Государственные и муниципальные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:08, реферат

Краткое описание

Организация межбюджетных отношений, основанных на сбалансированном разграничении расходных и доходных полномочий между органами власти всех уровней, является одним из принципиальных вопросов государственного строительства. Однако, российская модель федерализма полностью еще не сложилась. Конституция РФ неоднозначно закрепила модель действующего федерализма, провозгласив равноправие всех субъектов и возможность взаимного делегирования полномочий Федерации и ее субъектов на договорной основе.

Файлы: 1 файл

финансы реферат Светулька2.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

     Органы  местного самоуправления предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством РФ в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей, определенных правовыми актами органов местного самоуправления о бюджете. Они определяют порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей в части сумм федеральных налогов или сборов, региональных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам местного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной системы и соблюдении предельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга.

     Органы  местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ.

     В доходной и расходной частях местных  бюджетов раздельно предусматривается  финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных  федеральных полномочий, полномочий субъектов РФ.

     Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

     Доходная  часть минимальных местных бюджетов формируется путем закрепления доходных источников на долговременной основе федеральным законом, законом субъекта РФ. Если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет этих источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ передают органам местного самоуправления другие доходные источники федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.

     Органы  местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепление в доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов РФ.

     Финансовые  средства, необходимые для осуществления  органами  местного самоуправления цельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ.   Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органа ми и органами государственной власти субъектов РФ, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются ими в пределах переданных в качестве компенсации средств.

     Местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.

     Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения.

     Органы  местного самоуправления получают плату, в том числе и натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования

     Представительные  органы местного самоуправления могут  образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ.

     Органы  местного самоуправления могут выпускать  муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать  муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации.

     Органы  государственной власти РФ и субъектов  РФ наделены следующими функциями:

     1) регулируют отношения между бюджетами  субъектов РФ и местными бюджетами,  между федеральным бюджетом и  местными бюджетами в рамках  федеральных целевых программ;

     2) участвуют в решении вопросов местного значения путем выполнения федеральных целевых программ и региональных программ;

     3) распределяют средства, выделяемые  для финансирования федеральных  целевых программ и региональных  программ и других мероприятий,  между муниципальными образованиями, осуществляют контроль за эффективным и целевым использованием этих средств;

     4) разрабатывают государственные  минимальные социальные стандарты, устанавливают социальные нормы;

     5) оказывают методическую помощь  органам местного самоуправления в работе по формированию и исполнению местных бюджетов;

     6) осуществляют контроль за соблюдением  органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства РФ и субъектов РФ и др.

     7) другие функции, предусмотренные  законодательством.

     Органы  местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями РФ и отдельными государственными полномочиями субъектов РФ. В этом случае им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий.

     Формирование  и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

     Представительные  органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными федеральными законами и законами субъекта РФ.

     Составление проектов местных бюджетов, утверждение  и исполнение местных бюджетов осуществляются в соответствии с бюджетной классификацией.

     Представительный  орган местного самоуправления принимает  решение о целях, формах и суммах долгосрочных заимствований в порядке, установленном уставом муниципального образования.

     Если  местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого финансового года, расходование финансовых средств муниципального образования до утверждения местного бюджета производится по соответствующим статьям местного бюджета истекшего финансового года ежемесячно в размере одной двенадцатой суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен.

     Контроль  за исполнением местных бюджетов осуществляется представительными  органами местного самоуправления.

     Расходная часть местных бюджетов включает:

     • расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и субъекта РФ;

     •  расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

     • расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

     • расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;

     • ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, гражданской ответственности и предпринимательского риска и др. Размещение муниципального заказа на  выполнение  работ, оказание услуг, финансируемых за счет средств местного бюджета, осуществляется на основе открытого конкурса, правила которого  устанавливаются представительным органом местного самоуправления. Заказчиком по муниципальному заказу на выполнение работ, оказание услуг, финансируемых за счет средств местного бюджета, выступают органы или должностные лица местного самоуправления.

     Органы  государственной власти гарантируют:

     1) право представительных органов  местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов;

     2) право представительных органов  местного самоуправления самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов;

     3) компенсацию увеличения расходов  или уменьшения доходов местных  бюджетов, возникших в результате  принятия федеральных законов и законов субъектов РФ.

     Органы  государственной власти субъектов  РФ в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в ходе формирования местных бюджетов руководствуются  государственными минимальными социальными  стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.

     В качестве составной части местных  бюджетов предусматриваются сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок разработки, утверждения и исполнения этих смет определяется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

     Доходная  часть местных бюджетов состоит  из собственных доходов и поступлений  от регулирующих доходов, средств по взаимным расчетам, финансовой помощи в различных формах: дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований.

     Собственные доходы местных бюджетов включают: местные налоги и сборы, другие собственные доходы, доли федеральных; налогов и налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе.

     К собственным доходам местных  бюджетов также относятся:

     • доходы от приватизации и реализации муниципального имущества; не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования;

     • доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещения, и муниципальных земель;

     • платежи за пользование недрами и природными ресурсами;

     • доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;

     • штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты;

     • государственная пошлина;

     • не менее 50% налога на имущество предприятий;

     • подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

     Доли  федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней  и закрепленные за муниципальными образованиями  на постоянной основе, включают в среднем  по субъекту РФ:

     • часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50%;

     • часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5%;

     • часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства, кроме драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, в пределах не менее 10%;

     • часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в пределах не менее 5%;

     • часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров, кроме акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары, в пределах не менее 10%.

     Размеры минимальных долей федеральных  налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными органами субъекта РФ. Расчет долей федеральных налогов, подлежащих закреплению за муниципальными образованиями, производится исходя из общего объема средств, переданных субъекту РФ по каждому из этих налогов. В этих пределах законодательный орган субъекта РФ устанавливает для каждого муниципального образования доли соответствующих федеральных налогов, закрепляемых на постоянной основе, исходя из их среднего уровня по субъекту РФ. Доли таких налогов рассчитываются по фактическим данным базового года. Сверх этих долей законодательный орган субъекта РФ может устанавливать нормативы отчислений в местные бюджеты от регулирующих доходов на планируемый финансовый год, а также на долговременной основе.

Информация о работе Государственные и муниципальные финансы