Поддерживать стабильность
валют и упорядоченный валютный режим
среди государств-членов, а также избегать
девальвации валют в целях получения преимущества
в конкуренции.
Оказывать помощь в создании
многосторонней системы расчетов по текущим
операциям между государствами-членами,
а также в устранении валютных ограничений,
препятствующих росту мировой торговли.
За счет временного предоставления
общих ресурсов фонда государствам-членам
при соблюдении адекватных гарантий создавать
у них состояние уверенности, обеспечивая
тем самым возможность исправления диспропорций
в их платежных балансах без применения
мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию
на национальном или международном уровне.
В соответствии с вышеизложенным сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений.
Основные задачи МВФ заключаются
в следующем:
• содействие сбалансированному
росту международной торговли;
• предоставление кредитов
странам-членам (сроком от трех до пяти
лет) для преодоления валютных трудностей,
связанных с дефицитом их платежного баланса;
• отмена валютных ограничений;
• межгосударственное валютное регулирование путем контроля за
соблюде-нием структурных принципов мировой
валютной системы, зафиксированных в Уставе
фонда.
Возможность получить кредит
МВФ ограничена следующими условиями:
• лимитируется размер заимствования
страны в зависимости от ее квоты;
•фонд предъявляет определенные
требования, иногда жесткие, к стране-заемщице,
которая должна выполнить макроэкономическую
стабилизационную программу. Это позволяет
Фонду воздействовать на экономику стран-должников.
Новым явлением с середины 80-х
гг. стал отказ МВФ и МБРР от рекомендации
развивающимся странам монетаристской
политики, в условиях экономического спада
еще более усиливающей его. Стабилизационные
программы стали базироваться также и
на концепции «экономики предложения»
и направлены на развитие производства,
проведение экономических реформ, нейтрализацию
их негативных социальных последствий.
Курс МВФ на ускорение приватизации, экономических реформ, либерализации цен и внешнеэкономической
деятельно-сти в России усилил негативные
последствия шокового перехода к рыночной
экономике (экономический спад, инфляция,
банкротства, неплатежи, коррупция и т.д.).
Основные механизмы кредитования
1. Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую
страна-член может приобрести в МВФ в пределах
25 % квоты, называлась до Ямайского соглашения
«золотой», с 1978 г. — резервной долей (Reserve
Tranche). Резервная доля определяется как
превышение величины квоты страны-члена
над суммой, находящейся на счете Фонда
национальной валюты данной страны. Если
МВФ использует часть национальной валюты
страны-члена для предоставления кредита
другим странам, то резервная доля такой
страны соответственно увеличивается.
Непогашенная сумма займов, предоставленных
страной-членом Фонду в рамках кредитных
соглашений ГСЗ и НСЗ, образует её кредитную
позицию. Резервная доля и кредитная позиция
вместе составляют «резервную позицию»
страны — члена МВФ.
2. Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые
могут быть приобретены страной-членом
сверх резервной доли (в случае её полного
использования авуары МВФ
в валюте страны достигают 100 % квоты), делятся
на четыре кредитные доли, или транша (Credit
Tranches), составляющие по 25 % квоты. Доступ
стран-членов к кредитным ресурсам МВФ
в рамках кредитных долей ограничен: сумма
валюты страны в активах МВФ не может превышать
200 % её квоты (включая 75 % квоты, внесенных
по подписке). Таким образом, предельная
сумма кредита, которую страна может получить
у Фонда в результате использования резервной
и кредитных долей, составляет 125 % её квоты.
Однако устав предоставляет МВФ право
приостанавливать это ограничение. На
этом основании ресурсы Фонда во многих
случаях используются в размерах, превышающих
зафиксированный в уставе предел. Поэтому
понятие «верхние кредитные доли» (Upper
Credit Tranches) стало означать не только 75 % квоты,
как в ранний период деятельности МВФ,
а суммы, превосходящие первую кредитную
долю.
3. Договоренности о резервных кредитах
стэнд-бай (англ. Stand-by
Arrangements) (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию
того, что в пределах определённой суммы
и в течение срока действия договоренности
при соблюдении оговоренных условий страна
может беспрепятственно получать иностранную
валюту от МВФ в обмен на национальную.
Подобная практика предоставления кредитов
представляет собой открытие кредитной
линии. Если использование первой кредитной
доли может быть осуществлено в форме
прямой покупки иностранной валюты после
одобрения Фондом её запроса, то выделение
средств в счёт верхних кредитных долей
обычно проводится посредством договоренностей
со странами-членами о резервных кредитах.
