Финансовая система Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:48, курсовая работа

Краткое описание

Развитие японской экономики в последнюю четверть ХХ века характеризуется интенсивной структурной перестройкой. Главные направления перестройки - это автоматизация производства и ресурсосбережения, развитие новых наукоемких отраслей и производств, подготовка квалифицированных кадров, совершенствование управленческо- организационных структур.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….5
1. Характеристика Японии по основным социально-экономическим показателям……………………………………………………………………….7
2.Состав государственной финансовой системы Японии……………………10
3.Бюджетный процесс и финансовый контроль………………………………14
4.Доходы бюджетной системы Японии………………………………………..17
5. Расходы бюджетов Японии и государственный долг………………………20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников………………………………………...…26

Файлы: 1 файл

курс финансы.docx

— 53.84 Кб (Скачать)

Расходы на экономические  цели составляют около 20% расходов, финансируемых  правительством за счет бюджетных средств  центрального правительства. Источником столь крупных расходов является система государственного кредитования, которая прямо не входит в  бюджет, а составляет особый элемент бюджетной  системы.

По долгосрочным (5 лет и более) средствам, предоставляемым в рамках программы государственным институтам, правительство ежегодно составляет план государственных займов и инвестиций. С 1953г. это делается параллельно с работой по составлению проекта бюджета.

План состоит из трех частей:

- план оборота денежных  средств;

- ориентиры по источникам  финансирования;

- распределение средств  по сферам использования.

Для всех заинтересованных сторон план призван дать ответ на вопрос о том, из каких источников и в каком соотношении будет обеспечиваться программа, каким образом будут управляться полученные средства и сколько их придется на каждый входящий в нее государственный институт.

Государственная программа  займов и инвестиций включает в себя 12 разделов расходов:

-жилищное хозяйство;

-улучшение условий жизни;

-социальное благосостояние;

-образование и культура;

-малый бизнес;

-сельское, лесное, рыбное  хозяйство;

-сохранность национальной  территории, борьба со стихийными  бедствиями;

-дорожное хозяйство;

-транспорт и связь;

-региональное развитие;

-основные отрасли;

-внешняя торговля и  экономическое сотрудничество [13,c 95].

С 2001 фин.г. начались далеко идущие реформы программы. Прежде всего  средства почтово-сберегательной сети и пенсионного фонда не переводятся  в обязательном порядке на счет доверительных  фондов, а оттуда- государственным  кредитным институтам и предприятиям. Способы управления почтовыми сбережениями, средствами пенсионного и страховых  фондов свободно определяются теми, кто  управляет. Государственные кредитные  институты, а так же входящие в  программу госпредприятия сами мобилизуют средства на рынке капиталов, выпуская собственные долговые обязательства, так называемые облигации программы займов и инвестиций. Тем самым был сделан шаг к повышению эффективности их работы через рыночные механизмы. Вместе с тем, учитывая особый характер кредитов т инвестиций, осуществляемых в рамках программы, государство выступает гарантом по этим облигациям.

В Японии, как и в других странах, в бюджете центрального правительства наблюдается превышение расходов над доходами. Дефицит государственного  бюджета Японии представлен в  таблице 6.

Таблица 6- дефицит государственного бюджета, в процентах от ВВП

1992г

1993г

1994г

1995г

1996г

1997г

1998г

1999г

2000г

2004г

2,0

3,4

5,1

6,4

6,9

5,9

7,1

8,9

8,5

7,0


 

Япония в отличии от других стран характеризуется значительным размером дефицита государственного бюджета. Пик его роста пришелся на 1998-1999гг., когда в Японии наблюдался финансовый кризис. В качестве основных методов  покрытия дефицита государственного бюджета  используются выпуск займов и приватизация государственного сектора.

