Финансовый контроль и его значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 19:34, контрольная работа

Краткое описание

В своей контрольной работе я попытаюсь раскрыть суть и значение финансового контроля.

Оглавление

Введение 3
1. Финансовый контроль 4
1.1. Сущность и значение финансового контроля. 4
1.2. Виды, формы и методы финансового контроля. 6
1.3. Органы, осуществляющие финансовый контроль. 9
1.4. Негосударственный контроль. 16
2. Организация контрольной работы органов КРУ. 19
3. Пути совершенствования контрольной работы в России. 22
Заключение 25
Список используемой литературы 26

Файлы: 1 файл

Тема.docx

— 40.18 Кб (Скачать)

     Функции органов Государственного страхового надзора также ограничены особой сферой – страховой деятельностью. Они осуществляются в целях обеспечения  соблюдения требований законодательства РФ о страховании, развития страховых  услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.

     Перестройка банковской системы и возникновение  коммерческих банков в значительной мере изменили функции банков (кредитных  органов) в области финансового  контроля. Особая роль в его осуществлении  принадлежит Центральному Банку  России. Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в  стране, осуществляет надзор за деятельностью  коммерческих банков. С этой целью  создано специальное подразделение  – Департамент банковского надзора. При этом ЦБР вправе применить  к банкам, нарушающим законодательство и установленные правила деятельности, принудительные меры воздействия в  административном порядке. ЦБР осуществляет контроль за соблюдением законодательства о валютном регулировании.

     Впервые в законодательном плане решен  вопрос об обязательности ведомственного или внутреннего контроля. Главным  распорядителем и распорядителем бюджетных  средств вменено в обязанность  осуществлять контроль за использованием этих средств.

     Также со всеми перечисленными структурными подразделениями МФРФ существует специальное  контрольное подразделение, предназначенное  именно для проведения финансового  контроля – это Контрольно-ревизионное  управление. С его территориальными органами на местах.  

    1.   Негосударственный контроль
 

     Отказ от административно-командных методов  управления экономикой повысили роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без участия  государственных органов, но в соответствии с государственными законами и нормативными актами. К негосударственным видам  финансового контроля относятся  внутрихозяйственный и аудиторский  контроль.

     Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим  предприятием , его экономическими службами за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия.

     Новый вид финансового контроля, возникший  в России в конце 80-х годов –  аудиторский. В становлении и  развитии в России аудиторского финансового контроля нашёл отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена.

     Порядок проведения аудиторского финансового  контроля урегулирован Указом Президента Российской Федерации «Об аудиторской  деятельности в Российской Федерации» от 22 декабря 1993 г. Согласно этим актам  аудиторская деятельность определяется как независимый вневедомственный финансовый контроль. Его могут проводить  как отдельные физические лица, прошедшие  государственную аттестацию, так и аудиторские фирмы (в том числе, иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную Российским законодательством. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Организация государственного регулирования аудиторской деятельностью возложена на комиссию по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

     Все услуги аудиторских организаций  платные. Как правило отношения аудитора и клиента оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения. Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.

     Выделяют  два вида аудита: внешний , внутрифирменный.

     Внешний аудит выполняют специальные  аудиторские фирмы по договору с  государственными, налоговыми и другими  органами, предприятиями, другими пользователями – банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами т.д. Основной их задачей является установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов, а также  разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в деятельности хозорганов, улучшению их финансово  хозяйственной деятельности и коммерческих результатов.

     Внутрифирменный аудит осуществляется внутри фирм аудиторской  службой, функционирующей, как на уровне центрального руководства фирмы, так  и на уровне филиалов, дочерних компаний и т.п. Данный аудит направлен  на повышение эффективности управленческого  решения по совершенствованию финансовой и хозяйственной деятельности предприятия  в целях максимизации рентабельности и прибыли. В его задачи входит проверка соблюдения принципов и  правил бухгалтерского учета при  подготовке ежегодной отчетности, проработка рекомендаций внешних аудиторов; консультирование руководства фирмы по всем вопросам финансовой стратегии предприятия; проверка своевременности, надежности и точности финансовой информации.

     Для достижения поставленных задач и  целей аудиторские фирмы осуществляют: финансовые экспертизы; проверки и  ревизии финансово хозяйственной  деятельности и коммерческой деятельности предприятий и организаций; контроль за правильностью определения доходов, подлежащих налогообложению; предотвращение их занижения и возможность избежания штрафных санкций.

     В целом область аудиторских услуг  весьма значительна. К ней можно  отнести также постановку и организацию  бухгалтерского учета; подготовку документов, необходимых при создании акционерных  обществ, посредничество в заключении торговых сделок и др.

     Профессиональные  услуги аудиторских фирм являются платными, это обеспечивает реализацию главного отличия института аудиторства от других форм организации финансового контроля, его полную, в том числе экономическую, независимость от государственных, ведомственных управленческих структур.

     Основная  задача аудиторских служб состоит  в контроле за соблюдением законодательства, регулирующего финансовую и хозяйственную деятельность предприятия, ведение бухгалтерского учета, составление отчетности и обеспечение государственных органов и собственников объективной информацией о финансовом положении. В условиях бизнеса никто в деловом мире не принимает всерьез предпринимателей, чьи отчетные данные не подтверждены аудиторскими заключениями.

 

      2. Организация контрольной  работы органов  КРУ 

     Оперативный финансовый контроль в рамках Министерства финансов Российской Федерации осуществляет Контрольно-ревизионное Управление.

     В своей деятельности территориальные  контрольно-ревизионные органы руководствуются  Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами, указами  и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, приказами и  инструкциями Министерства финансов Российской Федерации, нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации  и органов местного управления.

     Документом, регламентирующим деятельность непосредственно  органов КРУ является «Положение о контрольно-ревизионном управлении Министерства финансов Российской Федерации в субъекте Российской Федерации», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.98г. №888. Согласно данного постановления органы КРУ подверглись реорганизации. На базе ранее действующих аппаратов главных контролеров-ревизоров МФРФ образованы территориальные контрольно-ревизионные органы МФРФ.

     Основной  задачей деятельности территориальных  управлений КРУ является осуществление  последующего контроля за своевременным ,целевым и рациональным использованием и сохранностью федеральных средств , что включает в себя:

     - усиление контроля за целевым использованием средств федерального бюджета;

     - осуществление контроля за целевым  и рациональным использованием  государственных внебюджетных фондов  и других федеральных средств;

     - проведение ревизий и проверок  поступления и расходования средств  федерального бюджета, использование  внебюджетных средств, доходов  от имущества (в том числе  от ценных бумаг), находящихся  в федеральной собственности;

     - проведение документальных ревизий  и проверок финансово- хозяйственной  деятельности организаций любых  форм собственности по мотивированным  постановлениям правоохранительных  органов.

     Контрольно-ревизионное  Управление Министерства финансов России в субъектах Российской Федерации, помимо перечисленных задач, должны также проводить по обращениям органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления ревизии и  финансовые проверки поступлений и  расходования средств соответствующих  бюджетов и доходов от имущества, находящихся в их собственности.

     Органы  КРУ в своей работе взаимодействуют  с другими государственными органами: Контрольным управлением Президента Российской Федерации, Счетной палатой, органами федерального казначейства, правоохранительными органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными  объединениями и другими организациями.

     Во  всех самых последних нормативных  документах направления деятельности в области осуществления контроля для нужд органов власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления получило современную  правовую базу.

     Законодательством также определены формы взаимодействия органов КРУ с правоохранительными  органами в целях усиления эффективности  контроля, что имеет особо важное значение в связи с ростом преступности в экономической сфере.

     Сегодня в России объем теневой экономики  составляет 45 % ВВП страны. Все активнее криминальные структуры протекают в легальную экономику и финансовую систему. Невиданный размах приняли преступления в сфере внешнеэкономической деятельности.

     Поэтому в настоящее время вопрос взаимодействия органов КРУ с правоохранительными  органами является наиболее актуальным, поскольку вести борьбу с коррупцией, хищениями бюджетных средств  силами только правоохранительных органов  невозможно. Ни одно дело не может быть доведено до суда без тщательной финансовой проверки.

     На  сегодняшний день единственной мерой  к устранению выявленных нарушений  и недостатков является доведение  информации о выявленных нарушениях до руководства учреждений, а также  в необходимых случаях до органов  казначейства и правоохранительных органов. При этом органы КРУ не имеют  право ни на бесспорное взыскание  сумм нанесенного ущерба, ни на начисление штрафных санкций, ни на применение каких-либо других принудительных (карательных) мер. Таким образом, результат возмещения ущерба, за исключением случаев когда дело передается в следственные органы, зависит только от инициативы руководителя проверяемого учреждения. И единственное, что могут сделать органы КРУ в случае невыполнения предложений, данных по результатам проверок, дать новые предложения.

     Осуществляя проверки органы КРУ используют различные методы финансового контроля. Но одним из наиболее эффективных и чаще всего используемых является ревизия.  
 
 
 
 
 
 

     3. Пути совершенствования контрольной работы в России 

     На  сегодняшний день существует целый  ряд проблем, касающихся государственного финансового контроля.

     Наиболее  остро стоит вопрос о законодательном  регулировании государственного финансового  контроля. Главное здесь состоит  в том, что государство использует и управляет значительно большими средствами нежели те, что мобилизуются в его бюджете. Поэтому оно должно иметь правовую базу и соответствующий механизм обеспечения целевого и эффективного использования всех принадлежащих ему средств и контроля за тем, как это делается.

     Для создания полноценной, отвечающей совершенным  реалиям правовой базы финансового  контроля требуется законодательное  определение понятия «государственный финансовый контроль». Такое определение  пока не дано.

     Незавершенность в вопросах формирования правовой базы государственного финансового контроля и отсутствия его определения  привели к тому, что на данный момент усилия контролирующих органов  направлены на осуществление контроля, в основном, в своих ведомственных  интересах. Так, например, у Счетной  палаты своя контрольная компетенция, у Центрального Банка – своя, у Госналогслужбы – своя. А на практике получается, что фактически бесконтрольна со стороны государства  вся банковская система страны, начиная  с Центрального Банка России. А  также федеральные органы как  счетная палата, казначейство, служба валютного и экспертного контроля, комиссия по ценным бумагам никак  не координируют свои контрольные функции. В свою очередь Госналогслужба России, в соответствии с законодательством, считает своей основной задачей  контроль за уплатой налогов, сбор налогов получается не в их компетенции. Каждый стоит на границах своей деятельности. Если возникает вопрос, требующий объединения усилий, начинаются бюрократические согласования, увязки, перекладывание ответственности, время уходит, нарушения либо остаются, либо наоборот немедленно устраняются, если речь идет об ответственности. Затрагивая вопрос о взаимодействии органов контроля, нельзя не отметить еще один момент. Структура финансового контроля Российской Федерации отличается весьма значительным количеством компетентных органов. Их задачи и функции в области формирования и использования бюджетно-финансовых ресурсов очень часто переплетены, характеризуются элементами дублирования параллелизма.

Информация о работе Финансовый контроль и его значение