Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:26, курсовая работа
Цель данной курсовой работы изучить каким образом государство оказывает финансовую поддержку малому бизнесу.
Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи как:
Определить понятие малого бизнеса
Рассмотреть какое значение он имеет в экономике страны
Ознакомиться с политикой государства в области поддержки малого бизнеса – установить в каких направлениях она осуществляется, какими формами и методами
Введение………………………………………………………………………………………………….3
1. Сущность и понятие малого бизнеса в России………………………………………………….5
1.1. Понятие малого предприятия. Виды экономической деятельности предприятий малого бизнеса…………………………………………………………………………………………..5
1.2. Значение малого бизнеса в экономике государства и необходимость его поддержки………………………………………………………………………………………………...9
2. Основы финансовой политики государства в сфере поддержки малого бизнеса………14
2.1. Основные направления государственного финансирования малого бизнеса………...14
2.2. Формы и методы………………………………………………………………………………….18
3. Анализ финансовой политики в сфере поддержки малого бизнеса и ее эффективность…………………………………………………………………………………………23
3.1. Основные механизмы и тенденции финансовой политики. Целевые программы поддержки малого бизнеса…………………………………………………………………………..23
3.2. Проблемы и перспективы финансовой политики в России……………………………….27
Заключение……………………………………………………………………………………………..32
Список использованной литературы……………………………………………………………….34
Малый бизнес сталкивается с такими проблемами как:
• несовершенная система налогообложения;
• отсутствие надежных правовых гарантий, явная противоречивость отдельных нормативно-правовых актов;
• финансовые трудности с получением банковского кредита для открытия предприятий, их функционирования; неравноправность в доступе к различным материальным ресурсам, их дороговизна;
• сложности с арендой и приобретением помещений, их высокая, нередко недоступная, цена;
• продолжающиеся криминальные угрозы.
Определенные надежды возлагает малый бизнес России на вновь создаваемые особые экономические зоны (ОЭЗ). Согласно принятому закону зоны могут быть двух видов: промышленно-производственные и технико-внедренческие. Предприниматели, зарегистрированные в особых зонах, на 5 лет освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога. Ввозимые ими импортное оборудование и запасные части для него освобождаются от таможенных пошлин на все время, пока остаются на территории особой зоны. Помимо того, участники технико-внедренческой зоны получают возможность платить единый социальный налог по льготной ставке — 14% вместо обычных 26.
Для резидентов промышленно-производственных ОЭЗ устанавливается ускоренный порядок признания расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, снимается 30%-ное ограничение на перенос убытков на последующие налоговые периоды.
Срок действия ОЭЗ составляет 20 лет и продлению не подлежит.
Безусловно, в поддержке малого и среднего бизнеса важен комплекс мер – административных, законодательных, налоговых и иных. В первую очередь это касается кредитной сферы. Нынешняя ситуация такова, что отсутствие стартового капитала и затрудненный доступ к финансовым ресурсам снижает предпринимательскую активность, и не стимулирует развитие малого бизнеса. Серьезное препятствие для увеличения объемов кредитования малого бизнеса – высокие риски, отчасти обусловленные отсутствием достаточного и ликвидного залогового обеспечения сделки. Поэтому необходимо сотрудничество государственных органов и банковской системы для того, чтобы обеспечить доступ к кредитам малым предприятиям.
Как показывает
мировая и отечественная
-
ограниченность внутреннего
-
ориентация экономической
-
чрезмерная жесткость
-
усиление региональной
-
не совершенство и
В условиях кризиса происходит резкое снижение потребительского спроса. Малый бизнес в силу своей природы очень легко теряет ликвидность и разоряется, но в то же время легко восстанавливается. Те компании, которые оказались лучше подготовлены, накопили избыточную ликвидность, имеют больший шанс сохранить и приумножить свой бизнес. Большая часть агрессивно растущих за счет привлеченного капитала компаний потеряла устойчивость и теперь пытается выжить. Ускорились процессы слияния и поглощения, многие предприятия закрывают непрофильные направления. Недостаток кредитных средств замедляет темпы обновления основных средств, требует оптимизации бизнес-процессов и более гибкой работы с клиентом.
Финансовый кризис поставил на грань выживания многие малые компании заметное число предприятий уже прекратило свое существование.
