Конкурентоспособность коммерческих банков КР

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 23:55, дипломная работа

Краткое описание

Создание эффективного рыночного механизма предполагает обеспечение условий для конкуренции во всех сегментах экономической системы, и, прежде всего, на рынке банковских услуг, являющемся важнейшим элементом рыночной инфраструктуры. Вместе с тем, современный этап экономического развития характеризуется активно протекающими трансформационными процессами. Рыночная система приобретает новые черты, связанные с появлением признаков постиндустриального этапа развития, новой ролью информационных технологий, глобализацией мирохозяйственных связей.

Оглавление

Введение.................………………...………………………………………..........3
Глава 1. Современные особенности и закономерности конкурентоспособности коммерческого банка……………9
Понятие конкурентоспособности коммерческого банка.………………………..…………….….........................................9
Особенности банковской конкуренции........…………….….........................16
Глава 2. Анализ банковской конкуренции в Кыргызской Республике.................…………….……………………………..…24
2.1 Конкурентные преимущества и позиции банка на рынке банковских услуг Кыргызской Республики.............24
2.2 Факторы конкурентоспособности.......................................………….…......29
2.3 Позиционирование банка на рынке банковских услуг …………………...31
2.4 Сравнительная характеристика конкурирующих банков в Кыргызской Республике на примере ОАО «Коммерческий Банк Кыргызстан» и ОАО «Дос Кредо Банк» за 2007-2011гг……………………………………………38
Глава 3. Актуальные проблемы банковской конкуренции и пути их решения………………………………………68
3.1 Проблемы конкурентоспособности коммерческих банков Кыргызской Республики на современном этапе……….70
3.2 Пути повышения конкурентоспособности коммерческих банков в КР…………71
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ККБ 1.docx

— 447.29 Кб (Скачать)
  • изменения в отношениях между сырьевыми и промышленно развитыми странами;
  • переход промышленно развитых стран от трудоемкого к наукоемкому производству;
  • повышение значения международного движения капитала в мировой торговле;
  • возрастание степени диверсификации деятельности многонациональных корпораций, в том числе международного инвестирования в современные предприятия и соглашения о партнерстве.
    1. Особенностью рынка банковских услуг, влияющей на формы и способы конкурентной борьбы, является активное нежелание конкурирующих субъектов испытывать на себе какое-либо регулирующее воздействие уполномоченных государственных органов. Чаще всего это делается "не по соображениям производственной необходимости, а из желания укрыть прибыли от риска или кредиторов, избежать налогообложения либо ограничительного действия законодательства в странах, где оперирует компания. Имеют здесь место и такие психологические" причины, как стремление отвести угрозу национализации, скрыть истинные размеры предприятия.
  1. Специфический характер на рынке банковских услуг приобретает такая форма ведения конкурентной борьбы, как создание объединений юридических лиц - объединений, предполагающих отношения власти и подчинения, а также разнообразные формы зависимости между участниками финансового рынка.

Специфика рынка банковских услуг состоит в том, что:

  • во-первых, используются опять-таки привлеченные, т. е. по сути дела чужие, а не собственные средства;
  • во-вторых, отношения власти и подчинения (контроля и зависимости) в данном случае приобретают исключительно денежный характер;
  • в-третьих, ответственность и иные обременительные обязанности, связанные с осуществлением права собственности, остаются на подконтрольном (зависимом) юридическом лице, в то время как хозяйственная власть и господство осуществляются в условиях отсутствия хозяйственных рисков.

В качестве основных закономерностей банковской конкуренции на современном этапе  можно назвать следующие:

  • универсализация банковской деятельности.
  • либерализация государственного регулирования банковской деятельности.
  • расширение региональной и национальной сферы деятельности кредитных институтов.
  • проникновение на банковский рынок не банков.
  • возрастание значения неценовой конкуренции.
  • глобализация банковской конкуренции.
  • усиление интенсивности банковской конкуренции – как результирующая всех названных закономерностей.

