Государственная финансовая поддержка малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы изучить каким образом государство оказывает финансовую поддержку малому бизнесу.
Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи как:
Определить понятие малого бизнеса
Рассмотреть какое значение он имеет в экономике страны
Ознакомиться с политикой государства в области поддержки малого бизнеса – установить в каких направлениях она осуществляется, какими формами и методами

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………….3

1. Сущность и понятие малого бизнеса в России………………………………………………….5
1.1. Понятие малого предприятия. Виды экономической деятельности предприятий малого бизнеса…………………………………………………………………………………………..5
1.2. Значение малого бизнеса в экономике государства и необходимость его поддержки………………………………………………………………………………………………...9

2. Основы финансовой политики государства в сфере поддержки малого бизнеса………14
2.1. Основные направления государственного финансирования малого бизнеса………...14
2.2. Формы и методы………………………………………………………………………………….18

3. Анализ финансовой политики в сфере поддержки малого бизнеса и ее эффективность…………………………………………………………………………………………23
3.1. Основные механизмы и тенденции финансовой политики. Целевые программы поддержки малого бизнеса…………………………………………………………………………..23
3.2. Проблемы и перспективы финансовой политики в России……………………………….27

Заключение……………………………………………………………………………………………..32

Список использованной литературы……………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

Малый бизнес сталкивается с такими проблемами как:

• несовершенная  система налогообложения;

• отсутствие надежных правовых гарантий, явная противоречивость отдельных нормативно-правовых актов;

• финансовые трудности с получением банковского кредита для открытия предприятий, их функционирования; неравноправность в доступе к различным материальным ресурсам, их дороговизна;

• сложности  с арендой и приобретением  помещений, их высокая, нередко недоступная, цена;

• продолжающиеся криминальные угрозы.

Определенные  надежды возлагает малый бизнес России на вновь создаваемые особые экономические зоны (ОЭЗ). Согласно принятому закону зоны могут быть двух видов: промышленно-производственные и технико-внедренческие. Предприниматели, зарегистрированные в особых зонах, на 5 лет освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога. Ввозимые ими импортное оборудование и запасные части для него освобождаются от таможенных пошлин на все время, пока остаются на территории особой зоны. Помимо того, участники технико-внедренческой зоны получают возможность платить единый социальный налог по льготной ставке — 14% вместо обычных 26.

Для резидентов промышленно-производственных ОЭЗ  устанавливается ускоренный порядок  признания расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, снимается 30%-ное ограничение на перенос убытков на последующие налоговые периоды.

Срок действия ОЭЗ составляет 20 лет и продлению  не подлежит.

Безусловно, в  поддержке малого и среднего бизнеса важен комплекс мер – административных, законодательных, налоговых и иных. В первую очередь это касается кредитной сферы. Нынешняя ситуация такова, что отсутствие стартового капитала и затрудненный доступ к финансовым ресурсам снижает предпринимательскую активность, и не стимулирует развитие малого бизнеса. Серьезное препятствие для увеличения объемов кредитования малого бизнеса – высокие риски, отчасти обусловленные отсутствием достаточного и ликвидного залогового обеспечения сделки. Поэтому необходимо сотрудничество государственных органов и банковской системы для того, чтобы обеспечить доступ к кредитам малым предприятиям.

Как показывает мировая и отечественная практика, малое предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается  в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и общественных структур. В настоящее время многие проблемы в развитии малого предпринимательства порождены именно недостатками государственной экономической политики, определяющей основные параметры внешней среды, в которой происходит развитие малого бизнеса. Основными из них являются следующие:

-         ограниченность внутреннего рынка,  в т.ч. спроса на продукцию  субъектов малого предпринимательства,  в связи с сокращением поставок  для государственных нужд, недостатком свободных финансовых ресурсов предприятий-потребителей и низкой покупательной способностью населения в условиях растущего давления со стороны зарубежных поставщиков;

-         ориентация экономической политики  на обеспечение интересов крупных хозяйственных и финансовых структур, монополизация факторов производства и каналов движения товаров, что создает менее благоприятные условия для деятельности малых предприятий и приводит к недостаточному учету их интересов при разработке и реализации государственной политики;

