Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:09, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить основные моменты теории финансов и аспекты современного состояния финансовой системы в России.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Дать определение финансам и изучить субъекты финансовых отношений;
2. Изучить основные функции финансов;
3. Изучить понятие финансовой системы, и ее структуру;
4. Изучить понятие финансовой политики государства;
Введение
Глава 1. Необходимость и сущность финансов
1.1 Финансы как экономическая категория
1.2 Субъекты финансовых отношений
1.3 Основные функции финансов
Глава 2. Финансовая система и финансовая политика государства
2.1 Понятие финансовой системы, ее задачи. Структура государственных финансов
2.2 Финансовая политика государства
Глава 3. Финансовый механизм и его роль в формировании финансовой политики в современных условиях
3.1 Финансовый механизм и его структура
3.2 Основные функции финансового механизма в реализации антикризисных мер в России
Заключение
Список использованных источников литературы
— оплата жилья
и коммунальных услуг;
— оплата питания;
— медицинское
страхование;
— взносы по
кредитам;
— покупка
товаров длительного
— страхование
рисков (собственности, здоровья и пр.);
— пенсионные
накопления;
— инвестиции.
Основная задача
корпоративных финансов - финансовое
обеспечение деятельности организации.
Также важно нахождение оптимального
баланса между доходностью
Другая важнейшая
сторона корпоративных финансов
- это решения об инвестициях, то
есть решения о вложении имеющихся
свободных средств. Ведь инвестиция
- это вложение свободного актива с
надеждой, что он со временем увеличится
в стоимости. Управление инвестициями
- важнейшая сторона финансов на
любом уровне, и корпоративный
уровень не исключение. Перед принятием
решения об инвестиции, нужно проанализировать
следующие факторы:
— соотношение
между: целью - периодом времени - инфляцией
-неприятием рисков - налогами;
— выбор между
активной и пассивной стратегией
хеджирования;
— оценка эффективности
портфеля инвестиций.
Финансовый менеджмент
в организациях во многом схож с
бухгалтерским учётом. Но бухгалтерский
учёт занимается учётом уже совершённых
операций (и, следовательно, учётом «исторической»
финансовой информации). А финансовый
менеджмент смотрит в будущее
и занимается анализом эффективности
и планированием ещё
Из выше сказанного
можно сделать вывод, что финансовые
отношения складываются:
— между государством
и предприятиями - при уплате налогов
в бюджетную систему и
— предприятиями
- в процессе приобретения товарно-материальных
ценностей, а также реализации товаров
и услуг;
— руководством
предприятия и работниками, например,
при выдаче заработной платы;
— предприятиями
и вышестоящими организациями в
вопросах создания централизованных фондов
денежных средств и их распределения;
— государством,
отдельными гражданами и внебюджетными
фондами - при внесении платежей в
госбюджет, получении пенсий, пособий,
стипендий;
— отдельными
звеньями бюджетной системы;
— страховыми
организациями и предприятиями,
населением - при уплате страховых
взносов и возмещения ущерба при
наступлении страхового случая и
др.
Изучив виды
и субъекты финансовых отношений
можно сделать вывод, что финансовая
активность (деятельность) - это применение
ряда техник и процедур, которые
государство, частные лица и организации
используют для управления своими финансами.
Особенно важна при этом разница
между доходами и расходами и
оценка риска инвестиций.
Финансовая экономика
- это отрасль экономической
1.3 Основные функции
финансов
Сущность финансов
проявляется в их функциях, под
которыми понимается «работа», выполняемая
финансами. Различают следующие
функции финансов:
1. Распределительная
функция проявляется в обеспечении субъектов
хозяйствования необходимыми финансовыми
ресурсами. При распределении и перераспределении
национального дохода формируются доходы
в материальной и нематериальных сферах
производства.
2. Контрольная
функция заключается в контроле над распределением
части национального дохода по соответствующим
фондам и расходованием их по целевому
назначению. Целью финансового контроля
является рациональное и бережное расходование
материальных, трудовых и финансовых ресурсов,
пресечение бесхозяйственности и расточительства.
Эта функция выполняется с помощью финансовых
органов. В зависимости от того, кто осуществляет
финансовый контроль, он может быть государственным,
ведомственным, внутрихозяйственным,
общественным и независимым (аудиторским).
Важную роль в организации финансового
контроля в нашей стране играют Министерство
финансов РФ (Минфин России) и Федеральная
налоговая служба (ФНС России). Контрольная
функция финансов реализуется через бухгалтерскую,
статистическую или оперативную отчетность,
ведущуюся по утвержденной государством
методике.
3. Стимулирующая
функция состоит в том, что государство
с помощью системы финансовых рычагов
может оказывать воздействие на развитие
предприятий и целых отраслей в нужном
обществу направлении. Конкретными финансовыми
рычагами являются: бюджет (можно выделить
деньги на развитие отрасли или предприятия);
налоги (низкие ставки налогов могут стимулировать
хозяйственную деятельность); экспортно-импортные
пошлины, тарифы (могут быть низкими, льготными
или высокими).
