Эмиссионные ценные бумаги сущность виды отличительные признаки.docx

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:53, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы. В настоящее время одной из важнейших проблем становления экономики в России является формирование рынка ценных бумаг. Международный опыт показывает, что в условиях рыночных отношений ценные бумаги выступают действенным механизмом распределения, перераспределения, а также аккумуляции временно свободных денежных средств и их направления в форме инвестиций в промышленное производство, торговлю или сферу услуг. Таким образом, рынок ценных бумаг является неотъемлемой составляющей системы функционирования механизма рыночной экономики.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..…..…… 6
1. Общие положения об эмиссии ценных бумаг.
1.1 Понятие и сущность эмиссии ценных бумаг …………………………………....10
1.2 Законодательство Российской Федерации в сфере регулирования эмиссии ценных
бумаг ………………………………………………………………………………………… 20
1.3 Понятие, правовая природа и виды акций ………………………………………....24
1.4 Понятие, правовая природа и виды облигаций……………………………………..34
2. Процедура эмиссии ценных бумаг.
2.1 Принятие решения о размещении ценных бумаг ……………………………….….41
2.2 Утверждение решения о выпуске (дополнительном
выпуске) ценных бумаг …………………………………………………………………....48
2.3 Государственная регистрация выпуска
(дополнительного выпуска) ценных бумаг………………………………………………49
2.4 Размещение ценных бумаг ……………………………………………………. ………64
2.5 Государственная регистрация отчета об итогах выпуска
(дополнительного выпуска) ценных бумаг………………………………………….……73
3. Виды эмиссий ценных бумаг
3.1 Эмиссия акций, размещаемых при учреждении
акционерного общества ………………………………………………………………….. 78
3.2 Эмиссия дополнительных акций акционерного общества,
размещаемых путем распределения среди акционеров …………………………….. ..81
3.3 Эмиссия акций, размещаемых путем конвертации
при изменении номинальной стоимости, при
изменении прав, при консолидации и дроблении …………………………………… ..89
3.4 Эмиссия ценных бумаг, размещаемых путем подписки …………………………..95
3.5 Эмиссия ценных бумаг, размещаемых путем
конвертации в них конвертируемых ценных бумаг ………………………………… 108
3.6 Эмиссия ценных бумаг при реорганизации юридических лиц …………………111
3.7 Эмиссия ценных бумаг иностранных эмитентов в РФ …………………………..122
Заключение ………………………………………………………………..….. ……..126
Список литературы ……………………………………………………………….129

Файлы: 1 файл

эмиссионные ценные бумаги сущность виды отличительные признаки.docx

— 212.62 Кб (Скачать)

Акты ФСФР России содержат ряд норм, препятствующих различному установлению прав акционеров. Так, в соответствии со Стандартами эмиссии описание в решении о выпуске акций прав, предоставляемых по каждой акции, должно соответствовать уставу акционерного общества. Несоблюдение данного условия является основанием для отказа в государственной регистрации выпуска. Обязательное условие соответствия описания прав по акциям в уставе и в решении о выпуске призвано не допустить появления выпуска акций с иными правами, нежели те, которые закреплены уставом.

 В  случае выпуска документарных  эмиссионных ценных бумаг наряду  с решением о выпуске сертификат  ценной бумаги также является  документом, удостоверяющим права,  закрепленные ценной бумагой. Важным с практической точки зрения представляется вопрос о возможном расхождении между содержанием решения о выпуске и сертификатом ценной бумаги. В этом случае закон предусматривает большую юридическую силу сертификата ценных бумаг, предоставляя владельцу право требовать осуществления прав в объеме, установленном сертификатом. Эмитент несет ответственность за несовпадение данных, содержащихся в сертификате эмиссионной ценной бумаги, с данными, содержащимися в решении о выпуске ценных бумаг, в соответствии с законодательством РФ (ст.18 ФЗ «О рынке ценных бумаг»). До настоящего времени законодательством не предусмотрена особая ответственность эмитента, что снижает эффективность применения указанной отсылочной нормы. В этом случае возможным остается возмещение эмитентом убытков по правилам ст. 15 ГК РФ.

Поскольку в соответствии с требованиями Стандартов эмиссии решение о выпуске ценных бумаг составляется в двух экземплярах (или в трех- в случае ведения регистратором реестра владельцев ценных бу маг), возможно расхождение между текстами решений. В такой ситуации истинным считается текст экземпляра решения о выпуске ценных бумаг, хранящийся в регистрирующем органе. Подобные коллизионные нормы являются четким ориентиром при разрешении возможных конфликтов.