С 50-х и до середины 70-х годов соглашения
о кредитах стэнд-бай имели срок до года,
с 1977 года — до 18 месяцев и даже до 3 лет
в связи с увеличением дефицитов платежных
балансов.
4. Механизм расширенного кредитования (англ. Extended
Fund Facility) (с 1974 г.) дополнил резервную и кредитные
доли. Он предназначен для предоставления
кредитов на более длительные сроки и
в больших размерах по отношению к квотам,
чем в рамках обычных кредитных долей.
Основанием для обращения страны к МВФ
с просьбой о предоставлении кредита в
рамках расширенного кредитования является
серьёзное нарушение равновесия платёжного
баланса, вызванное неблагоприятными
структурными изменениями производства,
торговли или цен. Расширенные кредиты
обычно предоставляются на три года, при
необходимости — до четырёх лет, определёнными
порциями (траншами)
через установленные промежутки времени —
раз в полугодие, ежеквартально или (в
некоторых случаях) помесячно.
Главным назначением кредитов стэнд-бай
и расширенных кредитов является
содействие странам — членам МВФ в осуществлении
макроэкономических стабилизационных
программ или структурных реформ. Фонд
требует от страны — заемщицы выполнения
определённых условий, причём степень
их жёсткости нарастает по мере перехода
от одной кредитной доли к другой. Некоторые
условия должны быть выполнены до получения
кредита. Обязательства страны- заемщицы,
предусматривающие проведение ею соответствующих
финансово-экономических мероприятий,
фиксируются в «Письме
о намерениях» (Letter of intent) или Меморандуме об экономической
и финансовой политике (Memorandum of Economic and
Financial Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения
обязательств страной — получателем кредита
контролируется путём периодической оценки
предусмотренных договоренностью специальных
целевых критериев реализации (Performance
criteria). Эти критерии могут быть либо количественными,
относящимися к определённым макроэкономическим
показателям, либо структурными, отражающими
институциональные изменения. Если МВФ
сочтет, что страна использует кредит
в противоречии с целями Фонда, не выполняет
взятых обязательств, он может ограничить
её кредитование, отказать в предоставлении
очередного транша. Таким образом, этот
механизм позволяет МВФ оказывать экономическое
давление на страны — заемщицы.
В отличие от Всемирного
банка, деятельность МВФ сосредоточена на
относительно кратковременных макроэкономических
кризисах. Всемирный банк предоставляет
кредиты только бедным странам, МВФ может
давать кредиты любой из своих стран-членов,
которая испытывает нехватку иностранной
валюты для покрытия краткосрочных финансовых
обязательств.
ΙΙ. Международный банк
реконструкции и развития.
2.1Международная ассоциация
развития (МАР)
Международная ассоциация
развития (МАР), является членом Группы
Всемирного Банка. В МАР входят 160 государств-членов.
Местопребывание - Вашингтон (США). Ее основными
функциями является предоставление долгосрочных
беспроцентных ссуд беднейшим из развивающихся
стран. Эти займы направлены на снижения
уровня бедности и содействие экономическому
росту в странах-заемщиках.
Международный Банк
Реконструкции и Разработки, более известный
как Всемирный Банк, был основан в 1944, когда
первоочередная задача состояла в том,
чтобы помочь Европе поправиться от разорения,
принесенного Второй Мировой войной. После
восстановления Европы, Банк направил
свое внимание на развивающиеся страны.
Уже в пятидесятых годах стало ясно, что
беднейшие развивающиеся страны не могли
позволить себе заимствовать необходимые
для развития финансовые средства на условиях,
предлагаемых Банком.
Группа государств-членов
Банка предложила создать Агентство, которое
могло бы предоставлять беднейшим странам
средства на длительный срок. Было решено
назвать новый институт Международной
Ассоциацией Развития. Однако учредители
желали, чтобы принципы работы МАР основывались
на строгой дисциплине Всемирного банка.
Исходя из этой посылки, Президент США
Дуайт Эзенхауэр (Dwight D. Eisenhower) внес предложение,
поддержанное остальными участниками,
о необходимости вхождения МАР в состав
Всемирного банка.
Устав МАР (Articles of Agreement)
вступил в силу в 1960 г. Первое решение о
предоставлении кредитов Гондурасу, Индии,
Судану и Чили было принято в 1961 г.
МБРР и МАР работают
параллельно. Они совместно используют
единый штат, единое руководство, отчитываются
одному и тому же Президенту и используют
одинаковые стандарты при оценке проектов.
Различие состоит лишь в условиях кредитования
и источниках финансирования. Прежде чем
стать членом МАР, государство должно
стать членом МБРР.