В зависимости  от отраслевой принадлежности субъектов  конкуренции принято различать  внутриотраслевую и межотраслевую  конкуренцию.

Внутриотраслевая  конкуренция - это конкуренция между  фирмами одной отрасли, производящими  аналогичные товары, которые удовлетворяют  одну и ту же потребность, но различаются  по цене, качеству, ассортименту.

Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между  предприятиями разных отраслей.

Отраслевая  структура банковского дела, с  точки зрения отдельного кредитного института банковские отрасли выступают  в качестве рынков сбыта. Основные из них: рынок кредитов (отрасль кредитование); рынок вкладов (отрасли сберегательное дело, инвестиционное посредничество); рынок услуг (отрасли расчётно-кассовое обслуживание, трастовые операции, прочие услуги). [23, с 97] Внутриотраслевая банковская конкуренция. На этапе разработки своей конкурентной стратегии каждый кредитный институт должен решить, будет ли он специализированным или универсальным, взвесить преимущества и недостатки альтернативных стратегических решений. В наши дни сложилось представление о том, что универсальные банки при прочих равных условиях обладают конкурентным преимуществом, заключающемся в возможности рассеивания риска на широкий ассортимент реализуемых товаров. [28, с 157] Внутриотраслевая конкуренция в экономике может существовать в двух основных формах: предметная и видовая конкуренция. Предметная конкуренция возникает между фирмами, выпускающими идентичные товары, которые различаются лишь качеством изготовления или даже не отличаются по качеству. Эта ситуация характерна для большинства отраслей по производству потребительских товаров. Видовая конкуренция осуществляется между предприятиями, выпускающими товары одного вида (т.е. предназначенными для одной и той же цели), но различающиеся по каким-то существенно важным параметрам. Пример: автомобили одного класса с различными по мощности двигателями.

Межотраслевая банковская конкуренция. Если внутриотраслевая конкуренция в банковском деле осуществляется между действующими в той или  иной банковской отрасли институтами, то межотраслевая конкуренция развёртывается между субъектами, интересы которых  ранее не пересекались. Межотраслевая конкуренция в экономике может осуществляться в формах конкуренции посредством перелива капитала или функциональной конкуренции (конкуренции субститутов).

Конкуренция посредством перелива капитала возникает  при смене предприятием профиля  своей деятельности или её диверсификации. Она вызывается различиями конъюнктуры  и нормы прибыли в разных отраслях. В идеале перелив капитала мог  бы приводить к выравниванию нормы  прибыли по всем отраслям. Однако на практике для перелива капитала существуют препятствия, которые в экономической  литературе получили название входных  и выходных барьеров. Входные барьеры - это препятствия для проникновения на рынок новых конкурентов. К ним относятся: экономия на масштабах производства, дифференциация продукта, потребность в значительном капитале, высокие издержки по переориентации потребителей, недоступность каналов сбыта, ограниченность доступа к источникам ресурсов, отсутствие земельных участков, высокий уровень используемых в отрасли технологий, наличие у действующих в отрасли предприятий исключительного права заниматься данным видом деятельности, патентная защита инноваций, лицензионные ограничения, недостаток опыта, противодействие существующих фирм и др. Выходные барьеры - это препятствия для попыток фирм, действующих на рынке, уйти с него. Это могут быть: необходимость списания крупных инвестиций, большие затраты по конверсии производства, нежелание утратить свой имидж, честолюбие менеджеров, противодействие правительства или профсоюзов, протесты поставщиков, клиентуры и дилеров и другие. Чем выше входные и выходные барьеры, тем меньше угроза проникновения в отрасль новых конкурентов.

