Финансовое планирование на предприятиях: проблемы и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 20:14, реферат

Краткое описание

Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы. Финансы предприятий, будучи частью общей системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.

Оглавление

Введение……………………………………..………….....3

1.Теоретические аспекты финансового планирования на предприятии.

Сущность, роль и задачи финансового планирования …….5

Важнейшие элементы системы финансового планирования……...7

Классификация и модели финансового планирования………….…9

2. Анализ краткосрочного и долгосрочного финансового планирования………………………………………………………........

2.1 Краткосрочное финансовое планирование ………………………....24

2.2. Задачи и основные этапы долгосрочного финансового
планирования…………………………………...…34

2.3 Расчет долгосрочного финансового плана на примере.

3. Проблема финансового планирования на предприятии …………....36

3.1 Практический пример составления финансового плана……….…..43

3.2 Финансовое планирование на современном этапе: недостатки и пути совершенствования………………………………………...…….....54

Заключение…………………………………………………………..……62

Список литературы………………………..…………………..………….64

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 267.12 Кб (Скачать)

 

 

 

 
 
В современной литературе рассматриваются три модели финансового планирования: 
 
1. разработка финансового раздела бизнес-плана; 
2. бюджетирование; 
3. составление прогнозных финансовых документов. 
 
Для конструирования перечисленных моделей финансового планирования применяются методы, различные сочетания которых могут использоваться в нескольких моделях. Методы, используемые в моделях финансового планирования, представлены в таблице 1.

 
Таблица 1. Модели и методы (приемы) финансового планирования

 
Методы (приемы), используемые в моделях финансового планирования

 
Модель финансового планирования

 
Разработка финансового планирования

 
бюджетирование

 
Составление прогнозных финансовых документов

 
Метод прогноза объемов реализации (продаж)

 
+

 
+

 
+

 
Метод баланса денежных поступлений (баланса денежных потоков)

 
+

 
-

 
-

 
Метод бюджета наличности

 
-

 
+

 
-

 
Метод бюджета дополнительных вложений капитала

 
-

 
+

 
-

 
Метод составления таблицы доходов и затрат (расходов)

 
+

 
-

 
+

 
Метод определения потребности во внешнем финансировании

 
-

 
-

 
+

 
Метод регрессионного анализа

 
-

 
-

 
+

 
Метод процента от продаж

 
-

 
-

 
+

 
Метод прогнозируемого баланса активов и пассивов предприятия

 
+

 
-

 
+

 
Метод расчета точки безубыточности

 
+

 
-

 
+


 
«+» - метод (прием) используется; 
 
«-» - метод (прием) не используется. 
 
Метод прогноза объемов реализации. В экономической литературе можно встретить второе название метода – «Метод прогноза продаж». Процесс финансового планирования этим методом обычно начинается с прогнозирования будущих продаж, так как правильно определенный прогноз продаж служит основой для организации производственного процесса, эффективного распределения средств, контроля над запасами. Период прогноза продаж увязывается с общим плановым периодом. Обычно прогнозы продаж составляются на 1 год и на 5 лет. Годичные прогнозы продаж разбиты на квартальные и месячные. Чем короче прогнозы продаж, тем точнее и конкретнее должна быть содержащаяся в них информация. 
 
Прогнозы продаж могут быть выражены как в денежных, так и в натуральных (физических) единицах. Величина будущих продаж может определяться с помощью оценки будущих продаж как торговыми работниками, так и потенциальными потребителями, а также с помощью анализа временных рядов, цикличности, сезонности, применения эконометрических моделей, связывающих размеры продаж с макроэкономическими переменными (например, ростом ВВП, колебанием учетной ставки) и отраслевыми данными (емкостью отраслевого рынка, уровнем конкуренции). Данные о внешней среде для эконометрических моделей могут быть получены, например, методом СВОТ, от английского SWOT – анализы сильных, слабых сторон деятельности организации, имеющихся у нее возможностей и потенциальных источников угроз. 
 
Метод баланса денежных расходов и поступлений (другое название – «Метод баланса денежных потоков») по праву считается одним из самых важных при составлении финансового раздела бизнес-плана. Цель составления такого баланса – оценка синхронности поступления и расходования денежных средств для обеспечения достаточности и на отдельном временном отрезке денежных поступлений. Нехватка денежных средств конкретный момент вызывает неплатежи и даже угрозу несостоятельности. Задержка же платежей может привести к уплате штрафов и пени. Баланс денежных потоков составляется в виде таблицы, в которой отражаются данные о наличии денежных средств на начало периода, их поступление и расходование в самом периоде и данные о наличии денежных средств на конец периода. В аналитических целях таблица может быть дополнена сведениями о дебиторской задолженности, в частности сведениями о размере безнадежных долгов, складских запасах, кредиторской задолженности, взятых из других разделов бизнес-плана. 
 
