Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:34, курсовая работа
Объектом исследования являются общественные отношения, урегулированные нормами финансового права, связанные с государственным бюджетом.
Предметом исследования является государственный бюджет РФ.
Целью работы является комплексный анализ государственного бюджета как важнейшего элемента государственных финансов.
Исходя из цели, были поставлены задачи проанализировать экономическую сущность государственного бюджета и его роль в общей системе финансовых отношений, значение бюджета в структурной перестройке экономики, характеристику доходов и расходов государственного бюджета.
Были изучены нормативно-правовые источники по данной теме, комментарии к законодательству, а также периодическая и монографическая литература.
Введение 3
Глава 1. Государственный бюджет Российской Федерации 5
1.1 Понятие и особенности государственного бюджета 5
Глава 2. Структура и динамика государственного бюджета РФ 14
2.1 Анализ доходов и расходов Государственного Бюджета 16
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования государственного бюджета РФ 23
Заключение 30
Список используемой литературы 32
|
Динамика основных показателей федерального бюджета на 2011 - 2013 годы характеризуется снижением доходов с 17,6 % до 16,8 % ВВП, общего объема расходов - с 21,2 % до 19,7 % ВВП и дефицита с 3,6 % до 2,9 % ВВП. По сравнению с предыдущим бюджетным циклом в 2011 году доходы по отношению к ВВП увеличены на 2,1 процентного пункта, в 2012 году - на 2 процентных пункта, расходы по отношению к ВВП увеличены на 1,7 и 2,1 процентного пункта соответственно. При этом дефицит федерального бюджета в 2011 году снижен на 0,4 процентного пункта, в 2012 году увеличен на 0,1 процентного пункта.
В
2011-2013 годах предполагается снижение доходов
федерального бюджета с 17,6% к ВВП в 2011 году
до 17% в 2012, 16,8% в 2013 году. В номинальном
выражении в 2011-2013 годах планируется рост
доходов в среднем на 6,3% в год (таблица
1).
Таблица №2. Доходы федерального бюджета на 2010 год и на период 2011-2013 г.г.
|
|
Прирост
доходов федерального бюджета в
2013 году по сравнению с 2010 годом составит
2 519,0 млрд. рублей, или 32 %. В 2011 году по сравнению
с предыдущим годом доходы увеличатся
на 983,7 млрд. рублей, или на 12,5 %, в 2012 году
- на 658,9 млрд. рублей, или на 7,5 %, в 2013 году
- на 876,4 млрд. рублей, или на 9,2 %. Формирование
доходов федерального бюджета на 2011 - 2013
годы осуществляется в условиях изменений,
вносимых в налоговое, бюджетное и таможенное
законодательство, нормативные правовые
акты Правительства Российской Федерации
и касающихся увеличения вывозных таможенных
пошлин и индексации акцизов, ставок НДПИ
по газу и нефти, которые приведут к увеличению
доходов федерального бюджета в 2011 году
на 274,3 млрд. рублей, или на 0,5 % ВВП, в 2012
году - на 338,3 млрд. рублей, или на 0,6 % ВВП,
в 2013 году - на 530 млрд. рублей, или на 0,9
% ВВП. Указанные изменения связаны с увеличением
ставки НДПИ на газ с 2011 года, индексацией
ставок НДПИ на нефть с 2012 года, отменой
льготной ставки вывозной таможенной
пошлины на нефть, добываемую на месторождениях
Восточной Сибири, установлением ставок
вывозной таможенной пошлины на товары,
выработанные из нефти, в размере 56 %, 58
%, 60 % ставок пошлины на нефть в 2011 - 2013 годах,
индексацией акцизов на табак, алкоголь,
вино, пиво, горюче-смазочные материалы.
