Финансовое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование роли финансового планирования в общей системе управления финансовыми ресурсами, а также выявить направления его совершенствования. Доказать, что без финансового планирования: перспективного, текущего и оперативного не может и не должно обходиться ни одно предприятие. Финансовое планирование может в значительной степени упростить «жизнь фирмы».

Оглавление

Введение 3 стр

1. Финансовое планирование в условиях рыночной экономики . 5 стр

2. Определение, объект, субъект, цели и задачи.

Экономическое содержание финансового планирования. 10 стр

3. Условия эффективного финансового планирования. 16 стр

4. Классификация планов. Бизнес- план. 19 стр

Заключение 23 стр

Список использованной литературы 25 стр

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

     Бизнес-план – основной документ, разрабатываемый  предприятием и представляемый инвестору (кредитору) по реальному инвестиционному проекту или проекту санации данного предприятия при угрозе его банкротства. В данном документе в краткой форме и общепринятой последовательности разделов излагаются ключевые параметры проекта и финансовые показатели, связанные с его реализацией.

     Смета – форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и  последовательность действий по исчислению показателей, например смета затрат на производство и реализацию продукции, составляемая на год с поквартальной разбивкой.

     Финансовое  планирование тесно связано с  планированием производственно-хозяйственной  деятельности. При административно-командной  экономике составление финансового  плана заключалось в механическом пересчете показателей производственного плана в финансовые показатели. Никакой самостоятельности у предприятий не было: все нормы спускались "сверху". Но сейчас, с развитием рыночных отношений финансы стали основным видом ресурсов, именно их ограниченность начинает лимитировать производство. В связи с этим в значительной степени возрастает роль финансового планирования, изменяется его содержание как на предприятиях, так и в рамках всей финансовой системы страны. 

 

      2. Определение, объект, субъект, цели и задачи. Экономическое содержание финансового планирования. 

     Хозяйствующий субъект - самостоятельный экономический  субъект рыночной экономики. Он сам  определяет направления и величину использования прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов. В этих условиях целью планирования финансов является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей. К таким показателям относятся прежде всего собственные оборотные средства, амортизационные отчисления, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта, прибыль, налоги, уплачиваемые из прибыли, и др. К задачам планирования финансов относятся:

  • обеспечение производственно-торгового процесса необходимыми финансовыми ресурсами. Определение плановых объемов необходимых денежных фондов и направления их расходования;
  • установление финансовых отношений с бюджетом, банком, страховыми организациями и другим хозяйствующими субъектами;
  • выявление путей наиболее рационального вложения капитала и резервов по его эффективному использованию;
  • увеличение прибыли за счет экономного использования денежных средств;
  • осуществление контроля за образованием и расходованием денежных средств.

     Важный момент финансового планирования - его стратегия. Содержанием стратегии финансового планирования хозяйствующего субъекта является определение его центров доходов (прибыли) и центров расходов. Центр дохода хозяйствующего субъекта - это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов - это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющим важную роль в общем производственно-торговом процессе.

     Например, в западной экономике многие фирмы придерживаются правила «двадцать на восемьдесят», т.е. 20% затрат капитала должны давать 80% прибыли. Следовательно, остальные 80% вложений капитала приносят только 20% прибыли. Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов.

     Методы  планирования - это конкретные способы и приемы расчетов показателей.

     В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа, нормативный, балансовых расчетов, денежных потоков, многовариантности,  экономико-математического моделирования.

     1. Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.

       2. Сущность и содержание нормативного метода планирования финансовых показателей заключаются в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает:

  • федеральные нормативы;
  • республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы;
  • местные нормативы;
  • нормативы хозяйствующего субъекта;
  • отраслевые нормативы.

     3. Использование метода балансовых  расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе  поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе. Причем большое влияние должно быть уделено выбору даты: она должна соответствовать периоду нормальной эксплуатации предприятия.

     4. Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод даст более объемную информацию, чем метод балансовой сметы.

     5. Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные.

     Так, например, в одном варианте может  быть заложен продолжающийся спад производства, инфляция и слабость национальной валюты, а в другом – рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста мировой экономики и снижение цен на продукцию.

      6. Методы экономико-математического  моделирования позволяют количественно  выразить тесноту взаимосвязи  между финансовыми показателями  и основными факторами, их определяющими.

     Принципы  финансового планирования базируются на общих принципах теории планирования в сложных системах.

     Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер. Понятие «система» означает совокупность элементов (подразделений); взаимосвязь  между ними; наличие единого направления развития элементов, ориентированных на общие цели предприятия. Единое направление плановой деятельности, общность целей всех подразделений становятся возможными  в рамках вертикального единства предприятия.

