Финансы медицинских учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного проекта – рассмотреть финансирование медицинских учреждений в современных условиях.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть характеристику учреждений современного здравоохранения.
2. Изучить услуги, оказываемые учреждениями здравоохранения и фин.особенности этих услуг.
3. Рассмотреть, на примере, каким образом взаимодействуют учреждения здравоохранения и фонда обязательного медицинского страхования.

Файлы: 1 файл

фин орг курсовая.docx

— 62.35 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 
Здравоохранение, являясь  сложной социально-экономической  системой и специфической отраслью народного хозяйства, призвано обеспечить реализацию важнейшего социального  принципа - сохранение и улучшение  здоровья граждан, оказания им высококвалифицированной, специализированной лечебно-профилактической помощи.

В комплексе проводимых в  настоящее время социально-экономических  реформ важнейшее место занимает развитие страховой медицины. Переход  на страховую медицину в России является объективной необходимостью, которая  обусловлена социальной незащищенностью  пациентов и работников отрасли, а также ее недостаточной финансовой обеспеченностью и технической  оснащенностью.

Для кардинального преодоления  кризисных явлений в сфере  охраны здоровья необходимо, в первую очередь, осуществить преобразование экономических отношений, а также  перевести здравоохранение на путь страховой медицины.

Новая система здравоохранения  базируется на страховой медицине, которая как отрасль включает в себя медицинское обслуживание населения, проведение научных исследований и разработок в области медицины, подготовку медицинских кадров, строительство  объектов здравоохранения, материально - техническое обеспечение лечебно - профилактических учреждений.

Сама тема Финансы учреждений здравоохранения является остроактуальной. Поскольку Россия находится на 130-м месте по поддержке государством здравоохранения (что негативно сказывается на качестве услуг) По данным социологических обследований, в настоящее время примерно 60% всех расходов в стране на медицину производится за счет различных государственных источников и примерно 40 % составляют расходы граждан. То есть в реальной жизни, когда государство не в состоянии оплатить лечение в полном объеме, пациент, чтобы получить качественную помощь, вынужден доплачивать сам.[

Объектом исследования в  курсовом проекте являются финансы медицинских учреждения здравоохранения.

Цель данного проекта  –  рассмотреть финансирование медицинских учреждений в современных условиях.

В соответствии с целью  были поставлены следующие задачи:

1.   Рассмотреть характеристику учреждений современного здравоохранения.

2.   Изучить услуги, оказываемые учреждениями здравоохранения и фин.особенности этих услуг.

3.  Рассмотреть, на примере, каким образом взаимодействуют  учреждения здравоохранения и фонда обязательного медицинского страхования.

Базовой литературой являются нормативные акты, периодические  издания, а также литература по финансированию в лечебных учреждениях.

 

Характеристика  современных учреждений здравоохранения.

Государственное учреждение здравоохранения является юридическим лицом, находящимся  в ведении Минздрава РФ и функционирующим  в соответствии с законодательством  РФ, соответствующего субъекта , Уставом  учреждения, приказами и указаниями Минздрава РФ и соответствующего субъекта.

Государственное учреждение здравоохранения  имеет  самостоятельный баланс, расчетный  и иные счета в Сбербанке, печать со своим наименованием и с  наименованием вышестоящего ведомства, бланки.

Государственное учреждение здравоохранения  выступает  истцом и ответчиком в суде, арбитражном  и третейском суде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственное учреждение здравоохранения не отвечает по обязательствам государства, его органов.

Государственное учреждение здравоохранения  как  самостоятельный субъект хозяйствования строит свои отношения с другими  учреждениями, предприятиями, организациями  и гражданами во всех сферах хозяйственной  деятельности на основе договоров.

Основная  цель деятельности современных медицинских  учреждений - оздоровление и поддержание  здоровья населения.

Основные  задачи - оказание высококвалифицированной  специализированной консультативно-диагностической  и лечебной помощи населению.

Основными источниками поступления финансовых средств являются:

- бюджетные средства, выделяемые  учреждениям здравоохранения на  основе установленных нормативов;

- средства ФОМС;

- платные услуги.

В своей деятельности современные  мед.учреждения руководствуется приказом Министерства здравоохранения РФ № 6 от 13.01.1995 «Об утверждении положений  о республиканской (краевой, областной, окружной) больнице и о медицинском  диагностическом центре», другими  нормативно-правовыми актами РФ и  соответствующего субъекта в области  здравоохранения.

Взаимодействие учреждений здравоохранения и фонда обязательного медицинского страхования. Перспективные пути развития.

 

Рассмотрим данную тему на примере взаимодействия ККБ № 1 им. Сергеева города Хабаровска и фонда ОМС. Краевая Клиническая Больница № 1 им. Профессора Сергеева работу со страховыми медицинскими организациями проводит в соответствии с ежегодно издаваемым постановлением Законодательного собрания края о Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Хабаровского края , тарифного соглашения на медицинские услуги, подписанного и согласованного с территориальным фондом обязательного медицинского страхования, департаментом здравоохранения, ассоциацией страховщиков и региональным отделением ассоциации врачей.

Ежегодно до лечебных учреждений края доводится Положение о порядке  оплаты медицинских услуг в системе  обязательного медицинского страхования. Формирование тарифов проводится в  соответствии с утверждёнными департаментом  здравоохранения нормативами нагрузки на поликлинических приёмах и  среднепрофильными сроками пребывания больных в стационаре. Основанием для расчёта тарифов является утверждённое штатное расписание, согласованное  с департаментом здравоохранения, утверждённые нормативы нагрузки в  поликлинике и стационаре, нормативы  деятельности коечной сети, установленные  тарифы на питание и медикаменты  в расчёте на 1 посещение и 1 койко-день. В состав тарифа на медицинскую услугу включены расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, расходы  на медикаменты и перевязочные средства, мягкий инвентарь, расходы на приобретение продуктов питания. В соответствии с тарифным соглашением все лечебные учреждения области распределены на 3 уровня. Краевая больница отнесена к ЛПУ первого уровня. Для оплаты труда департаментом здравоохранения  и территориальным фондом обязательного  медицинского страхования разработаны  групповые тарифы за пролеченного больного в стационаре круглосуточного пребывания и в дневном стационаре по профилям коек, а так же групповые тарифы амбулаторного посещения по профилям специалистов. Утверждены коэффициенты, учитывающие кадровый состав и структуру  лечебного учреждения, к групповым  тарифам в части оплаты труда, действующей в системе обязательного  медицинского страхования.

Ежегодно в мае месяце в департаменте здравоохранения  с участием руководства     территориального     фонда     обязательного     медицинского страхования и областной больницы формируется государственный заказ на следующий год, на основе которого утверждается финансовый план больницы. Вся работа со страховыми компаниями строится на основании совместных договоров. На основе взаимного соглашения больница ежемесячно берёт в страховых компаниях базу застрахованного населения, которая крайне необходима при регистрации пациентов и формировании реестров оказанных медицинских услуг. Вся система регистрации пациентов в поликлинике и стационаре, учёта оказанных медицинских услуг, автоматизирована. Регистрация пациентов начинается непосредственно в регистратуре консультативной поликлиники и приёмно-диагностическом отделении. Все реестры и счета направляются в страховые компании и территориальный фонд обязательного медицинского страхования( на иногородних и не имеющих на день обращения действующего медицинского полиса) в электронном виде.

Разработано единое для всех лечебно-профилактических учреждений Положение о контроле качества и  объёмов медицинской помощи на территории Хабаровского края, данное положение  утверждено департаментом здравоохранения, территориальным фондом обязательного  медицинского страхования, Хабаровским  отделением фонда социального страхования  и согласовано с ассоциацией  страховщиков и региональным отделением ассоциации врачей. Все выше перечисленные  документы обеспечивают единый подход к формированию тарифов , взаимодействию со страховыми компаниями, к оценке качества медицинской помощи. Данное Положение разработано в соответствии с приказом и федерального фонда  обязательного медицинского страхования  МЗ РФ № 363/77 от 24.10.96 « О совершенствовании  контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации», приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Фонда социального  страхования РФ от 06.10.98 № 291/167 « Об утверждении Инструкции о порядке  осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности и др. нормативными актами, регламентирующими  права граждан в области охраны здоровья, порядок контроля качества и объёмов медицинской и лекарственной  помощи. Положение регулирует гражданско-правовые отношения между гражданами, юридическими и физическими лицами, устанавливает  права, обязанности и ответственность  субъектов медицинского страхования. В области используются как ведомственная, так и вневедомственная экспертиза качества медицинской и лекарственной  помощи. Система ведомственного контроля используется департаментом здравоохранения, администрацией больницы ( зав. отделениями, заместители главного врача по лечебной работе, заместитель главного врача  по клинико-экспертной работе, экспертная комиссия). В больнице функционируют 3 ступени контроля качества лечения. Система ведомственного контроля качества включает в себя :

  • оценку состояния и использования кадровых и материальных ресурсов
  • экспертизу технологического процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам
  • контроль за организацией                дополнительного лекарственного обеспечения отдельным категориям граждан( гематологические больные и после трансплантации почек)
  • анализ показателей качества и эффективности медицинской помощи
  • контроль качества экспертизы трудоспособности
  • выявление дефектов, оказавших негативное воздействие и повлекших снижение качества и эффективности медицинской помощи
  • обеспечение преемственности в работе с муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями

В течение месяца зав. стационарным отделением проводит оценку качества лечения в 100% законченных случаев, заместители главного врача - не менее 50 законченных случаев. Ежемесячно по итогам проводится экспертная комиссия, возглавляемая заместителем главного врача по клинико-экспертной работе. В больнице функционирует отдел  контроля качества лечения во главе  с опытным организатором здравоохранения. Отработанная система ведомственного контроля качества лечения способствует улучшению преемственности и  взаимодействия в работе со страховыми компаниями . Правильно организованный ведомственный контроль качества лечения  существенно снижает величину штрафных санкций за оказанные медицинские  услуги. Система контроля качества лечения и объёмов медицинской  помощи строится на основе взаимодействия ведомственного и вневедомственного  контроля.

В крае используются первичный( медико-экономическая экспертиза) , целевой и плановый экспертный вневедомственный контроль. Углублённая экспертиза проводится штатными и внештатными врачами-экспертами. Утверждён регистр внештатных врачей экспертов, прошедших специальную  подготовку. Плановый контроль проводится страховыми медицинскими организациями  и территориальным фондом обязательного  медицинского страхования( для иногородних) в соответствии с утверждённым графиком на год. Разработаны единые требования к ведению основных видов медицинской  документации ( история болезни, медицинская  карта амбулаторного больного, талон  амбулаторного пациента и др.).Участвуя в эксперименте по переходу на одноканальное  финансирование проводится переработка  стандартов медицинской помощи по нозологическим формам заболеваний. Всё это способствует единому подходу в оценке качества лечения и ведения медицинской  документации независимо от уровня экспертизы. С целью взаимодействия субъектов  ведомственного    и    вневедомственного    контроля       создан    краевой координационный Совет для рассмотрения спорных и конфликтных ситуаций при проведении экспертизы качества лечения, представляющий независимый уровень во взаимодействии страховой организации и лечебного учреждения.

Положением о контроле качества лечения утвержден единый для лечебный учреждений перечень нарушений, выявленных в результате экспертизы и размеров финансовых санкций. В  Крае отработана система оформления актов медико-экономической экспертизы по результатам проверки счетов и  реестров страховыми компаниями. Последними указываются причины отказов  в оплате медицинских услуг, и  что очень важно для нас - наименование нового страховщика и нового номера страхового полиса. Это существенно  облегчает работу больницы по оформлению ( переоформлению) дополнительных реестров и счетов по результатам экспертизы. Наиболее частыми являются такие причины отказов, как изменение места работы и другой страховой компании, недействующий страховой полис на момент оказания медицинской услуги, включение в реестр услуг, финансируемых из бюджета и не входящих в территориальную программу обязательного медицинского страхования. Имеются не полностью разрешённые проблемы по оплате медицинских услуг детям , в т.ч. подросткового возраста, юношам допризывного и призывного возраста. Специальным Постановлением Законодательного собрания Хабаровского края с августа 2007 года все услуги этим юношам отнесены на бюджетное финансирование, что существенно ущемляет интересы больницы.

Информация о работе Финансы медицинских учреждений