Финансовое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 23:24, курсовая работа

Краткое описание

Область финансов и отдельные их стороны затрагивают нормы и других отраслей права. Однако именно в сферу финансового права эта область подпадает в целом, хотя на разные звенья финансовой системы его нормы распространяются не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что к предмету финансового права относятся государственные финансы.

Оглавление

1. Понятие финансового права как отрасли российского права……………2
2. Правовое регулирование страхования

Файлы: 1 файл

Финансовое право.docx

— 41.37 Кб (Скачать)

Финансовые правоотношения - общественные отношения в бюджетной  сфере, в области кредитования, страхования  и налогообложения, урегулированные  нормами финансового права.

Признаки финансовых правоотношений - существуют строго в правовой форме, т. е. представляют собой общественные отношения, регламентированные финансово-правовыми  нормами.

Структура финансовых правоотношений:

1) субъект - физические, юридические  лица, государственные (Российская  Федерация и ее субъекты) и  муниципальные образования;

2) объект - денежные фонды  государственных, муниципальных  образований, а также юридических  и физических лиц;

3) содержание - совокупность  прав, обязанностей и ответственности  субъектов финансовых правоотношений;

4) основания возникновения,  изменения и прекращения финансовых  правоотношений - юридические факты  (события и действия: правомерные  либо неправомерные) и юридические  составы;

5) метод финансово-правового  регулирования - чаще всего императивный;

6) способ защиты финансовых  правоотношений - выделяют 3 способа:  самозащиту, защиту прав и интересов  в административном и судебном  порядке.

Особенности финансовых правоотношений:

1) обязательным субъектом  финансовых правоотношений является  государство или муниципальное  образование (государственный или  муниципальный орган). При этом  права и обязанности участников  финансовых правоотношений четко  определены нормативно-правовыми  актами и не могут определяться  соглашением сторон;

2) обязательным объектом  финансовых правоотношений являются  соответствующие денежные фонды;

3) финансовые правоотношения  возникают в процессе перераспределения  денежных фондов.

4)финансовые правоотношений  имеют властно-имущественный характер;

5)финансово-правовые отношения,  особенно налоговые, наиболее  подвержены законодательным изменениям.5

Классификации финансовых правоотношений:

1) в зависимости от  институтов и подотраслей финансового  права:

а)правоотношения, возникающие  в сфере государственного страхования;

б) правоотношения, возникающие  в сфере государственного кредитования;

в) правоотношения в сфере  государственного финансирования;

г) налоговые правоотношения;

д)правоотношения, возникающие  в сфере денежного обращения;

е)правоотношения, возникающие  в банковской сфере;

ж)валютные правоотношения;

2) по характеру:

а) материальные;

б) процессуальные;

3) по субъектному составу:

а) финансовые правоотношения с участием федеральных органов  РФ;

б) финансовые правоотношения с участием органов власти субъектов  РФ;

в) финансовые правоотношения с участием органов местного самоуправления;

4) в зависимости от  источников правовых норм, регулирующих  финансовые отношения:

а) урегулированные исключительно  нормами финансового права;

б) урегулированные как  нормами финансового, так и нормами  иных отраслей права. Например, отношения  в сфере страхования или кредита.

Правовое регулирование  отношений в сфере финансовой деятельности осуществляется посредством  источников финансово-правовых норм, в  том числе международных соглашений, Конституции РФ, Бюджетного, Налогового кодексов и т. д.

Финансовое право - это  совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие  в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения  бесперебойного осуществления его  задач и функций в каждый данный период его развития.

По методу правового регулирования  финансовое право на первый взгляд полностью совпадает с административным правом. Тот же метод властных предписаний, неравенство субъектов правоотношений (как основной в финансово-правовом регулировании используется императивный метод правового регулирования, а как дополнительный - диспозитивный).

Принципы, лежащими в основе финансового права, является приоритет  в области финансовой деятельности государства представительных органов  перед исполнительными органами государственной власти (разделения властей); принцип федерализма, он состоит  в том, что в государстве теперь принимается целая серия законодательных  актов о бюджетах различных уровней, которые только по расчетам представляют собой консолидированный бюджет, а в реальной жизни являются самостоятельными фондами денежных средств для  органов власти вех уровней; принцип  законности заключается в том, что  в основе финансовой деятельности государства  лежат нормы права, основой которых  является Конституция РФ; еще одним  принципом финансово права является принцип плановости, который является и принципом финансовой деятельности.