Функциональная  конкуренция, в отличие от этого, не предполагает перехода в другую отрасль. Она основывается на том  факте, что совершенно разные товары, производимые предприятиями различных  отраслей, могут выполнять для  потребителя одинаковые функции  и выступать в качестве взаимозаменяемых товаров (товаров-субститутов). Так, конкурентом  производителя коньков может  быть производитель лыж в той  мере, в какой для потребителя  два вида зимнего спорта являются взаимозаменяемыми. Также взаимозаменяемыми  являются, например многие продукты питания. Наличие субститутов резко раздвигает границы рынка и ведёт к обострению межотраслевой конкуренции, поэтому при выработке конкурентной стратегии наиболее привлекательными для предпринимателя являются такие отрасли, продукция которых не имеет хороших или близких заменителей.

В зависимости  от используемых методов конкуренции  различают: ценовую и неценовую  конкуренцию.

Ценовая конкуренция осуществляется путём  изменения (как правило, снижения) цен. Неценовая конкуренция основана на улучшении качественных характеристик  товара (надёжность, долговечность, безопасность, полезный эффект, издержки потребления, внешний вид, сервисное обслуживание и др.) и проведении целенаправленной политики дифференциации продукта (включая  рекламу и меры по стимулированию сбыта). [5, с 672]

Манипулирование ценами - самый старый метод конкуренции  и самый простой с точки  зрения технического исполнения. Однако надо отметить, что ценовая конкуренция  в экономике может быть открытой (прямой) и скрытой. При открытой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают потребителей о снижении цен на свои товары. При скрытой ценовой конкуренции фирмы выпускают новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало. Необходимость государственного регулирования банковской конкуренции вызвана особым положением кредитных институтов в экономике, позволяющим существенно влиять на результаты функционирования, а также сильной зависимостью деятельности банков от психологических факторов, от доверия клиентов. Конкуренция же - это немалый риск, и существует опасность того, что утрата доверия к отдельным кредитным учреждениям, оказавшимся не в состоянии выполнять свои обязательства перед клиентами, может распространиться на систему в целом. Американские экономисты назвали это “феноменом системного риска”. А утрата доверия к кредитным институтам способна нанести экономике огромный ущерб. [17, с 128]

Во-вторых, ограниченность ценовой конкуренции  в банковском деле состоит в том, что существует предел процента, ниже которого банк уже не будет получать прибыль. Это могут позволить  себе не все и не всегда. Поэтому  современные западные банки стремятся  не конкурировать в области цен  на банковские услуги, добиваясь сохранения высоких тарифов и процентных ставок. Конкуренция всё более  принимает неценовой характер. С точки зрения клиента критериями качества банковского обслуживания являются скорость обслуживания, срочность осуществления операций, наличие ошибок и неточностей, часы работы банка, качество консультирования (глубина, активный или пассивный характер), личностная сторона отношений с банком и др. Уровень качества банковских услуг клиент сопоставляет с их ценами. Для самого банка качественный уровень работы определяют: скорость внутренних рабочих процессов, уровень издержек на исправление ошибок, эффективность рабочих процессов, уровень мотивации работников производительность труда, степень кредитного риска и др., соотносимые с уровнем затрат на производство банковских услуг. Очевидно, что в своей деятельности банк должен учитывать обе группы критериев. [17, с 128]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БАНКОВСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ В  КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

2.1  Конкурентные преимущества и  позиции банка на рынке банковских  услуг Кыргызской Республики

Исследование  рынка и собственных возможностей банка позволяет определить конкурентные преимущества банка - те материальные и нематериальные активы банка, а  также сферы деятельности, которые  стратегически важны для банка  и которые позволяют ему обойти конкурентов. Обладание конкурентными  преимуществами позволяет занять прочную  позицию на рынке.

На практике конкурентные преимущества банка могут  иметь разнообразные формы:

  1. Имидж банка

 

  1. высокое качество оказываемых услуг;

 

  1. величина уставного капитала и активов;

 

  1. наличие валютной или генеральной лицензии;

 

  1. устойчивая клиентура;

 

  1. корреспондентская сеть;

 

  1. система расчетов и спектр оказываемых услуг;

 

  1. наличие филиальной сети и перспективы ее расширения;

 

  1. действенная реклама;

 

  1. квалификация работников, грамотный менеджмент, накопленный опыт работы и т.д.

