Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:57, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Сущность и теории государственного регулирования………………6
1.1 Сущностные свойства государственного регулирования……………..6
1.2. Государственное регулирование экономики в России……………….13
1.3. Теории государственного регулирования…………………………… .17
Глава 2. Основные формы и методы государственного регулирования……..21
2.1 Методы государственного регулирования……………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………30
Рецензия…………………………………………………………………………..31
Данная модель позволила
ослабить циклические колебания
в экономике в течение более
чем двух послевоенных десятилетий.
Однако, в последствии проявилось
ее несовершенство. Примерно с начала
70-х гг. 20-го века стало проявляться
несоответствие между возможностями
государственного регулирования и
объективными экономическими условиями.
Кейнсианская модель могла быть устойчивой
только в условиях высоких темпов
роста. Высокие темпы роста
Неоклассическая теория.
Основные трудности на
этом пути - высокие налоги и инфляция.
Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений,
а инфляция удорожает кредит и
тем самым затрудняет использование
заемных средств для
Сокращение налоговых ставок сокращает и доходы госбюджета, и увеличивает его дефицит, что осложняет борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.
Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидирование регламента по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в неоклассической модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.
Глава2.Основные формы и методы государственного регулирования.
2.1 Методы
государственного
Государство,
осуществляя регулирование
Рассмотрим универсальные средства государственного регулирования, применяемые в последнее время. Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические, прямые, косвенные.
Правовое регулирование
состоит в установлении
Административное
регулирование, включает меры
по регулированию,
Экономические методы предполагают воздействие на характеры рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования. Это влияние на совокупный спрос ,совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальные условия, использования факторов экономического роста.
С этой целью используется бюджетная и фискальная политика, программирование, прогнозирование и планирование.
Финансовая политика предполагает использование бюджетного и фискального механизма для достижения национально-экономических и социальных целей. Важными инструментами государственного финансового регулирования являются государственный бюджет ,система налогооблажения, инвестиции, кредиты, дотации, банковский процент, льготы, ценовая политика,преференции. Денежно-кредитная политика предполагает использование метода косвенного воздействия Центрального банка на элементы рыночного механизма и прежде всего оптимальность денежного обращения.
Высшей формой
Наиболее распространенны
общенациональные программы по
восстановлению экономики,
В условиях рыночной
экономики применяется
Прямые методы
регулирования базируются на
властно-распорядительных
Прямое воздействие на
экономику государство
Так, в оборонной
промышленности инвестирование
осуществляется путём
Государство
осуществляет регулирование и
путём поддержания предприятий
совместной или индивидуально-
Государство реализует
программу поддержки таких
Государство
оказывает также прямое
Государство осуществляет
и прямое воздействие на
Анализируя опыт
и практику государственного
регулирования развитых стран
Европы и Азии, а также переходной
экономики России, можно выделить
реальные методы и конкретный
инструментарий, доступные правительствам
при осуществлении
Таким образом,
экономическая политика
Нормирование банковских резервов;
Варьирование учётной ставки банковского процента;
Проведение операций на валютном рынке.
Регулирование государственных расходов;
Осуществление государственных закупок;
Выпуск государственных внутренних хозяйств;
Поддержку и регламентирование государственного предпринимательства.
Регулирование налогового обложения имущества граждан;
Введение муниципальных налогов.
Регулирование минимальных ставок оплаты труда;
Установление размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.
Законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют;
Использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.
Приведённые методы и инструменты государственного регулирования адекватно требуют их комплексного использования. Взаимосвязь и обусловленность рынков (рынка благ и услуг, денежного рынка, рынка труда, внешнеэкономического рынка) требуют применения взаимосвязанного инструментария при воздействии на равновесный экономический рост.
Использование односторонних методов, например исключительного монетаристского воздействия на системное равновесие, не может оказать положительного стабилизирующего эффекта. Более того, односторонний подход может привести лишь к углублению экономического кризиса и заложить перспективные основы его разрушительного проявления. Это подтверждено применением только идей монетарной политики 70-80-х годов в американской и европейской политике, а также в экономике России 90-х годов XX века.
Следовательно, современная рыночная экономика немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль за ценами и др.). Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Как отмечалось, рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства, выступающего в виде национальных целевых программ. Но рынок во многом является самонастраивающейся системой, поэтому влиять на него следует только на экономические либо только на административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несёт в себе любой экономический регулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого известного экономического метода, как ставка по кредитам Центрального банка, не раньше, чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая к прямому контролю за ценами, государство создаёт для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д.