Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 19:34, контрольная работа
В своей контрольной работе я попытаюсь раскрыть суть и значение финансового контроля.
Введение 3
1. Финансовый контроль 4
1.1. Сущность и значение финансового контроля. 4
1.2. Виды, формы и методы финансового контроля. 6
1.3. Органы, осуществляющие финансовый контроль. 9
1.4. Негосударственный контроль. 16
2. Организация контрольной работы органов КРУ. 19
3. Пути совершенствования контрольной работы в России. 22
Заключение 25
Список используемой литературы 26
Основной метод финансового контроля – ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности.
По
объекту проверки различают ревизии
документальные, фактические, полные (сплошные),
выборочные. По организационному признаку
они могут быть плановыми (предусмотренными
в плане работы соответствующего
органа) и внеплановыми (назначенными
в связи с поступлением сигналов,
жалоб и заявлений граждан, требующих
проверки), комплексными (проводимыми
совместно с несколькими
Ревизия основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей, результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическую силу источника доказательств в следственной и судебной практике.
Немаловажное
место среди методов
Выделяют три основных этапа счетной проверки:
-
проверка согласованности
-
сличение отдельных отчетных
показателей с записями в
-
проверка обоснованности
Результаты
счетно-аналитических проверок оформляются
соответствующим актом. Акт проверки
имеет целью указать прежде всего
на неэффективное, нерациональное использование
государственного имущества.
В предыдущем пункте я уже отметила, что финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения, сферы финансовой деятельности, формы проведения и т.д. Существует также классификация финансового контроля в зависимости от органов осуществляющих его.
а) президентский;
б) представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
в) исполнительных органов власти;
г) финансово-кредитных органов;
е)
ведомственный и
д) общественный;
ж) аудиторский.
Структура органов финансового контроля:
Государственный и муниципальный контроль
Главное контрольное управление Президента РФ
Представительный орган государственной власти
Контрольные и финансовые органы исполнительной власти
Счётная палата РФ
Комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию
Комитет по бюджетным налогам, банкам и финансам
Министерство финансов РФ
Финансовые органы субъектов РФ
Правительство РФ
Ведомственный и внутрихозяйственный контроль
Аудиторский финансовый контроль
Принцип разделения властей придает важную роль финансовому контролю за деятельностью органов исполнительной власти со стороны органов представительной власти и определяет его новое содержание. Основы контроля закреплены в Конституции российской Федерации, в Конституциях республик в составе Федерации, а также в основных законах и правовых актах представительных органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.
Так, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образует Счетную палату ( ст. 101 ч.5 Конституции РФ). Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяется Федеральным Законом Российской Федерации. Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица в части, связанной с получением, перечислением и использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами.
Счетная
палата обязана контролировать состояние
государственного внутреннего и
внешнего долга Российской Федерации,
деятельность Центрального Банка России
по обслуживанию государственного долга,
эффективность использования
Осуществляя контрольную деятельность, Счетная палата в праве проводить ревизии и тематические проверки, о результатах которых она информирует Совет Федерации и Государственную Думу. При выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.
В
своей деятельности счетная палата
взаимодействует с другими
Счетная палата должна регулярно предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.
В
ведение государственной Думы и
Совета Федераций передан контрольно-
Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления.
В
целях эффективности
Контрольное
управление имеет территориальные
подразделения. Все эти органы действуют
как система обеспечения
-анализ
деятельности специальных
Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;
-
рассмотрение жалоб и
Все они предполагают возможность проведения контроля, являющегося по своему содержанию финансовым.
Управление не наделено правом применение каких-либо санкций, однако оно в праве направлять предписания об устранении выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены соответствующими органами и должностными лицами в течение 10 дней.
Органы исполнительной власти направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.
В пределах своих полномочий Правительство Российской Федерации контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет систематический контроль за исполнением Законов Российской Федерации и иных актов, регулирующих финансовые отношения, другими органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению их нарушения.
В полномочия Правительства Российской Федерации входит контроль за деятельностью в области финансов подведомственных ему министерств, государственных комитетов и других, включая органы федеральной службы финансовой сферы. При этом Правительство российской Федерации вправе отменить акты указанных органов.
Направляя
деятельность подведомственных ему
органов по осуществлению финансового
контроля, Правительство Российской
Федерации принимает правовые акты
(нормативные и индивидуальные)
Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов Российской Федерации, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.
Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций.
Следует при этом отметить, что контрольные полномочия Минфина Российской Федерации распространяются на финансовые средства только федерального уровня. В тех случаях, когда проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации, его контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом самостоятельности бюджетного устройства в Российской Федерации.
Однако, принимая во внимание принятый в 1998г. Бюджетный кодекс, отметим, что на Минфин возложено осуществление финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов российской Федерации и местных бюджетов, если субъект Российской Федерации получает помощь в объеме свыше 50% расходов его консолидированного бюджета. Назначается ревизия и исполнение бюджета субъекта Федерации переходит под контроль Минфина и в случаях, когда субъект не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств.
Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения МФРФ соответственно их компетенции. Так, органы казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. В связи с повышением роли налогов в доходах государства стало необходимо выделение органов налоговой службы в особую систему. Деятельность налоговой службы направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением российского налогового законодательства, правомерности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Органы ГНС наделены широким кругом контрольных полномочий и прав по применению мер принудительного воздействия к нарушителям налогового законодательства. Одновременно, для обеспечения безопасности РФ и укрепления государственной дисциплины в области налогообложения были созданы федеральные органы налоговой полиции, которые включают в Федеральную службу налоговой полиции, территориальные и местные органы.