Контрольная работа по «Основы внешнеэкономической деятельности»
Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 22:11, контрольная работа
Краткое описание
1.Понятие внебюджетных фондов, их экономическая сущность и значение. Социальные и экономические фонды
Внебюджетные фонды как специфический общественный институт и как финансовая категория возникли в Российской Федерации в начале 90-х гг. XX в. одновременно с началом радикальных рыночных преобразований, с одной стороны, в процессе создания новой бюджетной системы, с другой — в рамках реформы социальной защиты населения.
1.Понятие внебюджетных фондов,
их экономическая сущность и значение.
Социальные и экономические фонды
Внебюджетные фонды как специфический общественный
институт и как финансовая категория возникли
в Российской Федерации в начале 90-х гг.
XX в. одновременно с началом радикальных
рыночных преобразований, с одной стороны,
в процессе создания новой бюджетной системы,
с другой — в рамках реформы социальной
защиты населения. В этот момент в нашей
стране сложились неблагоприятные экономические
и социально-политические условия:
дезинтеграция бывшего СССР в 1991 г. с разрывом экономических связей между
бывшими республиками и ростом иммиграции
из новых государств в Россию;
системный экономический и политический кризис, сопровождавшийся сокращением
национального производства, высоким
уровнем инфляции и снижением
жизненного уровня населения;
кризис платежеспособности российских предприятий и бюджетный кризис;
социально-демографический кризис — депопуляция населения, рост нищеты, безработицы, заболеваемости и смертности и др.
С учетом опыта европейских
государств и США, свидетельствующего
о неэффективности финансирования социальных
затрат из бюджета в условиях экономического
кризиса, Правительство РФ приняло решение
о реформировании системы социальной
защиты населения России. Был ликвидирован
бюджет государственного социального
страхования, упразднен ряд социальных
статей бюджета, а взамен созданы новые
государственные финансово-кредитные
учреждения, на которые возлагается обязанность
обеспечивать финансовую гарантию конституционных
прав граждан на социальную защиту. Новые
структуры получили название государственных
внебюджетных фондов. Предполагалось,
что внебюджетные фонды в качестве инструмента
мобилизации и использования государственных
финансовых ресурсов будут иметь следующие преимущества по
сравнению с бюджетом.
1. Обеспечение целевого
использования мобилизованных доходов.
Дефицит бюджетных средств, острая
нехватка финансовых ресурсов
в хозяйстве, активное лоббирование
в Правительстве РФ интересов
определенных секторов экономики
могут привести к тому, что
имеющиеся средства будут перераспределены
в ущерб социальным статьям расходов бюджета.
Даже если это будет иметь временный характер,
социально-политическая обстановка в
связи с невыплатой пенсий, пособий может
обостриться. Внебюджетные фонды, имея
своей важнейшей целью мобилизацию целевых
денежных средств и финансирование конкретных
социальных расходов, минимизируют возможность
ущемления интересов наиболее уязвимых
в условиях рынка слоев населения.
2. Гарантия возможности
оперативного анализа и корректировки
доходов и объемов их использования,
определения дефицита (профицита) средств
бюджета фонда. Строго определенный, незначительный
по сравнению с бюджетным, круг вопросов,
находящихся в компетенции внебюджетных
фондов, позволяет им наиболее эффективно
управлять имеющимися финансовыми ресурсами.
При прогнозируемом дефиците фонды могут
прибегнуть к краткосрочному банковскому
кредиту, при наличии временно свободных
средств фонды их капитализируют (размещают
на депозитах, вкладывают в облигации
государственных займов). Таким образом
повышается степень надежности финансов
социальной защиты.
3. Возможность гибкого
управления финансовыми ресурсами
общества путем создания новых
фондов и ликвидации фондов, утративших
актуальность, в зависимости от складывающейся
макроэкономической ситуации. Внебюджетные
фонды являются более гибкими государственными
финансовыми институтами по сравнению
с бюджетом, они в меньшей степени подвержены
влиянию политической конъюнктуры, поэтому
исполнительной власти легче ими управлять.
Причем могут создаваться самые разные
по своему назначению фонды: экономические,
научные, экологические, политические
и т.п.
