Финансы и финансовый механизм в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить основные моменты теории финансов и аспекты современного состояния финансовой системы в России.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Дать определение финансам и изучить субъекты финансовых отношений;
2. Изучить основные функции финансов;
3. Изучить понятие финансовой системы, и ее структуру;
4. Изучить понятие финансовой политики государства;

Оглавление

Введение
Глава 1. Необходимость и сущность финансов
1.1 Финансы как экономическая категория
1.2 Субъекты финансовых отношений
1.3 Основные функции финансов
Глава 2. Финансовая система и финансовая политика государства
2.1 Понятие финансовой системы, ее задачи. Структура государственных финансов
2.2 Финансовая политика государства
Глава 3. Финансовый механизм и его роль в формировании финансовой политики в современных условиях
3.1 Финансовый механизм и его структура
3.2 Основные функции финансового механизма в реализации антикризисных мер в России
Заключение
Список использованных источников литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работ1.docx2.docx

— 135.52 Кб (Скачать)

—  на уровне предприятия, организации (хозяйствующего субъекта) ; 

—  отдельного предпринимателя; 

—  на уровне отдельного домохозяйства.  

В качестве важнейших  составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:  

—  бюджетная  политика; 

—  налоговая  политика; 

—  таможенная политика;  

—  кредитно-денежная политика; 

—  инвестиционная политика; 

—  институциональные  преобразования; 

—  социальная политика. 

Управление финансами  предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование  и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в стратегической и текущей  деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.  

Цели и содержание финансовой политики определяют ее основные задачи: обеспечение условий для  формирования максимально возможных  финансовых ресурсов; рациональное распределение  и использование финансовых ресурсов; организация регулирования и  стимулирования финансовыми методами экономических и социальных процессов  в стране; выработка финансового  механизма и его развитие в  соответствии с изменяющимися социально-экономическими целями.  

Оценка результатов  финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых  результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Результативность финансовой политики во многом зависит  от качественной разработки механизма  согласования и реализации интересов  различных слоев общества и имеющихся  у государства объективных возможностей использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики.  

Управление финансами  в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют высшие законодательные  органы власти - это Федеральное  собрание и две его палаты: Государственная  Дума и Совет Федерации. Ими рассматриваются  и утверждаются федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Федеральное  собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает  предельный размер государственного внутреннего  и внешнего долга.  

Из вышесказанного следует, государственная финансовая политика это элемент макроэкономической политики. 

 В настоящее  время государственная финансовая  политика России направлена на  преодоление последствий финансово-экономического  кризиса, стабилизацию социально-экономической  ситуации в стране. 

Для реализации финансовой политики необходимо:  

—  снижение социальной напряженности;  

—  оздоровление государственных финансов;  

—  восстановление функционирования банковской сферы;  

—  сбалансированность товарных и денежных потоков;  

—  разумное расширение финансово-экономической  самостоятельности регионов в рамках единого федеративного государства;  

—  искоренение  финансовых злоупотреблений и коррупции.  

—  создание в финансовой сфере новой международной  организации, члены которой придерживались бы единых правил при осуществлении  финансовой политики. 
 

Глава 3 Финансовый механизм и его роль в формировании финансовой политики в современных условиях 

  

3.1 Финансовый механизм и его структура 

  

Важной составной  часть финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление  деятельности государства в области  финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных  государством форм, видов и методов  организации финансовых отношений.  

К элементам  финансового механизма относятся  формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных  норм и нормативов, которые используются при определении доходов и  расходов государства, организации  и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка  ценных бумаг.  

Финансовый механизм - это наиболее динамичная часть  финансовой политики. Его изменения  происходят в связи с решением различных тактических задач, и  поэтому финансовый механизм чутко  реагирует на все особенности  социальной и экономической ситуации в стране. Одно и тоже финансовое отношение в стране может быть организовано по-разному. По-раз-ному может  использоваться один и тот же инструмент финансового регулирования.  

Финансовый механизм представляет собой действия финансовых рычагов, выражающихся в организации, планировании и стимулировании использования  финансовых ресурсов. В структуру  финансового механизма входят пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное  и информационное обеспечение. 

Рассмотрим элементы финансового механизма. 

1.  Финансовый  метод можно определить как  способ действия финансовых отношений  на хозяйственный процесс, которые  действуют в двух направлениях: по линии управления движением  финансовых ресурсов и по линии  рыночных коммерческих отношений,  связанных с соизмерением затрат  и результатов, с материальными  стимулированием и ответственностью  за эффективным использованием  денежных фондов. Рыночное содержание  в финансовые методы вкладывается  не случайно.  

