Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 23:55, дипломная работа
Создание эффективного рыночного механизма предполагает обеспечение условий для конкуренции во всех сегментах экономической системы, и, прежде всего, на рынке банковских услуг, являющемся важнейшим элементом рыночной инфраструктуры. Вместе с тем, современный этап экономического развития характеризуется активно протекающими трансформационными процессами. Рыночная система приобретает новые черты, связанные с появлением признаков постиндустриального этапа развития, новой ролью информационных технологий, глобализацией мирохозяйственных связей.
Введение.................………………...………………………………………..........3
Глава 1. Современные особенности и закономерности конкурентоспособности коммерческого банка……………9
Понятие конкурентоспособности коммерческого банка.………………………..…………….….........................................9
Особенности банковской конкуренции........…………….….........................16
Глава 2. Анализ банковской конкуренции в Кыргызской Республике.................…………….……………………………..…24
2.1 Конкурентные преимущества и позиции банка на рынке банковских услуг Кыргызской Республики.............24
2.2 Факторы конкурентоспособности.......................................………….…......29
2.3 Позиционирование банка на рынке банковских услуг …………………...31
2.4 Сравнительная характеристика конкурирующих банков в Кыргызской Республике на примере ОАО «Коммерческий Банк Кыргызстан» и ОАО «Дос Кредо Банк» за 2007-2011гг……………………………………………38
Глава 3. Актуальные проблемы банковской конкуренции и пути их решения………………………………………68
3.1 Проблемы конкурентоспособности коммерческих банков Кыргызской Республики на современном этапе……….70
3.2 Пути повышения конкурентоспособности коммерческих банков в КР…………71
Заключение
Список использованной литературы
ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Суммарные активы банков уменьшились на 13,8 процента и составили 58,6 млрд. сомов. При этом активы в иностранной валюте уменьшились на 32,5 процента, а активы в национальной валюте увеличились на 8,2 процента. Однако без учета ОАО «АзияУниверсалБанк» и четырех проблемных банков суммарные активы увеличились на 33,0 процента и составили 52,8 млрд. сомов. Прибыль банковской системы КР на 30 сентября 2011 года составила 1 417,6 млн. сомов. С начала 2011 года суммарные активы банковской системы увеличились на 12,4 %, составив 65,1 млрд. сомов (прирост на 7,2 млрд. сомов). В структуре активов доля средств, размещенных в кассах банков и их корсчетах в Национальном банке, составила 16,8% всех активов или 10,96 млрд. сомов. На 8,3% или 0,87 млрд. сомов с начала 2011 года снизился объем средств, размещенных на корреспондентских счетах в других банках, их доля в суммарных активах составила 11,0%. Объем высоколиквидных средств, размещаемых коммерческими банками в денежных средствах, краткосрочных размещениях и на корреспондентских счетах в НБКР, в совокупности повысился за 2010 год на 4,7 процента и, по состоянию на конец 2011 года, данная категория активов составила 10,4 млрд. сомов. Наблюдался также рост объема остатков кредитов клиентам на 4,8 процента, по сравнению с этим показателем в 2009 году, и рост по статье «основные средства» системы коммерческих банков на 7,1 процента. Регулятивный суммарный капитал 1 коммерческих банков снизился на 2,3 млрд. сомов, или 16,9 процента, и составил, по состоянию на конец 2010 года, 11,6 млрд. сомов. При этом оплаченный уставный капитал 2 снизился на 13,2 процента. Однако без учета ОАО «АзияУниверсалБанк» и четырех проблемных банков регулятивный суммарный капитал увеличился на 5,5 процента и составил 10,8 млрд. сомов. Суммарные обязательства коммерческих банков 3 снизились в 2010 году на 13,3 процента и составили 46,0 млрд. сомов. При этом доля обязательств в иностранной валюте в суммарных обязательствах составила 54,9 процента (на конец 2009 года – 65,9 процента). Однако без учета ОАО «АзияУниверсалБанк» и четырех проблемных банков суммарные обязательства увеличились на 43,0 процента и составили 41,5 млрд. сомов
2.2 Факторы конкурентоспособности