Метод бюджета наличности. Бюджет наличности имеет своей целью обеспечить скоординированность доходов и расходов; в нем детально рассматриваются потоки наличности (входящие – доходы и исходящие – расходы) за определенный будущий период. Он составляется на год или полгода вперед с разбивкой по месяцам, возможно составление бюджетов наличности на неделю вперед. Основой для составления прогноза служат ежедневные отчеты о движении наличности. При составлении планового бюджета наличности: 
 
- закупки материалов определяются в соответствии с прогнозом продаж; 
 
- оплата материалов, которые потребуются в следующем квартале, осуществляется в предшествующем квартале; 
 
- затраты на труд обычно принимаются равными 30% годовых продаж; 
 
- прочие затраты (амортизация, электроэнергия, административные расходы) – около 20% годовых продаж; 
 
- раздел «труд + остальные затраты» в бюджете наличности не изменяется в течении года (запланировав определенную численность работников в начале года, предприятие не изменяет ее до конца года); 
 
- выплаты процентов и налогов производятся в конце квартала.  
 
Метод бюджета дополнительных вложений капитала. В этом бюджете уточняются запланированные денежные расходы с учетом изменений: строительство или приобретение дополнительных заводов, машин и оборудования, замена изношенных капитальных активов. 
 
Метод составления таблицы доходов и затрат (расходов). Таблица доходов и затрат (расходов) по своей форме и содержанию аналогична учету о прибылях и убытках предприятия (форма №2). При составлении таблицы особое внимание уделяется полноте отражения вероятных источников получения прибыли и прогнозируемой величины затрат, относимых на себестоимость продукции, а также ожидаемой величины налоговых платежей. 
 
Метод определения потребности во внешнем финансировании применяется для расчета величины внешнего финансирования в случаях, когда собственного капитала предприятия оказывается недостаточно для увеличения объема продаж. 
 
В качестве основы для расчета используется общая формула баланса: 
 
Использование фондов = Источники фондов, 
 
то есть 
 
Инвестиции в активы, необходимые для обеспечения прогнозируемого объема продаж = Внутренние источники финансирования (резервы) + Внешние источники финансирования. 
 
Определение разности между планируемыми ростом общих активов и ростом текущих пассивов осуществляется по формуле: 
 
Требуемый рост чистых активов = Плановый рост общих активов – Плановый рост текущих пассивов. 
 
Расчет величины необходимого внешнего финансирования производится по формуле: 
 
Требуемое внешнее финансирование = Требуемый рост чистых активов – Чистая прибыль + Дивиденды. 
 
Метод регрессивного анализа. В ряде случаев для определения потребности в капитале применяется регрессивный анализ – анализ зависимости определения величины от другой величины или от нескольких других величин. Регрессионный анализ связывает продажи и потребность в капитале, исследуя эту зависимость диалектически, он дает более точные и конкретные прогнозы, чем расчет предыдущим методом. Регрессионный анализ рассматривает потребность в финансировании как функции от объема продаж. В системе координат отмечаются соотношения объема продаж и потребность в капитале в каждом из предыдущих годов хозяйствования предприятия. Точки соединяются линией, линия может быть прямой (линия регрессии) или кривой (нелинейная регрессия). Получаемый график определяет тенденцию соотношения продаж и необходимых объемов финансирования в будущем периоде. Для каждого конкретного прогноза продаж можно определить соответствующие потребности в капитале. Построение линейной регрессии легче, однако она дает менее достоверные результаты. 
 
Метод процента от продаж. Позволяет определить каждую статью планового баланса и отчета о прибылях и убытках исходя из запланированной величины продаж. Таким образом, при помощи метода процента от продаж модно определить конкретное содержание прогнозных документов. Суть метода заключается в том, что каждый из элементов прогнозных документов рассчитывается как процент от установленной величины продаж. 
 
В основе определения процентного соотношения лежат: 
 
- процентные соотношения, характерные для текущей деятельности предприятия; 
 
- процентные соотношения, рассчитанные на основе ретроспективного анализа как средняя за последние несколько лет; 
 
- ожидаемые изменения процентных соотношений, особенно в тех случаях, когда сложившиеся процентные соотношения не удовлетворяют руководство предприятия и оно хотело бы изменить их для улучшения финансовых показателей. 
 