-         чрезмерная жесткость фискальной  и кредитно-денежной политики, приводящая  к обострению проблем воспроизводства  (недостаточность ресурсов для  текущей деятельности и развития), и как следствие, вынужденное бегство субъектов малого бизнеса в «теневую экономику»;

-         усиление региональной дифференциации  экономики и «регионализация»  внутреннего рынка вследствие  роста транспортных тарифов, недостаточного  развития инфраструктуры и действия  субъективных факторов, приводящих к неравным условиям для развития субъектов малого бизнеса в различных регионах;

-         не совершенство и противоречивость  нормативно-правовой базы, неурегулированность  отношений собственности, создающих  трудности участия субъектов  малого предпринимательства в институциональных преобразованиях, невозможности осуществления стратегического планирования.

В условиях кризиса  происходит резкое снижение потребительского спроса. Малый бизнес в силу своей  природы очень легко теряет ликвидность  и разоряется, но в то же время легко восстанавливается. Те компании, которые оказались лучше подготовлены, накопили избыточную ликвидность, имеют больший шанс сохранить и приумножить свой бизнес. Большая часть агрессивно растущих за счет привлеченного капитала компаний потеряла устойчивость и теперь пытается выжить. Ускорились процессы слияния и поглощения, многие предприятия закрывают непрофильные направления. Недостаток кредитных средств замедляет темпы обновления основных средств, требует оптимизации бизнес-процессов и более гибкой работы с клиентом.

Финансовый  кризис поставил на грань выживания  многие малые компании заметное число  предприятий уже прекратило свое существование.

В целом, российские малые предприятия в настоящее  время не имеют каких-либо существенных льгот и преференций за исключением специальных налоговых режимов. Однако, эффективность применения упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный налог, в отрыве от других инструментов защиты интересов и стимулирования защиты бизнеса постоянно снижается в связи с увеличением финансовой нагрузки нефискального характера (арендных платежей, оплаты коммунальных услуг, транспортных тарифов, коммерческих услуг государственных организаций и т.д.).

Создание развитой инфраструктуры поддержки и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства имеет важнейшее значение для успешного функционирования. Отсутствие системного подхода к формированию на федеральном и региональном уровнях благоприятных условий для развития деятельности малых предприятий привели к тому, что на сегодня элементы инфраструктуры не объединились в целостную, ориентированную на рынок систему, а по отдельности не дали комплексного эффекта.

В целом недостаток финансовых ресурсов – одна из важнейших  проблем малых предприятий в условиях кризиса. При этом банковскими кредитами, по данным специалистов, в условиях кризиса реально могут воспользоваться лишь 10-15% малых предприятий, что объясняется завышенными требованиями со стороны кредиторов к таким предприятиям. Так, банки готовы рассматривать вопрос о выдаче кредита только при условии успешной работы малого предприятия не менее года (реже – 6 месяцев), отсутствии у предприятия налоговой задолженности, положительного баланса, и, самое главное, наличия имущества, которое можно предоставить в залог. Причем банки, как правило, требуют стопроцентное залоговое обеспечение, а активы большинства малых предприятий в условиях кризиса существенно обесценились. Система предоставления господдержки в виде гарантий, покрывающих часть кредита, находится лишь в стадии обсуждения и разработки. Между тем, ставка кредита сохраняется на уровне 20%.

Между тем анализируя результаты 2009 г., следует отметить, что разрабатываемые планы по поддержке малого бизнеса в РФ, в качестве финансовой поддержки малого бизнеса в условиях мирового финансового кризиса, пока ориентированы абстрактно на весь данный сектор. При этом совершенно не учитываются социально-организационные различия в среде малых предприятий. Например, помощь предприятиям, созданным представителями социально-уязвимых групп населения (инвалидами, женщинами, молодежью), мелким фирмам, экспортирующим свою продукцию, инновационному бизнесу в условиях кризиса должна быть более конкретной, точечно целенаправленной. Таким предприятиям должны предоставляться специфические налоговые льготы, а, возможно, и льготные кредиты на инвестиции в основные фонды, на модернизацию оборудования, устанавливаться ускоренные амортизационные списания и т.п.