Детальный анализ банковской деятельности позволяет выделить следующие факторы, оказывающие решающее влияние на эффективность работы и конкурентоспособность банка. Достаточность капитала. Ввиду большой подвижности международных финансовых рынков и роста числа фирм с фиктивными балансами органы надзора придают все большее значение соблюдению стандартов Банка международных расчетов по собственному капиталу банка (отношение капитала I уровня к капиталу II уровня). Общий рейтинг по надежности. Основу для рейтинговой оценки кредитной организации участниками рынка составляют надежность базы рефинансирования и репутация данной организации. Экономия, обусловленная ростом масштаба производства. Большие начальные ассигнования и высокие производственные затраты на поддержку инфраструктуры информационных технологий, а также поиск альтернативных путей сбыта придают банковской организации характер предприятия с фиксированными затратами. Амортизация ранее приобретенного оборудования предполагает быстрейшее использование наименее эффективных единиц оборудования через снижение затрат, повышение производительности и преимущества специализации. Отсюда возникает необходимость гибкости затратных структур. Экономия, обусловленная широким профилем услуг. Комплекс преимуществ и синергетические эффекты можно получить при последовательной тщательной обработке и использовании информации о рынке и клиентах. Эффективность информационного управления можно повысить с помощью специально разработанных баз данных. Другие синергетические потенциалы (банковское страхование, связь, менеджмент и т.п.) раскрываются при совместном использовании каналов сбыта. Экспертиза рынка, отрасли и продукции. Традиционные посреднические функции банков все больше заменяются прямым использованием рынков капитала владельцами капитала и инвесторами. Поэтому банковские организации вынуждены набирать специалистов из производственной сферы и аналитиков в качестве носителей экспертных знаний для оформления, структурирования и ранжирования сделок, отобранных на фондовом рынке. Репутация является важнейшим «неосязаемым имуществом» каждого производителя финансовых услуг. В окружении банка, где отношения с клиентами складываются в ходе множества отдельных сделок, а партнерские отношения банка с клиентами недолговечны, непременным условием успеха является дифференциация в общении, отвечающая интересам клиентов. В инвестиционном банковском деле, например, репутация определяется количеством, размерами и качеством заключенных сделок, а также позицией в рейтинговой таблице. Таким образом, рост репутации, распространение информации об успехах банка в сочетании с внутрибанковской передачей сведений о репутации принадлежат к существенным факторам успеха в деле привлечения клиентов.
Стратегические цели банка. Исходя из существующих структур клиентов и услуг, а также мощности банка, в его центральном и региональных отделениях должны быть, определены виды деятельности, которые в долгосрочной перспективе обеспечат конкурентные преимущества, необходимые для получения ожидаемой доходности. Для достижения стратегических целей банка возможны три альтернативы действий: реорганизация; дезинвестиция (отступление), и развитие, или наращивание интенсивности присутствия по выбранным направлениям деятельности. Примерами реорганизации могут служить мероприятия менеджмента по затратам, сертификации по нормам Международной организации по стандартам (ISO). В рамках дезинвестиции возможен, например, выбор действий, позволяющих ограничивать и брать под контроль возврат депозитов мелким вкладчикам. Что касается развития, наращивания присутствия, то оно может быть осуществлено либо за счет наращивания активности в сферах управления имуществом (индивидуально или консолидированно), обязательств и части имущества, оставшейся после удовлетворения претензий кредиторов, либо в результате слияний и поглощений в сфере корпоративных финансов, либо, наконец, в форме первичного и публичного предложения корпоративных облигаций. [17, с 128] Банки по-разному представляют рост и развитие по всем направлениям своей деятельности, однако существует общая точка зрения на перспективы определения сферы прибыльного целевого рынка. Решающую постановку вопроса можно сформулировать так: посредством какой стратегии вхождения можно внедриться в прибыльный рынок, имея в виду комбинацию клиент--продукт--канал сбыта--регион? В общепринятых схемах классификации различают три типа стратегии вхождения в рынок, которые могут быть перенесены на специфическую постановку проблем в банковском секторе. Стратегия создания собственных учреждений подразумевает учреждение собственных филиалов, отделений и представительств банка. Стратегия кооперации позволяет банкам участвовать в освоении рынка в форме участия, стратегического альянса или совместного предприятия. Стратегия приобретения имеет несколько форм: собственно приобретения и несколько видов слияния - горизонтального, вертикального и латерального типов.
2.3
Позиционирование банка на
Позиция банка на рынке - положение, которое банк занимает на целевых рынках и которое определяется результатами его деятельности, конкурентными преимуществами и недостатками по сравнению с другими финансово-кредитными учреждениями.
