Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 12:48, реферат
Теоретические основы
Определение государственного долга закреплено ст.97 БК РФ: «Государственным долгом являются долговые обязательства государства перед физическими и юридическими лицами,иностранными государствами,международными орга анизациями и иными субъектами международного права,включая обязательства по государственным гарантиям,предоставленным Российской Федерацией»
Государственный долг представляет собой сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату за определенный срок.
Долговыми обязательствами являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.
Обеспечением государственного долга выступает всё имущество, составляющее государственную казну.
Государственный долг растет в разных странах разными темпами. Превышение государственного долга над выпуском валового продукта более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения.
Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.
Обычно в государственном долге видят две опасности: во-первых, возможность банкротства нации, и, во-вторых, опасность переложения долгового бремени на будущие поколения.
Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия.
Во-первых,
выплата процентов по государственному
долгу увеличивает неравенство
в доходах, поскольку значительная
часть государственных
Во-вторых, повышение ставок налогов как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия, а также усилить социальную напряженность в обществе.
В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты процентов или сумм основного долга).
В-четвертых, рост внешнего долга снижает международный авторитет страны.
В-пятых,
когда правительство берёт займ
на рынке капиталов для
По
мнению классических экономистов правительство
заимствую и собирая налоги, чтобы
оплатить платежи по процентам, лишает
экономику, лишает экономику наличных
денег и капитала и использует
эти ресурсы менее
Жан Батист
Сей также твёрдо придерживался
классической традиции. В его представлении
правительство заимствует , чтобы
поддержать бесплодное потребление,а
не часный бизнес.
3. Пути совершенствования.
В мировой практике используют три основных способа урегулирования внешней задолженности:
1)списание долга
2)реструктуризация долга
3)конверсия долга
Один из способов–это списание долга,в процессе которого происходит либо уменьшение долга ,либо соращение его обслуживания. Важнейшим условием реализации этого метода служат согласование с ВМФ страной-должником программы экономического развития и наличие достаточно убедительного платёжного баланса,который подтверждал бы, что дальнейшей реструктуризации задолженности не потребуется.
В категорию стран должников ,на которую распространяются эти условия,попадают страны, имеющие среднегодовой ВВП на душу населения менее 500 дол. Либо отношение долга на уровне 350%.Кроме того,в течении трёх лет программа экономического развития таких стран должна быть согласована с ВМФ и Парижским клубом кредиторов, а их правительствам необходимо достигнуть консенсуса с основными кредиторами по вопросу реструктуризации иных категорий долга. В случае выполнения этих условий государство может расчитывать на списание 67% своей внешней задолженности.
На данный момент в числе претендентов на списание долга числятся преимущественно африканские страны( Нигерия,Чад и др.), а так же некоторые латиноамериканские (Никарагуа,Гондурас,Боливия) и азиатские страны (Въетнам). Наиболее близки к этой категории Грузия и Таджикистан. Россия же практически по всем кртиериям в неё не попадает.Однако,на наш взгляд, Россия сегодня не должна исключать попытки договориться с кредиторами о частичном списании долга.
Другой вариант списания долговой зависимости- реструктурирование долга. Переоформление задолженности может осуществлятсся двумя способами: сокращение задолженности в результате «выкупа» долговых обязательств с дисконтом со вторичного рынка странам с низким уровнем дохода( главным образом за счёт средств Международной ассоциации развития- МАР); секьюритизация-замена кредитных соглашений облигационными займами; снижение долга и его обслуживание в рамках «плана Бреди».
«Выкуп»
считается самой рыночной схемой
реструктурицации государственного долга.
Реализация схемы «выкуп» заключается
в том,что регулирующий финансовый
орган оюращается к держателям ценных
бумаг с предложением о выкупе
принадлежащих им облигаций по некой
фиксированной цене, с дисконтом
со вторичного рынка. В основном такой
вариант применяется для
Этот
способ может осуществляться странами
должниками,которые имеют в
Для стран с низким уровнем дохода для целей «выкупа» могут быть использованы средства Фонда сокращения задолженности МАР. Этот Фонд был организован в 1989 году для оказания помощи беднейшим странам,имеющим прав получать кредиты только по линии МАР.
В соответствии с правилами деятельности Фонда выкупу подлежат средне- и долгосрочные государственные обязательства частным иностранным кредиторам, которые не должны быть дополнительно гарантированны или обеспечены правительством либо третьимми сторонами,включая обеспечение активами, а также краткосрочные обязательства,в частности коммерческие кредиты, полученные от экспортёров.
