Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 08:51, курсовая работа

Краткое описание

Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.
Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансам соц.страхование.doc

— 493.50 Кб (Скачать)

Формирование цивилизованной системы социального страхования в России возможно при условии применения междисциплинарного и внутрисистемного подходов, позволяющих учитывать «внешние» и «внутренние» факторы, влияющие на взаимосвязь базовых ее элементов по экономическому и административному регулированию и управлению системой.

В ряду наиболее крупных «внешних» систем выступает система заработной платы, которая определяет масштаб и тип охвата социальным страхованием (наемные и/или самозанятые работники, методы и формы финансирования, масштабы формального и неформального секторов занятости) и позволяет создать благоприятные условия для реализации потенциала социального страхования. В связи с этим все более актуальным становится вопрос разработки концепции совершенствования системы заработной платы и доходов населения и включения ее важнейших направлений в бюджетный процесс всех уровней. Для этого в сфере совершенствования законодательства представляется целесообразным в числе основополагающих и первоочередных мер предусмотреть:

  • поэтапное, в течение 2—3 лет, повышение минимальной заработной платы до уровня прожиточного минимума, с тем чтобы ее уровень приблизился к 40% средней заработной платы;
  • пересмотр и расширение «замороженного» потребительского бюджета, который следует в ближайшее время довести до дореформенного (15-летней давности) уровня, и определить стратегические задачи поэтапного приближения до величин среднеевропейского уровня;
  • принятие законодательных мер по уменьшению поляризации заработной платы и доходов, доведя в среднесрочной перспективе соотношение заработков крайних децильных групп до 1:10, уменьшив тем самым разбег в полтора раза;
  • законодательное определение сроков и мероприятий по доведению величины национальных расходов на социальную защиту до минимального уровня в 20% ВВП, как это определено рекомендациями Копенгагенских решений 1995 года и что в свое время обязалась выполнять и Россия.

Предложенные концептуальные решения по регулированию заработной платы и финансовой модели социального страхования позволят повысить уровень целевого распределения страховых средств в соответствии с уровнями и необходимостью компенсации социальных рисков, что возможно с помощью решения следующих основных задач:

  • минимальные размеры страховых пенсий и пособий должны поэтапно повышаться, с тем чтобы в обозримой перспективе (3—4 года) их размер приблизился к прожиточному минимуму пенсионера и получателей пособий;
  • средние размеры пенсий и пособий могут быть повышены за этот же период до уровня 180—200% прожиточного минимума;
  • максимальные размеры выплат по страхованию будут соизмеримы с коэффициентом замещения не ниже 50—60% предыдущего заработка.

Тем самым будут созданы предпосылки для формирования механизмов социального страхования, позволяющих существенно повысить уровень пенсий и выплат, качество жизни населения, а также приблизить уровни социальных гарантий застрахованных россиян до уровня международных требований.

Кроме того, в отличие от действующей системы предлагается ввести и новые виды социального страхования:

  • страхование профессиональных и региональных пенсий, что позволит финансово обеспечить существующие виды досрочных пенсий (за работу во вредных условиях труда и «северных» досрочных пенсий);
  • страхование по безработице, которое будет решать задачи по профессиональному переобучению и трудоустройству безработных;
  • страхование по уходу одиноких пенсионеров, инвалидов и других категорий населения, которые нуждаются в регулярной и систематической помощи на дому.

Формирование новых институтов обязательного социального страхования потребует принятия ряда федеральных законов. В число важнейших из них входят: «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации», «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и детством», «Об обязательном пенсионном страховании работников, проживающих в районах Крайнего Севера», «Об обязательном социальном страховании одиноких пенсионеров и инвалидов и других категорий работников, нуждающихся в регулярной и систематической помощи на дому», «О Фонде социального страхования Российской Федерации».

Новая модель социального страхования потребует повышения демократичности в управлении социальным страхованием. Для этого необходимо разработать и принять федеральный закон о товариществах взаимного страхования, а также ратифицировать Конвенции МОТ № 102 и 144, к которым Российская Федерация пока еще не присоединилась. Базовые положения данных конвенций, регулирующие минимальный прожиточный минимум застрахованных и демократичные формы управления в данной сфере, — злободневные темы в сегодняшней России. Их ратификация позволила бы провести комплекс организационных, законодательных и управленческих мероприятий, направленных на выработку национальной модели социального страхования и достижение консенсуса социальных партнеров в данной сфере.

 

заключение

Действующая в России система социального страхования до сих пор сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей (почти 40% фонда оплаты труда) уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств. Правовое поле данного института социальной защиты только формируется. Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и системы социальной помощи. Термины, принципы и инструментарий организации финансовых институтов и систем социальных гарантий, которые широко используются во многих развитых странах в практике различных видов социального страхования - социальный и профессиональный риски, эквивалентность страховых взносов и выплат, увязка уровней социальных рисков и страховых тарифов - эти и другие классические элементы и механизмы данных систем все еще представляются отвлеченными категориями, а не жизненно важными регуляторами социальной зашиты населения.

Это во многом объясняет массовую незаинтересованность занятого населения в своевременной уплате в полном объеме страховых взносов (работниками, и работодателями) в государственные внебюджетные социальные фонды.

