Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:53, дипломная работа
Цель дипломной работы - исследовать теоретические основы и действующую практику формирования и использования оборотного капитала на предприятии. В соответствии с целью дипломной работы были поставлены и решены задачи:
- исследовать теоретические основы формирования и использования оборотного капитала;
- проанализировать модель формирования и использования оборотного капитала на АО «Тайма»;
Главное экономическое предназначение учета векселей (продажа банку) заключается в немедленном превращении дебиторской задолженности поставщика в деньги на его расчетном счете.
При этом поставщик теряет часть денег, выплачиваемых банку в форме дисконта. Величина дисконта определяется как разница номинальной стоимости векселя и суммы выплаты банком клиенту. Величина дисконта прямо пропорциональна числу дней со дня учета векселя до срока платежа по нему, номиналу векселя и размеру банковской учетной ставки.
Пути снижения дисконта:
Кроме продажи векселя, его можно заложить. Банк при этом требует аваля, т. е. гарантии своевременности платежа по векселю. Авалистом может выступать третье лицо или одно из лиц, подписавших вексель.
При выборе методов управления оборотным капиталом на казахстанских предприятиях интерес представляет российский опыт популярности использования различных методов.
В исследовании приняли участие 24 предприятия, представляющие 12 отраслей, среди которых были: пищевая промышленность, машиностроение, деревообрабатывающая промышленность, строительство, оптовая торговля и ряд других.
Принимая во внимание небольшое число участвовавших в исследовании предприятий, полученные в результате ответы нельзя рассматривать как, безусловно, правильные. Они помогут составить лишь общее представление об используемых на российских предприятиях методах контроля оборотного капитала.
Проведенное исследование показало, что только 63 % опрошенных предприятий осуществляют контроль оборотного капитала. Контролируют оборотный капитал все опрошенные предприятия оптовой торговли, сферы общественного питания и розничной торговли. Исследование помогло выявить основные методы контроля оборотного капитала, используемые предприятиями (таблица 4).
Таблица 4 - Наиболее используемые методы контроля оборотного капитала
№ |
Метод контроля оборотного капитала |
Процент предприятий, % |
1 |
Расчет и анализ финансовых коэффициентов |
25 % |
2 |
Планирование, контроль и анализ дебиторской задолженности |
17 % |
3 |
Планирование и контроль общего объема оборотного капитала |
13 % |
4 |
Контроль над кредиторской задолженностью,
сопоставление величин |
8 % |
5 |
Планирование и контроль запасов сырья на складах сырья/ материалов и готовой продукции |
8 % |
6 |
Контроль уровня оборотного капитала на основе БДДС |
4 % |
7 |
Методы контроля не используются |
29 % |
Результаты анализа управления дебиторской задолженностью показали, что треть участвовавших в исследовании предприятий предоставляют скидки покупателям в зависимости от срока оплаты и треть предприятий связывают срок оплаты поставленной продукции с ее объемом. 79 % всех опрошенных предприятий контролируют объем дебиторской задолженности, тогда как сроки предоставления дебиторской задолженности контролируются только 42 % предприятий.
По итогам исследования 25 % всех опрошенных предприятий применяют другие методы контроля дебиторской задолженности, среди которых: контроль очередности выплат по поставщикам, контроль поступлений по каждой группе товара (предприятия оптовой торговли), динамический контроль по каждому дебитору (горнодобывающая промышленность), контроль критического уровня задолженности по каждому дебитору (издательский бизнес).
В ходе исследования менеджерам предприятий задавался вопрос о применяемых методах воздействия на дебиторов. Результаты показали, что 38 % предприятий, в случае нарушения дебиторами своих обязательств, используют штрафные санкции и обращаются к помощи арбитражного суда, 25 % проводят переговоры с дебиторами, 25 % приостанавливают оказание услуг по заключенным договорам, 8 % изменяют ранее оговоренные условия оплаты (переход на полную или частичную предоплату при покупке продукции клиентами).
21% предприятий не применяют никаких методов воздействия на дебиторов при нарушении ими своих обязательств.
Наряду с вопросом об управлении дебиторской задолженностью менеджерам предприятий был предложен вопрос о методах управления кредиторской задолженностью. В результате выяснилось, что 54 % опрошенных предприятий не используют никаких методов управления кредиторской задолженностью. Оставшиеся предприятия применяют методы, представленные в таблице 5.
Таблица 5 - Методы управления кредиторской задолженностью
№ |
Методы управления кредиторской задолженностью |
Процент предприятий, % |
1 |
Регулярные переговоры с поставщиками об условиях поставки |
21 |
2 |
Индивидуальная работа с каждым поставщиком |
8 |
3 |
Выбор поставщиков с соответствующими условиями оплаты |
4 |
4 |
Увеличение товарного кредита и срока отсрочки платежа от поставщика на основе определения фиксированного объема месячных закупок |
4 |
5 |
Переход на оплату поставщикам после реализации продукции |
4 |
6 |
Несанкционированная задержка платежей поставщикам |
4 |
7 |
Получение скидок по объему закупаемой продукции за определенный период времени |
4 |
В качестве одного из методов управления кредиторской задолженностью в исследовании рассматривалось использование вексельной формы расчетов. Исследование показало, что векселя в своей деятельности используют 25 % опрошенных предприятий. Из всех предприятий, применяющих вексельную форму расчетов, 32 % предприятий используют векселя, в том числе и для расчетов внутри предприятия, и такой же процент предприятий использует векселя Сбербанка.
