Казенные учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:37, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение правового статуса казенных учреждений, их полномочий, правомочности и правоспособности. Все это требует отдельного рассмотрения в связи с тем, что казенное учреждение сочетает черты как федерального государственного (муниципального) учреждения, так и территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти.

Оглавление

Введение 3
Типы государственных и муниципальных учреждений по закону №83-ФЗ 5
Процесс перехода бюджетных учреждений в казенные 9
Правовое положение казенных учреждений 12
Учредитель казенного учреждения: функции и полномочия 15
Налогообложение казенных учреждений 18
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

referat_gos_finansy_Nikulnikova_V.docx

— 61.09 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

Правовое  положение казенных учреждений

 

Казенное учреждение  - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.1

Общие положения о составлении бюджетной сметы определены в ст. 221 «Бюджетная смета» БК РФ. В Федеральном законе слова «бюджетные учреждения» заменяются на «казенные учреждения». Существенными коррективами является следующее: если прежде в бюджетной смете бюджетного учреждения дополнительно могли утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения, то теперь в бюджетной смете казенного учреждения должны утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы казенного учреждения.

Бюджетная смета казенного  учреждения, являющегося органом  государственной власти (государственным  органом), органом управления государственным  внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные  полномочия главного распорядителя  бюджетных средств, утверждается руководителем  этого органа.

Казенное учреждение не является аналогом федерального государственного унитарного предприятия, а представляет собой юридическое лицо, решающее определенные задачи в ключе полномочий федерального органа исполнительного власти или органа местного самоуправления.

Казенное учреждение может  осуществлять приносящую доход деятельность только в том случае, если такое  право предусмотрено в его  учредительных документах. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет.2 Все иные виды деятельности (не указанные в учредительных документах) будут считаться незаконными.

Согласно ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы, поступающие казенному учреждению от «разрешенной коммерческой деятельности», у него не остаются, а в полном объеме поступают в доход соответствующего бюджета РФ без уплаты налогов и сборов, то есть «в полном объеме» и учитываются на отдельных лицевых счетах. Такие доходы не включаются в расчет налоговой базы по налогу на прибыль, а расходы, понесенные казенным учреждением, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, будут являться неналоговыми доходами бюджетов3.

К казенным учреждениям отнесены те учреждения, которые по определению должны содержаться за счет бюджетов всех уровней и не могут заниматься приносящей доход деятельностью. Их цель – оказание государственных (муниципальных) услуг и выполнение государственных (муниципальных) функций.

До 01.01.2012 федеральные казенные учреждения и казенные учреждения субъектов РФ и муниципальных образований могут использовать внебюджетные средства для обеспечения своей деятельности, на стимулирующие выплаты сотрудникам и развитие материально-технической и производственной базы. 

Согласно п. 19 ст. 33 Закона № 83-ФЗ для казенных учреждений устанавливаются особые условия оказания платных услуг в переходный период. Особыми условиями является наличие генерального разрешения, выдаваемого главным распорядителем бюджетных средств, на оказание платных услуг. В генеральном разрешении в обязательном порядке должны быть указаны: источники образования и направления использования внебюджетных средств; нормативно-правовые акты РФ, устанавливающие источники образования внебюджетных средств; положения устава казенного учреждения, регламентирующие порядок оказания платных услуг и виды оказываемых платных услуг; гражданско-правовые договоры, предусматривающие получение средств с целью возмещения расходов по содержанию имущества.

Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через  лицевые счета, открытые ему в  органах Федерального Казначейства.

Казенное учреждение не имеет  права получать или предоставлять  кредиты (займы), а также приобретать  ценные бумаги. Также казенное учреждение не получает бюджетные кредиты и  бюджетные субсидии4.

Отчуждать имущество либо иным способом распоряжаться им без  согласия собственника казенное учреждение также не вправе 5.

Все казенные учреждения, согласно Приказу № 92н, подлежат внесению в  Сводный реестр участников бюджетного процесса.

Ликвидация казенных учреждений имеет особенности, указанные в  ст. 19.1 Федерального закона РФ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому решение о ликвидации федерального казенного учреждения принимает Правительство РФ по представлению  федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия учредителя; решение о ликвидации казенного  учреждения субъекта РФ принимает исполнительный орган субъекта РФ; решение о ликвидации муниципального казенного учреждения принимает администрация муниципального образования. Особенностью ликвидации казенных учреждений является то, что в процессе ликвидации кредитор не имеет права требовать досрочного исполнения обязательств перед ним, а также прекращения обязательств и возмещения убытков.

Согласно ст. 4 Федерального закона РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд» казенные учреждения обязаны проводить тендеры  при любых видах закупок.

К 01.01.2012 г. в оперативном  управлении казенных учреждений остается имущество, ранее закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями, и процедуры  перерегистрации уже не потребуются. Также в связи с нормой ст. 31 Закона № 83-ФЗ не потребуется переназначать  руководителей учреждений. Казенным учреждением не потребуется проводить  процедуру перерегистрации или  повторного получения лицензий на отдельные  виды деятельности, подлежащие лицензированию. К казенным учреждениям перейдут уже имеющиеся лицензии. Кроме  того, в переходном периоде не производится перерегистрация казенного учреждения, так как требуется только внести соответствующие изменения в  его учредительные документы.

Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.

 

 

 

 

Учредитель  казенного учреждения: функции и полномочия

 

В Законе о некоммерческих организациях добавляется ст. 9.1 «Государственные, муниципальные учреждения». Из нее следует, что казенные учреждения – это один из типов государственных муниципальных учреждений. Учредительными документами казенного учреждения являются6:

    • устав (должен содержать наименование учреждения с указанием типа – казенное учреждение, сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указания о структуре, компетенции органов управления);
    • положение (в случаях, установленных законом, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ). Оно утверждается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Функции и полномочия учредителя в отношении казенного учреждения осуществляются уполномоченным органом  исполнительной власти, в ведении  которого находится это учреждение (далее – орган, осуществляющий функции  и полномочия учредителя). Учредителями казенного учреждения могут быть РФ, субъект РФ и муниципальное образование7. Учредителями не могут быть дееспособные граждане и (или) юридические лица7. Решение о создании казенного учреждения принимается в порядке, установленном:

        1. Правительством РФ – для федеральных бюджетных или казенных учреждений;
  1. высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – для бюджетных или казенных учреждений субъектов РФ;
  2. местной администрацией муниципального образования – для муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

Органами государственной  власти субъектов РФ и органами муниципальных  образований также должны быть изданы нормативные документы, устанавливающие  функции и полномочия учредителей  для подведомственных им казенных учреждений.

Постановлением Правительства  РФ от 26.07.2010 N 537 утверждено Положение об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения, согласно которому орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в установленном порядке:

  1. выполняет функции и полномочия учредителя федерального казенного учреждения при его создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации;
  2. утверждает устав федерального казенного учреждения, а также вносимые в него изменения;
  3. назначает руководителя федерального казенного учреждения и прекращает его полномочия;
  4. заключает и прекращает трудовой договор с руководителем федерального казенного учреждения;
  5. формирует и утверждает государственное задание для федерального казенного учреждения в соответствии с предусмотренными его уставом основными видами деятельности;
  6. определяет на основании правового акта перечень федеральных казенных учреждений, которым устанавливается государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) юридическим и физическим лицам (далее – государственное задание);
  7. осуществляет финансовое обеспечение деятельности федерального казенного учреждения, в том числе выполнения государственного задания в случае его утверждения;
  8. определяет порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности федерального казенного учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином
  9. устанавливает порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином;
  10. согласовывает с Росимуществом (за исключением решения в отношении федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Минобороны, Управления делами Президента РФ и Росморречфлота) распоряжение недвижимым имуществом федерального казенного учреждения (в том числе передачу его в аренду);
  11. согласовывает распоряжение движимым имуществом федерального казенного учреждения;
  12. осуществляет контроль за деятельностью федерального казенного учреждения в соответствии с законодательством РФ;
  13. осуществляет иные функции и полномочия учредителя, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

Казенное учреждение может  совершать крупные сделки только с согласия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции  и полномочия его учредителя. Ответственность за убытки, понесенные в результате совершения крупной сделки, несет руководитель казенного учреждения. Причем ответственность руководитель казенного учреждения несет вне зависимости от того, была данная сделка признана недействительной или нет. Недействительной признается такая крупная сделка, которая была совершена без согласия учредителя казенного учреждения (т.е. федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа субъекта РФ или муниципального органа власти). Сделка признается недействительной по искам либо учредителя, либо собственно казенного учреждения в том случае, если будет доказано, что контрагент по сделке знал или должен был знать об отсутствии предварительного согласия учредителя на совершение такой сделки.

Обеспечение финансово-хозяйственной  деятельности своих подведомственных казенных учреждений учредители осуществляют в рамках доведенных до них государственных или муниципальных заданий. Государственное задание будет готовиться для казенных учреждений на основании решения федерального органа исполнительной власти РФ, субъекта Федерации или муниципального образования, который осуществляет полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета. Показатели государственного задания являются основой для составления сметы казенного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Налогообложение казенных учреждений

 

В связи с созданием  нового типа некоммерческих организаций  в НК РФ предполагается внесение следующих  изменений, касающихся непосредственно  деятельности казенных учреждений.

Налог на добавленную  стоимость

Внесены уточнения в абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ, из которых следует, что при предоставлении на территории РФ казенными учреждениями в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога.

Налог на прибыль

Федеральный закон предполагает внести изменения в абз. 3 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, согласно которым к средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль, будут относиться лимиты бюджетных обязательств (бюджетные ассигнования), доведенные в установленном порядке до казенных учреждений. Средства, полученные казенными учреждениями от оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения иных государственных (муниципальных) функций, тоже не учитываются при определении налоговой базы (пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Информация о работе Казенные учреждения