 

Основные  направления достижения конкурентных преимуществ - это дифференциация осуществляемой деятельности, расширение спектра предоставляемых  банковских услуг и снижение величины затрат, хотя могут быть и другие направления реализации конкурентных преимуществ, например, "пионерная стратегия" - ранний выход на рынок с новой услугой.

В современной  экономической ситуации не всякому  банку под силу обслуживать все  категории клиентов, зачастую это  и малоэффективно. Многие банки осознают, что надо выделить свой сегмент рынка, свой круг клиентов и развивать услуги, ориентируясь на этих клиентов, т.е. реализовывать  стратегию дифференциации.

Дифференциация  предполагает приспособление услуг  к нуждам определенных групп потребителей и клиентов банка, создание у клиента  ощущения уникальности оказываемой  ему услуги. В итоге однотипные услуги, даже в случае их полной идентичности по качеству и цене, не воспринимаются потребителями как заменители, а  рассматриваются как уникальные. Происходит формирование устойчивых потребительских  предпочтений, устойчивых связей "банк - клиент", а это затрудняет выход  на рынок новых, неизвестных финансово-кредитных  организаций.

За рубежом  широко применяется дифференциация качества однотипных услуг, в основе которой лежат разные факторы: цены (обычные и эксклюзивные); целевые  сегменты (массовые и индивидуальные услуги); каналы сбыта (услуги, предоставляемые  банковскими автоматами, отделениями  банка, консультационным центром). Дифференциация качества услуг, также как и общая ориентация на улучшение качества обслуживания клиентов, поставили перед банками проблему определения критериев качества банковского продукта. В принципе здесь возможны два подхода: с точки зрения клиентов и с точки зрения банков. С точки зрения клиентов, критериями качества банковского обслуживания являются: скорость обслуживания, срочность проведения операций, часы работы банка, наличие ошибок и неточностей в работе, качество консультирования. Клиент сопоставляет качество услуг банка с их ценами. Для банка критериями качества являются: скорость внутренних рабочих процессов, уровень затрат на исправление допущенных ошибок, производительность труда, мотивация работников банка и другие факторы, которые сопоставляются с уровнем затрат на производство банковских услуг. Очевидно, что в управленческой деятельности необходимо учитывать обе группы критериев качества. По мнению американских исследователей наиболее важным критерием для определения качества банковских услуг клиентом является квалификация обслуживающего персонала и окружение. Работа с клиентами требует от банковского специалиста не только отличной экономической подготовки, но и хорошее знание основ психологии, деловой этики, умения вести переговоры. Во многих случаях клиенту сложно или практически невозможно оценить главный измеритель качества услуг - квалификацию банкира. Поэтому велико значение окружающей обстановки и наличия дополнительных услуг: личное внимание, вежливость, отзывчивость обслуживающего персонала, общение на языке клиента, умение слушать. Для банков важна также защита своих конкурентных преимуществ - это прежде всего обеспечение режима контроля входной и выходной информации и секретности информации о внутренней деятельности. Для выявления и анализа конкурентных преимуществ полезно систематизировать информацию в виде таблицы, в которой такие факторы как: величина капитала, менеджмент, банковские технологии, качество информации, финансовые инновации, корреспондентская сеть, культура обслуживания, рекламная кампания, репутация банка, качество услуги - сравниваются с аналогичными показателями других банков. Такой анализ необходим для позицирования - определения позиций банка на рынке и его конкурентоспособности. Прежде чем рассматривать дифференцировать коммерческие банки по их основным показателям рассмотрим всю банковскую систему КР в период с 2006 по 2011гг.:

Информация о работе Конкурентоспособность коммерческих банков КР