Метод прогнозируемого баланса активов и пассивов предприятия. Дает возможность убедиться, что все запланированные активы предприятия действительно обеспечены источниками формирования. По форме баланс активов и пассивов имеет структуру бухгалтерского баланса. При нехватке пассивов создается так называемый эффект «пробки», которую можно выбить, найдя недостающие источники финансирования в виде кредитов или средств от дополнительной эмиссии ценных бумаг. 
 
Метод расчета точки безубыточности. В экономической литературе можно встретить несколько названий этого метода. Его еще называют методом «издержки – объем – прибыль», методом анализа безубыточности. Этот метод определенной универсальностью. Он позволяет определить объемы производства и продаж товара с точки зрения их безубыточности, а также принимать решения о целевых размерах прибыли. Суть метода состоит в поиске точки нулевой прибыли, точки безубыточности, которая означает, что валовый доход от продаж предприятия равен ее валовым издержкам, другими словами, суть метода заключается в определении такого минимального объема продаж, начиная с которого предприятие не несет убытков. При этом издержки предприятия равны его доходам.  
 
Метод позволяет увеличить гибкость финансового планирования и снизить финансовый риск за счет изменения структуры издержек, необходимых для производства и реализации продукции. Другими словами, используя этот метод, предприятие может изменять (уменьшать или увеличивать) долю переменных и постоянных издержек в общем объеме затрат. 
 
Модель «Разработка финансового раздела бизнес-плана». 
 
При разработке модели используются: метод прогноза объемов реализации, метод баланса денежных расходов и поступлений (баланса денежных потоков), метод составления таблицы доходов и затрат, метод прогнозируемого баланса активов и пассивов предприятия, метод расчета точки безубыточности. 
 
Эта модель включает: 
 
- подготовку заявок на получение кредитов в коммерческих банках; 
 
- составление проспектов эмиссии ценных бумаг для привлечения дополнительного капитала в денежной форме; 
 
- обоснование получения иностранных инвестиций, сопровождающие предоставлением инвесторам надежной информации о финансовой привлекательности бизнес-проекта. 
 
Модель «Бюджетирование». 
 
При разработке модели используется метод бюджета наличности и метод бюджета дополнительных вложений капитала. Эта модель финансового планирования применяется при краткосрочном финансовом планировании. Бюджет представляет собой смету доходов и расходов. Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей бюджеты решают задачи распределения редких экономических ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранными перспективами существования предприятия. 
 
Составление бюджетов включает: установление общих целей развития предприятия; конкретизацию общих целей и определение задач для каждого отдельного подразделения; подготовку отделами и подразделениями оперативных бюджетов; анализ подготовленных бюджетов высшим руководством и их корректировку; подготовку итоговых бюджетов. 
 
Модель «Составления прогнозных финансовых документов». 
 
Для составления прогнозных финансовых документов применяется метод прогноза продаж, метод определения потребности во внешнем финансировании, метод регрессионного анализа, метод процента от продаж и метод анализа безубыточности. Модель применяется при долгосрочном финансовом планировании. Целью долгосрочного финансового планирования является составление прогноза баланса и отчета о прибылях и убытках, основываясь на которых организация разрабатывает оперативные бюджеты. В следующей главе хотелось бы более подробно остановиться на краткосрочном и долгосрочном финансовом планировании. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
II Анализ краткосрочного  и долгосрочного финансового  планирования 
 
2.1 Краткосрочное финансовое планирование. 
 
В зависимости от длительности планового периода различают краткосрочное планирование, на перспективу до 1 года и долгосрочное. 
 
Краткосрочное финансовое планирование имеет целью выявление и устранение разрывов в обеспечении предприятия финансовыми ресурсами в объемах, достаточных для бесперебойного выполнения им текущих финансовых обязательств и запланированных хозяйственных мероприятий, требующих от предприятия крупных денежных расходов (инвестиции, выплата дивидендов, возврат ссуд и т.д.). 
 
Источниками информации, необходимой для составления краткосрочного финансового плана, служат планы, составляемые другими подразделениями предприятия. Доходность предприятия в основном определяется эффективностью управлении производством и продажами продукции, т. е. зависит от производственной и коммерческой служб, от их способности обеспечить максимальный объем продаж, нормальный уровень цен, соответствие продукции требованиям покупателей и т. д. Поэтому планировании объема в условий продаж и соответственно поступлений выручки входят в обязанности прежде всего коммерческой и маркетинговой служб предприятия. Расход сырья, материалов, рабочей силы и других материальных ресурсов, с одной стороны, определяется планируемыми объемами продаж, а с другой - выбранной технологией производства. Соответственно планирование потребности в ресурсах и затрат, необходимых для выпуска, намеченного количества продукции, осуществляется производственными подразделениями предприятия, которые определяют необходимость капитального ремонта оборудования, его замены или приобретении нового. Снабженческие подразделения, отвечающие за обеспечение предприятия материальными ресурсами, составляют план материально-технического снабжения, предусматривающего размеры и сроки закупок сырья и материалов. Из этого можно заключить, что все уже определено и спланировано. В чем же тогда смысл и содержание финансового планирования? Краткосрочный финансовый план имеет в качестве основной цели обеспечение стабильной платежеспособности предприятия. Он представляет собой замыкающий (контрольный) этап текущего планирования, сводящий воедино планы производства, материально-технического снабжения, реализации продукции. Финансовый план проверяет их реализуемость по критерию обеспеченности финансовыми ресурсами, т.е. деньгами и другими платежными средствами. Поэтому краткосрочный финансовый план также называют бюджетом наличности, т. е. планом поступления и расходования денежных средств в объемах, обеспечивающих выполнение задач, поставленных перед каждым подразделением. Например, запланированное в данном месяце приобретение заданного объема сырья будет осуществлено только, если предприятие сможет его профинансировать, т. е. если оно будет обладать соответствующим количеством платежных средств или сможет договориться об отсрочке платежей. Иначе получение сырья в соответствии с планом материально-технического снабжения и выпуск продукции в предусмотренном объеме окажутся невозможными. 
 
Таким образом, составление финансового плана необходимо для того, чтобы в рамках заданного временного отрезка: 
 
прогнозировать притоки и оттоки денежных средств в целях предупреждения потери предприятием платежеспособности и, как следствие, возможности профинансировать запланированные мероприятия; 
 
своевременно выбрать наиболее рациональные способы ликвидации ожидаемых в данном периоде разрывов между потребностью и наличием платежных средств; 
 
при необходимости разработать предложения по корректировке в соответствии с реальными финансовыми возможностями сроков и состава мероприятий, предусмотренных в проекте плана. 
 
Несоответствие между количеством денег, необходимых в данный момент предприятию для осуществления намеченных мероприятий, и фактически имеющихся в его распоряжении, может быть обусловлено следующими причинами. Во-первых, как поступление (приток), так и расходование (отток) денежных средств непрерывно меняется. Это обусловлено непостоянством объемов продаж, расходов на производство и закупки, отклонениями от ожидаемых сроков оплаты счетов покупателями, задержками в перечислении денежных средств банками, необходимостью крупных единовременных расходов, нерегулярностью поступления крупных денежных сумм и т.д. Во-вторых, притоки и оттоки денежных средств не только изменяются по величине, но и не синхронизированы по времени и величине. В результате сумма, которую предприятие должно выплатить в данный момент, может не соответствовать его текущим возможностям, например, оказаться существенно больше той, которая должна поступить на расчетный счет. В результате может образоваться разрыв между суммой обязательств и наличием финансовых ресурсов и возникнуть угроза утраты предприятием платежеспособности. 
 
Краткосрочное финансовое планирование служит важнейшим инструментом управления наличностью, основной задачей которого является поддержание постоянной платежной готовности предприятия и сохранение минимального денежного остатка, предназначенного компенсировать в случае необходимости временный недостаток денежных средств и сохранить тем самым платежеспособность предприятия. 
 
Краткосрочное планирование включает в себя составление годового, а также квартальных и месячных планов. При этом чем короче плановый период, тем более детальным является план. 
 
Принципы составления краткосрочного финансового плана не зависят от длительности планового периода. Ниже они будут рассмотрены на примере полугодового плана. В пределах точности прогнозирования исходных данных он позволяет предвидеть поступления и оттоки денежных средств и своевременно предпринимать меры к недопущению утраты предприятием платежеспособности или образования «недоходных» денежных запасов. 
 
При составлении этого плана непосредственно учитываются только поступления и оттоки денежных средств. Другими словами, принимается во внимание не стоимость проданной продукции, а количество полученных денег; не стоимость израсходованных материалов или других ресурсов, а количество выплаченных за них денег. Стоимость проданной продукции и количество полученных за нее денег совпадают только при немедленной оплате наличными, что в условиях нормально функционирующей экономики является скорее исключением, чем правилом. В нормальной экономической обстановке расчеты производятся через банк, а покупателям обычно предоставляется отсрочка с оплатой продукции. Наряду с этим следует учитывать возможные задержки поступления денег от покупателей в кассу предприятия-поставщика. 
 
