Контрольная работа по «Основы внешнеэкономической деятельности»
Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 22:11, контрольная работа
Краткое описание
1.Понятие внебюджетных фондов, их экономическая сущность и значение. Социальные и экономические фонды
Внебюджетные фонды как специфический общественный институт и как финансовая категория возникли в Российской Федерации в начале 90-х гг. XX в. одновременно с началом радикальных рыночных преобразований, с одной стороны, в процессе создания новой бюджетной системы, с другой — в рамках реформы социальной защиты населения.
С января 2000 г. сформировался
еще один финансовый поток между работодателями
и Фондом социального страхования Российской
Федерации. В соответствии с Федеральным
законом от 24 июля 1998 г. «Об обязательном
социальном страховании от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний» хозяйствующие субъекты
обязаны перечислять в Фонд страховые
взносы, дифференцированные по группам
отраслей (подотраслей) экономики с учетом
класса профессионального риска. Тарифооблагаемой
базой является начисленный по всем основаниям
доход застрахованных.
Государственные внебюджетные
фонды как общественные институты и как
часть финансовой системы появились в
Российской Федерации относительно недавно
и находятся в состоянии развития. Поэтому
деятельность фондов сопряжена с целым
рядом проблем и не обходится без недостатков.
Тем не менее на основании мирового, а
теперь и российского опыта можно утверждать,
что данная форма мобилизации и использования
государственных финансовых ресурсов
перспективна.
Контроль за поступлением страховых
взносов возложен на Пенсионный фонд РФ
и Фонд социального страхования РФ.
Средства государственных внебюджетных
фондов расходуются исключительно на
цели, определенные законодательством
Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, регулирующим их деятельность,
в соответствии с бюджетами указанных
фондов, утвержденными федеральными законами,
законами субъектов Российской Федерации.
Исполнение бюджетов государственных
внебюджетных фондов осуществляется Федеральным
казначейством.
Отчет об исполнении бюджета
государственного внебюджетного фонда
составляется органом управления фонда
и представляется Правительством РФ на
рассмотрение и утверждение Федеральному
Собранию в форме федерального закона.
Отчет об исполнении бюджета
территориального государственного внебюджетного
фонда составляется органом управления
фонда и представляется органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации
на рассмотрение и утверждение законодательному
(представительному) органу субъекта Российской
Федерации в форме закона субъекта Российской
Федерации.
Контроль за исполнением бюджетов
государственных внебюджетных фондов
осуществляется органами, обеспечивающими
контроль за исполнением бюджетов соответствующего
уровня бюджетной системы Российской
Федерации, в порядке, установленном для
соответствующих бюджетов. Такими органами
являются Счетная палата Российской Федерации,
контрольные палаты, иные законодательные
(представительские) органы субъектов
Российской Федерации и органов местного
самоуправления для проведения внешнего
аудита бюджетов, а также органы исполнительной
власти: Министерство финансов Российской
Федерации, Федеральное казначейство,
финансовые органы субъектов Российской
Федерации.
Порядок и сроки представления
отчетности государственных внебюджетных
фондов, в том числе публикуемой, определяются
в соответствии с Бюджетным кодексом Российской
Федерации для соответствующих бюджетов.
Таким образом, отчеты об исполнении
федеральных внебюджетных фондов представляются
в Счетную палату Российской Федерации
ежегодно не позднее 1 июня. Счетная палата
Российской Федерации анализирует отчеты
в течение 1,5 месяца и дает свое заключение.
Затем еще 1,5 месяца отчет и заключение
рассматриваются Государственной Думой.
Следовательно, до 1 сентября отчеты об
исполнении внебюджетных фондов должны
быть либо утверждены, либо отклонены.
Деятельность внебюджетных
фондов в Российской Федерации основана
также на соответствующих положениях
о фондах, которые утверждаются органами
исполнительной и законодательной власти.
Кроме вышеназванного Положения о Пенсионном
фонде Российской Федерации в 1993 г. были
утверждены Положение о Государственном
фонде занятости населения Российской
Федерации, Положение о территориальных
фондах обязательного медицинского страхования
Российской Федерации, в 1994 г. — Положение
о Фонде социального страхования Российской
Федерации.
Задачей Федерального и территориальных
фондов ОМС является реализация прав застрахованных
на получение бесплатной медицинской
помощи. Федеральный фонд ОМС обеспечивает
финансовую устойчивость системы, предоставляя
дотации территориальным фондам ОМС на
финансирование базовой программы ОМС.
Территориальные фонды ОМС финансируют
по среднедушевым нормативам свои филиалы
либо страховые медицинские организации.
Последние оплачивают лечебно-профилактическим
учреждениям медицинские услуги, оказанные
застрахованным.
Задачей Фонда социального
страхования РФ является финансирование
социальных пособий, компенсирующих потерю
заработка работников в связи с их временной
нетрудоспособностью (по временной нетрудоспособности,
по беременности и родам, на воспитание
детей в возрасте до 1,5 лет и др.). Фонд также
финансирует единовременные и ежемесячные
пособия в связи с производственным травматизмом
и профессиональными заболеваниями.