 

Заключение

Малый бизнес России в последние годы развивается опережающими темпами. Но, несмотря на это, малые предприятия по-прежнему не оказывают существенного влияния на развитие российской экономики в целом.

Сущность малых  предприятий характеризуется следующим: они хорошо адаптируются к внешним  условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов и он является надежным источником бюджетных поступлений. Отсюда следует, что развите малого бизнеса необходимо для государства.

По-прежнему актуальным является вопрос о государственной  поддержке малого бизнеса. В курсовой работе рассмотрено какие меры принимаются на государственном уровне для поддержки предприятий малого бизнеса.

Проанализировав современное состояние малого бизнеса  выеснелось, что происходит абсолютное уменьшение объемов оборота, численности  занятых и инвестиций в основной капитал. Это обусловлено финансовым кризисным явлением, оно существенно повлияло на доступность кредитных ресурсов для малого бизнеса, реализацию инвестиционных проектов, а также на потребительскую активность населения. Чтобы избежать подобных проблем необходимо осуществлять государственное регулирование. Правительство Российской Федерации и общественные организации активно участвуют в реализации мер по поддержке малого предпринимательства в России, и рассматривают новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и функционирования предприятий малого бизнеса. Однако этот процесс далеко не завершен, а меры, которые применяются, или которые планируется применять в ближайшее время для облегчения административной нагрузки на малый бизнес, необходимо систематизировать и реализовывать комплексно. В частности, необходимо принять меры: по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых предприятий, что существенно замедляет реализацию стратегической задачи по формированию современной инновационно-производственной структуры малого предпринимательства в России, сделать более доступную законодательную базу, упростить процесс регистрации, увеличить объем финансовой поддержки, упростить налоговую систему, облегчить доступ малым предприятиям к кредитам.

Перспективы в  малом бизнесе всегда за теми, кто  заранее готовится ко всем ситуациям, минимизирует издержки, не отягощен тяжелыми кредитными обязательствами, внедряет в производственный процесс инновационные  технологии и комплексно изучает рынок своей деятельности, и больше нацелен на конечного потребителя.

 

 

Список использованной литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 2. Федеральный закон от 5.08.2000 №117-ФЗ
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (в ред.последних изменений)
  3. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (ред. от 27.12.2009, принят ГД ФС РФ 06.07.2007)
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.04.2005 N 249 ''Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства''
  5. Лапуста М.Г. Предпринимательство / Учебник, 4-е издание, М: Инфра-М, 2007
  6. Касьянов А.В. Все о малом предпринимательстве: полное практическое руководство / М.: ГроссМедиа; Росбух, 2008
  7. Малый бизнес: организация, экономика, управление: учеб. пособие для вузов/ под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара.- 3-е изд., перераб. и доп.- М. : ЮНИТИ- [ДАНА], 2007
  8. Что мешает развитию малого бизнеса // Налоговые споры, 2006, № 8
  9. Шиняева Н. Большой шаг малого бизнеса // ЭЖ-Юрист, 2007, № 32
  10. Крюков С. П. О новых тенденциях кредитования малого бизнеса / С. П. Крюков // Финансы. 2009. № 2. – С. 19–22.
  11. Соболев А. П. Стратегический менеджмент в кризисных условиях / А. П. Соболев // Банковские услуги. 2008. № 11. – С. 36.
  12. Чувалов А. Е. Кредитные гарантии как форма господдержки малого бизнеса / А. Е. Чувалов // Финансы. 2008. №7. – С. 79–80.
  13. Малое и среднее предпринимательство в России. 2009: Стат.сб./ Росстат. -  M., 2009.
  14. Россия в цифрах. 2009: Крат.стат.сб./Росстат- M.,Р76     2009
  15. Интернет источник: http://www.kreditbusiness.ru/federal.html

 

 

 

 


Информация о работе Государственная финансовая поддержка малого бизнеса