Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:51, курсовая работа
Цель данного проекта – рассмотреть финансирование медицинских учреждений в современных условиях.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть характеристику учреждений современного здравоохранения.
2. Изучить услуги, оказываемые учреждениями здравоохранения и фин.особенности этих услуг.
3. Рассмотреть, на примере, каким образом взаимодействуют учреждения здравоохранения и фонда обязательного медицинского страхования.
Значительно усложняют работу
больницы бесконечные запросы актов
медико-экономической
Услуги, оказываемые медицинскими учреждениями и финансовые особенности этих услуг.
Медицинские услуги - вид полезной деятельности, не создающей материальных ценностей, они, как правило, не приводят к владению чем-либо. Хотя бывает, что человек, получая медицинскую услугу, например, в виде зубопротезирования, приобретает и сам протез (элемент товара в услуге). Элементом товара в медицинской услуге может быть выписка из истории болезни, данные медицинского обследования, рецепт врача и т.д. Но элемент товара в услуге все-таки нельзя рассматривать, как товар, в полном смысле этого слова, потому что элемент товара в услуге неотделим от нее и самостоятельной ценности, как правило, не имеет.
Среди множества определений
Отметим ряд характеристик медицинских услуг:
1. Неосязаемость: медицинские
Пациент, пришедший на прием к врачу, не может заранее знать результата посещения. Он вынужден верить врачу на слово.
2. Неотделимость от источника, будь то врач, медсестра или медицинское оборудование.
Возьмем, например, посещение известного специалиста-психиатра. Услуга будет уже не той, если его заменит менее известный специалист или даже новичок.
3. Непостоянство качества, что зависит
от поставщиков и места
Известный
специалист окажет более квалифицированную
помощь, чем молодой врач. Но и
один и тот же специалист может
оказывать услуги по-разному в
зависимости от расположения духа и
своего физического состояния. Поэтому
поставщик услуг должен постоянно
следить за степенью удовлетворенности
клиентуры через систему
4. Несохраняемость.
Медицинские услуги производятся, реализуются и потребляются одновременно. Система предварительной записи на прием, четкое соблюдение расписания работы медицинского персонала - все эти меры позволяют рассчитать максимальную загрузку медицинского учреждения и соответственно скоординировать маркетинговые усилия. Неслучайно врачи в США берут плату и с не явившихся на прием пациентов, так как стоимостная значимость услуги существовала как раз в момент неявки пациента. В условиях постоянства спроса несохраняемость услуги не является проблемой. Если же спрос колеблется, встает задача управления уровнем спроса путем введения системы предварительных заказов, особого распорядка работы в период пиковой загрузки.
5. Невозможность демонстрации.
Медицинские услуги сложно визуализируются в маркетинговых коммуникациях. Это приводит к необходимости тщательного продумывания, например, рекламного образа, отхода от стереотипов (образ врача, образ пациента и т.д.).
6. Отсутствие посредников, ибо
все медицинские услуги
7. Ограничение транспортировки большинства услуг.
Хирургические операции практически не выполняются на дому, а инъекции медицинский работник может сделать и на выезде.
Важно информировать пациента, по поводу каких проблем можно вызвать врача на дом, а когда требуется обязательное присутствие в медицинском учреждении.
8. Для оказания медицинских
Услуги значительно отличаются
друг от друга по своему типу. Их можно
классифицировать по разным признакам,
в частности, по источникам услуги.
Психиатр практически не нуждается
в оборудовании, а вот кардиологу
оно необходимо. Среди услуг, источником
которых служит машина, есть такие,
которые требуют наличия
Факторы, влияющие на сбыт услуг здравоохранения:
1. Цену данной услуги и ее
отличие от цен конкурентных
услуг. Следует отметить, что цены
лечебно-профилактических
2. Взаимозаменяемость услуг.
3. Зависимость от необходимого
для оказания услуги
4. Уровень платежеспособного
В настоящее время спрос на платные медицинские услуги ограничен низкой платежеспособностью населения, поэтому лечебно-профилактические учреждения не могут установить реальную цену. Поскольку услуги данного типа дорогостоящие, лишь очень небольшое количество граждан в состоянии оплатить их.
