Финансовая система Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:48, курсовая работа

Краткое описание

Развитие японской экономики в последнюю четверть ХХ века характеризуется интенсивной структурной перестройкой. Главные направления перестройки - это автоматизация производства и ресурсосбережения, развитие новых наукоемких отраслей и производств, подготовка квалифицированных кадров, совершенствование управленческо- организационных структур.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….5
1. Характеристика Японии по основным социально-экономическим показателям……………………………………………………………………….7
2.Состав государственной финансовой системы Японии……………………10
3.Бюджетный процесс и финансовый контроль………………………………14
4.Доходы бюджетной системы Японии………………………………………..17
5. Расходы бюджетов Японии и государственный долг………………………20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников………………………………………...…26

Файлы: 1 файл

курс финансы.docx

— 53.84 Кб (Скачать)

Все государственное имущество  составляет 15,8% национального богатства  Японии. Однако на государственные  предприятия приходится 6,7%, в том  числе только 3% основного капитала и 10,2% финансовых активов предприятий. После национализации государственный  сектор заметно сократился: в 1985г. на долю всего государственного имущества  в национальном богатстве приходилось 18,45, в основном капитале предприятий- 5% и в финансовых активах предприятий -11,6% [12].

Главная особенность регулирования  государственных предприятий в  Японии в том, что за их работу отвечает ни одна регулирующая  инстанция, а целая иерархия различных структур. У государственных предприятий есть общий руководитель, осуществляющий контроль за их деятельностью- парламент. Он принимает решения по планам и исполнению специальных счетов центрального бюджета. Парламент утверждает цены, планы развития, объемы и источники финансирования. Помимо этого предприятия непосредственно подчиняются различным ведомствам, в компетенции деятельности которых они находятся. Га местном уровне действует подобная же модель управления финансами муниципальных предприятий.

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Бюджетный процесс и финансовый контроль

 

Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта и  является единым для всех видов бюджетов. Бюджетный процесс аналогичен процедуре  в Российской Федерации и  включает четыре стадии.

Первая начальная стадия бюджетного процесса сводится к подготовке проекта бюджета. По конституции  Японии кабинет министров наделяется исключительным правом составления  бюджета и внесения его на рассмотрение парламента. Работа по составлению проекта бюджета начинается за 7 месяцев до начала бюджетного года [1,c 76]. Составление проекта бюджета ведется непосредственно министерством финансов. Остальные министерства и ведомства готовят финансовые заявки и проекты своих отраслевых бюджетов. Затем до 31 августа они должны подать проекты бюджетных смет в бюджетный департамент министерства финансов, который в сентябре- декабре рассматривает поступившие сметы ив соответствии с правительственными указаниями подготавливает проект бюджета. Как правило, к ноябрю министерства получают неофициальные ответы на свои бюджетные заявки.

После завершения работ в  бюджетном департаменте министерства финансов проект передается на рассмотрение и одобрение в кабинет министров. Обычно на этом этапе заинтересованные министерства повторно обращаются в  Правительство, чтобы отстоять сои  бюджетные интересы на следующий  финансовый год, внося последние  коррективы в проект государственного бюджета до того, как он будет передан в парламент. После внесения поправок правительство в январе направляет проект государственного бюджета в парламент, в обе его палаты: сначала в нижнюю- в палату представителей, затем в палату советников. Депутаты заслушивают доклад министра финансов. Затем дополнительные разъяснения в рамках своей компетенции дают руководители трех департаментов министерства финансов- бюджетного, налогового и финансового, а также руководитель координационного бюро управления экономического планирования.

Представленный в парламент  проект закона о бюджете поступает  в бюджетные комиссии, которые  рассматривают и со своим заключением  возвращают в палаты парламента. В  парламенте проект бюджета рассматривается  в ходе очередной сессии.

Работа по обсуждению бюджета  в бюджетных комиссиях длится с середины января по середину марта. После первоначального общего обсуждения бюджета наступает этап общих  вопросов. На этом этапе обязательно  присутствие только министров, премьер-министр  временно высвобождается из бюджетной  процедуры. Члены бюджетной комиссии продолжают задавать министрам вопросы, связанные с деятельностью руководимых  ими ведомств. Члены комиссии могут  запрашивать у правительства  различную информацию, справочные и  иные материалы, необходимые для уяснения бюджетной  политики на следующий финансовый год.

После утверждения парламентом  бюджета начинается его исполнение, возложенное в целом на министерство финансов. Оно организует и координирует все основные мероприятия, связанные  со сбором доходов и осуществлением публичных расходов, предусмотренных  бюджетом. На этапе исполнения бюджета  японский парламент наделяется широкими полномочиями по контролю за исполнительной властью. Не реже одного раза в три  месяца правительство обязательно  информирует парламент об исполнении бюджета. Контрольные функции парламента реализуется также с помощью письменных запросов правительству и проведения специальных расследований.  При возникновении каких- либо проблем в ходе исполнения бюджета материалы обычно направляются в соответствующие парламентские комиссии.  Чаще всего в подобных случаях разбирательство производится в ревизионных комиссиях обеих палат.

