Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:03, курсовая работа
Цель исследования – изучение теоретико-практической базы функционирования потребительского как фактора расширения потребительских возможностей населения, частично обуславливающего развитие национальной экономики.
Задачи исследования определяются поставленной целью в следующих направлениях:
1. Определение сущности потребительского кредита;
2. Изучение классификации потребительских кредитов;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………..…………….…………..…
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ………………………………………………….……….
1.1 Сущность потребительского кредита…………………………...…
1.2 Классификация потребительских кредитов………………...……..
1.3 Принципы кредитования……………………………………………
1.4 Этапы и организация кредитного процесса…………….…………
2 ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОСИИ............................................................................................................
2.1 Формирование и развитие потребительского кредитования в России…………………………………….…………………………….……
2.2 Правовое регулирование потребительского кредитования в РФ.….
3 АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ХОУМ КРЕДИТ ЭНД ФИНАНС БАНК»………..……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...……
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.………………………………………….………
Со стороны заемщика могут выступать только физические лица. Каких-либо разъяснений в отношении характеристики заемщика – физического лица параграф 2 главы 42 ГК РФ не дает. Однако необходимо учитывать, что договор потребительского кредита не является публичным и направлен на получение прибыли банком, который вправе отказать заемщику в случае невозможности исполнения условий договора с его стороны. Исходя из этого, можно сделать вывод, что заемщиками могут выступать дееспособные и совершеннолетние физические лица. Иные лица: несовершеннолетние, недееспособные и ограниченные в дееспособности – не могут быть признаны стороной (заемщиком) кредитного договора.
Практика подтверждает выводы – клиентом банка по операциям потребительского кредитования может стать лишь: гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, при разовой покупке потребительских товаров, а в случае открытия кредитной карты – достигший возраста 21 года и не старше 65 лет, постоянно проживающий в том регионе, где выдается кредит, имеющий заработок по постоянному месту работы и работающий на последнем месте работы не менее трех месяцев, имеющий паспорт общероссийского образца и второй документ на выбор клиента: страховое свидетельство, водительское удостоверение, заграничный паспорт, свидетельство о присвоении ИНН (идентификационного номера налогоплательщика), справку о доходах по форме 2-НДФЛ (выдается финансовой службой по месту работы) – при автокредитовании, копии листов трудовой книжки, удостоверенные печатью организации – работодателя клиента [12, с. 23].
Понятие «заемщик» не может правильно раскрыть данную сторону – участницу отношений потребительского кредитования. Более правильным следует признать понятие «заемщик-потребитель», т.е. гражданин, имеющий намерение заключить договор потребительского кредита для приобретения товаров (работ, услуг) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Необходимо
также отметить, что заключение договора
потребительского кредита, как показывает
практика, происходит путем присоединения
заемщика-потребителя к
При
этом банк заинтересован в том, чтобы
предусмотреть возможное
Таким образом, заемщик-потребитель, в качестве которого в договоре потребительского кредита выступает физическое лицо, являющееся наиболее незащищенным субъектом гражданского права, нуждается в дополнительной защите своих интересов.
Еще одну отличительную особенность потребительского кредита – целевое использование денежных средств наглядно иллюстрируют принципы осуществления потребительского кредитования [1, с. 23].
Деятельность
банка при потребительском
Типичной и непосредственной целью, основанием договора потребительского кредита как обязательства в целом является предоставление денежного капитала для временного использования. Эта типичная цель резюмируется в каждом договоре потребительского кредита.
Введение (дополнительной) цели использования потребительского кредита в содержание договора выходит за эти рамки, поскольку ограничивает возможности потребления полученных средств. Оно противоречит изначальным интересам заемщика, который предпочел бы распоряжаться ими свободно. Такая свобода может быть ограничена лишь общими рамками соблюдения правовых актов либо по соглашению сторон, например на покупку бытовой техники или оплату получения образования [5].
Дополнительная цель не упраздняет непосредственную цель: кредитор (банк) в равной мере обязан предоставить свое исполнение заемщику (физическому лицу).
В договоре потребительского кредита сосуществуют две цели: общая и дополнительная – использование потребительского кредита на личные нужды, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, - оказывающая влияние на определение юридической судьбы договора потребительского кредита.
Установление
цели при потребительском
Таким образом, принцип целевого использования предполагает под собой следующие права и обязанности сторон:
При нарушении положений договора потребительского кредита применяются нормы о целевом использовании денежных средств, установленные ст. 821 и ст. 814 ГК РФ, предусматривающие неблагоприятные последствия для заемщика, вплоть до отказа кредитора от дальнейшего его кредитования по договору.
В настоящее время формальное ограничение на использование потребительского кредита содержится в п. 2 Рекомендаций по стандартам раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов, утвержденных совместным письмом ФАС России и Центрального банка РФ от 26 мая 2005 № ИА/7235/77-Т, согласно которому целью потребительского кредита является приобретение товаров (работ, услуг) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности [10].
Ввиду указанной специфики договора потребительского кредита, незащищенности заемщика-потребителя как стороны договора, а также особой социальной значимости отношений, возникающих при потребительском кредитовании, представляется необходимым принятие специализированных нормативно-правовых актов, учитывающих специфику отношений, возникающих при потребительском кредитовании. На наш взгляд, ими должны стать Законы «О потребительском кредите» и «Об образовательных кредитах», призванные создать правовые условия для развития потребительского кредитования, обеспечить гарантии прав потребителей-заемщиков при выдаче, использовании и погашении потребительского кредита, а также механизмы защиты потребителя, в случае если его права были нарушены.
3 АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ
НА ПРИМЕРЕ ООО «ХОУМ КРЕДИТ ЭНД ФИНАНС
БАНК»
Банк Хоум Кредит – один из крупнейших участников российского рынка банковских услуг. Банк Хоум Кредит занимает лидерские позиции на рынке финансовой розницы, входит в топ-10 по объемам кредитования населения и обладает одной из крупнейших филиальных банковских сетей в России.
Вот основные значимые события в истории банка на территории России.
2002 г.:
2003 г.:
2004 г.:
2005 г.:
2006 г.:
2007 г.:
2008 г.:
«В России поражает масштаб страны. У каждого региона здесь своя специфика. И это необходимо учитывать в работе. Банковская розница в России еще не достаточно развита. Но она быстро меняется. Работа в России - это вызов, которого нет больше нигде в мире, но это и приключение, это захватывает, это интересно!» (Иван Свитек, Председатель Правления Банка Хоум Кредит)
2009 г.:
2010 г.:
2011 г.:
«Добиться
такой географической распространенности
нам удалось благодаря
«Банк Хоум Кредит прошел все этапы – безудержный рост, преодоление болезней роста, попытки выхода в сегменты, которые казались очень успешными, и отказ от них, жесткая оптимизация, новый качественный рост. Несмотря на молодой возраст, 9 лет, мы зрелая организация с колоссальным потенциалом для дальнейшего развития» (Дмитрий Мосолов, первый заместитель Председателя Правления Банка Хоум Кредит)