Все три функции
финансов действуют одновременно: распределяя
национальный доход, они стимулируют
производство и в то же время контролируют
его. Если состояние финансов характеризуется
как кризисное, то это означает, что
кризис охватил всю экономику. Примером
может послужить современный
финансовый кризис.
Нынешний финансовый
кризис отличается как глубиной, так
и масштабом - он, пожалуй, после Великой
депрессии охватил весь мир.
Основной причиной
мирового финансового кризиса стали
проблемы на рынке ипотечного кредитования
США. Однако в основе кризиса лежат
более фундаментальные причины,
включая макроэкономические, микроэкономические
и институциональные.
Ведущей макроэкономической
причиной оказался избыток ликвидности
в экономике США, что в свою
очередь определялось многими факторами,
включая:
— Общее снижение
доверия к странам с
— Инвестирование
в американские ценные бумаги странами,
накапливающими валютные резервы (Китай)
и нефтяные фонды (страны Персидского
залива);
— Политику
низких процентных ставок, которую
проводила ФРС в 2001-2003гг., пытаясь
предотвратить циклический спад экономики
США.
Под влиянием избыточной
ликвидности активизировался
Таким образом,
риски развития кризиса в результате
ослабления денежно-кредитной политики,
реализовавшиеся в 2007-2008гг.
Микроэкономические
факторы. Развитие новых финансовых
инструментов (прежде всего структурированных
производных облигаций).
Использование
производных инструментов фактически
привело к маскировке рисков, связанных
с низким качеством субстандартных
ипотечных кредитов, и к их непрозрачному
распределению среди широкого круга
инвесторов.
Институциональные
причины связаны во многом с недостаточным
уровнем оценки рисков, как регуляторами,
так и рейтинговыми агентствами.
Основные показатели
(факторы) влияния мирового финансового
кризиса на денежно-кредитную политику
и банковскую систему России:
— Ослабление
денежно-кредитной политики и бюджетной
политики России;
— Устойчиво
сформировались низкие процентные ставки,
фактически отрицательные в реальном
выражении, в результате произошел
«перегрев» экономики.
— Быстрый
рост внешних заимствований;
— Быстрый
рост государственных расходов и
импорта маскировался повышением цен
на нефть и другие товары российского
экспорта, что делало российскую экономику
уязвимой к воздействию мирового
кризиса.
Мировой финансовый
кризис выявил необходимость осуществления
совместных скоординированных действий
со стороны правительства РФ.
Глава 2 Финансовая
система и финансовая политика государства
2.1 Понятие финансовой
системы, ее задачи
Структура государственных
финансов
Совокупность
финансовых отношений в рамках национальной
экономики представляют собой финансовую
систему. Она включает государственные
финансы, финансы хозяйствующих
субъектов и финансы граждан.
Каждое звено
финансовой системы выполняет конкретные
задачи:
1. Задачей государственных
финансов является сосредоточение финансовых
ресурсов в фондах государства или территориальных
органов власти и направление их на финансирование
нужд общества.
2. Перед финансами
хозяйствующего субъекта стоит задача
формирования своих денежных фондов и
использования их на основе эффективного
управления денежным потоком.
3. В задачу финансов
граждан входит формирование доходов
и их использование.
В структуре
государственных финансов главным
элементом выступают бюджеты
трех уровней (в соответствии с бюджетным
кодексом РФ):
1. Федеральный
бюджет и бюджеты государственных внебюджетных
фондов;
2. Бюджеты субъектов
Федерации (бюджеты республик, края, области);
3. Местные бюджеты
– городские, районные сельские.
Возможны разные
принципы построения взаимоотношений
между бюджетами разных уровней.
В настоящее время в России
взаимоотношения бюджетов разных уровней
строятся на принципе фискального федерализма:
бюджеты нижестоящих уровней
функционируют автономно, т.е. не включают
свои доходы и расходы в бюджеты
вышестоящих уровней.
В приложении 1 показана
структура финансовой системы.
2.2 Финансовая политика
государства
Финансовая политика
государства представляет собой
совокупность мероприятий по использованию
финансовых отношений для выполнения
государственных функций и
В то же время
финансовая политика выступает относительно
самостоятельной сферой деятельности
государства. Она имеет свое конкретное
содержание, а также свои цели, задачи,
объекты, формы и методы регулирования.
Целями финансовой
политики могут являться: политические
цели, т.е. достижение целей в области
внешней и внутренней политики; экономические
цели, достижение целей в области
экономики на различном уровне; социальные
цели, достижения целей в сфере
общественных отношений (общественные
классы и слои населения, социальные
блага, распределение социальных благ).
Финансовая политика,
как совокупность целенаправленных
действий с использование финансовых
инструментов, рычагов и стимулов
может быть реализована на различном
уровне:
— мировом;
— региональном;
— национальном;
— на уровне
отдельных регионов внутри страны;
Информация о работе Финансы и финансовый механизм в современной России