Финансовое планирование на предприятиях: проблемы и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 20:14, реферат

Краткое описание

Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы. Финансы предприятий, будучи частью общей системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.

Оглавление

Введение……………………………………..………….....3

1.Теоретические аспекты финансового планирования на предприятии.

Сущность, роль и задачи финансового планирования …….5

Важнейшие элементы системы финансового планирования……...7

Классификация и модели финансового планирования………….…9

2. Анализ краткосрочного и долгосрочного финансового планирования………………………………………………………........

2.1 Краткосрочное финансовое планирование ………………………....24

2.2. Задачи и основные этапы долгосрочного финансового
планирования…………………………………...…34

2.3 Расчет долгосрочного финансового плана на примере.

3. Проблема финансового планирования на предприятии …………....36

3.1 Практический пример составления финансового плана……….…..43

3.2 Финансовое планирование на современном этапе: недостатки и пути совершенствования………………………………………...…….....54

Заключение…………………………………………………………..……62

Список литературы………………………..…………………..………….64

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 267.12 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
2.3 Расчет долгосрочного  финансового плана на примере 
 
Последовательность расчета долгосрочного финансового плана рассмотрим на следующем примере. Допустим, что производственным планом предприятия на очередной год предусматривается увеличение следующих показателей: объем продаж на 10%;  
 
вне оборотные и оборотные активы предприятия на 9%; затраты на производство на 8%.

Кроме того, для составления финансового плана необходимы следующие сведения: планируемые размеры амортизационных отчислений, являющихся важнейшим источником самофинансирования. В рассматриваемом примере они приняты равными 8% балансовой стоимости основных средств на конец года;

политика распределения чистой прибыли. Будем считать, что на выплату дивидендов должно направляться не менее 25% чистой прибыли, а на финансирование социальных программ - не менее 1 млн. руб.;

условия получения заемных средств и, главное, средняя ставка процента за кредит, которая в рассматриваемом примере принимается равной 12%.

 

 
Обеспечение сбалансированности плана. Обеспечение равенства средств, необходимых для финансирования инвестиций и выплат, а также сумм, которыми располагает предприятие, необходимо для того, чтобы величина одного источника финансирования или/и одна статья счета «Использование финансовых ресурсов» не были жестко заданы заранее, а уточнялись бы в процессе расчетов. Эти параметры (источник финансирования и статья использования) выполняют функцию регулирующих клапанов, с помощью которых в процессе планирования уравновешиваются объем необходимого финансирования и потребность в финансовых ресурсах. 
 
В рассматриваемом примере такими регулирующими клапанами являются: в части источников финансирования - объем внешних заимствований. При этом предполагается, что предприятие не намерено привлекать капитал за счет продажи акций, считая единственным источником внешнего финансирования получение займов, с помощью которых должна обеспечиваться реализация и сбалансированность плана. Максимальный размер дополнительного заемного финансирования - 50 млн. руб.; в части использования финансовых средств - прибыль предприятия, направляемая (в пределах, установленных дивидендной политикой) на потребление (выплату дивидендов и социальные программы).

 
Последовательность расчетов. Предположим, что запланированное на конец текущего планового года финансовое положение предприятия описывается параметрами, значения которых (по состоянию на 31.12.N г.) приведены в табл. 3 (столбцы 3 и 4). В ней в строках 1... 7 представлен в упрощенном виде отчет о прибылях и убытках предприятия, в строках 7...16 содержатся данные отчета об источниках и использовании денежных средств предприятия, а в строках 17...22 приведен баланс. 
 
Рассмотрим порядок расчета при составлении варианта долгосрочного финансового плана. Он производится в такой последовательности. 
 
1. Определение плановой величины активов. 
 
Размер активов, которые предприятие планирует иметь после реализации намеченной инвестиционной программы, определяется на основе планов производства и капиталовложений. В данном случае предполагается, что в соответствии с этими планами активы (см. строки 18 и 19 табл. 3) должны вырасти на 9%. Следовательно, вне оборотные активы составят 990- 1,09 = 1 079,1 млн. руб., оборотные - 3101,09 = 337,9 млн. руб., а в целом - 1417 млн. руб. 
 
2. Определение выручки, затрат на производство и валовой прибыли в N+1г. 
 
В соответствии с условиями рассматриваемого примера планируемое увеличение выручки (строка 1) должно составить 10% (1000 1,1 = 1100) при росте затрат на 8% (900-1,08 = 972). Разность между планируемыми выручкой и затратами есть прибыль до уплаты процентов и налога (строка 3). Она равна 1 100- 972 = = 128 млн. руб. 
 
3. Определение процентов, уплачиваемых за пользование заемными средствами. 
 
Для расчета подлежащих уплате процентов (строка 4) необходимо знать среднегодовую величину заемного капитала. Она определяется на основе содержащихся в балансе данных о величине заемного капитала на начало

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Табл. 3 Расчет вариантов финансового плана на N + 1. млн.руб.

 
№ п/п

 
Показатель

 
Факт на 01.01.N г.

 
План на 31.12.N г.

 
Варианты плана на 31.12.N+1 г. (% роста активов)

 
8%

 
7%

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
6

 
1

 
Выручка от продаж

 
-

 
1000

 
1100

 
1100

 
2

 
Затраты на производство

 
-

 
900

 
972

 
972

 
3

 
Прибыль до уплаты процентов и налога

 
-

 
100

 
128

 
128

 
4

 
Проценты за кредит

 
-

 
33

 
39

 
39

 
5

 
Налогооблагаемая прибыль

 
-

 
67

 
89

 
89

 
6

 
Налог на прибыль (24%)

 
-

 
16,08

 
21,36

 
21,36

 
7

 
Чистая прибыль

 
-

 
50,92

 
67,74

 
67,64

 
8

 
Амортизация

 
-

 
77,60

 
82,76

 
81,96

 
9

 
Выручка от продажи акций

 
-

 
-

 
-

 
-

 
10

 
Планируемый объем заимствований

 
-

 
50

 
50 (67,27) 

 
50 (40,97)

 
11

 
Итого источников финансирования

 
-

 
178,52

 
200,4 (217,67)

 
199,6 (190,57)

 
12

 
Валовые инвестиции в основные средства

 
-

 
117,6

 
171,86

 
150,96

 
13

 
Инвестиции в оборотные средства

 
-

 
30

 
27,9

 
21,7

 
14

 
Выплата дивидендов

 
-

 
25,46

 
16,91

 
16,91

 
15

 
Прочие социальные выплаты

 
-

 
5,46

 
1

 
1

 
16

 
Итого плановая потребность в финансировании

 
-

 
178,52

 
217,67

 
190,57

 
17

 
Баланс

 
01.01.N г.

 
31.12.N г.

 
31.12.N+1 г.

 
18

 
Вне оборотные активы (основные средства)

 
950

 
990

 
1079,1

 
1059,3

 
19

 
Чистые оборотные активы

 
280

 
310

 
337,9

 
331,7

 
20

 
Итого

 
1230

 
1300

 
1417

 
1391

 
21

 
Собственный капитал

 
980

 
1000

 
1067

 
1041

 
22

 
Заемный капитал

 
250

 
300

 
350

 
350

 
 

 

 
Итого

 
1230

 
1300

 
1417

 
1391


 
 
планового периода и планируемых на N+1 заимствований (строка 22). Однако последняя величина и должна быть установлена в процессе планирования. Поэтому на первой операции используется или максимально допустимая, или некая разумная величина заимствований, которая и используется для расчетов. На последующих итерациях эти величины при необходимости могут быть откорректированы. 
 
В данном случае предельно допустимая величина заимствований установлена на уровне 50 млн. руб. При таком объеме заимствований заемный капитал предприятия возрастет с 300 млн. руб. на 31.12.N г. до 350 млн. руб. на конец N+ 1 г. Теперь можно рассчитать: величину собственного капитала предприятия на конец N + 1 г. Она равна разности между активами и заемным капиталом, т.е. 1 417 - 350 = 1 067 млн. руб.; 
 
среднегодовую величину заемного капитала на 31.12. N + 1 г., которая равняется (300 + 350)/2 = 325 млн. руб.; 
 
сумму процентов, которую предприятие должно будет уплатить в N+ 1 г. за пользование заемными средствами 3250,12 • 0,12 = 39 млн. руб. 
 
4. Определение прибыли, подлежащей налогообложению, налога на прибыль и величины чистой прибыли. 
 
5. Определение плановой суммы средств (источников финансирования), которые предприятие может использовать в N + 1 г.: 
 
на инвестирование; 
 
выплаты собственникам капитала; 
 
финансирование социальных программ. 
 
В табл. 3 эти средства сгруппированы в верхней части (строки 7... 10) счета источников и использования финансовых ресурсов. Здесь представлены главные источники финансирования. Два внутренних - чистая прибыль (строка 7) и амортизация (строка 8) и два внешних - средства инвесторов, желающих участвовать в увеличении собственного капитала предприятия (строка 9), и средства, поступающие от кредиторов (строка 10). 
 
Чистая прибыль, входящая в состав внутренних источников финансирования, уже рассчитана, а величина амортизации (строка 8) определяется как произведение среднегодовой стоимости основных средств [в данном случае вне оборотных активов (строка 18)] на соответствующую нормативную ставку, по условию принятую равной 8%. Следовательно, размер начисленной амортизации должен составить 0,08(990 + 1 079,1) /2 = 82,76 млн. руб., где 990 млн. руб. - вне оборотные активы на конец N г., а 1 079,1 млн. руб. - рассчитанная в п. 1 плановая величина активов на конец N + 1 г. 
 
Привлечение извне собственного капитала в рассматриваемом случае не предусмотрено, а прирост заемного запланирован в размере 50 млн. руб. В итоге предполагаемая общая сумма источников финансирования инвестиций и выплат в N + 1 г. должна составить (67,64 + 82,76 + 50) = 200,4 млн. руб. (строка 11). 
 
6. Определение запланированной для использования суммы финансовых ресурсов. 
 
Данные о планируемом использовании финансовых ресурсов предприятия собраны во второй (нижней) части счета об источниках и использовании средств (строки 12... 15). Эти средства предназначены для инвестирования в основные и оборотные, выплаты дивидендов и финансирования (из чистой прибыли) социальных программ. 
 
В соответствии с заданной по условию примера политикой распределения прибыли на выплату дивидендов не может быть израсходовано менее 5% чистой прибыли, т.е. менее 16,91 млн. руб. (67,64/4), а на социальные программы менее 1 млн. руб. Следовательно, максимальная сумма, которая может быть направлена на инвестиционные нужды, не может превышать 67,64 - (16,91 + 1) _ = 49,73 млн. руб. 
 
Инвестиции во вне оборотные активы равны сумме амортизации (82,76 млн. руб.) и чистого прироста вне оборотных активов 89,1 млн. руб. (1079,1 -990). Вместе это составляет 171,86 млн. руб. Сумма, которая должна быть направлена на инвестирование в оборотные средства, очевидно, равняется их годовому приросту, т. е. 337,9 - 310 = 27,9 млн. руб. 
 
В итоге получается, что на инвестиции и выплаты предприятие должно затратить 217,67 млн. руб., что на 17,27 млн. руб. превосходит сумму, которой предприятие будет располагать в N + 1 г. Для ликвидации этого разрыва нужно либо получить взаймы не 50 млн. руб., а 67,27 млн. руб., либо уменьшить инвестиционные аппетиты предприятия, приведя их в соответствие с возможностями финансирования. 
 
Предположим, что предприятие решило отложить реализацию некоторых инвестиционных проектов, вследствие чего рост активов должен составить не 8%, а только 7%. Как показывают расчеты, результаты которых приведены в столбце 6 табл. 3, ожидаемая чистая прибыль останется практически неизменной и очень незначительно сократится начисленная амортизация. Общая сумма источников финансирования составит 67,64 + 81,96 + 50 = = 199,6 млн. руб. 
 
Что касается потребности в финансовых ресурсах, то она, как следует из табл. 3, сократится на 27,1 млн. руб. за счет уменьшения инвестиций в основные (150,96 млн. руб. против 171,86 млн. руб.) и оборотные (21,7 млн. руб. против 27,9 млн. руб.) средства. В итоге она составит 190,57 млн. руб., что на 9,03 млн. руб. меньше суммы, которой будет располагать предприятие. Этот «излишки может быть использован для уменьшения объема заимствований, увеличения суммы дивидендов, на дополнительное финансирование социальных и природоохранных мероприятий или же на реализацию части отложенных инвестиционных проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
3. Проблема финансового планировании на предприятии.

