Казначейский контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 09:26, реферат

Краткое описание

Казначейский метод имеет ряд преимуществ, поэтому в мире он очень широко распространен. Среди развитых стран, в которых он нашел свое применение, в первую очередь можно назвать США и Германию. Однако, в мировой практике существует и неказначейское (банковское) исполнение бюджета, при котором управление бюджетными средствами возлагается не исполнительную власть, а банковскую систему. Такой метод вплоть до недавнего времени применялся и в России. Качество управления финансами при неказначейской системе зависит от того, насколько эффективно работает банковская система страны, а также насколько полно и четко сформулированы условия договора на обслуживание бюджетных счетов. При определенных условиях этот метод может работать, однако в период российских экономических реформ он оказался неэффективен. Основные усилия Центрального банка были направлены на денежно-кредитное регулирование, поддержку курса рубля, а вопросы исполнения бюджета отошли на второй план. Поэтому последующее реформирование бюджетной сферы было связано с поэтапным переходом от банковского к казначейскому исполнению бюджета.

Файлы: 1 файл

казначейский контроль.docx

— 19.15 Кб (Скачать)

Казначейский  контроль.

     В России установлено казначейское  исполнение бюджетов. Это означает, что организация исполнения и исполнение бюджетов осуществляется  органами исполнительной власти. Исполнительные органы управляют счетами бюджетов, являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств. От имени и по поручению бюджетных учреждений  они осуществляют платежи за  счет средств бюджета.

    Казначейский метод имеет ряд  преимуществ, поэтому в мире  он очень широко распространен.  Среди развитых стран, в которых  он нашел свое применение, в  первую очередь можно назвать  США и Германию. Однако, в мировой практике существует и неказначейское (банковское) исполнение бюджета, при котором управление бюджетными средствами возлагается не исполнительную власть, а банковскую систему. Такой метод вплоть до недавнего времени применялся и в России. Качество управления финансами при неказначейской системе зависит от того, насколько эффективно работает банковская система страны, а также насколько полно и четко сформулированы условия договора на обслуживание бюджетных счетов. При определенных условиях этот метод может работать, однако в период российских экономических реформ он оказался неэффективен. Основные усилия Центрального банка были направлены на денежно-кредитное регулирование, поддержку курса рубля, а вопросы исполнения бюджета отошли на второй план. Поэтому последующее реформирование бюджетной сферы было связано с поэтапным переходом от банковского к казначейскому исполнению бюджета.

     Казначейство – это орган исполнительной  власти, осуществляющий исполнение  государственного бюджета. Казначейства  существуют в большинстве стран мира. К их полномочиям относится ведение операций с бюджетными средствами: регистрация поступлений в бюджет, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешения на право осуществления расходов в рамках утвержденных лимитов, осуществление платежей от имени бюджетных учреждений. Переход на казначейскую систему осуществляется в России с первой половины 90-х годов в целях повышения эффективности управления доходами и расходами, оперативности финансирования государственных программ, усиления контроля за поступлением бюджетных средств и их рациональным использованием. Основными документами, заложившими правовые основы данной системы, стали Указ Президента от 8 декабря 1992 г. и Постановление Правительства от 27 августа 1993 г.

   К числу задач,  решаемых органами  казначейства  в России, относятся:

* организация,  осуществление  и контроль за исполнением государственного бюджета, управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства;

* регулирование  финансовых  отношений между бюджетом  и  государственными внебюджетными   фондами, финансовое исполнение  этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;

* краткосрочное  прогнозирование  объемов государственных  финансовых  ресурсов, оперативное  управление  ими;

* сбор, обработка и анализ  информации  о состоянии государственных   финансов; составление отчетности  о финансовых операциях по  бюджету и о внебюджетных фондах, представление ее законодательным   и исполнительным органам власти;

* управление  и обслуживание  совместно с  Центральным банком  и другими  уполномоченными  банками внутреннего  и внешнего  долга РФ;

* разработка  методологических  материалов и  инструкций, порядка  ведения учетных  операций  по вопросам, относящимся  к  компетенции казначейства; подготовка  проекта бюджетной классификации,  учет государственной казны РФ.

    Становление казначейской  системы  происходит уже в  течение длительного  периода  времени. Этот процесс  сопровождается  рядом трудностей. Он затрагивает  интересы многих  государственных  структур и имеет  не только  сторонников, но и  противников.  Органы казначейства  представляют  интересы государства  и тем  самым ставят под контроль  деятельность других участников  бюджетного процесса. Главные распорядители   бюджетных средств утрачивают  возможность управлять финансовыми   потоками и сохраняют за собой   лишь ограниченные права, связанные   с распределением лимитов ассигнований  по подведомственным получателям.  Усиливается контроль над движением   бюджетных средств на банковских  счетах, счета федерального бюджета   изымаются из коммерческих банков. Территориальные органы казначейства  контролируют эффективность и   целевое использование финансовых  ресурсов на уровне отдельных  бюджетополучателей. Ограничиваются  права региональных органов власти  по определению направлений использования  средств федерального бюджета,  полученных в форме дотаций,  трансфертов, кредитов и займов, и др.

