Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 08:51, курсовая работа
Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.
Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
Социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба. Особенностью социального страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства.
Социальное страхование построено на принципе нежесткой эквивалентности: существует определенная зависимость страховых выплат от величины трудового вклада и страхового стажа.
Понятие социального страхования охватывает различные формы (государственного, или обязательного, и добровольно-общественного) страхования населения от различного рода социальных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов.
Особенность социальных рисков состоит в крупномасштабности их возникновения и высокой значимости последствий для личности и общества в целом (например, безработица ведет к росту заболеваемости, преступности, распаду семей и т.д.). По характеру выплат в системе социального страхования выделяются страхование пенсий, пособий, социальных услуг и льготных благ.
Организация социального страхования в рыночной экономике базируется на следующих основных принципах: сочетание обязательности и добровольности социального страхования; социальное партнерство государства, работодателей и наемных работников; компенсация потери личных доходов и трудоспособности; формирование и использование целевых внебюджетных фондов; сочетание государственного регулирования и рыночного саморегулирования страховой деятельности; взаимодействие основных субъектов социального страхования - страхователей, страховщиков и застрахованных граждан; баланс экономической эффективности и социальной справедливости; общественная солидарность и индивидуальная ответственность в страховании граждан; профилактика и реабилитация социальных рисков.
С развитием общества место и роль социального страхования значительно возрастают, что обусловлено увеличением охвата населения обязательным социальным страхованием, переходом страны от государственного социального обеспечения к современной системе социальной защиты населения, развитием демократии и усилением социальной защиты важнейших прав человека, расширением программ социального страхования, ростом уровня выплачиваемых пенсий, пособий и стандартов качества оказываемых социальных услуг, повышением их стоимости и ростом реальных доходов населения.
Денежные средства Фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Основными задачами Фонда социального страхования являются:
Средства Фонда социального страхования РФ образуются за счет:
Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год по доходам составил в сумме 258 806 047,5 тыс. рублей (см. таблицу 1), из них на обязательное социальное страхование 169 264 828,5 тыс. рублей, и по расходам в сумме 287 493 479,5 тыс. рублей, из них на обязательное социальное страхование 199 603 929,6 тыс. рублей (см. рис. 1)4.
Средства Фонда направляются на:
Таблица 1
Доходы бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год
Наименование доходов |
Сумма доходов (тыс. рублей) |
1 |
2 |
Доходы |
258 806 047,5 |
Налоги и взносы на социальные нужды |
204 222 255,2 |
Единый социальный налог |
160 848 061,2 |
Единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации |
160 848 061,2 |
Страховые взносы |
43 374 194,0 |
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
43 374 194,0 |
Налоги на совокупный доход |
7 048 732,0 |
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
3 631 948,3 |
Единый налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы |
1 943 092,3 |
Единый налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов |
479 417,2 |
Единый минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов |
1 209 438,8 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
3 351 249,7 |
Единый сельскохозяйственный налог |
65 534,0 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
500 000,0 |
Недоимка, пени и штрафы по страховым взносам |
500 000,0 |
Недоимка, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации |
500 000,0 |
Продолжение таблицы 1 | |
1 |
2 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
212 900,0 |
Доходы от размещения средств бюджетов |
212 900,0 |
Доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации |
212 900,0 |
Доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации, сформированных за счет поступления единого социального налога |
210 183,0 |
Доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации, сформированных за счет поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
2 717,0 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
8 700,0 |
Доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
8 700,0 |
Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении Фонда социального страхования Российской Федерации (в части реализации основных средств по указанному имуществу) |
8 700,0 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
30 597,0 |
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджетов государственных внебюджетных фондов) |
30 597,0 |
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации) |
30 597,0 |
Прочие неналоговые доходы |
1 972 352,3 |
Поступления капитализированных платежей предприятий |
1 300 000,0 |
Прочие неналоговые поступления в бюджеты государственных внебюджетных фондов |
672 352,3 |
Прочие неналоговые поступления в Фонд социального страхования Российской Федерации |
672 352,3 |
Продолжение таблицы 1 | |
1 |
2 |
Безвозмездные поступления |
44 810 511,0 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
44 810 511,0 |
Средства бюджетов, передаваемые бюджетам государственных внебюджетных фондов |
44 810 511,0 |
Средства, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации |
44 810 511,0 |
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний |
30 500,0 |
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно |
7 075 019,8 |
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий |
6 378 591,2 |
Средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оказание работающим гражданам первичной медико-санитарной помощи, оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни |
17 500 000,0 |
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на выплату пособия по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий |
898 200,0 |
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на выплату пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию |
12 928 200,0 |
Всего доходов |
258 806 047,5 |
Структура доходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2005-2007 гг5.
