Государственный бюджет РФ. Особенности и проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:34, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования являются общественные отношения, урегулированные нормами финансового права, связанные с государственным бюджетом.
Предметом исследования является государственный бюджет РФ.
Целью работы является комплексный анализ государственного бюджета как важнейшего элемента государственных финансов.
Исходя из цели, были поставлены задачи проанализировать экономическую сущность государственного бюджета и его роль в общей системе финансовых отношений, значение бюджета в структурной перестройке экономики, характеристику доходов и расходов государственного бюджета.
Были изучены нормативно-правовые источники по данной теме, комментарии к законодательству, а также периодическая и монографическая литература.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Государственный бюджет Российской Федерации 5
1.1 Понятие и особенности государственного бюджета 5
Глава 2. Структура и динамика государственного бюджета РФ 14
2.1 Анализ доходов и расходов Государственного Бюджета 16
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования государственного бюджета РФ 23
Заключение 30
Список используемой литературы 32

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

Таблица №5. Динамика формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния 

Наименование 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
млрд. рублей % ВВП млрд. рублей % ВВП млрд. рублей %

ВВП

млрд. рублей %

ВВП

Резервный фонд на начало года 1 830,5 4,1 343,7 0,7 47,1 0,1 47,1 0,1
Курсовая  разница -67,5 -0,1 -12,2 0 0 0 0 0
Использование средств Резервного фонда для  покрытия дефицита федерального бюджета - 1 419,3 3,2 - 284,4 0,6 0 0 0 0
Объем Резервного фонда на конец года, в том числе: 343,7 0,8 47,1 0,1 47,1 0,1 47,1 0,1
средства  Резервного фонда, размещенные в  финансовых активах 47,1 0,1 47,1 0,1 47,1 0,1 47,1 0,1
Объем Резервного фонда на конец года без  учета размещения в финансовых активах 296,6 0,7 0 0 0 0 0  
Фонд  национального благосостояния на начало года 2 769,0 6,1 2 696,1 5,4 2 603,7 4,7 2 684,9 4,3
Поступления и курсовая разница -70,4 -0,1 -87,3 -0,2 88,7 0,1 -31,6 0
Использование средств Фонда национального  благосостояния -2,5 0 -5,0 0 -7,5 0 -10,0 0
Объем Фонда национального благосостояния на конец года, в том числе: 2 696,1 6,0 2 603,7 5,2 2 684,9 4,8 2 643,3 4,3
средства  Фонда, размещенные в финансовых активах 518,7 и 217,0 0,5 217,0 0,4 217,0 0,4
Наименование 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
млрд. рублей % ВВП млрд. рублей % ВВП млрд. рублей %

ВВП

млрд. рублей %

ВВП

Объем Фонда национального благосостояния на конец года без учета размещения в финансовых активах 2 177,4 4,9 2 386,7 4,7 2 467,9 4,4 2 426,3 3,9
 

  

     За 2011 - 2013 годы средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния будут использованы в сумме 306,9 млрд. рублей. Объем Фонда национального благосостояния на конец 2013 года составит 2 643,3 млрд. рублей, или 4,3 % ВВП. При этом курсовая разница по указанным фондам за 2011 - 2013 годы составит минус 42,4 млрд. рублей.            Объем расходов федерального бюджета в 2013 году по сравнению с 2010 годом в номинальном выражении увеличится на 1 942,8 млрд. рублей, или на 19 %, при тенденции к сокращению их доли в ВВП с 22,7 % в 2010 году до 19,7 % в 2013 году. В реальном выражении общий объем расходов по сравнению с предыдущим периодом снизится в 2011 году на 2,7 % в 2012 году на 1,4 %, в 2013 году вырастет на 2,3 %.

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования государственного бюджета РФ

     Проблема  нормализации системы расчетов и  платежей в экономике страны остается нерешенной, что приводит к значительному  сокращению финансовой базы, как Федерального бюджета, так и бюджетов субъектов  РФ. Недостаточно осуществляется контроль, особенно последующий, за расходованием бюджетных средств.

     Для обеспечения экономического роста  необходимо привлечение инвестиций и развитие внутреннего рынка, т.е.:

     1. рост ВВП и продукции промышленного производства;

     2. прекращение спада сельскохозяйственного производства;

     3. создание условий для переориентации финансовых потоков в реальный сектор экономики;

     4. снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и повышение уровня собираемости налогов;

     5. рост реальных располагаемых денежных доходов населения;

     6. поддержание уровня занятости населения РФ и снижение числа безработных.