Прогнозируется снижение нефтегазовых
доходов в % к ВВП и их доли в общем объеме
доходов. Некоторое увеличение показателя,
характеризующего отношение ненефтегазовых
доходов федерального бюджета к ВВП, в
2011 - 2013 годах по сравнению с 2010 годом связано
в основном с прогнозируемым увеличением
поступлений по налогу на добавленную
стоимость (с 5,2 % ВВП в 2010 году до 5,7 % ВВП
в 2013 году) и акцизам (с 0,3 % ВВП в 2010 году
до 0,7 % ВВП в 2013 году).
Таблица №3. Структура основных налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета на 2011 -2013 г.г.(% к общей сумме доходов)
|
Основную долю доходов федерального бюджета в 2011 - 2013 годах будут составлять доходы от уплаты налога на добавленную стоимость (32,1%, 33,1 %, 33,8 %), таможенных пошлин (38,3 %, 38,2 %, 37,3 %), налога на добычу полезных ископаемых (15,8 %, 16 %, 15,7 %).
Проведем сравнительный анализ расходной части федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011- 2013 годов. Рассмотрим таблицу №3.
Таблица №4. Расходы федерального бюджета на 2010 год и на период 2011-2013 г.г. (млрд.рублей)
|
В новом разделе «Межбюджетные трансферты общего характера» отражены дотации, направляемые на выравнивание бюджетной обеспеченности и сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации. Другие межбюджетные трансферты, предусмотренные из федерального бюджета бюджетам субъектам Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, распределены по разделам классификации расходов бюджетов в соответствии с их функциональной направленностью.
В структуре общего объема расходов федерального бюджета 1-е место занимают расходы, направляемые на социальную политику (2011 год - 27,6 %, 2012 год - 28,3 %, 2013 год - 28,2 %). На 2-ом месте - расходы на национальную экономику (2011 год - 16,5 %, 2012 год - 15,5 %, 2013 год - 13,5 %). К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации. 3-е место - это расходы на национальную оборону (2011 год - 14,3 %, 2012 год - 14,7 %, 2013 год - 17,2 %), которые к 2013 году будут опережать расходы на национальную экономику. В номинальном выражении в 2013 году темпы роста не процентных расходов федерального бюджета предусматриваются выше темпов роста экономики (ВВП) на 3,5 процентного пункта, при этом сохраняются риски неэффективного расходования бюджетных средств. Условно утвержденные расходы федерального бюджета (не распределяемые в 2011 году) предусматриваются на 2012 год в сумме 419,3 млрд. рублей, или 3,7 % общей суммы расходов, на 2013 год - 798,3 млрд. рублей, или 6,6 % общей суммы расходов. Объемы бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных расходных обязательств в среднесрочном периоде, являются относительно стабильными (на 2011 год - 296,6 млрд. рублей, на 2012 год - 301,9 млрд. рублей, на 2013 год -306,7 млрд. рублей) и увеличиваются по сравнению с предыдущим периодом: в 2011 году - на 10 %, в 2012 году - на 2 %, в 2013 году - на 2 %. В структуре общих расходов федерального бюджета указанные расходные обязательства составят: в 2011 году - 2,8 %, в 2012 году - 2,7 %, в 2013-2,5%. При этом индексация социальных выплат запланирована в 2011 году на уровне инфляции, установленной на 2011 год в 6,5 %. Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года предусмотрен механизм индексации социальных выплат по фактическому уровню инфляции, сложившемуся в предыдущем году (в 2010 году, по оценке, 8 %). Результаты контрольных мероприятий, анализ структуры бюджетных расходов позволяют сделать вывод о том, что в 2011 — 2013 годах существенных резервов их сокращения практически нет. Следует также иметь в виду, что поддержание сложившихся объемов бюджетных ассигнований имеет важное значение для сохранения совокупного внутреннего потребительского спроса. В условиях дефицита федерального бюджета повышается актуальность системы мер, связанных с необходимостью модернизации управления общественными финансами, в первую очередь повышения эффективности бюджетных расходов и бюджетной дисциплины, усиления контроля за использованием государственных средств.
Информация о работе Государственный бюджет РФ. Особенности и проблемы