4. Расширение возможностей
формирования государственных доходов
по сравнению с применением
бюджетных методов. Внебюджетные фонды
при наличии ресурсов могут вкладывать
средства в надежные коммерческие проекты,
чтобы полученный доход направлять на
финансирование целевых расходов. Неоднозначный
налоговый характер платежей, поступающих
в фонды, позволяет использовать различные
способы их мобилизации. Например, можно
принять в качестве платежа векселя, корпоративные
облигации, облигации государственных
займов или организовать взаимозачет
между участниками финансовых отношений.
Государственные
внебюджетные фонды социального назначения
формировались в течение 1991—1993 гг. на основании постановлений
правительства, Верховного Совета РСФСР,
указов президента с учетом принятых федеральных
законов. Были образованы
Пенсионный фонд
Российской Федерации (введен в действие
с 1 января 1991 г.),
Фонд социального
страхования Российской Федерации (26 июля
1992 г.),
Государственный
фонд занятости населения Российской
Федерации (8 июля 1993 г.),
Федеральный и территориальные
фонды обязательного медицинского
страхования (24 февраля 1993 г.).
Государственные внебюджетные
фонды социально-страхового назначения
созданы для реализации конституционных
прав граждан.
Право на социальное
обеспечение закреплено в Конституции
нашей страны от 12 декабря
1993 г., которая провозгласила, что Российская
Федерация является социальным государством,
политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь
и свободное развитие человека (ст. 7). Конкретизация
этого положения содержится в ст. 39 Конституции
РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется
социальное обеспечение по возрасту, в
случае болезни, инвалидности, потери
кормильца, для воспитания детей и в иных
случаях, предусмотренных законом. Конституцией
устанавливаются государственные и социальные
пенсии. Поощряется добровольное социальное
страхование, организация дополнительных
форм социального обеспечения и благотворительность.
Согласно ст. 41 Конституции
РФ каждый имеет право на охрану здоровья
и медицинскую помощь. Нормы ст. 37 Конституции
РФ гарантируют гражданину Российской
Федерации защиту от безработицы.
Часть 2 ст. 39 Конституции РФ
закрепляет важное правило о том, что государственные
пенсии и социальные пособия устанавливаются
законом. Наличие соответствующих федеральных
законов является необходимой гарантией
для реализации гражданами своего конституционного
права на социальное обеспечение.
Признавая право каждого гражданина
на социальное обеспечение, Конституция
РФ одновременно возлагает на государство
обязанность создавать все необходимые
условия для осуществления этого права.
Закрепление в Конституции РФ гарантий
социального обеспечения соответствует
положениям таких международных правовых
актов, как Всеобщая декларация прав человека,
Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах, Конвенция
о правах ребенка.
На основании Закона РФ от 10
октября 1991 г. «Об основах бюджетного устройства
и бюджетного процесса в РСФСР» бюджетная
система стала представлять собой совокупность
бюджета РСФСР, республиканских бюджетов
республик в составе РСФСР, бюджетов национально-государственных
и административно-территориальных образований
РСФСР. Таким образом, действовавший ранее
в качестве целевого бюджетного фонда
фонд государственного социального страхования
был выведен из состава бюджетной системы.
Необходимо было создавать новые государственные
структуры, обеспечивающие конституционные
права граждан на социальную защиту.
Был принят Закон РСФСР от 20
ноября 1990 г. «О государственных пенсиях
в РСФСР», введенный в действие с 1 марта
1991 г. С этого момента законодательные
акты СССР, касавшиеся пенсионного обеспечения,
были отменены. Это стало началом пенсионной
реформы в нашей стране. В соответствии
со ст. 8 названного Закона выплата пенсий
осуществлялась за счет Пенсионного фонда
РСФСР.
Постановлением Президиума
ВС РСФСР 15 января 1991 г. было утверждено
Временное положение о Пенсионном фонде
РСФСР, а 27 декабря 1991 г. это Положение
было утверждено в окончательной редакции.
Фонд стал называться «Пенсионный фонд
Российской Федерации (России)».
Фонд занятости населения Российской
Федерации был образован в соответствии
с Законом РФ «О занятости населения в
Российской Федерации» (от 19 апреля 1991
г.) для формирования и контроля за целевым
использованием средств на финансирование
мероприятий по содействию занятости
населения. Фонд был призван содействовать
реализации прав граждан на полную продуктивную
и свободно избранную занятость. Фонд
занятости не являлся юридическим лицом
и действовал от имени службы занятости.
С 1 января 2001 г. фонд консолидирован в
федеральный бюджет.