Содержание решения о выпуске  эмиссионных ценных бумаг предусмотрено статьей 17 ФЗ «О рынке ценных бумаг». Более подробные требования к оформлению и содержанию решения о выпуске ценных бумаг предусмотрены Стандартами эмиссии. Решение о выпуске ценных бумаг утверждается на основании и в соответствии с решением об их размещении. Таким образом, решение о выпуске является документом, конкретизирующим условия и порядок выпуска ценных бумаг. Очевидно, что содержание решения о выпуске ценных бумаг не должно противоречить решению об их размещении (решению об увеличении уставного капитала).

Важным является вопрос о возможности  изменения эмитентом содержания зарегистрированного решения о выпуске ценных бумаг. Необходимость этого может возникнуть в результате изменения конъюнктуры рынка, планов и возможностей эмитента по размещению ценных бумаг. Так, экономический кризис в российской экономике стал причиной изменения порядка и срока размещения ценных бумаг отдельных эмитентов. Стандартами эмиссии установлен только один запрет в отношении изменения зарегистрированного решения о выпуске ценных бумаг. Не допускается изменение зарегистрированного решения о выпуске ценных бумаг в части объема прав по одной эмиссионной ценной бумаге. В свою очередь регистрирующий орган вправе требовать от эмитента внесения в решение о выпуске ценных бумаг изменений и (или) дополнений. Такое право реализуется путем направления эмитенту официальных уведомлений или предписаний в случае, если этого требует защита прав инвесторов.

Решение о выпуске ценных бумаг  в соответствии с требованиями закона является публичным документом, его содержание не может составлять коммерческую тайну. Согласно статье 17 ФЗ «О рынке ценных бумаг» запрещается в любой форме ограничивать доступ владельцев ценных бумаг к подлинникам зарегистрированного решения, хранящимся у эмитента или регистратора.

В случае если ведение реестра владельцев именных ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска) осуществляется регистратором или в случае обязательного централизованного хранения облигаций выпуска (дополнительного выпуска) в депозитарии, один экземпляр решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг хранится соответственно у регистратора или депозитария. В случае расхождений в тексте экземпляров решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг преимущественную силу имеет экземпляр, хранящийся в органе, осуществившем государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, с указанием даты подписания, и скрепляется печатью эмитента55.

 

2.2 Утверждение решения о выпуске 

(дополнительном  выпуске) ценных бумаг

 

Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, если иное не предусмотрено  Стандартами эмиссии, утверждается на основании и в соответствии с решением об их размещении.

В соответствии с П. 2.3.1. Стандартов эмиссии решение  о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом управления, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества.

По мнению А. Кузнецова, приведенное положение  Стандартов не вполне соответствует подп.6 п.1 ст.48 ФЗ "Об акционерных обществах", согласно которому совет директоров АО вправе принимать указанное решение только в случае, если это предусмотрено уставом общества56.

Данная  проблема требует своего разрешения на законодательном уровне.

До устранения противоречия полностью избежать неблагоприятных  последствий можно лишь в случае, если решение о выпуске (дополнительном выпуске) акций примет совет директоров, но только после внесения изменений в устав, предоставляющих ему данное право.

Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг юридического лица иной организационно-правовой формы утверждается высшим органом управления этого юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Решение о выпуске ценных бумаг  должно быть утверждено не позднее шести месяцев с момента принятия решения об их размещении. В случае пропуска указанного срока требуется новое утверждение решения о выпуске. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, если иное не предусмотрено Стандартами эмиссии, утверждается на основании и в соответствии с решением об их размещении.

Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, кроме решения о  выпуске ценных бумаг, размещенных  при учреждении акционерного общества и при реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, должно быть утверждено не позднее шести месяцев с момента принятия решения об их размещении57.

                               2.3 Государственная регистрация выпуска

(дополнительного  выпуска) ценных бумаг

 

В процессе эмиссии государственная регистрация  выпуска служит своеобразным водоразделом. Условно всю процедуру эмиссии  ценных бумаг можно разделить на две большие части: до момента государственной регистрации их выпуска и после осуществления такой регистрации. До момента государственной регистрации выпуска регистрирующие органы осуществляют предварительный контроль за соответствием действий участников эмиссионных отношений требованиям законодательства58. После регистрации одна из задач регистрирующих органов заключается в последующем контроле за соответствием действий участников эмиссионных отношений требованиям законодательства РФ, а также условиям зарегистрированных решения о выпуске и проспекта эмиссии ценных бумаг.

ФЗ «О рынке ценных бумаг» не предусматривает понятия регистрации выпуска ценных бумаг. Данный пробел восполняют Стандарты эмиссии, в соответствии с дефинитивной нормой которых под государственной регистрацией выпуска ценных бумаг понимается присвоение выпуску ценных бумаг государственного регистрационного номера59.

