Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 08:51, курсовая работа

Краткое описание

Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.
Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансам соц.страхование.doc

— 493.50 Кб (Скачать)

Социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба. Особенностью социального страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства.

Социальное страхование построено на принципе нежесткой эквивалентности: существует определенная зависимость страховых выплат от величины трудового вклада и страхового стажа.

Понятие социального страхования охватывает различные формы (государственного, или обязательного, и добровольно-общественного) страхования населения от различного рода социальных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов.

Особенность социальных рисков состоит в крупномасштабности их возникновения и высокой значимости последствий для личности и общества в целом (например, безработица ведет к росту заболеваемости, преступности, распаду семей и т.д.). По характеру выплат в системе социального страхования выделяются страхование пенсий, пособий, социальных услуг и льготных благ.

Организация социального страхования в рыночной экономике базируется на следующих основных принципах: сочетание обязательности и добровольности социального страхования; социальное партнерство государства, работодателей и наемных работников; компенсация потери личных доходов и трудоспособности; формирование и использование целевых внебюджетных фондов; сочетание государственного регулирования и рыночного саморегулирования страховой деятельности; взаимодействие основных субъектов социального страхования - страхователей, страховщиков и застрахованных граждан; баланс экономической эффективности и социальной справедливости; общественная солидарность и индивидуальная ответственность в страховании граждан; профилактика и реабилитация социальных рисков.

С развитием общества место и роль социального страхования значительно возрастают, что обусловлено увеличением охвата населения обязательным социальным страхованием, переходом страны от государственного социального обеспечения к современной системе социальной защиты населения, развитием демократии и усилением социальной защиты важнейших прав человека, расширением программ социального страхования, ростом уровня выплачиваемых пенсий, пособий и стандартов качества оказываемых социальных услуг, повышением их стоимости и ростом реальных доходов населения.

 

 

 

2. особенности доходов и расходов Фонда социального страхования РФ

 

2.1 Анализ доходов Фонда социального страхования

 

Денежные средства Фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Основными задачами Фонда социального страхования являются:

  • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;
  • участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда социального страхования;
  • разработка совместно с Министерством труда РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
  • сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Средства Фонда социального страхования РФ образуются за счет:

  • страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
  • страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд социального страхования;
  • добровольных взносов граждан и юридических лиц, поступлений иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
  • ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других, установленных законом случаях;
  • прочих доходов.

Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год по доходам составил в сумме 258 806 047,5 тыс. рублей (см. таблицу 1), из них на обязательное социальное страхование 169 264 828,5 тыс. рублей, и по расходам в сумме 287 493 479,5 тыс. рублей, из них на обязательное социальное страхование 199 603 929,6 тыс. рублей (см. рис. 1)4.

Средства Фонда направляются на:

  • Обеспечение гарантированным государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, а также социального пособия на погребение.
  • Оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом детства по достижения им возраста 18 лет;
  • Частичное содержание детско-юношеских спортивных школ;
  • Оплату проезда к месту лечения и обратно;
  • И др.

Таблица 1

Доходы бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год

Наименование доходов

Сумма доходов

(тыс. рублей)

1

2

Доходы

258 806 047,5

Налоги и взносы на социальные нужды

204 222 255,2

Единый социальный налог

160 848 061,2

Единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации

160 848 061,2

Страховые взносы

43 374 194,0

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

43 374 194,0

Налоги на совокупный доход

7 048 732,0

Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

3 631 948,3

Единый налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы

1 943 092,3

Единый налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов

479 417,2

Единый минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов

1 209 438,8

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

3 351 249,7

Единый сельскохозяйственный налог

65 534,0

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

500 000,0

Недоимка, пени и штрафы по страховым взносам

500 000,0

Недоимка, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации

500 000,0

Продолжение таблицы 1

1

2

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

212 900,0

Доходы от размещения средств бюджетов

212 900,0

Доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации

212 900,0

Доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации, сформированных за счет поступления единого социального налога

210 183,0

Доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации, сформированных за счет поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

2 717,0

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

8 700,0

Доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

8 700,0

Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении Фонда социального страхования Российской Федерации (в части реализации основных средств по указанному имуществу)

8 700,0

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

30 597,0

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджетов государственных внебюджетных фондов)

30 597,0

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации)

30 597,0

Прочие неналоговые доходы

1 972 352,3

Поступления капитализированных платежей предприятий

1 300 000,0

Прочие неналоговые поступления в бюджеты государственных внебюджетных фондов

672 352,3

Прочие неналоговые поступления в Фонд социального страхования Российской Федерации

672 352,3

Продолжение таблицы 1

1

2

Безвозмездные поступления

44 810 511,0

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

44 810 511,0

Средства бюджетов, передаваемые бюджетам государственных внебюджетных фондов

44 810 511,0

Средства, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации

44 810 511,0

Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний

30 500,0

Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно

7 075 019,8

Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий

6 378 591,2

Средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оказание работающим гражданам первичной медико-санитарной помощи, оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни

17 500 000,0

Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на выплату пособия по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий

898 200,0

Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на выплату пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию

12 928 200,0

Всего доходов

258 806 047,5


Структура доходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2005-2007 гг5.

