Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 09:50, курсовая работа
Финансовое планирование является важной составляющей планирования деятельности предприятия. Финансовое планирование напрямую связано с планированием производственной деятельности предприятия. Все финансовые показатели базируются на показателях объёма производства, ассортимента продукции, себестоимости продукции.
-определяется сумма затрат;
-определяется выручка от реализации продукции.
Следующим документом текущего финансового планирования является годовой план движения денежных средств, который представляет собой собственно план финансирования, составляется на год с разбивкой по кварталам. Этот план можно составлять двумя методами:
-прямой метод основывается на исчислении притока и оттока денежных средств, таким образом подводятся балансы по трём видам деятельности предприятия: основной, инвестиционной, финансовой.
-косвенный метод основывается на последовательной корректировке чистой прибыли в связи с изменениями в активах предприятия. Исходным элементом этого метода является прибыль.
Заключительным документом финансового плана является плановый бухгалтерский баланс на конец планируемого года, который отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и финансов предприятий.
Процесс
текущего финансового планирования
обычно начинается с прогнозирования
объема будущих продаж. Правильно
определенный прогноз продаж служит
основой для организации
Период прогноза продаж должен быть увязан с общим плановым периодом. Обычно прогноз продаж составляется на период от года до пяти лет. В свою очередь годичные планы разбиваются на квартальные и месячные.
Чем короче периоды прогноза продаж, тем точнее и конкретнее должна быть информация, содержащаяся в них. Прогнозы продаж могут быть рассчитаны в натуральном и денежном выражении. В любом случае они являются хорошим инструментом, помогающим определить влияние таких факторов, как: цена, объем производства и инфляция на потоки наличности предприятия. Величину будущих продаж можно определить с помощью следующих методов:
- оценки торговых работников – ценный источник информации, так как они наиболее тесно соприкасаются с потребностями покупателя;
- опрос потребителей – проводится для определения объема закупок в прогнозируемый период. Слабое место этого метода – высокая вероятность неожиданных изменений рыночной конъюнктуры;
- анализ временных рядов – необходим для учета временных колебаний величины продаж товаров. Включает в себя три основных метода:
а) анализ тенденции (экстраполяция трендов);
б) анализ цикличности;
в) анализ сезонности
- эконометрические методы – с их помощью связывают размеры продаж с макроэкономическими показателями (ростом ВНП, колебаниями учетной ставки и т.д.), а также с отраслевыми характеристиками (емкость отраслей, уровень конкуренции);
При возникновении противоположных результатов между методами прогноза продаж, нужно выбрать из них результаты с наиболее весомыми, обоснованными и продуманными способами расчета, а лучше всего определить не единственно возможный уровень продаж, а интервал, включающий в себя несколько вариантов.
Рыночная экономика требует качественно новых подходов к вопросам финансового планирования на предприятии. Многие проблемы внутрифирменного финансового планирования могут решаться посредством применения новых современных технологий планирования. Для организации наиболее эффективного финансового планирования в отечественной практике все чаще используется система бюджетирования.16
Бюджет – это главный финансовый план компании.
Основные этапы подготовки бюджета:
- подготовка прогноза продаж;
- определение ожидаемого объема производства:
- расчет производственных затрат и эксплуатационных расходов;
- определение движения денежных средств и расчет финансовых показателей;
- составление планируемых финансовых отчетов.
Эта схема представляет собой упрощенную схему составных частей общего бюджета фирмы.
Глава
3. Проблемы организации
финансового планирования
и контроля на отечественных
предприятиях
В последние годы в работах многих отечественных авторов процесс финансового планирования связывается исключительно с формированием бюджетов. Объяснением такого подхода служит тот факт, что государство в лице Министерства экономики издало в 1998 г. Типовую программу реформирования предприятий, в которой излагались методические рекомендации по реформированию различных аспектов деятельности отечественных предприятий и которой придерживаются многие авторы. Согласно этой программе, система финансового планирования состоит из следующих подсистем: а) бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия и б) сводного бюджетного планирования деятельности предприятия.
Целью данной главы является разработка механизма совершенствования организации финансового планирования на предприятии с учетом взаимосвязи с другими видами планов, составляемых на предприятии.
Взаимосвязь
между планами можно
Если посмотреть на представленную систему не с точки зрения видов включаемых в нее планов, а исходя из ее содержательных элементов, то можно выделить следующие составляющие системы:
-механизм планирования (разработка целей развития предприятия, функции и методы планирования);
-средства,
обеспечивающие процесс
-персонал, осуществляющий планирование;
-организационная структура планирования.
Сравнение двух точек зрения позволяет сделать вывод о том, что методика и инструментарий, применяемые различными видами планирования на предприятии, во многом схожи. Поэтому, в дальнейшем, элементы системы планирования целесообразно рассматривать в рамках финансового планирования.
Рис.
1. Система планов предприятия
Для того чтобы разработать механизм совершенствования организации финансового планирования на отечественных предприятиях, необходимо, прежде всего, выделить проблемы, существующие на современных отечественных предприятиях в этой области, и объекты совершенствования.
На основании опыта работы специалистов консалтинговых фирм по постановке автоматизированных систем финансового планирования18 был выявлен целый ряд проблем, с которыми сталкиваются отечественные предприятия в области организации финансового планирования:
-нереальность формируемых финансовых планов, что связано с необоснованными плановыми данными по сбыту, планируемой долей денежных средств в расчетах, заниженными сроками погашения дебиторской задолженности, увеличенными потребностями в финансировании. Основной причиной такого положения дел является функциональная разобщенность подразделений, участвующих в составлении финансовых планов. В результате планы не являются реальным инструментом управления;
-низкая
оперативность составления
-отсутствие четких внутренних стандартов составления планов;
-«оторванность»
стратегического планирования
-слабая
выполнимость планов с точки
зрения обеспечения
Многие
причины возникновения проблем
в области финансового
Для
решения указанных проблем в
области финансового
Итак, организация финансового планирования может быть успешной только тогда, когда:
-происходит
координация интересов
-создается единый порядок действий для всех работников предприятия;
-действует
система мотивации,
-весь
процесс планирования
-разработана
система документооборота, смысл
которой заключается в том,
что на ее основе можно
-существует
взаимосвязь между
-составляемые
на предприятии планы
Таким образом, только в результате реализации этих функций на практике можно говорить о постановке и организации финансового планирования на предприятии.
Для построения эффективной системы финансового планирования на предприятии важно определить не только функции, но и методы планирования. Методы планирования (так же как и организация плановой работы на предприятии, представленная в системе финансового планирования элементом «персонал, занятый планированием») относятся к внешней стороне финансового планирования и непосредственно связаны с организацией этого процесса на предприятии. Здесь необходимо иметь четкое представление о том, что и каким образом организовывать.
К внутренней стороне финансового планирования относятся средства обоснования плановых решений. Эти средства помогают ответить на вопрос, каким образом планировать, и составляют ядро системы планирования. Они могут иметь различную степень формализации. Некоторые из них доведены до уровня экономико-математических моделей и имеют программное обеспечение, другие характеризуются слабым описанием как самого метода, так и алгоритма его применения.
Следующим
элементом системы финансового
планирования, требующим рассмотрения,
выступает процесс
На первом этапе обосновываются цели, определяющие функции и методы планирования. Они задают также критерии принятия плановых решений и контроля за ходом их реализации. На этапе анализа проблемы определяется исходная ситуация на момент составления плана и формируется конечный сценарий. Далее, среди возможных вариантов решения предложенного сценария выбирается наилучший, после чего производится оформление планового решения и начинается его реализация. В ходе контроля фактически полученные результаты сравниваются с плановыми, выявляются отклонения и выясняются причины отклонений факта от плана. Результаты такого анализа используются при корректировке целей планирования.
Информация о работе Финансовое планирование на предприятии. Цели, виды, задачи