Приходится констатировать серьезные отставания в создании экономических условий и институциональной базы для формирования новых механизмов социальной защиты в форме сбалансированных между собой экономических отношений и института социального страхования. Так, существующее правовое положение внебюджетных социальных фондов зауживает их роль и функции, сводит их в основном к финансовым учреждениям («сборщиков взносов» и «распределителей средств»). Мировой опыт свидетельствует о том, что основные виды социального страхования (пенсионного, от несчастных случаев на производстве, по безработице), кроме финансовых задач по компенсации утраты заработков (в связи с временной и постоянной утратой трудоспособности или места работы), выполняют целый ряд других функций: оздоровление трудящихся и членов их семей, организацию лечения, проведения крупномасштабных национальных программ по реабилитации инвалидов (медицинской, профессиональной и социальной).

Следует понимать, что формирование национальной системы социального страхования - дело непростое. Такая система органически связана с системой заработной платы, налоговой системой, политикой и состоянием рынка труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем. Необходимо критично признать, что пока формирование системы социального страхования не увязано с названными выше факторами, которые во многом определяют качественные ее характеристики (уровень пенсий и других страховых выплат, качество и объем услуг по лечению и оздоровлению трудящихся), построить эффективную систему социальной защиты в стране не удастся.

Именно поэтому необходимо разработать среднесрочную программу мер (например, на 3 - 5 лет) с целью завершения в ближайшие 5 - 8 лет формирования системы социального страхования в России в увязке ее с реформами в системе заработной платы и налоговой системе. Такая программа мер позволит обеспечить преемственность и последовательность в работе правительства, министерств, ведомств, сообщества субъектов социального страхования (представителей работников, работодателей и страховщиков).

Много серьезных вопросов в этой связи предстоит решить законодателям, и, прежде всего Государственной Думе. В их числе совершенствование законов по социальному страхованию и обеспечению, их гармонизация с другими видами права – трудовым, гражданским, финансовым и административным, снятие существующих законодательных противоречий между ними.

 

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.
  2. Федеральный закон « Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 г. №157 – ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999.№29. Ст.3686
  3. Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. N 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год»
  4. Федеральный закон от 25.11.2008 216-фз «О бюджете фонда социального страхования российской федерации на 2009 и на плановый период 2010 и 2011 годов».
  5. Налоговый Кодекс РФ. Часть I. Федеральный Закон от 31.07.98 № 146-ФЗ.
  6. Налоговый Кодекс РФ. Часть II. Федеральный Закон от 5.08.00 № 117-ФЗ.
  7. Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога. Утверждены Приказом МНС РФ от 29.12.2000 г. № БГ–3–07/465.
  8. «Безопасность и охрана труда» №2, 2007
  9. «Безопасность и охрана труда» №3, 2007
  10. Буянова М.О., Кобзева СИ., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2006. - 814 с.
  11. Волгин Н.А., Ракитинский Б.В. Экономика труда и социальные отношения. - М.: РАГС, 2006.-13с.          
  12. Воскресенская Н.М., Давлетина Н.В. Демократия: государство и общество. Пособие для учащихся общеобразовательных заведений. - М.:Дрофа, 2007.-133 с.       
  13. Основы страховой деятельности: Учебник/отв.ред. проф. Т.А.Федорова. – М.: БЕК, 2006 г. - 76с.
  14. Проблемы субъектов социального проектирования и управления / Препринт под ред. В.И.Аршинова и В.Е.Лепского. М.: «Когито-Центр», 2006. – 256 с.
  15. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Полякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  16. Финансы: Учебное пособие/Под ред. Проф. А.М.Ковалевой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006, с.682с.
  17. Финансы: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. С. И. Лушина, д-ра экон. наук, проф. В. А. Слепова. - М., 2006.
  18. Холостова Е.И. Социальная политика. Учебное пособие – М.: Инфра – М, 2006
  19. Шихов А.К. Страхование: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000г. 431с.
  20. Федорова Т.А., Янова С.Ю. Социальное страхование. / Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007.
  21. Янова С.Ю. Социальное страхование: организация и финансовый механизм. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005.
  22. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2006.
  23. Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения. Практика применения трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении / под ред. К.Н. Гусова. - М.: 2006
  24. Официальный сайт Фонда Социального Страхования - http://www.fss.ru
  25. Бюджетная система Российской Федерации http://www.budgetrf.ru
  26. http://www.fss.ru/ru/statistics/22028.shtml
  27. http://www.fss.ru/ru/statistics/22027.shtml
  28. http://www.rifams.ru/biblioteka/project_strategy.html
  29. http://www.council.gov.ru/inf_sl/bulletin/item/218/index.html
  30. http://www.biota.ru/publish/magazine/article/71

 

1 Воскресенская Н.М., Давлетина Н.В. Демократия: государство и общество. Пособие для учащихся общеобразовательных заведений. - М.:Дрофа, 2007.-133 с.       

 

2 Волгин Н.А., Ракитинский Б.В. Экономика труда и социальные отношения. - М.: РАГС, 2006.-13с.          

 

3 Финансы: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. С. И. Лушина, д-ра экон. наук, проф. В. А. Слепова. - М., 2006.

 

4 Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. N 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год»

 

5 http://www.fss.ru/ru/statistics/22028.shtml

6 Федеральный закон от 25.11.2008 216-фз «О бюджете фонда социального страхования российской федерации на 2009 и на плановый период 2010 и 2011 годов»

7 Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. N 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год»

 

8 http://www.fss.ru/ru/statistics/22027.shtml

9 Журнал «Безопасность и охрана труда» №3, 2007

10 Журнал «Безопасность и охрана труда» №2, 2007

 


 



Информация о работе Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы