Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:10, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение пенсионной системы в Российской Федерации и процессы её реформирования.
Задачи:
- изучить аспекты и основные направления реформирования российской системы пенсионного обеспечения;
- рассмотреть отличия новой пенсионной системы от старой;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Пенсионный фонд Российской Федерации и пенсионная реформа: становление и задачи. 5
1.1. История возникновения и эволюции пенсионного страхования в России.. 5
1.2. Развитие Пенсионного фонда в Российской Федерации . 12
1.3. Основные цели, задачи и направления пенсионной реформы 16
Глава 2. Анализ финансовой деятельности Пенсионного фонда России.... 20
2.1. Исторические особенности развития финансовой деятельности Пенсионного фонда России 20
2.2. Характеристика деятельности Пенсионного фонда России на финансовом рынке……….…………………………………………….22
Глава 3. Состояние и перспективы развития.... 25
3.1. Оценка эффективности пенсионной системы в текущее время 25
3.2. Изъяны пенсионной реформы и дальнейшее её развитие 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Приложение 1 38
По словам руководителя портала пенсионной индустрии FundsHub.ru Вадима Логинова, государство может выплачивать достойные пенсии своим гражданам только в том случае, если его пенсионная система стоит на "трех китах": государственном обеспечении, обязательной накопительной системе и добровольных индивидуальных накоплениях. "Во всех странах они комбинируются по-разному, и от этого зависит эффективность пенсионной системы. Но даже самый низкий по Европе коэффициент замещения, то есть отношение пенсии к последней зарплате, составляет 77% (в Германии). А самый высокий - 108% (в Ирландии)".
По мнению председателя правления Пенсионного фонда России (ПФР) Геннадия Батанова, средний размер пенсий в России подтянется к уровню развитых стран при условии адекватного развития экономики примерно через 23 года. Другими словами, на нормальную пенсию могут рассчитывать только лица моложе 32 лет. И даже им действовать надо быстро.
Кроме всего вышеизложенного могу только добавить, что на данный момент у граждан Российской Федерации имеется возможность увеличить размер своей будущей трудовой пенсии за счет государства. С 1 января 2009 года стартовала Программа государственного софинансирования пенсии - государство осуществляет софинансирование накопительной части трудовой пенсии граждан. Часть взносов в накопительную часть будущей пенсии платит гражданин, другую часть платит государство. Чтобы получить право на господдержку формирования пенсионных накоплений в форме софинансирования, гражданин должен подать заявление в Пенсионный фонд Российской Федерации. Минимальный размер добровольного взноса гражданина в накопительную часть пенсии в рамках программы софинансирования должен составить 2000 рублей в год. Государство удвоит эти деньги, доплатит сумму, равную годовой сумме взноса, но не более 12000 рублей в год. Государство будет осуществлять софинансирование в течение 10 лет с момента уплаты гражданином первых взносов в рамках Программы. Для тех граждан, кто достиг пенсионного возраста, но продолжает работать и еще не обращался за пенсией, созданы особые условия участия в Программе государственного софинансирования. Взнос государства в накопительную часть пенсии для этой категории граждан в 4 раза превысит сумму их личного взноса (но не более 48000 рублей в год). Таким образом, для этой категории граждан максимальная годовая сумма, которая пойдет в накопительную часть пенсии, с учетом собственных взносов, составит 60000 рублей.
С 1 января 2010 года Единый социальный налог (ЕСН) заменен страховыми взносами. Вместо Федеральной налоговой службы администратором взносов в ПФР и ФОМС назначен Пенсионный фонд Российской Федерации.
Проведена крупнейшая валоризация пенсии (переоценка расчетного пенсионного капитала с учетом советского трудового стажа), что повысило пенсию действующим пенсионерам в среднем на 46%.
В течение нескольких ближайших лет средняя ставка замещения (соотношение между средней пенсией и средней начисленной заработной платой в стране) для государственных пенсий, финансируемых на распределительных принципах, может поддерживаться на уровне 33%, который фактически сложился к началу 1999 г. По существу это предполагает индексацию государственных пенсий в указанный период по заработной плате, что позволит постепенно приблизить их размер к уровню прожиточного минимума пенсионера.
Рис. 1 Средняя пенсия в распределительной и в накопительной системах в процентах к средней заработной плате (предлагаемые варианты реформы)
В более отдаленной перспективе (через 5-7 лет), когда начнутся более или менее значительные выплаты государственных накопительных пенсий, речь должна идти о поддержании на уровне 33% суммарной ставки замещения для государственных пенсий, финансируемых на распределительных и накопительных принципах. Это означает, что ставка замещения для государственных распределительных пенсий должна снижаться по мере роста выплат государственных накопительных пенсий Соответственно, это предполагает неполную индексацию по заработной плате государственных пенсий, финансируемых на распределительных принципах. Вместе с тем, рост пенсий, финансируемых на распределительных принципах, будет опережать индекс потребительских цен и динамику прожиточного минимума пенсионера. За прогнозный период (до 2056 г.) суммарное превышение темпов роста распределительной пенсии по отношению к индексу потребительских цен составит приблизительно 100% (см. рис. 1).
Для поддержания ставки замещения на уровне 33% ставка страховых взносов, направляемых на текущее финансирование государственных пенсий, в первые годы реформы может поддерживаться на уровне 27,7% для предприятий в пересчете на единую ставку для работодателей по существующей базе для начисления страховых взносов. Такой уровень ставки синхронизируется с предложениями по уменьшению совокупного бремени налогообложения фонда оплаты труда, которые предполагают установление суммарной ставки страховых взносов в социальные внебюджетные фонды для предприятий на уровне 35,4%.
3.2. Изъяны пенсионной реформы и дальнейшее её развитие.
Еще на стадии подготовки к запуску новаций (2000–2001 годы) стали понятны потенциальные изъяны предлагаемой конструкции.
Во-первых, изъятие из тогдашнего 28-процентного (от фонда оплаты труда) взноса в Пенсионный фонд двух, четырех, а затем, как планировалось, и шести процентных пунктов в накопительную часть существенно снижало возможности повышения выплат тем, кто к началу пенсионной реформы (1 января 2002 года) уже успел выйти на заслуженный отдых. Имевшийся в то время коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней зарплате) – 33% – тем самым был обречен на снижение, если только не была бы оказана массированная финансовая помощь из федерального бюджета. Но последняя поступила совсем не в тех объемах, которые позволили бы избежать снижения этого коэффициента. Более того, во всех прогнозных расчетах на 10 и более лет вперед хладнокровно фиксировалось его падение – с надеждой на то, что через 15–20 лет ситуация начнет исправляться. Социально-психологические последствия таких расчетов не учитывались. В результате на к 2007 году коэффициент замещения упал до 25% и продолжал снижаться. Это все более накалило атмосферу среди пенсионеров и тех, кому до пенсии уже не так далеко, несмотря на некоторый рост реального размера выплат по старости. Сейчас можно с уверенностью сказать, что в отношении нынешних пенсионеров, фактически пострадавших от проводимой реформы, необходим целый комплекс мер компенсационного характера.
Трехлетний бюджет на 2008–2010 годы не предусматривает никаких специальных расходов на пенсионные цели, кроме поддержки Пенсионного фонда. Самым простым выходом было бы форсированно повышать базовую часть пенсии, которая для большинства категорий получателей составляла менее 40% прожиточного минимума пенсионера. Но тогда доля базовой (нестраховой) части в общем размере средней пенсии начнет увеличиваться с 30 до 40 и более процентов, что приведет к еще большей уравниловке в размере пенсий, с дальнейшей потерей ее страховой природы (зависимости размера выплаты от величины накопленных взносов). Этот путь ведет фактически к возвращению советской практики социального обеспечения, возлагавшей всю ответственность за положение пожилых людей на государство. Но, вероятно, именно он на ближайшие годы будет выбран в качестве ответа на недовольство пенсионеров своим положением.
Стоит внимательно присмотреться и к предложению о передаче в управление Пенсионного фонда части государственной собственности – как предприятий, так и земли – с тем, чтобы получаемые доходы шли на повышение нынешних пенсий. Но также надо избежать упомянутой выше опасности форсированного повышения базовой части пенсии. Философия должна быть другой: нужно увеличивать, прежде всего, страховую часть пенсий – ведь труд наших пенсионеров был сильно недооценен. Фактически речь идет о введении дополнительного повышающего коэффициента к страховой части пенсии, который ежегодно устанавливается в соответствии с полученной прибылью от эксплуатации государственной собственности.
Во-вторых, с самого начала было весьма проблемным все, что связано с инвестированием пенсионных накоплений нынешних работников. Как известно, с первых же шагов в направлении пенсионной реформы была предложена следующая схема: застрахованный, у которого открывался накопительный счет, мог сделать выбор в пользу либо частной, либо государственной управляющей компании, и на роль последней был назначен Внешэкономбанк. При этом ВЭБ получил право инвестировать пенсионные средства только в российские государственные ценные бумаги, которые очень надежны, но приносят – и это изначально было известно – очень небольшой доход. Большой удачей при их использовании была бы просто способность компенсировать инфляционные потери. Частным компаниям, а затем и негосударственным пенсионным фондам (НПФ) были предоставлены куда более интересные инструменты: в частности, акции, обращающиеся на российском и иностранных (но не более 20% инвестиционного портфеля) фондовых рынках.