 
3.1 Практический пример  составления финансового плана 
Формирование финансовых планов может осуществляться двумя способами: 
 
- некоммерческая организация отталкивается от стоящих перед ней целей и задач при реализации программы или проекта, в рамках которых рассчитываются расходы, необходимые для успешного выполнения поставленных целей; 
 
- исходя из имеющихся финансовых возможностей некоммерческой организации, ставится вопрос об использовании этих средств для решения текущих задач или их возможном направлении на долгосрочные программы или проекты. 
 
Рассмотрим механизм составления финансового плана по последнему способу. 
 
Допустим, имеется некоммерческая общественная организация, которая объединяет медицинских работников и оказывает помощь в получении специализированных медицинских услуг людям с ограниченным финансовыми возможностями. Общественная организация основана на членстве и в процессе уставной деятельности проводит работу по оказанию помощи медицинским работникам и их семьям (трудоустройство, образование, юридическая поддержка и др.), благотворительные акции, презентации благотворительных проектов и новых технологий в области медицины для сбора средств на их внедрение, оказывает помощь малоимущим гражданам в получении ими медицинских услуг и др. Кроме того, общественная организация занимается предпринимательской деятельностью, оказывая платные услуги, в том числе и на льготной основе, для разных категорий граждан. 
 
В дальнейшем поставленные цели конкретизируются и оформляются в виде двух программ: благотворительной акции «Здоровые дети — прекрасное будущее» (S1) и проекта по оказанию помощи детскому дому инвалидов «Мир не без добрых людей» (S2) — при этом финансирование каждой программы складывается из конкретных целевых источников, а доходы самой некоммерческой организации разбиваются по соответствующим статьям (см. табл. 4).

 

 

 

 
 
Табл. 4 Доходы некоммерческой организации, руб.

 
№ п/п

 
Доходы

 
Средства, поступившие на программу 

 
Прочие поступления

 
Всего поступило средств 

 

 

 

 

 
«Здоровые дети-прекрасное будущее»

 
«Мир не без добрых людей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 
S1

 
S2

 

 

 

 

 
1.

 
Вступительные взносы

 
_

 
_

 
34 000

 
34 000

 
2.

 
Членские взносы

 
_

 
_

 
168 000

 
168 000

 
3.

 
Добровольные пожертвования от 
 
 - юридических лиц 
 
- физических лиц

 
 
 
56 504 000 
 
5 450 000

 
 
 
2 975000 
 
625 000

 
 
 
60 000 
 
14 000

 
 
 
59 539000 
 
6 089 000

 
4.

 
Доходы от коммерческой деятельности

 
1 500 000

 
500 000

 
250 000

 
2 250000

 
 

 

 
Итого:

 
63 454 000

 
4 100 000

 
526 000

 
68 080 000

 


После этапа прогнозирования возможных источников поступления финансовых ресурсов переходят к распределению планируемых доходов на финансирование конкретных программ, направлений деятельности, а также отдельных акций, связанных с реализацией целей уставной деятельности некоммерческой организации. 
Этап распределения представляет собой последовательность процедур. В первую очередь необходимо провести анализ потребности в ресурсах для реализации конкретной программы и оценить их в стоимостном выражении. Кроме того, проводится проверка соответствия плановой потребности в ресурсах их фактическому наличию, а также определяются возможные отклонения от поставленных целей и пути предупреждения сбоев в работе. В результате, анализ внешних и внутренних факторов как раз и позволяет создать программу и достигнуть поставленные цели во взаимосвязи с имеющимися материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами. 
 