Основой всех источников финансового  права является Конституция РФ и  конституционный акты субъектов  Федерации. Все эти акты закрепляют правовые основы финансовой деятельности государства и являются базой  для развития финансового законодательства в разных областях. Во всех конституционных  законах большое внимание уделяется  бюджетному праву, так как бюджет является финансовой основой деятельности государства. В настоящее время  приняты Бюджетный кодекс и Налоговый  кодекс. Это основополагающие нормативные  акты в области финансовой деятельности государства.

Норма финансового права - это общеобязательное формально  определенное правило поведения  участников финансовых правоотношений, обеспеченное принудительной силой  государства. Основная особенность  финансово-правовых норм состоит в  том, что они носят государственно-властный императивный характер

Финансовые правоотношения - это общественные отношения, возникающие  в сфере финансовой деятельности государства и регулирующиеся финансово  правовыми нормами. Это определение  можно конкретизировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правовое регулирование  страхования

Страхование является одним  из видов необходимой общественно  полезной деятельности, при которой  граждане и организации заранее  страхуют себя от неблагоприятных последствий  в сфере их материальных и личных нематериальных благ путем внесения денежных взносов в фонд страховщика, а это лицо при наступлении  страхового случая выплачивает за счет фонда страхователю или другому  лицу страховую сумму. Актуальность и значимость страхования в РФ заключается в том, что институт страхования охватывает множество  сфер жизни общества и государства, что не может быть не отмеченным. Но также при рассмотрении данного  вопроса возникает множество неточностей и противоречий. Одним из них является само уточнение и закрепление понятия страхования как самостоятельной категории и правового явления. Существует множество понятий данного термина, закрепленного в различных источниках, но все они несут один смысл. В начале 90-х годов в Российской Федерации началось возрождение национального страхового рынка, которое продолжается в настоящее время. Законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон РФ «О страховании» от 27.11.1992. В это же время был создан Росстрахнадзор – Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, которой были приданы контрольные функции за страховым рынком. В 1996 Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора Минфина РФ. В 1997 разработана специальная целевая программа развития страхования и перестрахования рисков от крупных промышленных аварий, катастроф и стихийных бедствий. В настоящее время можно с уверенность говорить о том, что совершенствование страхового рынка продолжается. Ряд федеральных законов посвящены страхованию или его отдельным видам – Закон РФ «О страховании», Указ Президента «Об основных направлениях государственной политики в сфере страхования», приказы и инструкции, издаваемые федеральными органами по надзору за страховой деятельностью; Закон РФ «Об организации страхового дела»; ФЗ РФ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» (1998 № 13. Ст. 3613.). Помимо указанных нормативных актов отношения по страхованию могут регламентироваться по обоюдному согласию сторон стандартными правилами страхования соответствующего вида, принятыми, одобренными или утвержденными страховщиком либо объединением страховщиков, которые издаются в качестве примерных (Ст. 943 ГК РФ). Запрещено страхование: противоправных интересов; расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников, убытков от участия в играх, лотереях и пари (Ст. 928 ГК РФ). Однако стоит отметить, что ГК РФ не предоставляет федеральным органам по надзору за страховой деятельностью прав по изданию приказов и инструкций, регламентирующих страхование. Тем не менее такие правила содержаться в Законе РФ «О страховании» (ст. 30). Постановления Правительства РФ являются источником правового регулирования в страховании в той мере, в какой она определена федеральными законами РФ. Эти постановления принимаются во исполнение требований законов и направлены на обеспечение функционирования системы страхования в Российской Федерации в целом. Они организуют и упорядочивают взаимодействие различных государственных и коммерческих структур, так или иначе связанных со страхованием, и большей частью направлены не на регулирование страховых правоотношений, а на организацию и постановку страхового дела. Нормативные акты министерств и ведомств посвящены решению лишь отдельных организационно-технических вопросов страховой деятельности в той части, которая касается компетенции данного министерства или ведомства. Страховая политика дает государству многое, так как налоговые сборы идут в казну, а поскольку страховая деятельность – это бюджетнообразующая отрасль, то чем больше страховой премии соберут страховщики, тем больше налогов заплатят государству.

