Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 08:51, курсовая работа

Краткое описание

Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.
Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансам соц.страхование.doc

— 493.50 Кб (Скачать)

Норматив оборотных денежных средств Фонда  установлен на 1 апреля 2007 года в сумме не менее 5 792 039,0 тыс. рублей, на 1 июля 2007 года в сумме не менее 5 605 546,8 тыс. рублей, на 1 октября 2007 года в сумме не менее 8 302 629,2 тыс. рублей и на 1 января 2008 года в сумме не менее 7 166 480,8 тыс. рублей.

В 2007 году Фонд осуществляет финансирование расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в пределах средств, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» и перечисленных в Фонд:

1) гражданам, не подлежащим обязательному  социальному страхованию, в соответствии  с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей») в сумме 12 928 200,0 тыс. рублей;

2) гражданам, подвергшимся радиационному  воздействию, не подлежащим обязательному  социальному страхованию, в размерах  сверх установленных Федеральным  законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в сумме 243 300,0 тыс. рублей;

3) гражданам, подвергшимся радиационному  воздействию, подлежащим обязательному  социальному страхованию, в размерах  сверх установленных Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в сумме 654 900,0 тыс. рублей.

В 2007 году средства обязательного социального страхования в сумме 3 676 192,5 тыс. рублей направляются на оплату полной стоимости путевок, предоставляемых застрахованным гражданам для долечивания в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В 2007 году средства обязательного социального страхования направляются на полную или частичную оплату стоимости путевок для детей застрахованных граждан:

1) в детские санатории и санаторные  оздоровительные лагеря круглогодичного  действия, расположенные на территории  Российской Федерации, продолжительностью  пребывания 21 - 24 дня из расчета  до 500 рублей на одного ребенка в сутки;

2) в загородные стационарные  детские оздоровительные лагеря  продолжительностью пребывания  не более 24 дней в период школьных  каникул в порядке, определяемом  Правительством Российской Федерации.

В 2007 году Фонд осуществляет частичное финансирование расходов на проведение 29-й сессии Генеральной ассамблеи Международной ассоциации социального обеспечения в сумме до 6 700,0 тыс. рублей по результатам конкурса, проведенного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, составляет в 2007 году 46,9 тыс. рублей.

Фонд социального страхования Российской Федерации  в 2007 году:

1) принимает решения о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за 2006 год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в 2006 году, на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

2) принимает решения о направлении страхователями средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в общей сумме до 2 000 000,0 тыс. рублей на финансирование проведения углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

3) направляет средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 497 860,0 тыс. рублей на разработку и обеспечение реализации системы мероприятий по снижению профессионального риска застрахованного по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и оптимизации страховых тарифов.

В 2007 году Фонд передает в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития, средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

1) на осуществление мероприятий, связанных с обучением по вопросам охраны труда отдельных категорий застрахованных граждан в размере 457 700,5 тыс. рублей;

2) на финансирование научно-исследовательских  работ по вопросам охраны труда  в размере 52 146,5 тыс. рублей.

Фонд социального страхования Российской Федерации  в 2007 году за счет средств, перечисленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год» в сумме 14 500 000 тыс. рублей, осуществляет оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ услуг в части медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности в сумме 3,0 тыс. рублей, а в период родов и в послеродовом периоде в сумме 6,0 тыс. рублей соответственно за каждую женщину, получившую указанные услуги, а также в части диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни в сумме 1,0 тыс. рублей за каждого ребенка.

Фонд социального страхования Российской Федерации  в 2007 году за счет средств, перечисленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год» в сумме до 3 000 000,0 тыс. рублей, осуществляет дополнительную оплату первичной медико-санитарной помощи, оказанной амбулаторно-поликлиническими учреждениями работающим гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Остатки средств, образовавшиеся на 1 января 2007 года в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации  в результате неполного использования Фондом средств федерального бюджета на оказание государственной социальной помощи по санаторно-курортному лечению, включая проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, отдельным категориям граждан, имеющим на это право, на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг и обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, используются Фондом в I квартале 2007 года для завершения расчетов с организациями, предоставляющими соответствующие услуги по договорам, заключенным в 2006 году.

 

2.4. Проблемы обязательного медицинского страхования  в  России

 

Социальное страхование занимает ведущее место в системе защиты населения: в развитых странах на его долю приходится 60 — 70% всех расходов, приходящихся на социальную защиту, и 15 — 25% валового внутреннего продукта. В России доля обязательного социального страхования через внебюджетные фонды составляет около 45% затрат на социальную защиту и 8% ВВП. Это обусловлено тем, что обязательное социальное страхование охватывает или все население (как обязательное медицинское страхование), или большие по численности категории граждан. Например, пенсионеров — по обязательному пенсионному страхованию; работающих граждан — по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний; по обязательному страхованию жизни и здоровья многих других категорий граждан9.

В СССР социальное страхование в силу идеологических установок и организации экономической жизни играло незначительную и вспомогательную роль. Основным его институтом выступало государственное социальное обеспечение, которое в новых условиях могло занимать не главную, а дополняющую роль.

Трансформация общественно-экономической системы России в начале 90-х годов создала для населения страны радикально новую ситуацию, которая стала характеризоваться непривычно высоким уровнем социальных рисков: утраты места работы, повышением стоимости жизни, трудностями в получении надлежащей медицинской помощи и достаточного по объему пенсионного обеспечения. При этом реформирование экономики и социальной сферы, неблагоприятная демографическая ситуация совпали по времени с обострением конкуренции на мировых рынках финансов и труда, возникновением и развитием такого феномена, как глобализация мировой экономики, что в итоге усилило неблагоприятные последствия для населения страны и привело к значительным масштабам безработицы, снижению расходов на оплату труда и социальное обеспечение, медицину, образование и культуру.

С развитием многообразия форм собственности сфера государственного социального обеспечения и ее возможности резко сократились. В связи с этим в России с начала 90-х годов на повестке дня среди наиболее крупных вопросов государственной социальной политики встала стратегическая задача по модернизации системы социальной защиты, адаптации ее к требованиям функционирования рыночной экономики, формирования экономических, организационных и правовых механизмов социального страхования.

Решая эту задачу, исполнительные и законодательные органы страны в последние 12 — 15 лет разработали законодательную базу социального страхования, регламентирующую деятельность основных субъектов правоотношений в данной сфере, создали государственные социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации (далее — ПФР), федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования (далее — ФОМС), Фонд социального страхования РФ (далее — ФСС) и Государственный фонд занятости (далее — ГФЗ).

Сформированные финансовые инструменты и механизмы социального страхования позволили в условиях масштабных изменений экономической и социальной сфер страны предотвратить крайние формы нищеты и бедности населения, обеспечив приемлемое в этих условиях социальное обеспечение пенсионеров, и привлечь значительные финансовые ресурсы для медицинской помощи.

Однако затем практика пошла фактически в обратном направлении, и ныне действующая система социальной защиты является страховой главным образом по своему названию. Так, в 2001 году был ликвидирован Государственный фонд занятости населения (осуществлявший страхование в связи с безработицей); затем при повышении ставки подоходного налога с 12 до 13% были отменены страховые отчисления работников в ПФР, а накопленные по этому источнику пенсионные права работников ликвидированы без сохранения каких-либо обязательств со стороны государства перед застрахованными. Страховые взносы работодателей (в пользу работников) в государственные внебюджетные фонды были заменены в 2001 году на единый социальный налог (далее — ЕСН), придав тем самым данному виду платежей налоговый характер, что противоречит самому духу и сути социального страхования.

Поскольку налоги носят фискальный характер, замена страховых взносов налогом - пусть даже «социальным» - лишает данные средства их целевого предназначения, они утрачивают возмездный и эквивалентный характер по отношению к взносам, подрывая тем самым принципиально важное положение социального страхования, а именно связь страховых платежей и выплат с заработной платой конкретных работников.

Кроме того, включение части единого социального налога в состав федерального бюджета позволяет федеральным финансовым органам перераспределять страховые средства и использовать их не по прямому назначению (в том числе на финансирование нестраховых выплат), в то время как финансово не обеспечивается социальная защита работающих граждан от ряда профессиональных и региональных социальных рисков, характерных для производств с вредными для здоровья условиями труда и «северных» территорий: досрочные профессиональные и «северные» пенсии, необходимые объемы медицинского страхования.

Более того, начиная с 2002 года, значительную часть ЕСН стали включать в федеральный бюджет и направлять на другие цели, что противоречит рекомендациям Международной организации труда и отечественному законодательству.

При этом сама процедура сбора взносов, контроля и взыскания задолженности стала более трудоемкой и сложной для плательщиков и государственных внебюджетных фондов, путь прохождения финансовых ресурсов — более длинным и менее прозрачным, картина уплаты платежей по конкретным застрахованным не отражается в платежных документах налоговых организаций, применение исключительно судебного порядка взыскания задолженности с плательщиков — неэффективной процедурой, бухгалтерская отчетность хозяйствующих субъектов — более сложной и трудоемкой по сравнению с применяемой ранее.

Информация о работе Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы