Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:09, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить основные моменты теории финансов и аспекты современного состояния финансовой системы в России.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Дать определение финансам и изучить субъекты финансовых отношений;
2. Изучить основные функции финансов;
3. Изучить понятие финансовой системы, и ее структуру;
4. Изучить понятие финансовой политики государства;
Введение
Глава 1. Необходимость и сущность финансов
1.1 Финансы как экономическая категория
1.2 Субъекты финансовых отношений
1.3 Основные функции финансов
Глава 2. Финансовая система и финансовая политика государства
2.1 Понятие финансовой системы, ее задачи. Структура государственных финансов
2.2 Финансовая политика государства
Глава 3. Финансовый механизм и его роль в формировании финансовой политики в современных условиях
3.1 Финансовый механизм и его структура
3.2 Основные функции финансового механизма в реализации антикризисных мер в России
Заключение
Список использованных источников литературы
— на уровне
предприятия, организации (хозяйствующего
субъекта) ;
— отдельного
предпринимателя;
— на уровне
отдельного домохозяйства.
В качестве важнейших
составляющих финансовой политики на
уровне государства выступают:
— бюджетная
политика;
— налоговая
политика;
— таможенная
политика;
— кредитно-денежная
политика;
— инвестиционная
политика;
— институциональные
преобразования;
— социальная
политика.
Управление финансами
предполагает целенаправленную деятельность
государства, связанную с практическим
использованием финансового механизма.
Эта деятельность осуществляется специальными
организационными структурами. Управление
включает в себя ряд функциональных
элементов: прогнозирование, планирование,
оперативное управление, регулирование
и контроль. Все эти элементы обеспечивают
проведение мероприятий финансовой
политики в стратегической и текущей
деятельности государственных органов,
юридических лиц и граждан.
Цели и содержание
финансовой политики определяют ее основные
задачи: обеспечение условий для
формирования максимально возможных
финансовых ресурсов; рациональное распределение
и использование финансовых ресурсов;
организация регулирования и
стимулирования финансовыми методами
экономических и социальных процессов
в стране; выработка финансового
механизма и его развитие в
соответствии с изменяющимися социально-
Оценка результатов
финансовой политики государства основывается
на ее соответствии интересам общества
и большинства его социальных
групп, а также на достигнутых
результатах, вытекающих из поставленных
целей и задач. Результативность
финансовой политики во многом зависит
от качественной разработки механизма
согласования и реализации интересов
различных слоев общества и имеющихся
у государства объективных
Управление финансами
в Российской Федерации, прежде всего,
осуществляют высшие законодательные
органы власти - это Федеральное
собрание и две его палаты: Государственная
Дума и Совет Федерации. Ими рассматриваются
и утверждаются федеральный бюджет
и отчет о его исполнении. Федеральное
собрание рассматривает также законы
о налогах, сборах и обязательных
платежах. Кроме того, оно устанавливает
предельный размер государственного внутреннего
и внешнего долга.
Из вышесказанного
следует, государственная финансовая
политика это элемент макроэкономической
политики.
В настоящее
время государственная
Для реализации
финансовой политики необходимо:
— снижение
социальной напряженности;
— оздоровление
государственных финансов;
— восстановление
функционирования банковской сферы;
— сбалансированность
товарных и денежных потоков;
— разумное
расширение финансово-экономической
самостоятельности регионов в рамках
единого федеративного
— искоренение
финансовых злоупотреблений и коррупции.
— создание
в финансовой сфере новой международной
организации, члены которой придерживались
бы единых правил при осуществлении
финансовой политики.
Глава 3 Финансовый
механизм и его роль в формировании финансовой
политики в современных условиях
3.1 Финансовый механизм
и его структура
Важной составной
часть финансовой политики является
формирование финансового механизма,
при помощи которого происходит осуществление
деятельности государства в области
финансов. Финансовый механизм представляет
собой систему установленных
государством форм, видов и методов
организации финансовых отношений.