Что касается используемых предприятиями источников заемного капитала, результаты исследования показали, что 63 % предприятий используют кредиты банков, 50 % предприятий используют в качестве источника кредиторскую задолженность, 42 % - продают продукцию по предоплате, 25 % - используют другие источники заемного капитала, среди которых: кредиты физических лиц, средства инвесторов, факторинг.
Использование источников заемных средств по отраслям представлено в таблице 6.
Таблица 6 - Источники заемного капитала (по отраслям)
Отрасль |
Кредиты банков, % |
Кредиторская задолженность, % |
Авансы покупателей, % |
Другие методы, % |
|
67 |
67 |
33 |
0 |
|
100 |
50 |
25 |
25 |
|
100 |
50 |
100 |
0 |
|
50 |
0 |
50 |
0 |
|
0 |
100 |
50 |
0 |
|
67 |
33 |
67 |
33 |
|
50 |
50 |
0 |
50 |
|
100 |
50 |
50 |
50 |
|
0 |
100 |
0 |
100 |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
|
100 |
100 |
100 |
100 |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
На вопрос о достаточности собственного капитала в структуре капитала были получены следующие ответы: 25 % исследованных предприятий оптовой торговли и все исследованные предприятия, относящиеся к консалтингу, посчитали достаточной долю собственного капитала в пассивах меньше 50 %.
Итогом исследования можно считать вывод о том, что проблемы управления оборотными активами являются весьма актуальными для большинства российских предприятий, однако, на сегодняшний день, ввиду недостатка финансовых ресурсов, а также подготовленных кадров на многих предприятиях, их решению не уделяется должного внимания.
Источники формирования оборотного капитала оказывают влияние на скорость его оборота и эффективность использования. Деление оборотного капитала на собственный и заемный указывает источники происхождения и формы предоставления предприятию оборотного капитала в постоянное или временное пользование.
Собственный оборотный капитал формируется за счет собственного капитала предприятия (уставный капитал, резервный впитал, накопленный доход и др.). Величина собственного оборотного капитала определяется как разность между итогом раздела IV пассива баланса (капитал и резервы) и итогом раздела I актива баланса (внеоборотные активы).
К собственному оборотному
капиталу относят также долгосрочные
пассивы, т. е. предполагается, что долгосрочные
пассивы предназначены для
Для нормальной обеспеченности хозяйственной деятельности предприятия оборотными средствами величина их устанавливается в пределах 1/3 величины собственного капитала. Собственные оборотные средства находятся в режиме постоянного использования. Потребность предприятия в собственном оборотном капитале является объектом планирования и отражается в финансовом плане предприятия.
Заемные оборотные средства формируются в виде банковских кредитов, а также кредиторской задолженности. Они предоставляются предприятию во временное пользование. Часть из них платная (кредиты и займы), другая - бесплатная (кредиторская задолженность).
В общем виде все источники финансирования можно разделить на две группы:
- Внутреннее финансирование
(самофинансирование) - подразумевает
использование собственного
- Внешнее финансирование: его источник - заемный капитал.
Рассмотрим подробнее обе группы источников финансирования.
Внутренне финансирование
основано на использовании собственных
финансовых ресурсов (амортизация и
прибыль) и должно обеспечить процессы
самоокупаемости и
Самофинансирование
Различают самофинансирование в узком и в широком смысле. Первое - это финансирование только инвестиционной деятельности за счет собственных средств. Второе - самофинансирование не только развития предприятия, но и его текущей (операционной) деятельности. Основа самофинансирования - финансовая самостоятельность субъектов рынка.
Собственный капитал - это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов (имущества) организации и его обязательствами. Собственный капитал предприятия включает различные по своему экономическому содержанию, принципам формирования и использования источники финансовых ресурсов уставный капитал; нераспределенную прибыль; фонды специального назначения; резервный фонд; средства целевого финансирования, направленные на увеличение фондов накопления предприятия (пополнение его оборотных средств, капитальные вложения и др.).
Собственный капитал отражен в первом разделе пассива баланса. Собственный акционерный капитал характеризует источники имущества (активного капитала) обособленного субъекта и включает собственный долгосрочный и текущий капитал.
Заемный капитал - это часть капитала, используемая хозяйствующим субъектом, которая не принадлежит ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого кредита или эмиссионного займа на основе возвратности. Заемные средства могут быть кратко- и долгосрочными. Это обязательства, которые заемщик обязан погасить в течение одного года. Соответственно срокам привлечения заемного капитала подразделяются кредиторы предприятия. Краткосрочный кредитор - это обычно поставщик (продавец) продукции и держатель векселя предприятия. Сроки предоставления заемных средств, а также стоимость их привлечения формируют условия привлечения заемных средств. Формами привлекаемых заемных средств выступают финансовый (банковский и небанковский), коммерческий (в виде предоплаты, авансирования покупателями), товарный (в виде вещи, с рассрочкой платежа) и прочие формы кредитования. Основными кредиторами являются финансово-кредитные учреждения и поставщики. Внешнее финансирование может быть не только заемным, но и формировать собственный капитал предприятия в процессе дополнительной (вторичной) эмиссии акций.