В целом, российские малые предприятия в настоящее время не имеют каких-либо существенных льгот и преференций за исключением специальных налоговых режимов. Однако, эффективность применения упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный налог, в отрыве от других инструментов защиты интересов и стимулирования защиты бизнеса постоянно снижается в связи с увеличением финансовой нагрузки нефискального характера (арендных платежей, оплаты коммунальных услуг, транспортных тарифов, коммерческих услуг государственных организаций и т.д.).
Создание развитой инфраструктуры поддержки и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства имеет важнейшее значение для успешного функционирования. Отсутствие системного подхода к формированию на федеральном и региональном уровнях благоприятных условий для развития деятельности малых предприятий привели к тому, что на сегодня элементы инфраструктуры не объединились в целостную, ориентированную на рынок систему, а по отдельности не дали комплексного эффекта.
В целом недостаток финансовых ресурсов – одна из важнейших проблем малых предприятий в условиях кризиса. При этом банковскими кредитами, по данным специалистов, в условиях кризиса реально могут воспользоваться лишь 10-15% малых предприятий, что объясняется завышенными требованиями со стороны кредиторов к таким предприятиям. Так, банки готовы рассматривать вопрос о выдаче кредита только при условии успешной работы малого предприятия не менее года (реже – 6 месяцев), отсутствии у предприятия налоговой задолженности, положительного баланса, и, самое главное, наличия имущества, которое можно предоставить в залог. Причем банки, как правило, требуют стопроцентное залоговое обеспечение, а активы большинства малых предприятий в условиях кризиса существенно обесценились. Система предоставления господдержки в виде гарантий, покрывающих часть кредита, находится лишь в стадии обсуждения и разработки. Между тем, ставка кредита сохраняется на уровне 20%.
Между тем анализируя результаты 2009 г., следует отметить, что разрабатываемые планы по поддержке малого бизнеса в РФ, в качестве финансовой поддержки малого бизнеса в условиях мирового финансового кризиса, пока ориентированы абстрактно на весь данный сектор. При этом совершенно не учитываются социально-организационные различия в среде малых предприятий. Например, помощь предприятиям, созданным представителями социально-уязвимых групп населения (инвалидами, женщинами, молодежью), мелким фирмам, экспортирующим свою продукцию, инновационному бизнесу в условиях кризиса должна быть более конкретной, точечно целенаправленной. Таким предприятиям должны предоставляться специфические налоговые льготы, а, возможно, и льготные кредиты на инвестиции в основные фонды, на модернизацию оборудования, устанавливаться ускоренные амортизационные списания и т.п.
Заключение
Малый бизнес России в последние годы развивается опережающими темпами. Но, несмотря на это, малые предприятия по-прежнему не оказывают существенного влияния на развитие российской экономики в целом.
Сущность малых
предприятий характеризуется
По-прежнему актуальным является вопрос о государственной поддержке малого бизнеса. В курсовой работе рассмотрено какие меры принимаются на государственном уровне для поддержки предприятий малого бизнеса.
Проанализировав современное состояние малого бизнеса выеснелось, что происходит абсолютное уменьшение объемов оборота, численности занятых и инвестиций в основной капитал. Это обусловлено финансовым кризисным явлением, оно существенно повлияло на доступность кредитных ресурсов для малого бизнеса, реализацию инвестиционных проектов, а также на потребительскую активность населения. Чтобы избежать подобных проблем необходимо осуществлять государственное регулирование. Правительство Российской Федерации и общественные организации активно участвуют в реализации мер по поддержке малого предпринимательства в России, и рассматривают новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и функционирования предприятий малого бизнеса. Однако этот процесс далеко не завершен, а меры, которые применяются, или которые планируется применять в ближайшее время для облегчения административной нагрузки на малый бизнес, необходимо систематизировать и реализовывать комплексно. В частности, необходимо принять меры: по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых предприятий, что существенно замедляет реализацию стратегической задачи по формированию современной инновационно-производственной структуры малого предпринимательства в России, сделать более доступную законодательную базу, упростить процесс регистрации, увеличить объем финансовой поддержки, упростить налоговую систему, облегчить доступ малым предприятиям к кредитам.
Перспективы в малом бизнесе всегда за теми, кто заранее готовится ко всем ситуациям, минимизирует издержки, не отягощен тяжелыми кредитными обязательствами, внедряет в производственный процесс инновационные технологии и комплексно изучает рынок своей деятельности, и больше нацелен на конечного потребителя.
Список использованной литературы
Информация о работе Государственная финансовая поддержка малого бизнеса