Как уже отмечалось
выше, МАР предоставляет займы только
беднейшим странам (годовой доход на душу
населения не более $925), которые не могут
заимствовать у МБРР на обычных для него
условиях.
В настоящее время
насчитывается 80 стран, входящих в эту
категорию. В них проживает около 3.2 миллиардов
человек (65 процентов от общей численности
населения развивающихся стран). Приблизительно
1.2 миллиарда этих людей имеют ежедневный
доход менее $1.
Когда Валовой национальный
продукт страны превышает порог приемлемый
для МАР, государство не может более получать
беспроцентные кредиты МАР. В дальнейшем
оно уже может заимствовать у МБРР на условиях
выплаты процентов.
Ссуды МАР выдаются
на 35 или 40 лет с 10-летним льготным периодом.
При подобных заимствованиях проценты не начисляются, однако
предусматривает-ся оплата услуг (в настоящее
время - 0.75 процентов).
Начиная с 1960 г., МАР
предоставила почти $97 миллиардов приблизительно
90 странам. Это составляет около $6 миллиардов
в год.
Средства МАР распределены
между странами-заемщиками в соответствии
с их относительными размерами, уровнем
дохода и успешностью реализации ранее
инициированных проектов. Примерно 45-50
процентов от объема ссуд МАР приходится
на страны Африки (район Сахары). Большинство
остальных средств идет в азиатские страны,
такие как Бангладеш, Индия, Вьетнам, Пакистан
и Непал. Остальные ссуды предоставляются
Китаю и более бедным государствам Латинской
Америки, Карибского бассейна, Ближнего
Востока, Европы и Центральной Азии.
В то время как МБРР
собирает большинство своих фондов на
мировых финансовых рынках, МАР финансируется
в значительной степени за счет вкладов
Правительств более богатых государств-членов.
МАР периодически испытывает кризис в
связи с быстрым истощением своих финансовых
ресурсов, которые в отличие от МБРР формируются
не за счет облигационных займов на мировом
финансовом рынке, а в основном за счет
государственных взносов стран-членов,
прежде всего США и других крупных доноров.
В середине 1993 г. общая сумма подписного
капитала и взносов в МАР составила около
73 млрд. долл. Общее количество собранных
МАР с начала своего функционирования
средств составляет около 91 миллиарда
долларов США. Источникам дополнительных
средств являются также прибыль МБРР и
выплат заемщиков более ранних кредитов
МАР.
Фонды МАР пополняются
донорами каждые три года. 11-ое Пополнение
(IDA11) финансирует проекты в течение трех
лет, начинающиеся с 1 июля 1996. Средства
IDA11 позволят МАР предоставлять займов
на общую сумму около $22 миллиардов, из
которых $11 миллиардов обеспечиваются
странами-донорами.
Самые большие взносы
в IDA11 были сделаны Соединенными Штатами,
Японией, Германией, Францией, Великобританией
и Италией. Несколько меньше богатых стран
также внесли достаточно большие вклады.
Турция и Корея, являвшиеся заемщиками
МАР, в настоящее время входят в число
доноров. Донорами также являются страны,
продолжающие заимствовать у МБРР - Аргентина,
Ботсвана, Бразилия, Чешская Республика,
Венгрия, Мексика, Польша, Россия и Южная
Африка. В число предоставивших средства
в IDA11 входят также Австралия, Австрия,
Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Греция,
Исландия, Ирландия, Кувейт, Люксембург,
Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия,
Португалия, Саудовская Аравия, Испания,
Швеция, и Швейцария.
МАР борется с бедностью
при помощи широкого диапазона проектов,
включая проекты в области сельского хозяйства
(26 %), социального обеспечения (здравоохранение,
народонаселение, образование и водопользование)
(26 %) и развития инфраструктуры (22 %). МАР
также консультирует правительства о
наилучших способах интенсификации экономического
роста.
Хотя МАР внешне выглядит
филантропическим институтом, фактически
ее деятельность в конечном счете поощряет
экспорт товаров из ПРС. Кредиты МАР, как
и МБРР, направляются в основном на развитие
инфраструктуры, причем не только экономической,
но и социальной; однако с 70-х годов в ее
кредитной политике все больший приоритет
отдается сельскому хозяйству. В развивающихся
странах, на которые приходится до 90% прироста
мирового населения, наиболее остро стоит
проблема самообеспечения основными продуктами
питания. В сельском хозяйстве этих стран
занято от 50 до 80% их населения, причем
сельское население является наиболее
быстрорастущим и экономически отсталым.