Необходимо отметить, что ФЗ «О рынке ценных бумаг» упоминает только о регистрации выпуска ценных бумаг, не указывая на то, является ли она государственной или нет. Напротив, Стандарты эмиссии, а также иные нормативные акты ФСФР России употребляют исключительно понятие «государственная регистрация выпуска ценных бумаг» и не иначе.

Представляется, что употребление понятия «государственная регистрация выпуска ценных бумаг» является единственно верным.

Во-первых, государственную регистрацию  выпуска ценных бумаг осуществляют федеральные органы исполнительной власти (за исключением Центрального Банка РФ, занимающего особое положение в правовой системе России).

Во-вторых, для указанных органов  осуществление государственной регистрации выпуска ценных бумаг является одним из проявлений части их административной юрисдикции. Осуществляя государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, тем самым федеральные органы исполнительной власти реализуют свои властные полномочия в сфере государственного регулирования отношений, возникающих в процессе эмиссии ценных бумаг.

Приведенных доводов вполне достаточно для того, чтобы согласиться с авторами Стандартов эмиссии в части употребления термина, имеющего несколько иную дефиницию в федеральном законе. Представляется, что использование в ФЗ «О рынке ценных бумаг» понятия «регистрация выпуска ценных бумаг» без указания на ее государственный характер является одним из упущений законодателя и должно быть исправлено путем внесения необходимых изменений и дополнений в этот закон.

Частично  недостаток в рассматриваемом термине  был устранен в более позднем  по отношению к ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Стандартам эмиссии ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Данный закон главным образом оперирует понятием «государственная регистрация выпуска ценных бумаг» (в частности, см. ст. 5,6). Однако и в нем проявилась непоследовательность законодателя. Так, в п.1 ст.9 указанного закона употреблен термин «регистрация выпуска ценных бумаг», что также является упущением в юридической технике данного нормативного акта и должно быть устранено.

ГК РФ предусматривает государственную регистрацию юридических фактов нескольких видов. Закон связывает с государственной регистрацией того или иного юридического факта возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В механизме гражданско-правового регулирования государственная регистрация юридически фактов является разновидностью юридического состава. Особая роль таких юридических составов заключается в том, что само по себе наличие юридического факта в форме действия или события при отсутствии факта их государственной регистрации не вызывает гражданско-правовых последствий60.

Отметим, что ГК РФ не упоминает о государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Обязательность такой регистрации была впервые на законодательном уровне предусмотрена в ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ст. 20 и 38 этого закона). Ранее необходимость государственной регистрации содержалась в разделе II Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденного постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 78. Можно согласиться с высказанным в литературе мнением о том, что условие о государственной регистрации выпуска ценных бумаг следует отнести к числу других необходимых требований, которые могут предъявляться к ценным бумагам только законом или в установленном им порядке (п. 1 ст. 144 ГК РФ)61.

Наиболее полно внутренняя природа, а также роль и значение какого-либо исследуемого явления раскрывается посредством изучения его функций  и преследуемых целей.

Можно выделить следующие функции государственной регистрации выпуска ценных бумаг:

  • подтверждающая;
  • фиксирующая;
  • контрольная;
  • охранительная;
  • информационная;
  • фискальная.

Подтверждающая  функция государственной регистрации  выпуска эмиссионных ценных бумаг  заключается в двух аспектах.

Во-первых, осуществление государственной  регистрации для инвесторов означает, что уполномоченный регистрирующий орган проверил информацию, содержащуюся в представленных эмитентом документах, и считает ее полной. Под полнотой информации подразумевается соответствие представленных сведений перечню и объему данных, которые должны быть раскрыты в документах согласно закону и нормативным актам ФСФР России.

Факт государственной регистрации  не может быть истолкован излишне расширительно. Нельзя утверждать, что эмитент, выпуск ценных бумаг которого прошел государственную регистрацию, не совершил каких-либо иных противоправных действий.

Важным является вопрос об ответственности  эмитента, его должностных лиц, а также государственных регистрирующих органов за информацию в документах, представленных для государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Статья 20 ФЗ «О рынке ценных бумаг» содержит отсылочную норму об ответственности за полноту и достоверность информации в документах, представленных для регистрации выпуска ценных бумаг, эмитента и должностных лиц его органов управления (в том случае, если уставом и (или) внутренними документами на этих лиц возлагается обязанность отвечать за полноту и достоверность информации).

Информация о работе Эмиссионные ценные бумаги сущность виды отличительные признаки.docx