В настоящее время правительство  Японии взяло курс на то, чтобы движущей силой подъема был только спрос  частного сектора- инвестиционный, потребительский, внешнеторговый. Отказ от стимулирования спроса путем бюджетных вливаний- это новое в экономической  политике Японии. Опыт минувшего десятилетия  показал, что государственный долг больше не может быть стимулятором спроса.

Оздоровление государственных  финансов- это колоссальная программа  на годы вперед. В программу оздоровления бюджета входят и структурные  реформы: в 2000г. была проведена приватизация четырех государственных компаний, занятых строительством и эксплуатацией  скоростных железных дорог. Разрабатывается  план приватизации почтовой службы, которая  в Японии объединяет почту, сберегательные кассы и страхование жизни. Предполагается восстановить баланс расходов и доходов бюджета и получить профицит к 2013г., для чего понадобиться сократить расходную часть и уменьшить численность занятых в бюджетной сфере на 0,5% в год. Хорошая конъюнктура может помочь в выполнении программы, хотя и без непопулярных мер не удастся обойтись. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Япония – небольшая  страна с высокой плотностью населения  и ограниченными природными ресурсами. Поэтому у японцев существует острое чувство национального единства. Они в полной мере осознают, что  их выживание зависит от единства и социальной сплоченности.  Для любой страны будет полезным осмыслить опыт Японии, как страны, не имеющей, по-сути, природных богатств, расположенной в зоне сложных природных катаклизмов, но добившейся наивысших в мире темпов национального развития, роста обеспеченности и продолжительности жизни населения.

Безусловно, финансовая система  Японии уникальна тем, что содержит в себе этот не вполне рыночный механизм взаимодействия всех субъектов экономики. Вряд ли какая либо развитая страна смогла бы повторить этот опыт. Использовать его в современных российских условиях не представляется возможным, поэтому остается лишь восхищаться  умением Японии  сохранять свою самобытность и в финансовой сфере, что позволяет ей проводить независимую, ориентированную прежде всего на внутренние интересы политику.

Опыт Японии показывает, что государство может и должно проводить самостоятельную экономическую  политику, корректируя ее с учетом собственных национальных интересов, а не под решающим влиянием извне. Впечатляют меры, предпринятые правительством страны по выходу из финансового кризиса  конца 1990-х гг. масштабная помощь банковскому  сектору, представленная правительством, лишний раз  подчеркивает ответственность государственных органов власти перед обществом даже в таких ситуациях, в которых участие государства кажется не связанным с выполнением его непосредственных функций

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Берлин С.И. Теория финансов: учеб. пособие. - М.: Изд-во Приор, 2000.-256с.
  2. Бок Зи Коу. Экономика Японии. Какая она?/ Бок Зи Коу.- М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2002.-350с.
  3. ЛентьеваЕ. Япония //Мировая экономика и международные отношения.- 2001.-№8-с. 109-118.
  4. Об экономическом развитии Японии в 2004г. и перспективах на 2005-2006гг.//Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ).-2005.- №56.
  5. Основные  тенденции в развитии экономики и внешнеэкономических связей Японии в 2004г.// Бюллетень иностранной коммерческой информации.-2005.- №44.- 19апр.
  6. Повышательные тенденции в экономике Японии //БИКИ.-2005. -№116. -11окт.
  7. Проблемы реформы местного самоуправления: структурные и финансовые аспекты. –М.: ИЭПП, 2005.- с.544.
  8. Уэкуса М. Приватизация по-японски //Мировая экономика и международные отношения.- 1991.-№9. –с. 80-95.
  9. Целищев И. Японская модель роста: сбережения, кредитование, инвестирование// Мировая экономика и международные отношения.-2001.-№6. –с. 87-96.
  10. www.japantoday.ru/znakjap/ekonomika
  11. www.japan.today
  12. www.k2.kapital.com
  13. www.forinsurer.ru
  14. www.news.finance.ru
  15. www.gazeta.ru
  16. www.serviceinform.ru

 


Информация о работе Финансовая система Японии