Государственная поддержка промышленных групп в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2015 в 13:52, контрольная работа

Краткое описание

Целью написания контрольной работы является необходимость рассмотрения теоретического вопроса дисциплины «Основы корпоративного бизнеса», а именно анализ форм и методов государственной поддержки финансово-промышленных групп в России; а также решения задач.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
 изучены формы и методы государственной поддержки финансово-промышленных групп в России;
 решены задачи по определению наращенной стоимости вложений и целесообразности привлечения дополнительных кредитных средств.

Оглавление

Введение 3
1 Анализ форм и методов государственной поддержки финансово-промышленных групп в России 4
2 Задача 1 16
3 Задача 2 17
Заключение 19
Список использованных источников 21

Файлы: 1 файл

Основы корпоративного бизнеса.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение

 

Актуальность исследования форм и методов государственной поддержки финансово-промышленных групп в России заключается в необходимости создавать самые различные объединения не только крупных, но также средних и малых хозяйственных единиц. Данный шаг позволит обеспечивать сосуществование сходных по мощи и объему предприятий и организаций, которые способны в специфической ситуации в максимальной степени удовлетворять потребности рынка наиболее целесообразным способом.

Целью написания контрольной работы является необходимость рассмотрения теоретического вопроса дисциплины «Основы корпоративного бизнеса», а именно анализ форм и методов государственной поддержки финансово-промышленных групп в России; а также решения задач.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

  • изучены формы и методы государственной поддержки финансово-промышленных групп в России;
  • решены задачи по определению наращенной стоимости вложений и целесообразности привлечения дополнительных кредитных средств.

Объектом исследования при рассмотрении вопросов контрольной работы стала дисциплина «Основы корпоративного бизнеса».

Предметом изучения стали такие аспекты дисциплины, как государственная поддержка финансово-промышленных групп в России; определение наращенной стоимости вложений и целесообразности привлечения дополнительных кредитных средств.

В ходе работы были использованы такие методы исследования как анализ, синтез, дедукция.

Теоретической основой работы послужила литература, касающаяся темы исследования, в том числе законодательные нормативные акты, периодические издания и интернет ресурсы.

Анализ форм и методов государственной поддержки финансово-промышленных групп в России

 

Финансово-промышленная группа - разновидность концерна, при котором в состав объединения предприятий обязательно входит кредитная организация - банк.

Финансово-промышленная группа - это объединение, с одной стороны, организаций, имеющих свободные денежные средства (банков, финансовых и инвестиционных фондов и т.д.), а с другой - предприятий и организаций, испытывающих потребность в инвестициях и других заемных средствах.

Финансово-промышленные группы объединяют юридически и хозяйственно самостоятельные предприятия - промышленные, торговые, транспортные, кредитные и т.д. Они создавались на основании Указа Президента РФ от 5 декабря 1993 г. № 2096 «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» путем объединения финансовых и материальных ресурсов фирм разного профиля (предприятия, банки, организации).

Финансово-промышленная группа объединяет три типа организаций:

  • промышленные;
  • торговые;
  • кредитно-финансовые организации.

В отличие от концерна во главе финансовой группы стоит один или несколько банков, которые распоряжаются денежным капиталом входящих в него компаний, а также координируют все сферы их деятельности. Каждая фирма самостоятельно выступает в торговых сделках.

Основная цель создания финансово-промышленных групп - повысить конкурентоспособность и эффективность производства, создать рациональные технические связи, привлечь инвестиции, расширить рынки сбыта, создать новые рабочие места.

Правовой основой формирования финансово-промышленных групп в России являлись Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г., Указ Президента РФ «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» от 5 декабря 1993 г., постановление Правительства РФ «О порядке проведения экспертизы проектов создания финансово-промышленных групп» от 23 мая 1994 г. и «О реестре финансово-промышленных групп и требованиях к составу их проектов» от 19 июня 1994 г. Государственная поддержка формирования и развития финансово-промышленных групп осуществлялась в соответствии с Программой содействия формированию финансово-промышленных групп различных министерств и ведомств, утвержденной Правительством РФ в январе 1995 г.

К числу наиболее существенных характеристик финансово-промышленных групп можно было отнести следующие:

  • интеграция входящих в них звеньев не только через объединение финансовых ресурсов и капиталов, но также и через общую управленческую, ценовую, техническую, кадровую политику;
  • наличие общей стратегии;
  • добровольное участие и сохранение юридической самостоятельности участников;
  • структура финансово-промышленных групп позволяла решать многие вопросы (в том числе проблемы, связанные с безопасностью) с меньшими издержками, чем на других крупных предприятиях и в объединениях.

Финансово-промышленные группы могли возникать на основе крупнейших промышленных или торговых компаний, влияние и могущество которых обеспечивало им доступ к ресурсам кредитно-финансовых институтов, либо формироваться в результате финансовой концентрации вокруг кредитных или банковских организаций.

Появление и возрастание роли финансово-промышленных групп в российской экономике являлось в начале 90-х годов закономерным явлением.

Необходимость создания финансово-промышленных групп в Российской Федерации определялось рядом факторов:

  • потребностью в создании новой системы инвестирования и формирования интегральных структур, способных к саморазвитию;
  • ростом финансового капитала, являющегося потенциальным инвестором производства;
  • наличием серьезного структурного и финансово-инвестиционного кризиса в промышленности, особенно в инвестиционной сфере;
  • необходимостью укрепления и обновления сложившихся технологических цепочек и кооперационных связей в сфере производства.

Кроме того, финансово-промышленные группы часто рассматривались как средство борьбы с отечественным монополизмом, ибо они имели реальную базу развертывания диверсификации производства, располагали большими ресурсами и возможностью мобильно перебрасывать их с одного направления на другое, использовать для создания филиалов в различных регионах страны.

Финансово-промышленные группы формировали смешанную экономику, поскольку в них могли участвовать и государственные предприятия, стартовое участие последних наряду с членством ряда некоммерческих организаций (научных, учебных заведений) придавали финансово-промышленным группам необходимую надежность в период перестройки экономических отношений.

Формирование финансово-промышленных групп в России началось в 1993-1994 гг. в условиях развития процессов приватизации и акционирования, изменения структуры инвестиций, увеличения доли предприятий негосударственных форм собственности; усиления финансовой мощи банков и их интеграции для мобилизации ресурсов.

Одновременно усиливалась ориентация отраслевых органов управления и наиболее мощных промышленных структур на создание банков и других финансовых учреждений, специализированных на обслуживании конкретных групп производственных предприятий и организаций.

Примерами уже созданных финансово-промышленных групп в Российской Федерации могли служить финансово-промышленные группы: «Уральские заводы», «Русхим», «Сокол», «Драгоценности Урала», «Сибирь» и др. Примером создания финансово-промышленных групп в рамках СНГ может служить финансово-промышленная группа «Нижегородский автомобиль», объединявшая в своем составе 39 юридических лиц: предприятия, банки, научные организации и страховые компании. По данным Минэкономики, в начале 1998 г. было зарегистрировано 75 финансово-промышленных групп и 10 находились в стадии регистрации. Большая часть формирующихся финансово-промышленных групп предпочитала функционировать без официального статуса (то есть без государственной регистрации в реестре финансово-промышленных групп). Так, например, в число официально признанных финансово-промышленных групп не вошли концерн «Газпром», интегрированные нефтяные компании, группы банков «Инкомбанк», «Онэксимбанк», «Мост», «Российский кредит» и многие другие, имеющие важнейшие признаки финансово-промышленных групп.

В целях прекращения избыточного государственного регулирования деятельности объединений юридических лиц и в связи с принятием Федерального закона от 22.06.2007 № 115-ФЗ  «О признании утратившим силу Федерального закона «О финансово-промышленных группах» был признан утратившим силу Федеральный закон от 30 ноября 1995 года № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах».

Согласно утратившему силу Федеральному закону от 30 ноября 1995 года № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» финансово-промышленной группой признавалась совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Участниками финансово-промышленной группы признавались юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы, либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу [2].

Мерами государственной поддержки деятельности финансово-промышленных групп, устанавливаемых в соответствии с утратившем силу Федеральным законом от 30 ноября 1995 года № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» по решению Правительства Российской Федерации, являлись:

