Финансы и финансовый механизм в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить основные моменты теории финансов и аспекты современного состояния финансовой системы в России.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Дать определение финансам и изучить субъекты финансовых отношений;
2. Изучить основные функции финансов;
3. Изучить понятие финансовой системы, и ее структуру;
4. Изучить понятие финансовой политики государства;

Оглавление

Введение
Глава 1. Необходимость и сущность финансов
1.1 Финансы как экономическая категория
1.2 Субъекты финансовых отношений
1.3 Основные функции финансов
Глава 2. Финансовая система и финансовая политика государства
2.1 Понятие финансовой системы, ее задачи. Структура государственных финансов
2.2 Финансовая политика государства
Глава 3. Финансовый механизм и его роль в формировании финансовой политики в современных условиях
3.1 Финансовый механизм и его структура
3.2 Основные функции финансового механизма в реализации антикризисных мер в России
Заключение
Список использованных источников литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работ1.docx2.docx

— 135.52 Кб (Скачать)

—  смягчение  негативных социальных последствий  и развитие рынка труда (увеличение пособий по безработице, софинансирование региональных программ занятости, ограничения  на использование иностранной рабочей  силы); 

—  стимулирование внутреннего спроса (госзакупки, авансирование, преференции для отечественных  производителей, закупки и инвестиционные программы субъектов естественных монополий, лизинг, защитные таможенные меры, субсидии по кредитам потребителей); 

—  поддержка  малого и среднего предпринимательства (софинансирование региональных программ по развитию МСП, программы кредитования МСП Внешэкономбанка), развитие конкуренции. 

Нужно отметить, что ряд мер сложно отнести  только к одной из выделенных задач. Например, некоторые антикризисные  меры в рамках социальной политики могут также рассматриваться  в контексте стимулирования внутреннего  спроса на продукцию отдельных отраслей, развития предпринимательства. 

В целом общий  объем дополнительных ресурсов, исходя из существующих оценок «стоимости»  отдельных антикризисных мер  в отношении реального сектора  экономики, в октябре 2008 - декабре 2009 г. оценивается в 2,1-2,5 трлн. руб.  

На первом месте  стоят меры по расширению доступа  реального сектора к финансовым ресурсам (1,1-1,2 трлн. руб.),  

На втором - меры по снижению нагрузки на бизнес (бюджетные  потери - 500-700 млрд. руб.),  

На третьем - меры социальной политики, связанные  со стимулированием спроса населения, поддержкой начинающих предпринимателей, - 250-300 млрд. руб., стимулирование внутреннего  спроса (180-240 млрд. руб.) и на последнем  месте - меры по поддержке МСП (60-90 млрд. руб.).  Таким образом, можно сделать  выводы, что реализация антикризисных  мер сводится к стимулированию деловой  активности предпринимательства Российской Федерации. 

На рисунке 1 показаны приоритетные направления  мер антикризисной финансовой политики. 
 
 
 

Рисунок 1 «Приоритетные  направления мер антикризисной  политики 

В «антикризисном пакете» недостаточно представлены меры по стимулированию экспорта, прежде всего высокотехнологичного, развитию конкурентной среды.  

Крайне мало мер, связанных со стимулированием  инновационной активности и развития компаний, повышением эффективности  деятельности субъектов естественных монополий и крупных госкомпаний; отсутствуют меры по привлечению  иностранных инвесторов и формированию особых экономических зон. 

К тому же заметно  определенное ослабление инновационной  направленности созданных еще до кризиса финансовых институтов развития: в некоторых случаях усиливается  их роль как агентов правительства  в ущерб функциям институтов развития (Внешэкономбанк), иногда - сокращаются (изымаются) ресурсы, находящиеся в их распоряжении («Роснано»), в отдельных случаях усиливается критика базовых принципов их деятельности (Российская венчурная компания).  

В приложении 2 указаны  основные бенефициары наиболее значимых перераспределительных антикризисных  мер РФ. 
 

Заключение 

  

Данная курсовая работа была направлена на изучение темы «Финансы и финансовый механизм в  современной России. Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что  финансовая система государства - это  один из тех секторов экономики, где  наиболее эффективно работают рыночные механизмы. Финансовая и прежде всего  бюджетная система оказывают  существенное воздействие на рост валового внутреннего продукта и его главную  часть - национальный доход, на развитие предприятий и отраслей народного  хозяйства и благосостояние населения. 