Страховые резервы, формируемые  в ходе осуществления страхового плана, инвестируются компанией  в надежные, ликвидные и приносящие доход активы. Прежде всего, страхование  – это предпринимательская деятельность, то есть одна из важнейших сфер экономики. Кроме того, с развитием гражданско-правового  оборота неизбежно создаются  институты, которые основывают свою профессиональную деятельность именно в нем. Следует также учитывать, что отношения между предпринимателями  и потребителями теперь строятся исключительно на договорной основе, – каким бы ни было незначительным правоотношение между контрагентами, оно должно принять форму сделки, ведь интересы каждой из сторон должны быть четко сбалансированы. Особенности  страховой деятельности как вида предпринимательства заключаются  в том, что существует предпринимательский  риск, обязывающий страховщика компенсировать ущерб, оговоренный заранее.

Объект страхования –  не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы страхователя, связанные с его  материальными, нематериальными ценностями, то есть предметами страхования: связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью граждан – в личном страховании; связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом – в имущественном страховании; связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического или юридического лица – страхование ответственности.

Многообразие предметов  страхования предопределяет различие объектов страхования. Так, в соответствии с российским страховым законодательством  выделяют три отрасли страхования: личное, имущественное, страхование  ответственности.

Страховые услуги могут быть предоставлены на условиях обязательности или добровольности, соответственно и форма проведения страхования  может быть обязательной или добровольной.

Страхование имеет не только правовой, но и экономический аспект. В экономической литературе страхованием именуют «совокупность перераспределительных  отношений замкнутого круга его  участников по поводу формирования за счет их взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба имуществу юридических  и физических лиц, а также для  материального обеспечения граждан  при наступлении определенных событий  в их жизни».6 Не имея возможности полностью обезопасить себя от многочисленных рисков, связанных с причинением вреда имуществу, жизни и здоровью и т.д., человек стремится уменьшить их неблагоприятные последствия. Основная экономическая задача страхования «состоит в том, чтобы физически разрушенное имущество превратилось в экономически разрушаемое… ».7

Страхование в современном  виде возникло не сразу. Оно прошло длительную эволюцию. Сначала появилось  самострахование, его суть заключается  в том, что лицо, опасающееся возникновения  каких-либо непредвиденных расходов, резервирует  часть собственных средств для  их покрытия. Как самострахование  можно рассматривать, к примеру, формирование юридическими лицами резервных (например, в акционерных

обществах) или неделимых (в производственных кооперативах) фондов. Однако самострахование не является страхованием в полном смысле слова, так как при нем не достигается  одна из основных целей страхования  – сокращение собственных расходов за счет специально формируемых денежных фондов, которые способствуют разложению убытков одного на многих, вносящих средства в соответствующий фонд.8 Сущность страхования как экономической категории связана с экономическими отношениями в процессе создания и использования фондов денежных средств. Обязательства по страхованию представляют собой самостоятельный вид гражданско-правовых обязательств, оформляющих отношения по оказанию финансовых услуг. Договор страхования относится к группе каузальных сделок, зависящих от основания их возникновения. Каузальность в гражданско-правовом договоре, а именно наличие материального основания, должна сохраняться в течение всего срока существования сделки, что является обязательным условием для действительности данной группы договоров. В настоящее время значительно повысилась роль страховых организаций, которые все глубже стали проникать в нашу жизнь, тем самым давая нам моральное удовлетворение от того, что мы хоть как-то можем спасти себя от несчастного случая, который может произойти в любой момент с каждым из нас.

Необходимость обезопасить  себя при наступлении неблагоприятного случая создает потребность в  страховании, а возможность покрытия ущерба инициирует страховой интерес  у лица, стремящегося к страховой  защите. Так появляется потребность  в страховой услуге, которую может  оказать страховая организация, имеющая свой интерес – доходы от страховой деятельности. Такой деятельностью занимаются страховые организации, которые являются отдельной структурой в правовом, экономическом и организационном отношении.

К элементам договора страхования  относят стороны, предмет, форму  и содержание. Содержание прав сторон в договоре страхования может  быть определено путем раскрытия  содержания корреспондирующих им обязанностей. Помимо экономического и социального  содержания, страхование имеет и  юридическую сущность. С юридической точки зрения страхование – это правовые отношения между страховщиком и страхователем (выгодоприобретателя), обязательство, целью которого является получение страхователем возмещения (страховой суммы) при наступлении страхового случая. Юридически отношения по страхованию ответственности оформляются договором между страховщиком и страхователем. Цель договора страхования ответственности состоит в том, чтобы снять с причинителя вреда бремя расходов по возмещению ущерба, за нанесение которого на него возлагается ответственность.Большое значение имеет коммерческое страхование. Это, в свою очередь, договор, заключаемый страхователем со страховщиком, в роли которого выступает коммерческая организация в форме акционерного общества.

Информация о работе Финансовое право