  Организация  казначейской  системы в разных  странах различна. В мировой практике  используются  две основные модели  – централизованная  и автономная. Централизованная  модель предполагает, что федеральное  казначейство  обслуживает счета  не только  федерального, но и  региональных  бюджетов. Для этого  может создаваться  разветвленная  система отделений  федерального  казначейства в  регионах. Подобная  модель применяется  во Франции.  Отличие автономной  модели состоит  в том, что  наряду с федеральным в ней существуют самостоятельные региональные казначейства. К их полномочиям относится ведение операций со средствами бюджетов соответствующих территорий. В качестве примеров использования такой модели можно привести Бразилию. Наличие собственной казначейской системы в регионе позволяет более полно учесть его особенности, открывает перед ним определенную свободу действий при проведении бюджетной политики. Однако, при этом на всех уровнях целесообразно использовать единые технологии учета, расчетов и платежей. Это необходимо для обеспечения единства бюджетной системы страны.

   В России органы  федерального  казначейства представляют  собой  единую централизованную  систему,  которая входит в  состав Министерства  финансов. Федеральное  казначейство  организует исполнение  и исполняет  федеральный бюджет, а при наличии  соответствующих  соглашений –  также бюджеты  субъектов федерации  и местные  бюджеты. Оно осуществляет  операции  со средствами бюджета,  открывает  и закрывает счета  для зачисления  и выдачи бюджетных  средств в Центральном банке и уполномоченных кредитных организациях, ведет лицевые счета распорядителей средств и бюджетополучателей. Казначейство ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, оно осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из бюджетных средств. К функциям казначейства относится предварительный и текущий контроль за исполнением бюджета, составление отчета о его исполнении. При выявлении нарушений оно направляет распорядителям средств, бюджетополучателям и банковским учреждениям представления с требованием об их устранении, обеспечивает контроль за выполнением этих требований. Казначейство обладает правом приостанавливать операции по лицевым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по целевому назначению. В пределах своей компетенции оно может налагать штрафы.

Система органов казначейства в России создана  по территориальному принципу и включает три уровня:

    1. Главное управление  федерального казначейства. Осуществляет  свою деятельность на федеральном  уровне. Его главной задачей является  сводный учет доходов и расходов  федерального бюджета, управление  бюджетными средств на счетах  казначейства, а также информирование  высших органов власти о ходе  исполнения федерального бюджета.  Главное управление федерального  казначейства руководит работой  нижестоящих подразделений, обеспечивает  исполнение ими принятого закона  о бюджете и получает от  них оперативную информацию о  ходе выполнения доходной и  расходной части бюджета. Возглавляет  его начальник в ранге заместителя  министра финансов;

    2. управления федерального  казначейства  по субъектам федерации;

    3. отделения федерального  казначейства  по городам, районам  и районам  в городах (кроме  городов районного  подчинения). Осуществляют формирование  доходной  части бюджета на  соответствующих  территориях, обеспечивают  целевое  финансирование расходов  по отдельным  бюджетополучателям, а также информируют  вышестоящие  органы о ходе  исполнения федерального  бюджета  на данной территории.

    Все органы  Федерального казначейства  являются  юридическими лицами. Поскольку   их основной задачей является  обеспечение исполнения закона  о бюджете, они не вправе  принимать каких-либо самостоятельных   решений об объемах, целевом   назначении доходов и расходов  или составе бюджетополучателей.

    Исполнение федерального  бюджета  осуществляется органами  казначейства  на счетах, открытых  для учета  доходов и средств в Центральном банке и его учреждениях (главных управлениях, расчетно-кассовых центрах). Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству; открывать или закрывать бюджетные счета без соответствующего его решения нельзя. В отдельных случаях казначейство может открывать счета федерального бюджета не в Центральном банке, а в других кредитных организациях (так называемых уполномоченных банках), которые определяются на конкурсной основе. Между банком и органом казначейства заключается договор на обслуживание счета. Банки несут ответственность за своевременное и правильное зачисление и списание средств по этим счетам на основании расчетно-денежных документов. По обязательствам казначейских органов банки не отвечают.

 

    Основным принципом  исполнения  бюджета является  принцип единства  кассы. Он  означает зачисление  всех доходов  и поступлений  из источников  финансирования  дефицита бюджета  на единый  бюджетный счет и  осуществление  всех предусмотренных  расходов  с единого счета.  Соблюдение  данного принципа  необходимо  для обеспечения единства  бюджетной  системы, сглаживания  неравномерности  поступления  доходов в бюджет как по времени, так и по территориям. В России бюджеты всех уровней бюджетной системы исполняются на основе принципа единства кассы.

 Все операции и средства  бюджета  отражаются в системе  балансовых  счетов Федерального  казначейства. Осуществлять какие-либо  операции  с бюджетными средствами, минуя  систему балансовых  счетов казначейства, запрещено.

    Казначейство  несет ответственность  за  правильность исполнения федерального  бюджета, ведение счетов и управление  бюджетными средствами, полноту   и своевременность зачисления  средств на счета получателей.  Оно отвечает за своевременность   представления отчетов и других  сведений, связанных с исполнением   бюджета, осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства. В сферу ответственности казначейства входит также финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, а также финансирование расходов сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств.


Информация о работе Казначейский контроль