Фонды ОМС образованы в соответствии
с Законом РФ «О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации» (от 28
июня 1991 г.) для реализации государственной
политики в области обязательного медицинского
страхования, которая является формой
социальной защиты интересов населения
в охране здоровья.
Указом Президента РФ от 26 июня
1992 г. № 722 «О фонде социального страхования
Российской Федерации» был образован
Фонд социального страхования Российской
Федерации в целях обеспечения государственных
гарантий в системе социального страхования
и повышения контроля за правильным и
эффективным расходованием средств социального
страхования.
Своего рода обобщающим законодательным
актом, регулирующим вопросы государственной
социальной защиты в Российской Федерации,
является Федеральный закон «Об основах
обязательного социального страхования»
(от 16 июля 1999 г.). В соответствии со ст.
16 этого Закона бюджеты фондов обязательного
социального страхования не входят в состав
федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных бюджетов,
их средства изъятию не подлежат. Вместе
с тем фонды выступают частью бюджетной
системы Российской Федерации. Согласно
Бюджетному кодексу Российской Федерации
бюджеты федеральных государственных
внебюджетных фондов находятся на первом
уровне бюджетной системы, бюджеты территориальных
государственных внебюджетных фондов
— на втором уровне (ст. 11). В соответствии с
Бюджетным кодексом Российской Федерации
государственный внебюджетный фонд
— это фонд денежных средств, образуемый
вне федерального бюджета и бюджетов субъектов
Российской Федерации и предназначенный
для реализации конституционных прав
граждан на пенсионное обеспечение, социальное
страхование, социальное обеспечение
в случае безработицы, охрану здоровья
и медицинскую помощь (ст. 13).
Проекты бюджетов государственных
внебюджетных фондов составляются органами
управления указанных фондов и представляются
органами исполнительной власти на рассмотрение
законодательных (представительных) органов
в составе документов и материалов, представляемых
одновременно с проектами соответствующих
бюджетов на очередной финансовый год.
Бюджеты государственных внебюджетных
фондов Российской Федерации рассматриваются
и утверждаются Федеральным Собранаем
в форме федеральных законов одновременно
с принятием федералького закона о федеральном
бюджете на очередной финансовый год.
Проекты бюджетов территориальных
государственных внебюджетных фондов
представляются органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
на рассмотрение законодательных (представительных)
органов субъектов Российской Федерации
одновременно с представлением проектов
законов субъектов Российской Федерации
о бюджете на очередной финансовый год
и утверждаются одновременно с принятием
законов субъектов Российской Федерации
о бюджете на очередной финансовый год.
Законом РСФСР «Об основах бюджетного
устройства и бюджетного процесса в РСФСР»
от 10 октября 1991 г. в соответствии с законодательством
к доходам внебюджетного фонда относятся
специальные целевые обязательные платежи,
отчисления от прибыли организаций, средства
бюджетов, прибыль от коммерческой деятельности,
осуществляемой фондом как юридическим
лицом, займы, полученные фондом в Банке
России или в коммерческом банке. Денежные
ресурсы государственного внебюджетного
фонда находятся в государственной собственности,
не входят в состав бюджетов, а также других
фондов и не подлежат изъятию на какие-либо
цели, кроме предусмотренных положением
о фонде. Средства фондов расходуются
по распоряжению правительства или специально
уполномоченного на это органа.
Государственные внебюджетные
фонды являются звеном государственных
финансов финансовой системы.
Более 90% доходов государственных
внебюджетных фондов формируется за счет
страховых взносов. Страховые взносы поступают
от хозяйствующих субъектов, самозанятого
населения и территориальных бюджетов
(за неработающее население) согласно
федеральному законодательству.
Плательщиками страховых взносов
являются страхователи, определяемые
в соответствии с федеральными законами
о конкретных видах обязательного социального
страхования, к которым относятся:
лица, производящие выплаты
и иные вознаграждения физическим
лицам:
а) организации;
б) индивидуальные предприниматели;
в) физические лица, не признаваемые
индивидуальными предпринимателями;
индивидуальные предприниматели,
адвокаты, нотариусы, занимающиеся
частной практикой (далее — плательщики
страховых взносов, не производящие
выплаты и иные вознаграждения
физическим лицам).
Применяются следующие
тарифы страховых взносов:
1) Пенсионный фонд Российской
Федерации — 26%;
2) Фонд социального страхования
Российской Федерации — 2,9%;