5. Место лечебно-
Для современного российского рынка — это приоритетное положение производителя по отношению к потребителю («рынок продавца»), что проявляется в диктате со стороны производителя (например, государственной системы здравоохранения), в уменьшении свободы выбора для потребителя или вообще дефиците. «Рынок продавца» стал главным тормозом на пути обновления системы финансирования, внедрения новых медицинских технологий и появления новых услуг.
6. Давление конкуренции.
Пока на российском рынке медицинских
услуг конкуренция очень
7. Престиж учреждения.
Однако надо учитывать, что пациенты
в большинстве случаев посещают
одну и ту же поликлинику в течение
всей своей жизни, они не могут
сравнить деятельность разных поликлиник
и выбрать лучшую из них. Зато престиж
специализированных клиник, таких как,
например, Новосибирский
8. Ассортимент услуг.
9. Общая емкость рынка.
10. Соотношение сил лечебно-
11. Неэластичность спроса на медицинские услуги.
12. Сегментация рынка.
На данном этапе в силу территориальной
привязанности пациентов к
Существуют тарифы на медицинские услуги по обязательному медицинскому страхованию (ОМС). Медицинская организация, имеющая лицензию на оказание медицинской помощи, может использовать средства ОМС в соответствии с договорами на оплату медицинской помощи (медицинских услуг) по территориальной программе ОМС по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения на территории субъекта РФ. Состав тарифа обычно состоит из текущих затрат плюс средства на развитие медицинского учреждения.
Современное здравоохранение России стоит на пороге трансформации в новую систему, позволяющую в условиях формирования рыночных отношений сделать здоровье человека фактором, определяющим комфортность его существования в обществе. Человек может выбрать на рынке медицинских услуг такие, которые отвечают его требованиям по соотношению цены и качества, месту предоставления и по многим другим критериям.
Услугам, как и физическим товарам,
присущи покупательские риски. Однако,
исторически услуги, в отличие
от производства вещественных продуктов,
не сопровождались предоставлением
каких-либо гарантий. Неосязаемость
медицинских услуг, нередко и
после их получения создаёт проблему
авансированного доверия
Риск покупателя в сделках купли-продажи услуг существенно выше чем при продаже товаров, и оценить его сложнее. Определение и измерение качества услуг затруднено, особенно в приложении к медицине Услугам вообще присуща высокая степень неопределенности. А лечебный процесс исчерпывающей регламентации (стандартизации и унификации) не подлежит. Каждый врач осуществляет его по-разному.
Услуга не существует до ее предоставления. Это делает невозможным сравнение и оценку услуги до её получения. Сравнивать можно только ожидаемые выгоды и полученные.
Ключевая проблема – возможный
разрыв между ожиданием клиента
и фактическим восприятием
Врач не может нести правовую ответственность за не наступление ожидаемого пациентом результата, если сделал всё, что мог и должен был сделать. Услуга завершается в момент окончания действий по принятым обязательствам, а не в момент окончания наступления результата. Разрыв между завершением услуги наступлением результата может быть достаточно большим.
Оказание медицинской услуги, как
это ни парадоксально, но не всегда
может быть направлено только на сохранение
или поддержание оптимального уровня
здоровья индивидуума. По ряду данных,
в США около 2 тыс. девочек-подростков
в год подвергают себя операции по
увеличению груди, а в 1998 г. количество
таких операций увеличилось вдвое
по сравнению с 1992 г. Немецкий журнал
"Шпигель" отмечает, что в Германии
по приблизительным оценкам, проводится
ежегодно от 300 тыс. до 500 тыс. косметических
операций в год. При этом сегодня
косметические операции и лазерную
шлифовку кожи уже предлагают зубные
врачи, гинекологи и дерматологи - дабы
компенсировать уменьшение гонораров
от больничных касс. Число клиентов,
пострадавших от косметических операций,
выросло в 10 раз по сравнению с
восьмидесятыми годами. Среди них
есть пациенты со шрамами на лице, ослепшие
после операции, зафиксирован даже
летальный исход. Известен случай комы
после удаления жира, а также самоубийства
после неудавшейся
В мире
наблюдается тенденция