Это обусловлено  тем, что функции финансов в сфере  производства и обращения тесно  связаны с коммерческим расчетом. Коммерческий расчет представляет собой  соизмерение в денежной (стоимостной ) форме затрат и результатов хозяйственной  деятельности. Целью применения коммерческого  расчета является получение максимальных доходов или прибыли при минимальных  затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми  результатами этой деятельности. При  этом необходимо рассчитать и сопоставить  различные варианты вложения капитала по заранее принятому критерию выбора (максимум дохода или максимум прибыли  на рубль капитала, минимум денежных расходов и финансовых потерь и др.). В зарубежной хозяйственной практике требования соизмерения размеров вложенного в производство капитала с результатами хозяйственной деятельности обозначают термином инпут-аутпут (INPUT-OUTPUT). Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.  

2.  Финансовый  рычаг представляет собой прием  действия финансового метода. К  финансовым рычагам относятся:  прибыль, доходы, амортизационные  отчисления, экономические фонды  целевого назначения, финансовые  санкции, арендная плата, процентные  ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный  капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка  валютного курса рубля и т.  п.  

В финансовом менеджменте  финансовый рычаг представляет собой  коэффициент, показывающий отношение  цены сделки к средствам, которыми должен обладать участник рынка для её заключения. 

 Эффект финансового  рычага заключается в приращении  к рентабельности собственных  средств, получаемого благодаря  использованию кредита, несмотря  на платность последнего. 

3.  Правовое  обеспечение функционирования финансового  механизма включает законодательные  акты, постановления, приказы, циркулярные  письма и другие правовые документы  органов управления.  

4.  Нормативное  обеспечение функционирования финансового  механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения  и т. п.  

5.  Информационное  обеспечение функционирования финансового  механизма состоит из разного  рода и вида экономической,  коммерческой, финансовой и прочей  информации. 

 К финансовой  информации относится: 

—  Осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах  на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.;  

—  Сообщение  о положении дел на биржевом, внебиржевом  рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектах;  

—  Различные  другие сведения.  

Тот, кто владеет  информацией, владеет и финансовым рынком. Информация (например, сведения о поставщиках, о покупателях  и др.) может являться одним из видов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества или товарищества. 
 

3.2 Основные функции  финансового механизма в реализации  антикризисных мер в России 

Как уже было сказано выше, в настоящее время  Россия переживает мировой финансовый и экономический кризис. Ограниченность ресурсов и резервов правительства  в условиях, когда быстрый выход  из кризиса становится все менее  вероятным, выступает предпосылкой сдвига в экономической политике от «оперативно-тактических» мер, направленных на смягчение кризиса, к мерам, ориентированным  на его преодоление. В период острой фазы кризиса сокращение горизонта  экономической политики было неизбежным, но систематический мониторинг принятых мер и структурированная предварительная  оценка новых мер позволят его  удлинить и увязать текущие действия правительства с ранее заявленными  стратегическими приоритетами. 

К настоящему времени  правительство РФ сформировало и  реализует широкий набор антикризисных  мер, уникальный по количеству форм и  направлений воздействия государства  на экономику, по объемам используемых ресурсов. С начала проведения антикризисной  политики в качестве приоритетов  были заявлены:  

—  поддержка (обеспечение стабильности) финансового  сектора; 

—  социальная поддержка населения, сохранение и  создание новых 

рабочих мест; 

—  поддержка  отдельных, наиболее чувствительных к  кризису отраслей реального сектора  экономики на основе стимулирования внутреннего спроса и импортозамещения; 

—  поддержка  системообразующих и градообразующих  предприятий. 

После завершения цикла принятия «пожарных мер», а  также с осознанием длительности кризиса усиливается объективная  потребность в системной оценке антикризисной политики государства  по отношению к реальному сектору  экономики. При проведении оценки антикризисных  мер основное внимание уделялось  не обсуждению целесообразности той  или иной меры, а оценке используемых инструментов государственного регулирования (воздействия), соответствующих правил, а также механизмов, обеспечивающих их выполнение. 

В то же время  проведение антикризисной политики позволило ускорить реализацию ряда ранее запланированных стратегических мер, особенно в части развития корпоративного регулирования, поддержки малого и  среднего предпринимательства (МСП), совершенствования  налогового регулирования. 

В связи с  этим представлялось важным реконструировать задачи антикризисной политики, исходя из состава и особенностей реализуемых  мер. В основном антикризисные меры направлены на решение следующих  задач: 

—  расширение доступа предприятий к финансовым ресурсам (прямое кредитование госбанками, финансовыми институтами развития, их капитализация; стимулирование частного кредитования путем предоставления субсидий по процентным ставкам и  госгарантий; рекомендации банкам по кредитованию; расширение условий для привлечения  капитала на основе выпуска акций  и облигаций и их выкупа уполномоченными  организациями); 

—   снижение нагрузки на бизнес, путем снижения налоговой нагрузки, вывозных таможенных пошлин, административной нагрузки, ограничение  роста тарифов на услуги и продукцию  субъектов естественных монополий; 

Информация о работе Финансы и финансовый механизм в современной России