В ходе выполнения курсовой работы рассматривались следующие  вопросы: финансы как экономическая  категория; субъекты и виды финансовых отношений; понятие финансовой системы; структура государственных финансов; финансовая политика государства; финансовый механизм и его структура; основные функции финансового механизма  в реализации антикризисных мер. 

На основании  изученных нормативно-правовых актов, специальной литературы можно сделать  вывод: финансы представляют собой  экономические отношения, связанные  с формированием, распределением и  использованием централизованных и  децентрализованных фондов денежных средств  в целях выполнения функций и  задач государства и обеспечения  условий расширеного воспроизводства.  

Традиционно финансы  разделяют на публичные и частные.  

К первой группе относятся: государственные финансы  и муниципальные финансы (местные  финансы).  

Во второй группе выделяют: личные финансы и семейные финансы;  

финансы малого бизнеса, корпоративные финансы (финансы  предприятий, финансы бизнеса), финансы  банков (банковское дело), финансы некоммерческих организаций.  

Различают следующие  функции финансов: 

1.  Распределительная  - посредством финансов распределяется  и перераспределяется внутренний  валовой доход, благодаря чему  денежные средства поступают  в распределение государства,  муниципалитета;  

2.  Контрольная  - заключается в их способности  отслеживать весь ход распределительного  процесса, также расходование по  целевому назначению денежных  средств, поступающих из федерального  бюджета;  

3.  Регулирующая - вмешательство государства в  процесс воспроизводства через  финансы (налоги, государственные  кредиты и т. д.). Государство  воздействует на воспроизводительный  процесс через финансирование  отдельных предприятий, проведение  налоговой политики;  

4.  Стабилизирующая  - обеспечение граждан стабильными  экономическими и социальными  условиями. 

Совокупность  финансовых отношений в рамках национальной экономики представляют собой финансовую систему. Она включает государственные  финансы, финансы хозяйствующих  субъектов и финансы граждан.  

Финансовая политика государства представляет собой  совокупность мероприятий по использованию  финансовых отношений для выполнения государственных функций и является составной частью экономической  политики государства.  

Важной составной  часть финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление  деятельности государства в области  финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных  государством форм, видов и методов  организации финансовых отношений. 

 Также было  уделено внимание вопросу: основные  функции финансового механизма  в реализации антикризисных мер  в России, где были рассмотрены  меры государства в реализации  антикризисной политики в стране. 
 

Список использованных источников литературы 

  

1. Конституция  Российской Федерации от 12 декабря  1993 г. 

2. Гражданский  кодекс (1,2 и 3 части с изменениями  и дополнениями). 

3. Налоговый  кодекс Российской федерации.  Части 1 и 2 по состоянию на 1 января 2009г (в редакции законов  № 244-ФЗ, 251-ФЗ).- Новосибирск: Сиб.  Унив. Из-во, 2009г.-602 с. 

4. Большой экономический  словарь.-2-е изд., перераб. И доп.-М.: Кн. Мир, 2005.-860с.; 

5. Камаев В.Д., Ильчиков, М.З., Борисовская Т.А Экономическая  теория- М.: Кнорус, 2008.-382с.; 

6. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / кол. авт.; под ред.  А.Г. Грязновой. Финансовая академия  при Правительстве РФ. - 6-е изд., испр. и доп. - М.:КНОРУС.- 2006.-624с.; 

7. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник/ под Ред. Л.А. Дробозиной.- М.: ЮНИТИ, 2000.-479с.; 

8. Финансы, денежное обращение и кредит: Задачи и решения: Учебное - практическое пособие.- М.: Издательство «Альфа-пресс», 2008.-448с.; 

9. А. Кудрин. «Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию. «Вопросы экономики». 2009, №1. 

10. С. Алексашенко. Обвальное падение закончилось, кризис продолжается. Оценка антикризисных мер по поддержке реального сектора российской экономики (доклад ГУ-ВШЭ и МАЦ). «Вопросы экономики». 2009, №5. 

11. А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. Государственные и муниципальные финансы. Государственная финансовая политика. Основные направления финансовой политики. http://polbu.ru/babich_finance//. 

12. А.М. Литовских. Финансовый менеджмент. Конспект лекций. Финансовый механизм и его    структура. http://polbu.ru/litovskih_finmanage//. 
 

Приложение 1 

  

Структура финансовой системы 
 
 

Рисунок 1 «Финансовая система» 
 

 

Рисунок 2 «Механизм финансирования хозяйствующих субъектов»

Информация о работе Финансы и финансовый механизм в современной России