     Координация планов отдельных подразделений выражается в том, что нельзя планировать деятельность одних подразделений фирмы вне связи с другими; всякие изменения в планах одних структурных единиц должны быть отражены в планах других структурных подразделений. Следовательно, взаимосвязь и одновременность – главные черты координации планирования на предприятии.

     Принцип участия означает, что каждый специалист фирмы становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой функции.

     Принцип непрерывности заключается в  том, что процесс планирования должен осуществляться систематически в рамках установленного цикла; разработанные  планы должны непрерывно приходить  на смену друг другу (план закупок  – план производства – план по маркетингу). В то же время неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных изменений внутренней обстановки требуют корректировки и уточнения планов фирмы.

     Принцип гибкости тесно связан с предыдущим принципом и заключается в  придании планам и процессу планирования в целом способности изменяться в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Поэтому планы должны содержать так называемые «резервы безопасности» (ресурсов, производственных мощностей и т.д.)

       Принцип точности предполагает, что планы предприятия должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

     В развитие этих общих положений целесообразно  выделить именно принципы непосредственно  финансового планирования на предприятиях.

     Принцип финансового соотношения сроков («золотое банковское правило») – получение  и использование средств должны происходить в установленные  сроки, капитальные вложения с длительными  сроками окупаемости целесообразно  финансировать за счет долгосрочных заемных средств.

     Принцип платежеспособности – планирование денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия в  любое время года. В данном случае у предприятия должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы обеспечивать погашение краткосрочных обязательств.

     Принцип рентабельности капиталовложений –  для капитальных вложений необходимо выбирать самые дешевые способы  финансирования (финансовый лизинг и  др.). Заемный капитал выгодно  привлекать лишь в том случае, если он превышает рентабельность собственного капитала, т.е. обеспечивается действие эффекта финансового рычага (левериджа).

     Финансовый  леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого капитала предприятием. Финансовый леверидж связан с решением о выборе тех или иных форм привлечения заемных средств. Эффективное управление заемным капиталом увеличивает рентабельность собственных средств. Перед финансовым менеджером стоят две противоположные задачи – не допустить потери финансовой независимости, и вместе с тем увеличить рентабельность собственного капитала за счет привлечения заемных средств. Механизм оценки влияния заемных средств на рентабельность собственного капитала основан на эффекте финансового левериджа.

     Принцип сбалансированности рисковособенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств (чистой прибыли и амортизационных отчислений).

       Принцип приспособления к потребностям  рынкадля предприятия важно учитывать конъюнктуру рынка и свою независимость от предоставления кредитов.

     Принцип предельной рентабельности – целесообразно  выбирать такие капиталовложения, которые  обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.

     Финансовое  планирование в западных фирмах ориентируется на извлечение приемлемой прибыли и сохранение своих позиций на рынке товаров и услуг. Под прибылью понимается чистая прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после налогообложения. Поэтому при разработке финансовых планов руководство предприятия должно учитывать как размеры  налогообложения, так и возможность их понижения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.   Условия эффективного финансового планирования.

        

       Условия, от которых зависит  эффективность финансового планирования, вытекают из целей этого процесса  и требуемого конечного результата. Особое внимание следует уделять трем моментам.

     Прогнозирование Первое условие можно сформулировать как способность составлять точные и обоснованные прогнозы. Полная точность недостижима: если бы это было возможно, то потребность в планировании существенно сократилась бы.

     Неверно сводить прогнозирование к некоему  техническому упражнению. Наивная экстраполяция  или подгон тенденций под прошлые  факты и данные ничего не стоят. Это  связано с тем, что будущее  вовсе не обязательно воссоздает прошлые картины, что было бы весьма удобно для планирования.

     Чтобы обосновать свое мнение, специалисты  по прогнозированию опираются на разные источники информации и методы прогнозирования. К примеру, прогнозы макроэкономического и отраслевого масштаба порой требуют применения эконометрических моделей, в которых учитывается взаимодействие многих экономических переменных. В других случаях специалист может использовать статистические модели для анализа и прогнозирования динамических рядов.

     Для специалистов, разрабатывающих план, потенциальную проблему представляет несогласованность прогнозов, поскольку информацию они черпают их многих источников. Так, прогноз сбыта может оказаться суммой отдельных прогнозов, сделанных менеджерами различных хозяйственных подразделений. Предоставленные сами себе в разработке прогноза для своего подразделения, эти менеджеры могут опираться в своих рассуждениях на разные предположения о темпе инфляции, росте национальной экономики, наличии сырьевых ресурсов и т.д.

Информация о работе Финансовое планирование