 

В парламенте доклад о ревизии  рассматривается в ревизионных  комиссиях, созданных в обеих  палатах. Для более детального и  тщательного рассмотрения заключительного  отчета и доклада о ревизии  в ревизионных комиссиях палат  создаются специализированные секции. Рассмотрение перечисленных документов в комиссиях завершается принятием  соответствующей резолюции палаты [14].

В целом можно отметить, что бюджетный процесс в Японии аналогичен бюджетному процессу в Российской Федерации, но в самом бюджете  есть значительные отличия, характерные, впрочем, для большинства развитых стран. Россия пока лишь осваивает новую  процедуру планирования бюджета, в  котором будут преходящие остатки, связанные с финансированием  многолетних программ. Нерешенным пока вопросом для России остается включение  в бюджет счетов государственных  компаний и утверждение их бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Доходы бюджетной системы Японии

 

Налоговая система Японии так же, как и бюджетная, является двухуровневой и включает налоги централизованного правительства и местных органов власти. Причем за счет государственных налогов образуется более 64% всех налоговых поступлений, за счет местных налогов-36%. Затем значительная доля государственных средств перераспределяется через государственный бюджет . в результате чего получается зеркальное распределение: около 64%финансовых ресурсов расходуется через местные  бюджеты.

Налоги, поступающие в  бюджеты центрального правительства, так и местных органов власти, подразделяются на три группы:

  1. подоходные (подоходный налог с юридических и физических лиц);
  2. имущественные (налоги на имущество, налог на наследство);

3) потребительские (налог с продаж, таможенные пошлины, акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, питание в ресторанах, купание в горячих источниках).

Схема налоговой системы  Японии представлена на рисунке.


 

      65% 60% 73%


 

     35% 40% 27%

 

 

 

Распределение налогов между  уровнями бюджетной системы Японии

 Налоги, поступающие в  бюджеты всех уровней бюджетной  системы. Подразделяются на прямые  и косвенные. К прямым относятся  подоходные и имущественные налоги, к косвенным –потребительские.

Основу доходов бюджета центрального правительства составляют прямые налоги. Наибольшие поступления в государственный бюджет приносит подоходный налог с юридических и физических лиц- около 30% всех налогов [26]. 

 

Таблица3- Состав и структура  доходов центрального правительства  Японии

 

Статьи доходов

2003г.

2004г.

2005г.

Трлн иен

Трлн руб

Уд. вес,%

Трлн иен

Трлн руб

Уд. вес,%

Трлн иен

Трлн руб

Уд. вес,%

Налоговые доходы-всего В том числе:

41,79

10,03

51,1

41,75

10,02

50,8

44,01

10,56

53,5

подоходный налог

13,81

3,31

16,9

13,78

3,31

16,8

13,16

3,16

16,0

налог на потребление

9,49

2,28

11,6

9,56

2,30

11,6

10,16

2,44

12,4

налог с корпораций

9,11

2,19

11,1

9,41

2,26

11,5

11,51

2,76

14,0

налог на нефтепродукты 

2,13

0,519

2,6

2,13

0,51

2,6

2,17

0,52

2,6

налог на алкогольную продукцию

1,73

0,42

2,1

1,59

0,38

1,9

1,63

0,39

2,0

налог на наследство

1,35

0,32

1,7

1,10

0,26

1,3

1,25

0,30

1,5

налог на табачные изделия

0,92

0,22

1,1

0,90

0,22

1.1

0,86

0,21

0,9

таможенные пошлины

0,81

0,19

1,0

0,80

0,19

1,0

0,78

0,19

0,9

транспортный налог

0,74

0,188

0,9

0,75

0,18

0,9

0,76

0,18

0,9

Выпуск гос. облигаций       в том числе:

36,45

8,75

44,6

36,59

8,78

44,6

34,39

08,25

41,8

специальные облигации, финансирующие  бюджет

30,03

7,21

36,7

30,09

7,22

36,6

28,21

6,77

434,3

строительные облигации

6,42

1,54

7,8

6,50

1,56

7,9

6,18

1,48

7,5

Неналоговые доходы

3,56

0,85

44,4

3,77

0,91

4,6

3,79

0,91

4,6

Доходы-всего

81,79

19,63

100

82,11

19,71

100

82,18

19,72

100


                                                                                                                                                      

Косвенное налогообложение  также играет важную роль в формировании доходов бюджетной системы. Особенностью налоговой системы Японии является отсутствие  НДС в налогообложении доходов. Основной косвенный налог Японии- налог с продаж. Сумма налога включается в продажную цену товара.