Рис. 1. Структура доходов бюджета Фонда социального страхования РФ

 

На 2009 год бюджет Фонда сформирован с дефицитом в размере 2,05 млрд. рублей, исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 445,13 млрд. рублей и общего объема расходов в сумме 447,18 млрд. рублей. Бюджет Фонда в 2010 и 2011 годах прогнозируется профицитным на уровне соответственно 14,26 млрд. рублей и 19,08 млрд. рублей. Утверждено, в частности, распределение бюджетных ассигнований по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов, распределение межбюджетных трансфертов, а также особенности использования бюджетных ассигнований. Законом установлен максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия, уплачиваемого в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) за полный календарный месяц: в 2009 году - не более 18 720 рублей, в 2010 году - не более 20 030 рублей; в 2011 году - 21 390 рублей. Максимальный размер пособия по беременности и родам в 2009, 2010, 2011 годах составит соответственно 25 390 рублей, 27 170 рублей, 29 020 рублей. Закон предусматривает также особенности исполнения бюджета Фонда в 2009 году6.

 

2.2 Анализ расходов Фонда социального страхования РФ

 

Расходы Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год составили в сумме 287 493 479,5 тыс. рублей, из них на обязательное социальное страхование 199 603 929,6 тыс. рублей (см. таблицу 2)7.

Таблица 2

Структура расходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год

Наименование

Сумма расходов

(тыс. рублей)

1

2

Фонд социального страхования Российской Федерации

287 493 479,5

Общегосударственные вопросы

9 732,5

Международные отношения и международное сотрудничество

9 732,5

Международное сотрудничество

9 732,5

Взносы в международные организации

3 032,5

Обеспечение реализации соглашений с правительствами иностранных государств и организациями

6 700,0

Образование

15 470 415,6

Переподготовка и повышение квалификации

497 388,2

Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров

497 388,2

Переподготовка и повышение квалификации кадров

497 388,2

Молодежная политика и оздоровление детей

14 973 027,4

Социальное страхование

14 973 027,4

Оздоровление детей

14 973 027,4

Социальная политика

272 013 331,4

Социальное обслуживание населения

6 378 591,2

Продолжение таблицы 2

1

2

Меры социальной поддержки граждан

6 378 591,2

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий

6 378 591,2

Социальное обеспечение населения

226 202 014,9

Руководство и управление в сфере установленных функций

10 891 953,0

Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов

10 891 953,0

Непрограммные инвестиции в основные фонды

669 600,0

Строительство объектов общегражданского назначения

669 600,0

Социальное страхование

214 640 461,9

Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию

98 684 300,0

Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

1 602 943,1

Пособия по беременности и родам

23 760 236,0

Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет

36 533 338,7

Пособия при рождении ребенка

13 147 200,0

Другие пособия и компенсации

834 802,5

Единовременные страховые выплаты

561 085,8

Ежемесячные страховые выплаты

26 095 342,0

Доставка и пересылка страховых выплат

386 518,2

Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний

9 358 503,1

Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников

3 676 192,5

Прикладные научные исследования в области социальной политики

75 803,5

Прикладные научные исследования и разработки

75 803,5

Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам

75 803,5

Другие вопросы в области социальной политики

39 356 921,8

Реализация государственных функций в области социальной политики

39 356 921,8

Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний

30 500,0

Продолжение таблицы 2

1

2

Мероприятия в области социальной политики

925 002,0

Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий

898 200,0

Оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно

7 075 019,8

Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию

12 928 200,0

Оказание работающим гражданам первичной медико-санитарной помощи, оплата медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни

17 500 000,0

Всего расходов

287 493 479,5


 

Расходы фонда социального страхования увеличились с 125,6 до 303,1 млрд.руб. В то же время и доходы фонда социального страхования увеличились с 116,4 до 295,4 млрд.руб. (см. рис. 2).

Динамика доходов и расходов Фонда социального страхования Российской Федерации в период с 2002 по 2007 гг8.

Рис. 2. Доходы и расходы Фонда социального страхования РФ

2.3 Развитие Фонда социального страхования РФ

 

В 2007 году Фонд осуществляет финансирование расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями в пределах средств, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» и перечисленных в Фонд, в сумме 6 378 591,2 тыс. рублей, включая административные расходы в сумме 408 441,0 тыс. рублей.

В 2007 году Фонд осуществляет оплату стоимости путевок сроком пребывания не более 21 дня, а для больных с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга не более 42 дней в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, а также стоимости проезда на междугородном транспорте к месту лечения, осуществляемого за счет средств федерального бюджета, в санаторно-курортные и федеральные специализированные медицинские учреждения и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в пределах средств, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» и перечисленных в Фонд, в сумме 7 075 019,8 тыс. рублей.

На 2007 год на начало каждого квартала в размере установлен норматив оборотных денежных средств Фонда:

1) не менее 30 процентов среднемесячных  расходов на выплату пособий  по обязательному социальному страхованию, на оздоровление детей, оплату стоимости путевок на долечивание в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения и других расходов;

2) не менее 30 процентов среднемесячных расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячных и единовременных страховых выплат, расходов на доставку и пересылку страховых выплат, расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию и других расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Информация о работе Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы