Финансы малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 10:22, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что активизация деятельности малого предпринимательства является необходимым условием устойчивого экономического роста государства. В связи с этим очень важно изучать и знать структуру и организацию финансов на предприятии. Поэтому целью работы является изучение финансов малого предпринимательства.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Сущность и критерии малого предпринимательства 5
Глава II. Организация финансов малого предприятия 11
Глава III. Способы государственной поддержки малого
предпринимательства 20
Глава IV. Расчетная часть (Смета I вариант 1) 25
Заключение 55
Список использованной литературы 57

Файлы: 1 файл

5.doc

— 568.00 Кб (Скачать)

       Составным элементом приведенных методов  являются специальные приемы финансового  управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и т.д. [4, стр. 105-115].

       Наиболее  важные различия в финансовом менеджменте  крупного и малого бизнеса состоят  в доступе к ресурсам, в постановке целей и в уровне ликвидности.

       Доступ  на финансовый и денежный рынки для  малых предприятий чрезвычайно  загружен, т.к. получить кредит не удается не только из-за его дороговизны, но и вследствие рискованного финансового положения предприятия и отсутствия кредитной истории.[9, стр. 301-312]

    Предприятия малого бизнеса имеют, как правило, пониженный, по сравнению с крупными предприятиями, уровень ликвидности, т.к.:

  • в малом бизнесе относительно меньше денег вкладывается в запросы и дебиторскую задолженность (об этом говорят и более высокие показатели оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности);
  • у предприятий малого бизнеса относительно выше текущие обязательства.

     Основной  задачей финансового менеджера  является грамотное управление оборотным  капиталом: запасом, дебиторской задолженностью, денежными средствами и краткосрочными обязательствами. Это приносит предприятию  достаточное количество ликвидных средств и делает его платежеспособным.

     Основу  информационного обеспечения анализа  финансового состояния составляет бухгалтерская отчетность. Чтение и  анализ бухгалтерской отчетности компании входит в число основных функций  менеджера.

     В условиях рынка финансовый анализ представляет собой накопление   и   использование   информации   финансового характера, имеющий целью:

  • оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия;
  • оценить возможность и целесообразные темы развития предприятия с позиции финансового их обеспечения;
  • выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;
  • спрогнозировать положение предприятия на рынке капитала.

     В основе финансового анализа, как  и финансового менеджмента, в  целом, лежит анализ финансовой отчетности.[5, стр.88-112]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава III. Способы государственной поддержки малого предпринимательства

   Финансы малых предприятий различаются в зависимости от масштабов, целей, форм и видов деятельности этих предприятий в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства   в   Российской   Федерации» [2].   Эти факторы оказывают существенное влияние на выбор источников финансирования и их структуру, показатели рентабельности, финансовые взаимоотношения с контрагентами. Малые предприятия традиционно ориентированы на текущую прибыль, способны быстро реагировать на изменение спроса и предложения,   оперативно   удовлетворять   потребности   в товарах, продукции, работах, услугах. Однако малые предприятия не способны выступать    инициаторами    создания     наукоемких, фондоемких, энергоемких, ресурсоемких и трудоемких производств, поэтому их значение в экономике нельзя переоценивать. Они могут эффективно обслуживать крупные производства на условиях подряда. Получая конкретные   и   четко   сформулированные   задания, необходимые материально-технические    ресурсы,    малые    предприятия быстро перестраиваются   и   налаживают   производство   на   выпуск новой продукции, товаров, услуг.

     Важна государственная поддержка малого бизнеса, особенно в период его становления. Такая поддержка рассчитана на стимулирование деловой активности и расширение объемов деятельности и обусловлена во многом тем, что малые предприятия ориентированы в основном на массового потребителя. Государственные и местные органы власти имеют возможность вовлекать в предпринимательскую деятельность свободные земли и ресурсы, нежилой муниципальный фонд, воздействовать на инвестиционную политику малых предприятий главным образом через субсидии и налоговые льготы [3,стр. 130-132].

   Помимо  федеральных и региональных многие негосударственные организации  ведут работу по поддержке малого бизнеса. К ним относятся различные  фонды и агентства, банки, кредитные  и страховые компании, общественные организации, образовательные структуры. Однако существенной помощи от них предприятия малого бизнеса не получают или получают весьма незначительную.

   Кроме того, используются следующие меры по поддержке и развитию малого предпринимательства:

    • введение механизма ускоренной амортизации;
    • размещение не менее 15% государственных заказов на малых предприятиях;
    • в соответствии с государственной политикой поддержки малых предприятий в целях их становления и развития кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. Это осуществляется, с одной стороны, путем компенсации соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства, с другой стороны, кредитные организации, выдающие кредиты субъектам малого предпринимательства, сами пользуются льготами, установленными законодательством РФ и субъектов федерации;
    • так как малый бизнес - сфера повышенного риска, страхование малых предприятий осуществляется также на льготных условиях;
    • для малых предприятий существует упрощенный порядок регистрации, а также ведения статистической и бухгалтерской отчетности.

   Сейчас  малый бизнес развивается в основном в посреднической сфере и в  отраслях, не требующих значительных капитальных вложений: в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. Это обусловлено, с одной стороны, недостаточным вниманием к таким проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, а с другой — монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму государственного сектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере. [10, стр.150]

   В России проблемами малого бизнеса сегодня  занимаются 10 различных учреждений, в том числе Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд содействия предприятиям малых форм в научно-технической сфере, Российская ассоциация развития малого предпринимательства.

   Одну  из важнейших проблем малого бизнеса  в России представляет кредитование. Кредиты выдаются только под залог или поручительство, а их далеко не всегда могут предоставить малые предприятия. Одна из причин высоких процентов по кредитам для предприятий малого бизнеса – большой риск их кредитования, т.к. финансовое состояние этих предприятий нестабильное.

   Со  стороны государства поддержка  малого предпринимательства осуществляется через прямые и гарантированные  займы. Прямые займы выдаются небольшим  фирмам на определенный срок под более  низкие процентные ставки, чем те, что действуют на частном рынке ссудных капиталов. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании в предоставлении капиталов мелким фирмам.

   Определенные  надежды возлагает малый бизнес России на создаваемые особые экономические  зоны (ОЭЗ). Согласно принятому закону зоны могут быть двух видов: промышленно-производственные и технико-внедренческие. Предприниматели, зарегистрированные в особых зонах, на 5 лет освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога. Ввозимые ими импортное оборудование и запасные части для него освобождаются от таможенных пошлин на все время, пока остаются на территории особой зоны. Помимо того, участники технико-внедренческой зоны получают возможность платить единый социальный налог (страховые взносы) по льготной ставке - 14%.

   Для резидентов промышленно-производственных ОЭЗ устанавливается ускоренный порядок признания расходов на научно-исследовательские и опытно - конструкторские работы, снимается 30%-ое ограничение на перенос убытков на последующие налоговые периоды.

   Срок  действия ОЭЗ составляет 20 лет и  продлению не подлежит. Для организации работы этих зон вновь создано Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

   Достаточно  активно стараются оказывать  помощь малому предпринимательству  в регионах. К примеру, в Брянской области оказывается финансово-кредитная поддержка субъектов малого бизнеса, за последние годы господдержка оказана в реализации 79 инвестиционных проектов. В   число   приоритетных  направлений  входят  производство и переработка сельхозпродукции, производство   товаров народного потребления, оказание услуг, транспорт, связь, оказание инновационных услуг, природоохранная деятельность. Одним из самых перспективных направлений развития малого бизнеса является создание объектов инфраструктуры его поддержки. Особенно актуально создание таких объектов в районах.

   Периодически проводятся конкурсы по созданию инфраструктуры поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях - бизнес-инкубаторах. Эти структуры призваны обеспечивать начинающих предпринимателей помещениями на условиях льготной аренды и целым комплексом услуг - от составления бизнес-плана до ведения бухгалтерии.

   Для реализации этих проектов из областного бюджета выделяются средства, которые перечисляются в бюджеты муниципалитетов победителей конкурса.

   Весьма востребована и такая форма инфраструктуры, как информационные центры. Комплекс услуг и информационное обеспечение, предоставляемое такими центрами, позволит предпринимателям решать многие проблемы, не выезжая  за пределы района.[6, стр. 12-14]

   В период становления рыночных отношений немаловажное значение играет малый и средний бизнес. В связи с этим первоочередной задачей является развитие и поддержка со стороны государства, так как малое предпринимательство обеспечивает не только развитию производства, но и люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. [11, стр. 8-11]. 
 
 
 
 
 

 

Глава IV. Расчетная часть

        При составление  баланса доходов и расходов промышленного  предприятия необходимо определить сумму амортизационные отчисления (табл. 2). Это можно сделать на основе данных о среднегодовой стоимости амортизированных основных фондов и средневзвешенной нормы амортизационных отчислений, которые приведены в исходных данных (табл.1).

        Таблица 1

        Данные  к расчету амортизационных  отчислений на основные производственные фонды

          февраль май август ноябрь
        Плановый ввод в  действие основных фондов, тыс. руб. 4100     3600
        Плановое выбытие  основных фондов, тыс. руб.   6360 1070  
 

       Стоимость основных фондов, на которые начисляется  амортизация на начало года, - 15530 тыс. руб. Среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования (в действующих ценах) – 1030 тыс. руб. Средневзвешенная норма амортизационных отчислений – 13,5.

       Рассчитаем  показатели плановой суммы амортизационных  отчислений и запишем их в таблицу 2. 
 
 

       Таблица 2

       Расчет  плановой суммы амортизационных  отчислений на основные производственные фонды

№  стр. Показатель Сумма, тыс. руб.
1 Стоимость амортизируемых основных производственных фондов на начало года 15530
2 Среднегодовая стоимость вводимых основных производственных фондов 3717
3 Среднегодовая стоимость выбывших основных производственных фондов 4067
4 Среднегодовая стоимость полностью амортизированного  оборудования 1030
5 Среднегодовая стоимость амортизированных основных производственных фондов (в действующих ценах) 14150
6 Средняя норма  амортизации 13,5
7 Сумма амортизационных  отчислений - всего 1910
8 Использование амортизационных отчислений на вложения во внеоборотные активы 1910

Информация о работе Финансы малого предпринимательства