Пенсионное обеспечение в Российской
Федерации осуществляется в соответствии
с федеральными законами «О государственном
пенсионном обеспечении в Российской
Федерации» (от 15 декабря 2001 г.), «Об обязательном
пенсионном страховании в Российской
Федерации» (от 15 декабря 2001 г.), «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации» (от 17
декабря 2001 г.). В Российской Федерации
устанавливаются следующие виды трудовых
пенсий: по старости, по инвалидности,
по случаю потери кормильца. Размер трудовой
пенсии по старости складывается из трех
частей: базовой, страховой и накопительной.
Трудовые пенсии финансируются Пенсионным
фондом РФ в форме социального обеспечения
за счет бюджетных средств (базовая часть)
и в форме социального страхования за
счет взносов работодателей и само занятого
населения (страховая и накопительная
части).
Обязательное пенсионное страхование
организовано на основе двух принципов:
солидарного перераспределения (страховая
часть трудовой пенсии) и персонального
накопления к капитализации страховых
взносов (накопительная часть трудовой
пенсии). Законодательство предполагает
участие в обязательном пенсионном накопительном
страховании негосударственных пенсионных
фондов и управляющих компаний.
Право на пенсию по государственному
пенсионному обеспечению имеют федеральные
государственные служащие, военнослужащие,
участники ВОВ, граждане, пострадавшие
в результате радиационных и техногенных
катастроф, нетрудоспособные граждане.
Назначаются следующие виды пенсий по
государственному пенсионному обеспечению:
пенсия за выслугу лет, пенсия по старости,
пенсия по инвалидности, социальная пенсия.
Пенсии по государственному пенсионному
обеспечению финансируются за счет средств
федерального бюджета.
Создание государственных социальных
внебюджетных фондов не является единственным
направлением организации социальной
защиты в нашей стране. Согласно ч. 3 ст.
39 Конституции РФ в России поощряется
добровольное социальное страхование,
создание дополнительных форм социального
обеспечения и благотворительность. Таким
образом, предусматривается возможность
по инициативе субъектов Федерации, органов
местного самоуправления, трудовых коллективов,
общественных объединений либо граждан
за счет собственных средств предоставлять
материальную поддержку отдельным социальным
группам или гражданам в дополнение к
социальному обеспечению, гарантируемому
Конституцией РФ.
В соответствии с Указом Президента
РФ от 16 сентября 1992 г. № 1079 «О негосударственных
пенсионных фондах» для улучшения пенсионного
обеспечения граждан организации и коллективы
граждан могут учреждать пенсионные фонды,
не входящие в систему государственного
пенсионного обеспечения, и выплачивать
из них пенсии в дополнение к государственным.
Государственная Дума 8 апреля
1998 г. приняла Федеральный закон «О негосударственных
пенсионных фондах», которым утвержден
порядок создания фондов, их государственной
регистрации и лицензирования, установлены
права и обязанности вкладчиков и фондов,
способы гарантирования исполнения фондами
обязательств по негосударственному пенсионному
обеспечению населения, направления размещения
пенсионных резервов.
Итак, процесс формирования
нового звена российских государственных
финансов — внебюджетных фондов — шел
параллельно с реформированием бюджетной
системы и к настоящему моменту в основном
завершен. Но их развитие в рамках совершенствования
финансового обеспечения способов социальной
защиты граждан продолжается и должно
стать приоритетной задачей органов государственной
власти.
В Российской Федерации также
были образованы фонды межотраслевого
и отраслевого (ведомственного) назначения
на федеральном уровне для финансирования
разнообразных целевых расходов (Федеральный
и территориальные дорожные фонды, Российский
фонд технологического развития при Министерстве
науки Российской Федерации, Фонд финансирования
отраслевых и межотраслевых НИОКР и мероприятий
по освоению новых видов продукции, Фонд
финансирования НИОКР в строительном
комплексе, Фонд лесного хозяйства для
финансирования НИОКР, и т.п.), которых
в 1994 г насчитывалось порядка 301. Кроме того, создавались территориальные
(региональные и местные) внебюджетные
фонды. Задачи последних в основном сводились
к следующему: во-первых, аккумулировать
некоторые неналоговые доходы (различные
платежи и добровольные взносы); во-вторых,
расходовать средства по целевому назначению
Наибольшее распространение получили
территориальные фонды социальной поддержки
населения и фонды развития жилищного
строительства.
К концу 1990-х гг. большинство
отраслевых внебюджетных фондов было
ликвидировано либо консолидировано в
федеральный и региональные бюджеты. Причиной
данного процесса была их финансовая неустойчивость:
в условиях финансового кризиса не удалось
сформировать достаточный объем ресурсов
для финансирования целевых расходов.
Таким образом, с институциональной
точки зрения государственные внебюджетные
фонды — это совокупность самостоятельных
финансово-кредитных учреждений, учредителями
и собственниками которых являются органы
государственной власти Российской Федерации.
Если рассматривать внебюджетные фонды
как финансовую категорию, то они представляют
собой совокупность денежных распределительных
и перераспределительных отношений, в
результате которых на основе обязательных
страховых и налоговых взносов и других
доходов формируются государственные
фонды финансовых ресурсов в целях осуществления
важнейших государственных расходов,
не включенных в бюджет.
Как и бюджет, внебюджетные
фонды выполняют две функции распределительную
и контрольную. Распределительная функция
про является в процессе формирования
доходной базы фондов, когда часть текущего
ВНП перераспределяется в пользу определенных
социальны х групп населения для обеспечения
воспроизводства трудовых ресурсов, а
также поступает в отдельные секторы экономики
в целях благо приятного макроэкономического
развития или обеспечения экологического
равновесия.
Роль внебюджетных фондов в
общественном развитии в современном
мире достаточно велика и определяется
результатом действия их функций. Фонды
позволяют в определенной степени преодолеть
крупный недостаток рыночной системы
— неравное распределение дохода, когда
те, кто более всего заслужил получение
доходов, могут их не иметь, и, наоборот,
люди, внесшие незначительный вклад и
производство или какое-то дело, накапливают
огромное количество материальных и денежных
ресурсов. Внебюджетные социальные фонды
в соответствии с теорией «рыночного фиаско
и правительства»2 являются тем методом вмешательства
правительства в рыночную экономику, который
позволяет более эффективно и справедливо
распределять произведенный ВНП. Таким
образом, внебюджетные фонды содействуют
достижению социального равновесия. Социальные
внебюджетные фонды способствуют более
динамичному и качественному воспроизводству
трудовых ресурсов. Благодаря им создаются
условия возвращения в процесс производства
не трудоспособных членов общества. Работники
получают возможность больше времени
уделять воспитанию детей, заботясь об
их здоровье и образовании, тем самым повышая
качественный уровень будущих трудовых
ресурсов. Фонды финансируют затраты по
переподготовке и повышению квалификации
кадров, адекватно реагируя на изменение
конъюнктуры рынка труда, в результате
чего уравновешиваются спрос и предложение
на рабочую силу соответствующей профессии
или специальности.
Все внебюджетные фонды, независимо
от их целевого назначения, оказывают
положительное влияние на инвестиционную
ситуацию в экономике, поскольку часть
аккумулированных в них ресурсов попадает
на финансовый рынок: депозитные операции,
приобретение высоко ликвидных ценных
бумаг. Чем более мощными являются фонды,
тем значительнее их позитивное воздействие
на производство и экономический рост.
Организация деятельности внебюджетных
фондов может привести к тому, что их работа
окажет отрицательное воздействие на
макроэкономические процессы.
Рынок ценных бумаг,
его структура и функции.
В общем виде рынок ценных бумаг
можно определить как совокупность экономических
отношений по поводу выпуска и обращения
ценных бумаг между его участниками.
Номенклатура рынка ценных
бумаг соответствует не рынку какого-то
отдельного товара, а товарному рынку
в целом. Далее, если товары производятся
на заводах и фабриках, то ценные бумаги
выпускаются в обращение. Чтобы товар
дошел до своего потребителя, нужна своя
организация товародвижения, а для ценной
бумаги - своя. Товар продается один или
несколько раз, а ценная бумага может продаваться
и покупаться неограниченное число раз
и т.д. Рынок ценных бумаг
- это составная часть рынка любой страны.
Основой рынка ценных бумаг являются товарный
рынок, деньги и денежный капитал. Первый
является надстройкой над вторым, производным
по отношению к ним.
Классификация видов рынков
ценных бумаг в различных источниках литературы
различны, например, в работе Галанова
В.В. Басова А.И. «Рынок ценных бумаг» дана
следующая классификация :
международные и национальные
рынки ценных бумаг; национальные и региональные
(территориальные) рынки; рынки конкретных
видов ценных бумаг (акции, облигации и
т.д.); рынки государственных и корпоративных
(негосударственных) ценных бумаг;
рынки первичных и производных
ценных бумаг .
Миркин Я.М. в работе «Ценные
бумаги и фондовый рынок» дана классификация
рынков ценных бумаг по видам применяемых
технологий торговли, которая включает
в себя :
Кроме классификации рынков
ценных бумаг по видам применяемых технологий
торговли вышеуказанный автор предлагает
следующие классификации рынков ценных
бумаг:
по видам сделок (кассовый рынок,
форвардный рынок и т.п.); по эмитентам
(рынок ценных бумаг предприятия, рынок
государственных ценных бумаг);
по инвесторам (например, рынок
ценных бумаг, ориентированных по условиям
выпуска на молодежь в качестве инвестора,
на людей пенсионного возраста и т.п.);