Финансовое планирование на предприятии. Цели, виды, задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 09:50, курсовая работа

Краткое описание

Финансовое планирование является важной составляющей планирования деятельности предприятия. Финансовое планирование напрямую связано с планированием производственной деятельности предприятия. Все финансовые показатели базируются на показателях объёма производства, ассортимента продукции, себестоимости продукции.

Файлы: 1 файл

фин.планирование 2.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

     а) наличие ограничений, с которыми сталкивается компания (требования рынка по объему, структуре и качеству продукции, технические, технологические и кадровые особенности);

     б) стимулирующую роль плана для  работы финансового менеджера;

     в) условность любых планов из-за неопределенности развития экономической ситуации в глобальном и локальном масштабах.4

     Значение  финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно:

     - воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей

     - обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в финансовом плане экономические пропорции развития

     - предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции

     - служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.5

     Планирование  связано, с одной стороны, с предотвращением  ошибочных действий в области  финансов, с другой- с уменьшением  числа использованных возможностей.

     Основными задачами финансового планирования на предприятии являются:

     -обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности

     - определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования

     - выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счёт экономического использования денежных средств

     - установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами

     - соблюдение интересов акционеров и других инвесторов

     - контроль за финансовым состоянием, платёжеспособностью и кредитоспособностью предприятия .

     Таким образом, финансовое планирование оказывает  воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта по средствам  выбора объекта финансирования, направления  финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.6

     Причины возрастания роли планирования в  современном экономическом процессе можно сформулировать следующим  образом:

  1. Концентрация капитала.
  2. Процессы диверсификации, интернационализации капитала.
  3. Научно-технический прогресс.
  4. Переориентация предприятий с производства на сбыт.
  5. Развитие акционерной формы собственности.
  6. Рост масштабов государственных контрактов в деятельности предприятий.
  7. Выход на международный рынок.
  8. Необходимость перераспределения ресурсов.

     Однако  нельзя переоценивать значение планирования. Как показывает опыт, быстрый рост и большой успех фирмы очень часто не связаны с формальным планированием, а скорее являются следствием предпринимательского таланта, энергичного и решительного руководства фирмой. Более того, многие предприятия, в том числе российские, начинают применять планирование в тот период своего развития, когда уже прошел этап бурного роста, когда появляются проблемы в закреплении достигнутого успеха, обеспечении стабильности.7  
1.2 Финансовый план как составная часть бизнес-плана
 

     Финансовый  план является неотъемлемой частью бизнес - планирования предприятия. Он призван обобщить материалы, изложенные в описательной части планирования, для того чтобы представить их в стоимостном выражении.

     Составление бизнес-плана преследует две основные цели: внутрифирменное планирование и обоснование получения денежных средств из внешнего источника, т.е. получения денег под конкретный проект в виде банковских ссуд, бюджетных ассигнований, долевого участия других предприятий в осуществлении проекта.

     В разработке бизнес-плана участвуют  все структурные подразделения  предприятия, в том числе финансовый менеджер и руководимые им подразделения  предприятия. Такой план выступает  в качестве документа текущего и  среднесрочного планирования. При этом показатели первого документа планируемого года рассчитываются с помесячной разбивкой, последующих лет — с поквартальной. В этом документе отражаются все стороны производственной, коммерческой деятельности предприятия, его финансовые результаты. И этим предопределяется структура бизнес-плана. Бизнес-план состоит из трех разделов: I. Резюме (выводы); II. Основная часть; Ш. Стратегия финансирования.8

     В разделе «Резюме» в краткой форме  излагаются основные цели проекта, размер требуемых для его осуществления финансовых ресурсов, срок окупаемости.

     Раздел  «Основная часть» включает следующие  подразделы: описание вида деятельности; описание продукции (услуги); оценка отрасли; рынок; маркетинг; план производства; организационный  план; юридический план; анализ рисков; финансовый план. В заключительной части финансового раздела бизнес-плана излагается стратегия финансового обеспечения проекта, намечаемого к осуществлению в бизнес-плане. При этом освещаются следующие вопросы:

     1) размер денежных средств, необходимых для осуществления мероприятия;

     2) источники получения этих средств (кредиты, паевые взносы акционеров, собственные средства и др.);

     3) срок окупаемости средств, вложенных  инвесторами. 

     Основным  разработчиком финансового плана  бизнес-плана и раздела «Стратегия финансирования» является финансовый менеджер предприятия.

     Финансовый  план является важнейшей частью бизнес-плана: в нем обобщены и представлены в стоимостном выражении все  разделы бизнес-плана. Этот план необходим  предпринимателям и инвесторам (кредиторам, акционерам). Предприниматели должны знать источники и размер финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения производства, направления использования средств, размеры денежной наличности, промежуточные и конечные финансовые результаты своей деятельности. Инвесторы должны иметь представление о том, насколько экономически эффективно будут использоваться их средства, каковы их отдача, размер прибыли, дивидендов, сроки окупаемости и возврата.