Предположим, что предприятие прогнозирует на ближайшее полугодие объем продаж, указанный в табл. 2 (строка 1). При этом приток денежных средств (выручки), обусловленный продажами, не совпадает с объемом продаж данного месяца из-за несовпадения времени продажи и времени поступления денег. В этом примере предполагается, что 30% продаж оплачиваются в данном месяце, 50%- через 1 месяц после продажи, а оставшиеся 20% через 2 мес. 
 
Затраты (отток) денежных средств складываются из оплаты закупок сырья и материалов, выплаты заработной платы, арендных и прочих платежей, налогов (п. 5 табл. 2). Как следует из табл. 2, закупки сырья предприятие намерено осуществлять; 1 раз в 2 месяца партиями, не зависящими от объема продаж. Оплата приобретенного сырья производится спустя 1 месяц после его закупки. 
 
Сумма, выплачиваемая в виде зарплаты за данный месяц, составляет 10% объема продаж в следующем месяце. 
 
Наряду с этим предприятию в отдельные месяцы потребуются 

 
 
Табл. 2 Краткосрочный финансовый план на первое полугодие, млн.руб.

 

 

 
№ п/п

 
Показатель

 

Ноябрь

 
Декабрь

 
Январь

 
Февраль

 
Март

 
Апрель

 
Май

 
Июнь

 
Июль

 
1

 
Объем продаж, млн. руб.

 
10

 
12

 
8

 
10

 
11

 
11

 
10,5

 
10

 
10

 
2

 
Поступление денежных средств

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
в течение месяца продажи

 
 

 

 
 

 

 
2,4

 
3

 
3,3

 
3,3

 
3,15

 
3

 
 

 

 
в течение первого месяца после продажи

 
 

 

 
 

 

 
6

 
4

 
5

 
5,5

 
5,5

 
5,25

 
 

 

 
в течение второго месяца после продажи

 
 

 

 
 

 

 
2

 
2,4

 
1,6

 
2

 
2,2

 
2,2

 
 

 

 
3

 
Всего поступлений (приток)

 
 

 

 
 

 

 
10,4

 
9,4

 
9,9

 
10,8

 
10,85

 
10,5

 
 

 

 
4

 
Закупки сырья и материалов, тыс. руб.

 
 

 

 
 

 

 
10

 
-

 
10

 
-

 
10

 
-

 
 

 

 
5

 
Затраты (отток):

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
оплата закупок сырья

 
 

 

 
 

 

 
-

 
10

 
-

 
10

 
-

 
10

 
 

 

 
оплата труда

 
 

 

 
 

 

 
1

 
1,1

 
1,1

 
1,05

 
1

 
1

 
 

 

 
арендные платежи

 
 

 

 
 

 

 
1

 
1

 
1

 
1

 
1

 
1

 
 

 

 
прочие расходы

 
 

 

 
 

 

 
0,1

 
0,1

 
0,15

 
0,1

 
0,2

 
0,1

 
 

 

 
налоги

 
 

 

 
 

 

 
-

 
-

 
1

 
-

 
-

 
1

 
 

 

 
оплата капитального ремонта

 
 

 

 
 

 

 
-

 
-

 
1,8

 
-

 
2,8

 
-

 
 

 

 
оплата оборудования

 
 

 

 
 

 

 
5

 
-

 
6

 
-

 
-

 
-

 
 

 

 
проценты за кредит

 
 

 

 
 

 

 
-

 
-

 
-

 
0,06

 
-

 
-

 
 

 

 
6

 
Всего затрат (отток) денежных средств

 
 

 

 
 

 

 
7,1

 
12,2

 
11,06

 
12,15

 
5

 
13,1

 
 

 

 
7

 
Поток наличности (3) - (6)

 
 

 

 
 

 

 
3,3

 
-2,8

 
-1,15

 
-1,35

 
5,85

 
-2,65

 
 

 

 
8

 
Остаток денежных средств на начало месяца

 
 

 

 
 

 

 
0,2

 
3,5

 
0,7

 
0,2

 
0,2

 
4,05

 
 

 

 
9

 
Минимально доступный остаток денежных средств

 
 

 

 
 

 

 
0,2

 
0,2

 
0,2

 
0,2

 
0,2

 
0,2

 
 

 

 
10

 
Свободный денежные средства (81-19) на начало месяца

 
 

 

 
 

 

 
0

 
3,3

 
0,5

 
0

 
0

 
3,85

 
 

 

 
11

 
Потребность в заемных средствах

 
 

 

 
 

 

 
0

 
0

 
0,65

 
1,35

 
0

 
0

 
 

 

 
12

 
Остаток задолженности по займам на конец месяца

 
 

 

 
 

 

 
0

 
0

 
0,65

 
2

 
0

 
0

 
 

 

 
13

 
Возврат полученных займов

 
 

 

 
 

 

 
0

 
0

 
0

 
0

 
2,0

 
0

 
 

 

 
14

 
Остаток денежных средств на конец месяца

 
 

 

 
 

 

 
3,5

 
0,7

 
0,2

 
0,2

 
4,05

 
1,2

 
 

 

 

 

 
денежные средства для оплаты счетов за выполненный капитальный ремонт и приобретенное оборудование. Затраты на капитальный ремонт планируются в размере 4,6 млн. руб. с выплатой двумя траншами: 1,8 млн. руб. в марте и 2,8 млн. руб. в мае. Оплату приобретенного оборудования планируют в январе и марте. 
 
Налоги предполагается выплачивать в конце каждого квартала постоянными суммами по 1 млн. руб. с окончательным расчетом в конце года. 
 
Как следует из табл. 2, приток денежных средств в любом из 6 мес. планового периода состоит из трех величин. Одну составляют средства, полученные от продаж в данном месяце, вторую - выручка, поступающая в данном месяце за продукцию, реализованную в предыдущем месяце, третью - поступления за продукцию, проданную 2 мес. назад. Например, в январе в кассу (или на расчетный счет) предприятия планируется поступление 2,4 млн. руб. за продукцию, проданную в январе (30% от январского объема продаж), 6 млн. руб. за продукцию, реализованную в декабре прошлого года (50% от 12 млн. руб. декабрьских продаж), и 2 млн. руб. ; за продукцию, проданную 2 мес. назад (20% от 10 млн. руб. продаж в ноябре). Всего в январе на предприятие поступит денежных средств 2,4 + 6+ 2= 10,4 млн. руб. 
 
Закупки сырья и материалов производят в январе, марте и мае, а расчет за них, т.е. расходование денег, планируют в феврале, апреле и июне. 
 
Оплату труда производят ежемесячно, но ее величина определяется объемом продаж, запланированным на следующий месяц. Поэтому в январе, когда продается продукции на 8 млн. руб., на оплату труда расходуется 1 млн. руб., а в феврале при плановом объеме продаж 10 млн. руб. расходы на оплату труда, вычисленные на основе мартовского объема продаж, будут 1,1 млн. руб. 
 
Разность между притоком и оттоком денежных средств составляет поток наличности. В январе он равен 10,4 - 7,1 = 3,3 млн. руб. Так как на начало января у предприятия оставался минимально допустимый остаток денежных средств в размере 0,2 млн. руб., то на конец января количество денег у него должно быть 3,3 + 0,2 = = 3,5 млн. руб. Эта сумма является также остатком денежных средств на начало следующего месяца, т. е. февраля. 
 
В феврале поток наличности оказывается отрицательным, так как отток средств (12,2 млн. руб.) должен превысить приток (9,4 млн. руб.) на 2,8 млн. руб. Это превышение компенсируется имеющимся на начало месяца остатком наличности в размере 3,5 млн. руб. В итоге на конец февраля денежный остаток должен составить 3,5 - 2,8 = 0,7 млн. руб., что превышает минимально допустимый уровень в 0,2 млн. руб. 
 
В марте ожидается осложнение ситуации. В этом месяце отток должен превысить приток денежных средств на 1,15 млн. руб. Такое превышение уже не может быть покрыто за счет денежного остатка, который на начало марта равнялся 0,7 млн. руб. Поэтому, чтобы выполнить все платежные обязательства и соблюсти требование к величине минимально допустимого денежного остатка в размере 0,2 млн. руб., предприятие должно запланировать на март получение займа на сумму 1,15 + (0,7 - 0,2) = 0,65 млн. руб. Все дальнейшие расчеты приведены в табл. 2. 
 
Проанализируем краткосрочный финансовый план, составленный на первое полугодие. 
 
1. В первую очередь необходимо обратить внимание на то, что месячные объемы продаж (стоимость проданных товаров) и притоки денежных средств не совпадают. Например, в январе объем продаж 8 млн. руб., а приток денежных средств 10,4 млн. руб., в феврале, марте и апреле объем продаж превышает объем денежных поступлений, а в мае и июне ожидается обратная картина. Среднемесячный объем поступлений 10,3 млн. руб., а разница между максимальным и минимальным значением 1,45. 
 
2. Производство, очевидно, является прибыльным, так как расходы на оплату материалов, труда, аренду оборудования составляют 7,1 млн. руб. при среднемесячной выручке около 10 млн. руб. 
 
Высокая прибыль плюс начисленная амортизация позволяют предприятию финансировать приобретение оборудования. 
 
3. Отток денежных средств из-за периодически производимых крупных затрат на оплату закупок сырья изменяется значительно сильнее притока. При среднемесячном оттоке 10,1 млн. руб. разница между максимальными и минимальными значениями оттока составляет 12,15 - 5= 7,15 млн. руб. 
 
4. Следствием такого значительного изменения оттока являются различия в вариациях месячных значений чистого потока наличности, который то оказывается существенно положительным (5,85 млн. руб.) в мае, то отрицательным (2,8 млн. руб.) в феврале. Таким образом, несмотря на высокую прибыльность, во избежание утраты платежеспособности предприятие в марте и апреле будет вынуждено временно увеличить объем заимствований. 
 
5. В январе и мае предприятие будет иметь значительные суммы денежных средств, хранение которых либо вообще не дает никакой прибыли, либо в случае приобретения ценных бумаг обеспечивает прибыль меньшую, чем приносят инвестиции в предприятие. Следует отметить, что инвестировать эти деньги в собственные активы оно не может, так как уже в следующем месяце возникнет потребность в денежных средствах из-за того, что и в феврале, и в июне ожидаются отрицательные потоки наличности (2,8 млн. руб. в феврале и 2,65 млн. руб. в июне). Среднемесячный остаток денежных средств за первое полугодие составит (3,5 + 0,7 + 0,2 + 0,2 + 3,85 + 1,2): 6= 1,608 млн. руб. Это значит, что при допустимом минимуме в 0,2 млн. руб. предприятие, будет в среднем обладать избытком денежных средств в размере 1,4 млн. руб. Если оно не сможет их эффективно инвестировать, то из-за этого будет иметь в первом полугодии скрытые убытки. К этим потерям, возможно, придется добавить расходы на оплату процентов за банковский кредит, если будет решено пользоваться им в марте и апреле, когда потребуется дополнительное финансирование (0,65 млн. руб. в марте плюс 1,35 млн. руб. в апреле). Для того чтобы сократить эти потери, предприятие должно будет изыскать возможности для краткосрочного инвестирования свободных денежных средств. 
 
Финансовый план дает информацию руководству предприятия о сроках возникновения потребности в денежных средствах и ее размерах, позволяя тем самым подготовиться и принять меры по обеспечению предприятия финансовыми ресурсами. Для этого у предприятия есть несколько возможностей: 
 
договориться с банком или другими кредиторами о предоставлении краткосрочного займа (0,65 млн. руб. на 2 мес. в марте и 1,35 млн. руб. на 1 мес. в апреле); 
 
принять меры по сокращению дебиторской задолженности за счет, например, ускорения оплаты покупателями поставленной им продукции; 
 
дополнительное финансирование можно обеспечить путем временного увеличения кредиторской задолженности (например, договориться с поставщиком оборудования о переносе платежа в 0,65 млн. руб. с марта на май); 
 
попытаться избавиться от ненужных активов и т.д. 
 
Очевидно, что все перечисленные способы могут использоваться одновременно для обеспечения предприятия финансированием. Минимизация остатка денежных средств может быть обеспечена путем синхронизации во времени их притоков и оттоков. Следует отметить, что полная синхронизация вряд ли возможна. Это идеальная ситуация, которая не может существовать, так как притоки и оттоки во многом зависят от факторов, не поддающихся контролю со стороны предприятия. Предприятие само должно подстраивать под эти факторы свою хозяйственную деятельность, минимизируем разрыв между притоками и оттоками денежных средств. 
 
Минимально допустимый кассовый остаток - это своего рода неприкосновенный денежный запас предприятия. Его назначение заключается в сохранении платежеспособности предприятия, а величина обычно определяется самим предприятием, которое рассматривает минимально допустимый остаток как необходимый резерв наличности. Для крупных предприятии этот остаток может определяться банком, ведущим расчетный счет предприятия. В этом случае минимально допустимый остаток определяется как компенсационный остаток денежных средств, служащих банку для покрытия расходов по «бесплатному» ведению расчетных счетов предприятия. Например, если затраты на ведение расчетного счета оцениваются банком в 24 тыс. руб. в год, то при процентной ставке по банковским ссудам, равной, положим, 12% годовых, компенсационный остаток средств на расчетном счете должен составлять 200 тыс. руб. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
2.2 Задачи и основные  этапы долгосрочного финансового  планирования 
 
Долгосрочное финансовое планирование проводится в целях выполнения обеспеченности инвестиционных мероприятий и выплат, предусмотренных различными планами и программами (производства, НИОКР, повышения зарплаты работников и доходов акционеров), финансовыми ресурсами, необходимыми для их претворения в жизнь. Другими словами, задача состоит в выяснении осуществимости планов и программ, наличия средств для их реализации и возможности их получения за счет предполагаемых источников. 
 