     Приоритетные  задачи финансовой политики:

     1) введение в действие новых принципов межбюджетных отношений, усиление координации деятельности всех фискальных органов, завершение перехода на казначейскую систему исполнения бюджета;

     2) увеличение доходной базы бюджетов за счет собираемости налогов;

     3) совершенствование структуры расходов бюджетов на основе сокращения прямых бюджетополучателей и численности работников бюджетных издержек, в первую очередь – в жилищно-коммунальной сфере, сокращение неэффективных дотаций;

     4) существенное укрепление текущего и последующего финансового контроля;

     5) формирование реалистичного бюджета;

     6) проведение политики на финансовом рынке, позволяющей преодолеть последствия мирового финансового кризиса и обеспечить последовательное снижение доходности по государственным ценным бумагам;

     7) повышение эффективности валютно-финансовых операций и дальнейшее укрепление национальной валюты;

     8) усиление страхового надзора и регулирования рынка страховых услуг.

     Большое внимание следует уделить социальной политике, т.е. реформе здравоохранения  и образования (адресная социальная помощь), концепции реформирования российской науки, созданию новой пенсионной системы и вводить ее постепенно, не ущемляя интересы пенсионеров.

     Одним из резервов ресурсов подъема страны является эффективная внешняя политика. Необходимо добиваться отмены дискриминационных  мер в отношении продукции  наших фирм.

     Необходимо  провести административную реформу. Цель реформы – сделать госаппарат компактным, эффективным и подконтрольным обществу. Важное направление административной реформы – борьба с коррупцией.

     Задача  подъема России напрямую связана  с развитием местного самоуправления – снижение федеральной опеки, больше доверия регионам. Но за центром всегда остаётся регулирование, контроль и координация. Один из эффективных рычагов региональной политики – федеральные трансферты. Необходимо увеличивать долю трансфертов, направляемых на конкретные цели. От местных властей во многом зависит проведение жилищно-коммунальной реформы, развитие малого и среднего бизнеса, поддержка которого – аксиома стабильной экономики.

     В основу формирования и реализации бюджетной  политики положены стратегические целей  развития страны, определенных в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации.

     Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство  должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленных социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.

     Основа  для решения социальных проблем - высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность инвестировать в экономику страны. Важное значение для развития бизнеса имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономическую свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа– и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.

     Обеспечение обороноспособности и безопасности — необходимое условие для  развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой  страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Разрушительный потенциал насилия, природных и техногенных катастроф постоянно растет, и долг государства — сделать все для защиты граждан от этих угроз. Обеспечение высокой боеготовности Вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание профессиональной, мобильной армии, борьба с терроризмом и распространением оружия массового поражения, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.

     Создание условий для будущего развития — важнейшая миссия социально ответственного государства. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и внуки будут благодарны старшим поколениям, заложившим основы будущего процветания страны в целом, а значит и каждой семьи в отдельности. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией – необходимые предпосылки для достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демографической проблемы.

     Достижение  многих из них определяется не только их финансовым обеспечением, но и эффективностью правового регулирования, способностью государства принимать справедливые законы и добиваться их исполнения. Значительный вклад вносят, в рамках законодательно установленных полномочий и ответственности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Целый ряд публичных обязательств исполняется за счет государственных внебюджетных фондов.

     Однако  решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны вносит федеральный бюджет. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальных гарантий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Наконец, из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

     Именно  поэтому конкретные требования к  бюджетной политике ежегодно формулируются  в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.

     Важнейшие задачи нового этапа бюджетной политики включают:

    • приоритет долгосрочного и среднесрочного бюджетирования, позволяющего учитывать стратегические приоритеты экономической политики;
    • повышение эффективности использования бюджетных средств, ориентацию бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов;
    • повышение доступности и качества государственного образования и здравоохранения,
    • снижение бедности, повышение результативности социальной политики,
    • конкурсные принципы распределения бюджетных ресурсов, расширение практики привлечения негосударственных предприятий к выполнению услуг, финансируемых из государственного бюджета;
    • открытость и общедоступность информации по осуществлению расходных операций на всех уровнях бюджетной системы.

Информация о работе Государственный бюджет РФ. Особенности и проблемы