     В финансовый план бизнес-плана включаются следующие разрабатываемые документы:

     (1) прогнозный расчет объема реализации  продукции (услуг);

     (2) план доходов и расходов;

     (3) план денежных поступлений и  выплат;

     (4) баланс активов и пассивов;

     (5) план по источникам и использованию  средств; 

     (6) расчет точки достижения самоокупаемости (безубыточности).

     1 .Прогнозный расчет объема реализации. Этот раздел разрабатывается на основе показателей плана маркетинга, входящего в состав бизнес-плана. Используются также статистические данные, материалы специальных исследований рынка, опросы покупателей, торговых работников, мнения экспертов и т.д.

     2. План доходов и расходов включает  следующие показатели:

     (1) доходы от реализации продукции  (услуг);

     (2) себестоимость реализованной продукции; 

     (3) прибыль от реализации;

     (4)общехозяйственные расходы (торговые издержки, представительские расходы, реклама, аренда помещений, заработная плата административно-управленческого персонала, коммунальные расходы, страховка и др.);

     (5) прибыль до уплаты налога;

     (6) налоги;

     (7) прибыль после уплаты налогов.

     Разработка  этого документа дает возможность  выявить такие важнейшие моменты  в деятельности предприятия, как  доходность выпуска продукции, ее рентабельность, уровень производственных и непроизводственных издержек, взаимоотношения предприятия с бюджетной системой, объем предполагаемой чистой прибыли и др.

     3. План денежных поступлений и  выплат (План движения денежных  средств). Главная цель этого плана  — оценка потребности в денежных  средствах для нормального функционирования  предприятия (организации), а также проверка синхронности денежных поступлений и выплат, ликвидности предприятия, т. е. наличия на его счете денег, необходимых для погашения финансовых обязательств.

     Исходя  из этой цели, план имеет следующую  структуру:

     (1) наличные деньги (на начало месяца);

     (2) поступление денег (выручка от  реализации, поступления по счетам, выписанным при продаже в кредит, полученные ссуды и другие  поступления);

     (3) итого поступления наличности;

     (4) общая сумма имеющейся наличности;

     (5) денежные выплаты (платежи за товары (услуги), заработная плата, плата за рекламу, арендная плата, страховые платежи, выплаты по кредиту, проценты за кредит, налоговые платежи и др.);

     (6) прирост {+), недостаток ( — ) денежной  наличности на конец месяца.

     План доходов и расходов, а также план денежных поступлений и выплат разрабатываются на ряд лет, и при этом составитель использует расчетные прогнозные данные. Не исключено, что в ходе деятельности предприятия экономическая ситуация может измениться. Поэтому, чтобы избежать потери, в данные планы в ходе их исполнения необходимо вносить уточнения.

     Практика  свидетельствует, что опытные предприниматели  при составлении своих бизнес-планов готовят несколько возможных  вариантов развития событий и  делают соответствующие вариантные расчеты своих планов. Это дает возможность предпринимателям, во-первых, учесть возможные факторы, влияющие на деятельность предприятия, во-вторых, предусмотреть варианты путей предотвращения негативных влияний этих факторов. Вариантность расчетов и их обоснование требуют также и инвесторы при рассмотрении проектов, прежде чем согласиться на предоставление средств.

     4. Баланс активов и пассивов. После  составления плана доходов и  расходов и плана поступления  денежных поступлений и выплат  на основе их показателей можно приступить к составлению баланса активов и пассивов предприятия. Он составляется один раз в год. Разность счетов активов и пассивов позволяет определить величину собственного капитала фирмы. Баланс строится по следующей схеме.

     Активы: (1) текущие активы (денежная наличность, счета к получению, запасы готовой продукции, сырья, материалов, ценные бумаги и др.);

     (2) фиксированные активы (оборудование, амортизация и др.).

     Пассивы и собственный капитал предприятия: (1) долгосрочные обязательства; (2) краткосрочные обязательства (счета к оплате, текущие обязательства по долгосрочным займам); (3) итого пассивов; (4) собственный капитал предприятия (активы — пассивы); (5) итого пассивов и собственного капитала предприятия.

     5. План по источникам и использованию средств должен показать источники получения средств и их использования, изменения активов предприятия за определенный период. План дает возможность определить взаимосвязь между источниками средств и оборотным капиталом предприятия. Предприниматели, акционеры и инвесторы могут точнее определить финансовое положение предприятия, оценить эффективность принятой финансовой политики и результаты хозяйственной деятельности.

     План  по источникам и использованию средств  включает следующие показатели:

     (1) средства из всех источников, в том числе: ссуды (долгосрочные, краткосрочные); чистая прибыль;  амортизация; прочие собственные  средства;

     (2) использование средств, в том  числе: покупка оборудования, сооружений; прирост запасов сырья, материалов; погашение ссуд; покупка ценных бумаг; выплаты дивидендов и др.;

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии. Цели, виды, задачи