В
поисках оптимального числа
Ниже, рассмотрим банковскую систему нашей страны и рейтинги коммерческих банков КР
Таблица 2.1.
Рейтинги
коммерческих банков по
№ |
Наименование банка |
Активы на 01.09.11 г., млн. сом |
Доля, % |
1 |
Юникредит Банк |
10 468 |
16,80% |
2 |
РСК |
8 617 |
13,80% |
3 |
КИКБ |
6 977 |
11,20% |
4 |
Демир Банк |
5 840 |
9,40% |
5 |
Кыргызстан |
4 246 |
6,80% |
6 |
Айыл Банк |
3 623 |
5,80% |
7 |
Залкар Банк |
3 460 |
5,50% |
8 |
БТА Банк |
3 262 |
5,20% |
9 |
Экобанк |
2 102 |
3,40% |
10 |
Халык Банк |
2 033 |
3,30% |
11 |
Аманбанк |
2 014 |
3,20% |
12 |
ФинансКредитБанк |
1 759 |
2,80% |
13 |
Бакай Банк |
1 378 |
2,20% |
14 |
БФНБП |
1 317 |
2,10% |
15 |
Казкоммерц |
1 191 |
1,90% |
16 |
Доскредобанк |
986 |
1,60% |
17 |
Толубай |
893 |
1,40% |
18 |
Банк Азии |
775 |
1,20% |
19 |
Манас Банк |
685 |
1,10% |
20 |
Кыргызкредит |
449 |
0,70% |
21 |
Иссык-Куль |
187 |
0,30% |
22 |
Акылинвестбанк |
79 |
0,10% |
Всего по БС КР |
62 340 |
100,00% |
Кредитный портфель.
В банковской системе наблюдается рост объемов кредитования реального сектора экономики. При этом, наблюдается тенденция увеличения доли долгосрочных кредитов клиентам в кредитном портфеле банковской системы. Доля специальных РППУ в кредитном портфеле НФКУ по итогам первого полугодия 2011 года снизилась и составила 2,7 процента. В банковской системе данный показатель снизился на 3,3 процентных пункта по сравнению с итогом второго полугодия 2010 года и составил 7,4 процента. ОАО «Юникредит Банк» лидирует по объему в 5 644 млн.сом (это 20,4% банковской системы) кредитного портфеля занимая первое место среди коммерческих банков, ОАО «Коммерческий Банк Кыргызстан» с показателем в 7,6% входит в пятерку лидеров. ОАО «Дос-Кредобанк» с показателем в 337млн.сом занимает лишь 16 место в системе.
Таблица 2.2.
Рейтинг коммерческих банков
КР по объему кредитного
№ |
Наименование банка |
Кредитный портфель (нетто) на 01.09.11 г., млн. сом |
Доля, % |
1 |
Юникредит Банк |
5 644 |
20,4% |
2 |
РСК |
3 204 |
11,6% |
3 |
КИКБ |
3 169 |
11,4% |
4 |
Айылбанк |
3 046 |
11,0% |
5 |
Кыргызстан |
2 094 |
7,6% |
6 |
Демир Банк |
1 914 |
6,9% |
7 |
БТА Банк |
1 707 |
6,2% |
8 |
Халык Банк |
1 030 |
3,7% |
9 |
Аманбанк |
950 |
3,4% |
10 |
Залкар Банк |
949 |
3,4% |
11 |
ФинансКредитБанк |
857 |
3,1% |
12 |
Экобанк |
778 |
2,8% |
13 |
Толубай |
555 |
2,0% |
14 |
Банк Азии |
417 |
1,5% |
15 |
Бакай Банк |
393 |
1,4% |
16 |
Доскредобанк |
337 |
1,2% |
17 |
БФНБП |
207 |
0,7% |
18 |
Манас Банк |
188 |
0,7% |
19 |
Кыргызкредит |
144 |
0,5% |
21 |
Иссык-Куль |
31 |
0,1% |
Всего по БС КР |
27 680 |
100,0% |
Депозитная база
Конкуренция на депозитном рынке начинает усиливаться с того времени когда работа в этой сфере только начинается. Это является третьей локальной причиной для проведения активной, можно даже сказать агрессивной депозитной политики коммерческими банками. Кроме этого, достаточно привлекательными для населения стали налоговые льготы (вначале оформленные как временные) при вложении средств в банковские депозиты. Физические лица освобождены от налога на доход по депозитам.
Информация о работе Конкурентоспособность коммерческих банков КР