К элементам
финансового механизма
Финансовый механизм
- это наиболее динамичная часть
финансовой политики. Его изменения
происходят в связи с решением
различных тактических задач, и
поэтому финансовый механизм чутко
реагирует на все особенности
социальной и экономической ситуации
в стране. Одно и тоже финансовое
отношение в стране может быть
организовано по-разному. По-раз-ному может
использоваться один и тот же инструмент
финансового регулирования.
Финансовый механизм
представляет собой действия финансовых
рычагов, выражающихся в организации,
планировании и стимулировании использования
финансовых ресурсов. В структуру
финансового механизма входят пять
взаимосвязанных элементов: финансовые
методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное
и информационное обеспечение.
Рассмотрим элементы
финансового механизма.
1. Финансовый
метод можно определить как
способ действия финансовых
Это обусловлено
тем, что функции финансов в сфере
производства и обращения тесно
связаны с коммерческим расчетом.
Коммерческий расчет представляет собой
соизмерение в денежной (стоимостной
) форме затрат и результатов хозяйственной
деятельности. Целью применения коммерческого
расчета является получение максимальных
доходов или прибыли при
2. Финансовый
рычаг представляет собой
В финансовом менеджменте
финансовый рычаг представляет собой
коэффициент, показывающий отношение
цены сделки к средствам, которыми должен
обладать участник рынка для её заключения.
Эффект финансового
рычага заключается в
3. Правовое
обеспечение функционирования
4. Нормативное
обеспечение функционирования
5. Информационное
обеспечение функционирования
К финансовой
информации относится:
— Осведомление
о финансовой устойчивости и платежеспособности
своих партнеров и конкурентов,
о ценах, курсах, дивидендах, процентах
на товарном, фондовом и валютном рынках
и т. п.;
— Сообщение
о положении дел на биржевом, внебиржевом
рынках, о финансовой и коммерческой
деятельности любых достойных внимания
хозяйствующих субъектах;
— Различные
другие сведения.
Тот, кто владеет
информацией, владеет и финансовым
рынком. Информация (например, сведения
о поставщиках, о покупателях
и др.) может являться одним из
видов интеллектуальной собственности
(ноу-хау) и вноситься в качестве
вклада в уставный капитал акционерного
общества или товарищества.
3.2 Основные функции
финансового механизма в
Как уже было
сказано выше, в настоящее время
Россия переживает мировой финансовый
и экономический кризис. Ограниченность
ресурсов и резервов правительства
в условиях, когда быстрый выход
из кризиса становится все менее
вероятным, выступает предпосылкой
сдвига в экономической политике
от «оперативно-тактических» мер, направленных
на смягчение кризиса, к мерам, ориентированным
на его преодоление. В период острой
фазы кризиса сокращение горизонта
экономической политики было неизбежным,
но систематический мониторинг принятых
мер и структурированная
К настоящему времени
правительство РФ сформировало и
реализует широкий набор
— поддержка
(обеспечение стабильности) финансового
сектора;
— социальная
поддержка населения, сохранение и
создание новых
рабочих мест;
— поддержка
отдельных, наиболее чувствительных к
кризису отраслей реального сектора
экономики на основе стимулирования
внутреннего спроса и импортозамещения;
— поддержка
системообразующих и
После завершения
цикла принятия «пожарных мер», а
также с осознанием длительности
кризиса усиливается
В то же время
проведение антикризисной политики
позволило ускорить реализацию ряда
ранее запланированных
В связи с
этим представлялось важным реконструировать
задачи антикризисной политики, исходя
из состава и особенностей реализуемых
мер. В основном антикризисные меры
направлены на решение следующих
задач:
— расширение
доступа предприятий к
— снижение
нагрузки на бизнес, путем снижения
налоговой нагрузки, вывозных таможенных
пошлин, административной нагрузки, ограничение
роста тарифов на услуги и продукцию
субъектов естественных монополий;
Информация о работе Финансы и финансовый механизм в современной России