Государственные и муниципальные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:08, реферат

Краткое описание

Организация межбюджетных отношений, основанных на сбалансированном разграничении расходных и доходных полномочий между органами власти всех уровней, является одним из принципиальных вопросов государственного строительства. Однако, российская модель федерализма полностью еще не сложилась. Конституция РФ неоднозначно закрепила модель действующего федерализма, провозгласив равноправие всех субъектов и возможность взаимного делегирования полномочий Федерации и ее субъектов на договорной основе.

Файлы: 1 файл

финансы реферат Светулька2.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

     Государственные и муниципальные финансы имеют  единую ценностную ориентацию, но в каждом конкретном случае отражают особенности, выражающиеся в специфике их функционирования и развития в рамках федерации, субъектов федерации и муниципальных образований.

     Государственные и муниципальные финансы позволяют  эффективно и комплексно воздействовать на реальный сектор экономики. Развитие государственных и муниципальных финансов определяется необходимостью создания единой системы финансового воздействия на сбалансированное движение ресурсов и капитала в рамках федерации, субъектов федерации и муниципальных образований.

     Применение  адекватных современным условиям форм и методов государственного финансового  регулирования требует их тщательного  изучения. Копирование зарубежного  опыта без учета российской специфики  не приближает, а отдаляет экономику от стабилизации и экономического прогресса.

     Важно проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую  политику, направленные на интересы широких слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Преодоление финансового кризиса находится в плоскости макроэкономической стабилизации на базе оживления, развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления основ федеративного устройства государства.

     Состояние государственных и муниципальных  финансов — один из основных показателей  устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр.

     Государственные и муниципальные финансы ориентированы  на следующие основные принципы:

     • единства законодательной и нормативной базы;

     • открытости и прозрачности;

     • разграничения полномочий и предметов ведения;

     • целевой ориентированности;

     • научного подхода к реализации намеченных целей;

     • экономичности и рациональности;

     • управляемости  финансовыми потоками  на централизованной основе.

     Достижение  целей задается стратегией развития. Финансовая стратегия определяет возможность сбалансированного управления стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный секторы экономики.

     Особое  значение имеет определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам:

     1) экономической стабилизации;

     2) адаптации к рыночным преобразованиям;

     3) стимулированию инвестиционной  активности.

     1. Экономическая стабилизация на макроуровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Поэтому мониторинг макроэкономических показателей позволяет выявить реальную ситуацию в финансовой сфере. Из макроэкономических показателей решающее значение имеют уровень бюджетного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженности предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень инфляции, ставка рефинансирования Центрального банка РФ, изменение валютного курса и др. Финансовая стабильность означает наличие устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.

     2. Финансовая адаптация к рыночным преобразованиям выражается в том, что государство и предприятия являются полноправными участниками рынка капиталов, выступая в роли кредиторов или заемщиков. Организация финансов позволяет быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосабливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денежные обязательства.

     Реформирование  экономики с целью финансовой адаптации включает:

     • либерализацию цен;

     • приватизацию;

     • социальную трансформацию;

     • интеграцию в мировую систему.

     Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанному на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической сбалансированности, благоприятной экологической среде и достаточно высоком жизненном уровне. Цель трансформации — создание социально-ориентированной рыночной экономики.

     3. Инвестиционная активность государства и каждого предприятия является результатом и индикатором экономического роста. Финансы играют решающую роль в привлечении инвестиций, создании благоприятных условий для функционирования рынка капиталов. В отношении инвестиционной активности принцип стратегической направленности является определяющим и задача финансов заключается в необходимости его реализации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 Содержание  муниципальных финансов. Формирование  местного бюджета 

     Муниципальные (или местные) финансы  — совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.

     Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.

     Муниципальные финансы включают:

     • средства местного бюджета;

     • муниципальные внебюджетные фонды;

     • государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;

     • другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.

     Муниципальные финансы основываются на принципах:

      самостоятельности;

     • государственной финансовой поддержки;

     • гласности.

     Права собственника в отношении муниципальных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

     Муниципальные финансы составляют экономическую основу местного самоуправления наряду с муниципальной собственностью, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам местного самоуправления, другой собственностью, служащей удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

     Органы  местного самоуправления имеют право  передавать объекты муниципальной  собственности во временное или  постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать.

     Порядок и условия приватизации муниципальной  собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.

     Органы  местного самоуправления имеют право  создавать предприятия, учреждения и организации, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.

     Органы  местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию и услуги, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

     Органы  местного самоуправления могут выступать  заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других  работ с  использованием  предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.

     Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением котором осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.

     В качестве составной части сметы  в местных бюджетах могут быть предусмотрены расходы отдельных  населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

     В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и другие поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления.

     Доходы  местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов.

     В местные бюджеты полностью поступают  доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления. Также полностью поступают в местные бюджеты доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности. Другие неналоговые доходы поступают в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

     К налоговым доходам местных бюджетов относятся:

     1) собственные налоговые доходы  местных бюджетов от местных налогов и сборов;

     2) регулирующие налоговые доходы, передаваемые местным бюджетам  Российской Федерацией и субъектами  РФ;

     3) государственная пошлина, кроме  государственной пошлины, зачисляемой в доходы федерального бюджета, — по нормативу 100% по месту нахождения кредитной организации, принявшей платеж.

     Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, — в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

     Доходы  местных бюджетов могут быть переданы другим местным бюджетам по ставкам или нормативам, определяемым правовыми актами органов местного самоуправления.

     Представительные  органы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством РФ.

     Правовые  акты органов местного самоуправления о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ в пределах их компетенции, вступающие в силу с начала очередного финансового года, принимаются до утверждения местного бюджета на очередной финансовый год.

     Внесение  изменений и дополнений в акты о местных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, возможно только путем внесения соответствующих изменений и дополнений в решение о местном бюджете на текущий финансовый год.

Информация о работе Государственные и муниципальные финансы