Процесс долгосрочного финансового планирования заключается в одновременном анализе и согласовании во времени расходов на реализацию запланированных проектов с возможными источниками их финансирования, ограничениями, налагаемыми финансовыми обязательствами предприятия. Обязательства касаются прежде всего выплаты долгов, финансирования социальных проектов, повышения заработной платы и др. Иначе, долгосрочное финансовое планирование - это не поиск единственного оптимального плана, а процесс нахождения пути, обеспечивающего продвижение к поставленным целям при сохранении финансовой устойчивости предприятия. 
 
Необходимость долгосрочного финансового планирования обусловлена следующими причинами: 
 
разработчики инвестиционных проектов отдельных подразделений предприятия во многом руководствуются собственными интересами и представлениями об интересах всего предприятия. Поэтому реализация таких проектов может привести к необоснованному ущемлению интересов других подразделений и вступить в противоречие с реальными возможностями предприятия и его потребностями; финансовые возможности предприятия находятся под давлением добровольно или вынужденно принятых ими обязательств. Так, соглашение с профсоюзами может потребовать роста заработной платы дополнительных затрат на социальные и природоохранные мероприятия; кредитные соглашения – возврата ранее полученных займов; обязательства перед акционерами – обеспечения стабильных выплат дивидендов и т.д. 
 
реализация инвестиционных проектов, обеспечивая рост основных фондов и выпуска продукции, увеличивает размер операционных потоков наличности (собственных источников финансирования), что оказывает воздействие на объемы потребности во внешнем финансировании и его динамику. 

 

 
Основные этапы составления долгосрочного финансового плана. 
 
Первым этапом долгосрочного финансового планирования является агрегирование финансовых разделов бизнес-планов инвестиционных проектов, реализация которых предусматривается при составлении долгосрочных производственных и инвестиционных планов. В результате агрегирования должны быть получены следующие данные, ожидаемые в результате осуществления намеченных (планируемых) инвестиционных решений: 
 
капиталовложения во вне оборотные активы (сумма инвестиций в различные виды вне оборотных активов, включая незавершенное строительство, инвестиции в другие предприятия и прочие затраты); 
 
инвестиции в чистый оборотный капитал; 
 
ожидаемый рост выпуска продукции и соответственно ожидаемый прирост доходов от реализации; 
 
ожидаемый прирост затрат на производство. 
 
Одновременно должна быть четко сформулирована политика распределения прибыли и заданы пропорции этого распределения. Например, можно предполагать использование всей прибыли только на производственные инвестиции, либо частично в производство и частично в социальные объекты, либо частично на инвестиции и частично на потребление (дивиденды) и т.д. 
 
На втором - основном этапе долгосрочного планирования рассчитывают вариант финансового плана. В процессе расчетов выясняют возможность финансирования запланированных инвестиций за счет внутренних источников, а при необходимости устанавливают величину и структуру внешнего финансирования. 
 
Финансовый план представляет собой систему из трех взаимосвязанных плановых счетов (отчетов): прибылей и убытков, источников финансовых ресурсов и их использования и баланса. Счет прибылей и убытков позволяет рассчитать плановую величину прибыли предприятия в t-м году планового периода. Счет источников финансовых ресурсов и их использования служит инструментом, позволяющим взаимно согласовать величину средств, которую планируется получить из различных источников, с запланированными инвестиционными расходами и выплатами. Иначе говоря, он дает возможность одновременно: 
 
согласовать величину собственных источников долгосрочного финансирования с их запланированным использованием; 
 
определить наличие потребности во внешнем финансировании; 
 
оценить и проанализировать целесообразность использования различных вариантов привлечения финансовых ресурсов. 
 
Плановый баланс, являясь одним из звеньев долгосрочного финансового плана, не позволяет в процессе планирования разбалансировать активы и источники их финансирования. Одновременно он обеспечивает возможность на каждой итерации отслеживать и анализировать ожидаемые изменения в размерах и структуре активов и пассивов предприятия и оценивать их допустимость.

Информация о работе Финансовое планирование на предприятиях: проблемы и пути их решения