Для наглядности последовательность процедуры принятия решений в процессе планирования можно представить в виде схемы (рис. 6), где: 
 
S1, S2...… Sn — программа (в нашем примере S1 — программа «Здоровые дети — прекрасное будущее», а S2 — «Мир не без добрых людей»);  
 
H1, H2... …Hm — состояние ресурсов для реализации программы (H1 — наличие помещения, H2 — наличие персонала, H3 — наличие медикаментов, H4 — наличие оборудования и т.д.); 
 
Pfk — затраты (например, для ресурса H1: P11 — арендная плата, P12 — оплата коммунальных услуг, P13 — расходы на содержание помещения), а поэтому сумма всех затрат и определяет потребность в финансовых ресурсах. 
 
 
Рис.6 Последовательность этапов определения ресурсной базы 
 
Всю последовательность определения потребности в объемах финансирования можно разбить на этапы. На первом этапе задаются стратегические цели, реализуемые посредством программ. На втором этапе оценивается потребность в трудовых и материальных ресурсах, необходимых для реализации программ. Здесь же выявляется недостаток ресурсов и принимается решение о необходимости внесения изменений в программу. На третьем этапе определяются потребность в финансировании. Если величина потребности в финансовых ресурсах больше заданной, то меняется содержание программы и, соответственно, их ресурсная база, что достигается за счет итераций в ходе финансового планирования: исходные показатели будут подвергаться изменению до тех пор, пока сумма необходимых затрат не совпадет с заданным объемом финансирования. Таким образом реализуется балансовый принцип составления финансового плана. На практике увязка балансового и калькуляционного (ресурсного) методов планирования реализуется шахматным методом, где по горизонтали представлены виды затрат, а по вертикали — программы. Ниже приводится пример определения потребностей в материальных и финансовых ресурсах как вариант применения предложенной процедуры планирования в процессе разработки благотворительной программы.  
 
Пример. 
 
Благотворительная программа «Здоровые дети — прекрасное будущее» (S1) 
 
1 этап. Цель программы: поддержка и реализация комплексных мероприятий, направленных на оказание медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально-незащищенным и остро нуждающимся гражданам, прежде всего детям, детям-инвалидам, детям из малообеспеченных и многодетных семей, а также детям-сиротам на базе созданной современной детской клиники. 
 
Задачи программы, направленные на достижение цели: 
 
- проведение всестороннего обследования детей с использованием современных методик; 
 
- организация многопрофильного лечения с использованием широкого арсенала средств и методов; 
 
- организационно-методическая работа с применением современных технологических средств; 
 
2 этап. Определение ресурсов , необходимых для выполнения поставленных целей: 
 
1. Материально-техническая база — Клиника (H1): 
 
1.1. Приобретение недвижимого имущества (P11); 
 
1.2. Расходы на капитальный ремонт (P12); 
 
1.3. Арендная плата за помещение, коммунальные платежи, текущие эксплуатационные расходы (P13); 
 
1.4. Аренда и приобретение оборудования (P14). 
 
2. Трудовые ресурсы (H2), включая: 
 
- штатный персонал по программе; 
 
- административный персонал; 
 
- медицинский и технический персонал; 
 
- фонд оплаты труда (P21). 
 
3. Поддержание инфраструктуры (H3) — это все текущие расходы, включая расходные материалы, услуги связи, транспортные, командировочные и оплату услуг сторонних организаций. 
 
4. Целевая поддержка населения (H4) — затраты на оказание материальной помощи (деньгами, услугами, имуществом) нуждающимся гражданам и другие расходы. 
 
Результатом данного этапа является разработанная смета расходов (табл. 5), в которой представлены расходы по всем видам деятельности, программам и проектам некоммерческой организации, увязанные с прогнозируемыми объемами поступлений. Так как в финансовый план благотворительной программы «Здоровые дети — прекрасное будущее» уже заложены все расходы, в том числе и административно-управленческие, то необходимо решить вопрос о распределении общехозяйственных расходов по другим направлениям, включая проект «Мир не без добрых людей». В качестве нормативной базы распределения может выступать фонд оплаты труда штатных сотрудников. Если фонд оплаты труда в целом по организации принять за 100%, то доля проекта S1 составит — 88,14%, а проекта S2 — 11,86%. В дальнейшем распределение общехозяйственных расходов по видам деятельности можно производить в соответствии с этими пропорциями. 
Табл. 5 Смета расходов некоммерческой организации, руб.

Информация о работе Финансовое планирование на предприятиях: проблемы и пути их решения