Рис. 1. Структура доходов бюджета Фонда социального страхования РФ
На 2009 год бюджет Фонда сформирован с дефицитом в размере 2,05 млрд. рублей, исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 445,13 млрд. рублей и общего объема расходов в сумме 447,18 млрд. рублей. Бюджет Фонда в 2010 и 2011 годах прогнозируется профицитным на уровне соответственно 14,26 млрд. рублей и 19,08 млрд. рублей. Утверждено, в частности, распределение бюджетных ассигнований по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов, распределение межбюджетных трансфертов, а также особенности использования бюджетных ассигнований. Законом установлен максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия, уплачиваемого в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) за полный календарный месяц: в 2009 году - не более 18 720 рублей, в 2010 году - не более 20 030 рублей; в 2011 году - 21 390 рублей. Максимальный размер пособия по беременности и родам в 2009, 2010, 2011 годах составит соответственно 25 390 рублей, 27 170 рублей, 29 020 рублей. Закон предусматривает также особенности исполнения бюджета Фонда в 2009 году6.
Расходы Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год составили в сумме 287 493 479,5 тыс. рублей, из них на обязательное социальное страхование 199 603 929,6 тыс. рублей (см. таблицу 2)7.
Таблица 2
Структура расходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год
Наименование |
Сумма расходов (тыс. рублей) | |
1 |
2 | |
Фонд социального страхования Российской Федерации |
287 493 479,5 | |
Общегосударственные вопросы |
9 732,5 | |
Международные отношения и международное сотрудничество |
9 732,5 | |
Международное сотрудничество |
9 732,5 | |
Взносы в международные организации |
3 032,5 | |
Обеспечение реализации соглашений с правительствами иностранных государств и организациями |
6 700,0 | |
Образование |
15 470 415,6 | |
Переподготовка и повышение квалификации |
497 388,2 | |
Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров |
497 388,2 | |
Переподготовка и повышение квалификации кадров |
497 388,2 | |
Молодежная политика и оздоровление детей |
14 973 027,4 | |
Социальное страхование |
14 973 027,4 | |
Оздоровление детей |
14 973 027,4 | |
Социальная политика |
272 013 331,4 | |
Социальное обслуживание населения |
6 378 591,2 | |
Продолжение таблицы 2 | ||
1 |
2 | |
Меры социальной поддержки граждан |
6 378 591,2 | |
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий |
6 378 591,2 | |
Социальное обеспечение населения |
226 202 014,9 | |
Руководство и управление в сфере установленных функций |
10 891 953,0 | |
Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов |
10 891 953,0 | |
Непрограммные инвестиции в основные фонды |
669 600,0 | |
Строительство объектов общегражданского назначения |
669 600,0 | |
Социальное страхование |
214 640 461,9 | |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию |
98 684 300,0 | |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
1 602 943,1 | |
Пособия по беременности и родам |
23 760 236,0 | |
Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет |
36 533 338,7 | |
Пособия при рождении ребенка |
13 147 200,0 | |
Другие пособия и компенсации |
834 802,5 | |
Единовременные страховые выплаты |
561 085,8 | |
Ежемесячные страховые выплаты |
26 095 342,0 | |
Доставка и пересылка страховых выплат |
386 518,2 | |
Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний |
9 358 503,1 | |
Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников |
3 676 192,5 | |
Прикладные научные исследования в области социальной политики |
75 803,5 | |
Прикладные научные исследования и разработки |
75 803,5 | |
Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам |
75 803,5 | |
Другие вопросы в области социальной политики |
39 356 921,8 | |
Реализация государственных функций в области социальной политики |
39 356 921,8 | |
Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний |
30 500,0 | |
Продолжение таблицы 2 | ||
1 |
2 | |
Мероприятия в области социальной политики |
925 002,0 | |
Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий |
898 200,0 | |
Оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно |
7 075 019,8 | |
Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию |
12 928 200,0 | |
Оказание работающим гражданам первичной медико-санитарной помощи, оплата медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни |
17 500 000,0 | |
Всего расходов |
287 493 479,5 |
Расходы фонда социального страхования увеличились с 125,6 до 303,1 млрд.руб. В то же время и доходы фонда социального страхования увеличились с 116,4 до 295,4 млрд.руб. (см. рис. 2).
Динамика доходов и расходов Фонда социального страхования Российской Федерации в период с 2002 по 2007 гг8.
Рис. 2. Доходы и расходы Фонда социального страхования РФ
В 2007 году Фонд осуществляет финансирование расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями в пределах средств, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» и перечисленных в Фонд, в сумме 6 378 591,2 тыс. рублей, включая административные расходы в сумме 408 441,0 тыс. рублей.
В 2007 году Фонд осуществляет оплату стоимости путевок сроком пребывания не более 21 дня, а для больных с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга не более 42 дней в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, а также стоимости проезда на междугородном транспорте к месту лечения, осуществляемого за счет средств федерального бюджета, в санаторно-курортные и федеральные специализированные медицинские учреждения и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в пределах средств, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» и перечисленных в Фонд, в сумме 7 075 019,8 тыс. рублей.
На 2007 год на начало каждого квартала в размере установлен норматив оборотных денежных средств Фонда:
1) не менее 30 процентов среднемесячных расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, на оздоровление детей, оплату стоимости путевок на долечивание в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения и других расходов;
2) не менее 30 процентов среднемесячных расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячных и единовременных страховых выплат, расходов на доставку и пересылку страховых выплат, расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию и других расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Информация о работе Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы