экономическом развитии. Именно в период кризисного падения экономики, когда уменьшаются макроэкономические показатели развития, происходит и уменьшение базы налогообложения, что приводит при неизменных ставках к уменьшению доходов бюджета. Практика свидетельствует, что база прямых налогов является более чуткой к изменениям в экономическом развитии, чем база косвенных.
С точки зрения влияния на экономическое развитие косвенные налоги традиционно связывают с их влиянием на цены. Очевидно, что косвенные налоги осуществляют тем большее влияние на общий уровень цен, чем больший объем производимых в стране товаров они охватывают, чем выше их ставки.
2. Характеристика основных косвенных налогов
2.1 Налог на добавленную стоимость
2.1.1 Объекты налогообложения
Налог на добавленную стоимость (НДС)— косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации, относится к федеральным налогам.
В Российской Федерации
НДС взимается с 1 января 1992 года.
С 1 января 2001 года налог регламентируется
главой 21 Налогового Кодекса Российской
Федерации, теоретически
Применительно к НДС в качестве налогооблагаемого объекта выступают четыре вида операций, перечисленные в п.1. 146 статьи НК РФ:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав, в том числе на безвозмездной основе;
2) передача на территории
Российской Федерации товаров
(выполнение работ, оказание
3) выполнение строительно-
4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.1
Налоговая база по НДС определяется по каждому из вышеперечисленных четырех объектов налогообложения отдельно, в порядке, который представлен в таблице 1.
Таблица 1- Порядок определения налоговой базы по НДС
Объект налогообложения |
Налоговая база |
Правовая норма |
|
1) операции по реализации
товаров (работ, услуг) на |
Стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, указанных сторонами сделки (рыночных цен), с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них НДС . |
Пункт 1 ст. 154 НК РФ |
|
2) операции по передаче
товаров (выполнения работ, |
Стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных (а при их отсутствии - однократных) товаров (работ, услуг), действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии - исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них НДС и налога с продаж. |
Пункт 1 ст. 159 НК РФ |
|
3)Выполнение строительно- |
Стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение |
Пункт 2 ст. 159 НК РФ |
|
4) операции по ввозу
товаров на таможенную |
Сумма таможенной стоимости этих товаров, таможенной пошлины и акцизов (по подакцизным товарам и подакцизному минеральному сырью) |
Пункт 1 ст. 160 НК РФ |
|
Момент определения налоговой базы для налогоплательщиков возникает на дату, соответствующую наиболее ранней из двух дат, на которые приходится день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав или день поступления оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Таким образом, момент определения налоговой базы не будет зависеть от учетной политики, принятой налогоплательщиком. При этом вычет сумм НДС по приобретенным материальным ресурсам будет осуществляться на основании счетов-фактур при условии принятия товаров (работ, услуг) и имущественных прав на учет.
Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) устанавливается как квартал ( с 01.01.08).
Для расчета налога на добавленную стоимость предусмотрено пять размеров ставок, из них три основные ставки (0%, 10% и 18%), две - так называемые расчетные (9,09% (10/110) и 15,25% (18/118)). Система налоговых ставок представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Налоговые ставки по налогу на добавленную стоимость
Налоговая ставка |
Объект налогообложения |
|
0% |
При реализации: 1) товаров на экспорт при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ, а также работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров; 2) работ (услуг), непосредственно
связанных с перевозкой (транспортировкой)
товаров, помещенных под 3) услуг по перевозке
пассажиров и багажа при 4)товаров (работ, услуг)в
области космической 5) драгоценных металлов
налогоплательщиками, 6)товаров (работ, услуг)
для официального пользования
иностранными дипломатическими
и приравненными к ним 7) припасов, вывезенных с
территории РФ в таможенном
режиме перемещения припасов, где
припасами признаются топливо
и горюче - смазочные материалы,
которые необходимы для 8) работ (услуг) по перевозке
или транспортировке 9)построенных судов, |
|
10% |
При реализации: 1) продовольственных товаров по перечню Правительства РФ (мяса, молока, хлеба и пр.); 2) товаров для детей по перечню Правительства РФ (обувь (за исключением спортивной), одежда для детей до 14 лет (за исключением верхней), кроватки и пр.); 3) периодически печатных
изданий, за исключением 4) медицинских товаров
отечественного и зарубежного
производства, лекарственные средства
и изделия медицинского |
|
9,09% и 15,25% |
1) при исчислении НДС по приобретенным товарам, в цену которых сумма НДС уже включена; 2) при исчислении НДС
с полученных авансовых 3) при получении штрафных платежей, связанных с реализованными товарами, работами и услугами |
|
18% |
Во всех остальных случаях |
2.1.2 Плательщики налога
Субъектами налогообложения, то есть плательщиками налога на добавленную стоимость являются: 1) организации индивидуальные предприниматели, совершающие операции на территории РФ; 2) лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Следует отметить, что лица, не указанные в качестве налогоплательщиков, не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента по исчислению и уплате НДС за представляемых ими лиц.
Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе.
2.1.3 Порядок исчисления и уплата налога
Порядок исчисления НДС:
Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 ст. 166 НК РФ настоящей статьи.
То есть ∑ НДС = Налоговая база × Ставка НДС.
"Входящий" НДС ( то
есть сумма НДС,
1. К налоговому вычету по НДС формирование данных Книги покупок. Если товары, (работы, услуги) используются для производства и реализации товаров, работ, услуг реализация (передача) которых подлежит налогообложению НДС. Вычет производится на основании счетов - фактур при наличии первичных учетных документов, после оприходования товаров, работ, услуг. Другие условия применения вычетов ст. 171 - 172 НК РФ.
2. На затраты по производству и реализации товаров, (работ, услуг). Если эти товары, (работы, услуги) используются для производства и реализации товаров, работ, услуг реализация (передача) которых не подлежит налогообложению, если налогоплательщик освобожден от обязанностей плательщика НДС.
3. За счет собственных средств налогоплательщика. При несоблюдении требований для отнесения "входящего" НДС к вычету по НДС или на затраты по производству и реализации товаров, (работ, услуг). Например, при отсутствии счетов- фактур и первичных учетных документов, при отсутствии раздельного учета.