Поддержка по линии Фонда осуществляется при выполнении страной-должником следующих условий: наличие программы стабилизации экономики, согласованной с МАР и другими финансовыми организациями; наличия стратегии управления внешним долгом, включая программу глобального решения проблемы внешней задолженности частным кредиторам с использованием средств Форда и других доноров,соглашение о переоформлении внешней задолженности на улучшеных условиях Парижским клубом,соответствие стратегии управления внешним долгом долгосрочным целям национального экономического развития.
Программы переоформления задолженности по линии Фонда М АР имеют безвозмездный разовый характер, т.е пути дальнейшей реструктуризации не рассматриваются. Размер средств, выделяемых той или иной стране, ограничен 10 млн дол. При этом страна должна быть в состоянии мобилизировать дополнительные ресурсы от прочих доноров. Проведение операции по линии Фонда считается целесообразным,если оона позволяет погасить не менее 85% задолженности частным кредиторам.
Обычно «выкуп» осуществляется путём обмена «облигации-облигации».
Вместе
с тем выкуп долга как способ
решения проблем долговой зависимости
не очень приветствуется по двум причинам.
Во-первых, считается, что при этом
нарушается принцип главенства кредиторов
, т.е их право на преимущественное
получение любых свободных средств
должника,просрочившего платёж.
Досрочный
выкуп приводит к тому,что
В мировой практике наиболее популярной схемой реструктуризации долгов в последнее десятилетие стал обмен «проблемных» долговых обязательств на новые.Самым распространённым способом проведения подобных сделок является так называемый «план Бреди» (по имени главы казначейства США, впервые выступившего с такой инициативой в 1986 году).
«План Бреди» выглядит следующим образом: правительство страны, намеревающейся реструктурировать свой национальный долг.достигает определённых договорённостей с ВМФ и разрабатывает совместно с фондом программу структурной перестройки экономики,включающую предоставление стране новых кредитных ремурсов. После того,как эта программа начинает успешно претворяться в жизнь,инвесторам предлагается обменять имеющиеся у них кратко- и среднесрочные долговые обязательства на ценные долгосрочные бумаги ,номинированные обычно в валюте одного из государств «большой семёрки».При этом происходит частичное списание долга (от 20 до 50%).Кардинальное отличие обычной схемы реструктуризации «облигации-облигации» от «плана Бреди»- относительно стабильное сосотояние экономики страны, предполагающий подобный обмен,а так же безупречность кредитной истории инструментов, подлежащих обмену, причём наличие согласованной с ВМФ программы экономических действий не является необходимым условием.
Существуют два варианта реализации указанной схемы:
1)Обмен
долговых обязательств, номинированных
в национальной валюте,на
2)Обмен одних «внешних» долгов на другие.
Цели преследуемые предложениями такого рода вариантов обмена достаточно очевидны.В первом случае – это реструктуризация госдолга в пользу вннешней его части,что на определённом этапе отвечает интересам правительства, позволяя инвесторам вместе с тем избежать «курсового риска». Во втором случае монетарные власти изменяют структуру лишь внешнего долга; инвесторы же при этом получают возможность обменять имеющиеся у них долговые обязательства на более доходные, хотя и более рискованные инструменты.
Одной из наиболее известных рыночных схем реструктуризации государственного долга является конверсия долга. Под конверсией принято понимать все механизмы, обеспечивающие обмен внешнего долга на национальные активы. Это могут быть : конверсия долга в инвестиции; погашение долга товарными поставками; обмен на собственность; обмен на долговые обязательства третьих стран; обмен на акции и облигации третьих стран.
Чаще всего осуществляется обмен долгов на акции национальных компаний.При этом кредиторам предоставляется право продажи долгов с дисконтом за национальную валюту. Последняя используется им для реализации инвестиционных проектов, приобретения ценных бумаг и прочих активов. С целью обеспечения наиболее выгодного для страны-должника курса при обмене выраженных в долларах долгов на национальную валюту. Чаще всего используется непосредственный обмен(своп) долгов на акции компаний,находящихся на государственной собственности. При этом происходит капитализация внешего долга.
Такая
капитализация преследует следующие
цели: замедление темпов роста или
абсолютное сокращение величины внешнего
долга; уменьшение оттока финансовых средств
в виде платежей по обслуживанию внешней
задолженности; привлечение новых
инвестиций из-за рубежа; участие иностранного
капитала в программах приватизации
государственных предприятий. Таким
образом решается решается двоякая
задача : с одной стороны, ослабляется
внешнее долговое бремя, а с другой-
привлекается иностранный капитал
с целью обеспечения
В целом
этт механизм не так однозначен.
С одной строны такая схема
предусматривает изменение