В 2011 году о новой реформе в новостях говорили как минимум трижды - «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» (далее – Закон о реформе) ночью 8 июля, внесения уточнений 6 сентября и появления информации о президентской подписи под Законом уже 9 сентября. А потому нравится нам реформа или нет, она-таки идет. Позади год - для кого-то кропотливой работы, для кого-то популизма и жертвоприношений, бурных обсуждений – общественных и «кулуарных», и даже бессонных ночей – свидетелем одной из них была вся страна. Но я не сомневаюсь, что даже специалисты еще долго будут обнаруживать в Законе о реформе, точнее в двух десятках пенсионных законов, которых коснулась реформа, нечто новое и удивляющее. И я абсолютно уверена, что тернистый путь Закона о реформе не будет казаться сложным по сравнению с непростым и болезненным процессом внедрения реформы в жизнь.
Ввиду множественности внесенных Законом о реформе изменений в действующее законодательство выделить самое главное сложно, ведь для каждого человека в пенсионном обеспечении важнее то, что касается лично его и близких в силу возраста, рода занятий и проч. факторов. Поэтому попробую просто выделить самое универсальное на свое усмотрение.
С 1 января 2015 года величину фиксированного базового размера предполагается увеличивать на 6 процентов за каждый год страхового стажа, превышающего 30 лет. В законодательство вводится понятие "минимальный уровень пенсионного обеспечения граждан". И с 1 января 2010 года размер пенсии с учетом других мер социальной поддержки пенсионеров в виде дополнительного материального (социального) обеспечения и ежемесячной денежной выплаты не может быть меньше прожиточного минимума российского пенсионера. В законопроекте предполагается с 1 января 2010 года всем пенсионерам повысить трудовые пенсии, при определении размеров которых применяется механизм денежной оценки пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 года. Предусматривается увеличить расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц на 10 процентов и, сверх того, на один процент за каждый год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.
Основной смысл пенсионной реформы - повышение зависимости между зарплатой, которую человек заработал за свою трудовую жизнь, и размером его пенсии. Считается, что пенсия - это страховка от потери трудоспособности (отсюда термин «пенсионное страхование»). Чем больше человек зарабатывал, тем больше он теряет при наступлении страхового случая (утрате трудоспособности из-за старости или из-за инвалидности). Поэтому пенсия должна больше зависеть от зарплаты, чем сейчас. Основное содержание пенсионной реформы - переход от распределительной системы к системе распределительно-
1. Базовая пенсия - гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы, (в настоящее время в соответствии с законом «О трудовых пенсиях» ее размер составляет 1950 руб. для большинства пенсионеров и увеличивается при наличии иждивенцев, а также по достижении 80-летнего возраста и по инвалидности 3 степени ОСТД). Закон предусматривает индексацию базовой пенсии в зависимости от уровня инфляции и возможностей бюджета, а также постепенное ее приближение к величине прожиточного минимума;
2. Страховая пенсия – дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека, рассчитывается исходя из величины условного пенсионного капитала (суммы страховых взносов, определенным образом проконвертированных), поделенного на ожидаемую продолжительность выплаты трудовой пенсии. Для лиц, у которых уже имелись некоторые пенсионные права по состоянию на 1 января 2002 г., определенным образом рассчитывается «начальный» пенсионный капитал, к которому добавляются последующие взносы. Фактически размер этой части трудовой пенсии будет зависеть от уровня дохода (и, соответственно, отчислений) и стажа работы;
3. Накопительная пенсия - образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе, это реально накопительная часть, размер которой определяется величиной пенсионных накоплений, то есть суммой накопленных пенсионных отчислений и дохода от их инвестирования.
Основные различия между старой пенсионной системой и новой:
- в новой модели расчета пенсий заработная плата работника будет учитываться в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. Новая модель, оставаясь распределительной, дополняется персонифицированным учетом и накоплением пенсионных прав гражданина и пенсионных обязательств государства. Старая система в основе своей являлась не столько распределительной, сколько перераспределительной – между группами с различным уровнем дохода;
- новая пенсионная модель в большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размера заработной платы;
- новая модель, так же как и старая, основана на принципе солидарности поколений. Но в отличие от старой, она основана на персонифицированном учете обязательств государства перед будущим пенсионером. При этом на счетах граждан будут накапливаться не средства, а обязательства государства перед гражданами. Платежи за работающих будут поступать в Пенсионный фонд России, и фиксироваться на лицевых счетах, но деньги, как и раньше, будут направляться на выплаты пенсий нынешним пенсионерам;
- новым пенсионным законодательством установлены и новые нормы по трудовому стажу. Минимальный стаж для получения базовой пенсии будет составлять 5 лет. В существующей модели отработанными годами определялось, какой процент от учитываемой зарплаты может получить в виде пенсии работник. Согласно новой модели, основным показателем, который будет определять размер пенсии - будет сумма рублей на лицевом счете. Сумма эта будет во многом зависеть от количества отработанных лет. Чем больше лет, тем больше пенсионный капитал, тем больше пенсия;
- в новой пенсионной модели предложена принципиально новая схема индексации пенсий. В основе ее – прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы и будет определяться размер индексации на год, утверждаемый в бюджете ПФР.
Информация о работе Финансовые аспекты пенсионной реформы в России