  • зачет задолженности участника финансово-промышленной группы, акции которого реализовались на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов (торгов) инвестиций для покупателя - центральной компании той же финансово-промышленной группы;
  • предоставление участникам финансово-промышленной группы права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность финансово-промышленной группы;
  • передавались в доверительное управление центральной компании финансово-промышленной группы временно закрепленные за государством пакетов акций участников этой финансово-промышленной группы;
  • предоставлялись государственные гарантии для привлечения различного рода инвестиций;
  • предоставлялись инвестиционные кредиты и иная финансовая поддержка для реализации проектов финансово-промышленной группы [1];
  • разрешалось погашение задолженности федерального и региональных бюджетов перед участниками финансово-промышленной группы в счет налогов, подлежащих ими к уплате в бюджеты;
  • были отменены для участников финансово-промышленной группы авансовые платежи по налогу на прибыль;
  • производился зачет убытков, понесенных участниками финансово-промышленной группы, при определении налогооблагаемой прибыли головного предприятия;
  • разрешались продажи участниками группы своей продукции другим ее членам по ценам ниже себестоимости;
  • предполагалось единовременное списание затрат по закупке материальных ресурсов на себестоимость продукции с зачетом НДС, уплаченного поставщикам ресурсов, при определении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет;
  • допускалось осуществление экспортно-импортных операций предприятиями-участниками финансово-промышленной группы без внесения залоговых сумм на счета таможен (при наличии гарантии банка-члена финансово-промышленной группы);
  • позволялось наделение участников финансово-промышленной группы правом экспорта стратегически важных сырьевых товаров по продукции, производимой в рамках финансово-промышленной группы;
  • предоставлялись отсрочки до завершения сделки по уплате таможенных платежей при проведении экспортных и импортных операций;
  • разрешалось образование инвестиционных и стратегических фондов финансово-промышленной группы с направлением в них части отчислений в отраслевые внебюджетные фонды;
  • санкционировалось создание фондов финансово-промышленной группы (медицинского страхования, социального страхования, занятости, НИОКР) с направлением в них обязательных отчислений;
  • допускалась отсрочка до конца текущего финансового года по уплате налога на прибыль в части, направляемой на инвестиции в отечественную экономику и подлежащей налогообложению по действующему законодательству.

Кроме того, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции могли предоставлять дополнительные льготы и гарантии финансово-промышленным группам.

Центральным банком Российской Федерации предоставлялись банкам - участникам финансово-промышленной группы, осуществлявшим в ней инвестиционную деятельность, льготы, предусматривавшие снижение норм обязательного резервирования. Происходили изменения других нормативов Центрального банка РФ в целях повышения их инвестиционной активности.

Правительство Российской Федерации разрабатывало порядок предоставления мер поддержки финансово-промышленных групп в соответствии с существовавшими приоритетами в промышленной и социальной политике, которые ежегодно заявлялись одновременно с представлением проекта федерального бюджета на соответствующий год, и отчитывалось о результатах их применения при отчете об исполнении федерального бюджета.

Положения указанного Федерального закона № 190-ФЗ во многом носили декларативный характер (государственная регистрация финансово-промышленных групп (ФПГ), государственная поддержка ФПГ, контроль за деятельностью ФПГ). Ряд его положений не соответствовал принятым впоследствии нормам Гражданского, Таможенного и Налогового кодексов РФ. Так, законодательством РФ не установлены дополнительные права или льготы для объединений юридических лиц, имеющих правовой статус ФПГ. Участники группы регистрируются как отдельные юридические лица. Кроме того, в настоящее время наибольшее распространение получили холдинговые компании.

Признание Федерального закона «О финансово-промышленных группах» утратившим силу не привело к ликвидации существующих финансово-промышленных групп, деятельность которых регламентируется положениями Гражданского кодекса РФ и иными законодательными актами РФ.

В реалиях 2015 года для повышения устойчивости функционирования российской экономики, а также снижения негативных последствий от возможных кризисных явлений решением Правительства Российской Федерации в соответствии с протоколом заседания Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции от 5 февраля 2015 г. № 1 утвержден перечень системообразующих организаций, в которые в том числе вошли некоторые существовавшие ранее финансово-промышленные группы, а именно:

  • крупнейшие юридические лица, находящиеся в юрисдикции Российской Федерации, оказывающие существенное влияние на формирование ВВП, занятость населения и социальную стабильность и осуществляющие деятельность в секторах промышленности, агропромышленном комплексе, строительстве, транспорте и связи;
  • юридические лица, находящиеся в юрисдикции Российской Федерации, оказывающие существенное влияние на формирование ВВП, занятость населения и социальную стабильность и входящие в промышленные группы, холдинговые структуры, вертикально интегрированные компании (в Перечне указывается наименование управляющей компании либо головной организации группы);
  • организации, осуществляющие свою деятельность в том числе на территории Российской Федерации, оказывающие существенное влияние на формирование ВВП, управляющие компании которых находятся в иностранной юрисдикции [4].

Информация о работе Государственная поддержка промышленных групп в России