В доходах местных бюджетов собственные доходы составляют 60-65%, в том числе прямые налоги-27%, косвенные-35% поступлений, доходы от государственной  собственности- около 2%. Особенностью формирования доходов местных бюджетов является значительный удельный вес  неналоговых поступлений- 30%.

Таким образом, к особенностям налоговой системы Японии можно отнести следующие:

  1. наличие двухуровневой налоговой системы;
  2. преобладание прямых налогов;
  3. высокий уровень налогообложения прибыли;
  4. социальная направленность налогообложения;
  5. отсутствие НДС;

6) взимание на местном  уровне налогов, аналогичных поступающим  в бюджет центрального правительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Расходы бюджетов Японии и государственный долг

 

Совокупные государственные  расходы Японии (центральных и  местных органов власти) возросли с 22,1% от ВВП в 1950г. до 35% в 1993г.

Расходы центрального правительства  представлены в таблице 5.

 

Таблица 5-Состав и структура  центрального правительства Японии

Статьи расходов

2003г.

2004г.

2005г.

Трлн иен

Трлн руб.

Уд.вес,%

Трлн иен

Трлн руб

Уд.вес,%

Трлн иен

Трлн руб

Уд.вес,%

Генеральные (общие ) расходы  В том числе: 

47,59

11,42

58,2

47,63

11,43

58,0

47,29

11,35

57,5

социальное обеспечение

18,99

4,56

23,2

19,80

4,75

24,1

20,38

4,89

24,8

общественные работы

8,10

1,94

9,9

7,82

1,88

9,5

7,53

1,81

9,2

образование и наука

6,47

1,55

7,9

6,13

1,47

7,5

5,72

1,37

7,0

национальная оборона

4,95

1,19

6.1

4,90

1.18

6,0

4,86

1,17

5,9

правительственные пенсии служащим

1,20

0,29

1.5

1,13

0,27

1.4

1,07

0,26

13,0

экономическое содружество

0,82

0,20

1,0

0,77

0,18

0,9

0,74

0,18

0,9

поставка продовольствия

0,69

0.17

0,8

0,67

0,16

0,8

0,68

0,16

0,8

энергетика

0,56

0,13

0,7

0,51

0,12

0,6

0,50

0,12

0,6

поддержка малого и среднего бизнеса

0,17

0,041

0.2

0,17

0,042

0,2

0,17

0,042

0,2

трансферт на промышленные капиталовложения

0,16

0,039

0,2

0,099

0,024

0,1

0,71

0,017

0,1

Разное

5,13

1,23

6,3

5,28

1,27

6,4

5,22

1,25

6,3

Непредвиденные расходы

0,35

0,084

0,4

0,35

0,084

0,4

0,35

0,084

0,4

0,4Обслуживание долга

16,80

4,03

20,5

17,57

4,22

21,4

18,44

4,43

22,4

Безвозмездные перечисления для местного самоуправления

17,40

4,18

21,3

16,49

3,96

20,1

16,09

3,86

19,6

Осуществление займов

-

-

-

0,42

0,10

0,4

0,37

0,089

0,4

Расходы- всего

81,79

19,63

100

82,11

19,71

100

82,18

19,72

100


 

Структура государственных  расходов Японии имеет ряд характерных  черт, которые определяются, с одной стороны, историческими условиями развития страны, с другой- спецификой взаимодействия между государством и частным капиталом. К наиболее важным особенностям государственных расходов Японии можно отнести следующее:

1) наиболее высокими темпами  в 1960-1980 гг. росли социальные расходы-  на 9-10% ежегодно, превышая темпы роста  в бюджетах других развитых  стран, что было связано с  низкой точкой отсчета. Хотя  их доля выросла более чем  в 2 раза в расходах бюджета,  чего нет ни в одной развитой  стране, однако их доля до сих  пор ниже, чем в других развитых  странах- менее 40%. Это связано  как с особой структурой расходов  центрального бюджета, так и  с системой социального обеспечения,  финансируемой в значительной  степени за счет корпоративных  фондов.

2) в Японии традиционно  велики государственные капиталовложения-8,5-9% ВВП. Их объем составляет более  половины фонда частного накопления. В странах Западной Европы  финансовые трудности заставили  еще  в1970-е гг. сократить эту  сферу деятельности до 3-4%ВВП.  Государственные капиталовложения  в Японии осуществляются через  программу государственных займов  и инвестиций.

3) военные расходы составляют  около 6% расходов бюджетов центрального  правительства. Это связано с  выполнением условий капитуляции Японии после поражения во Второй мировой войне.

4) расходы по обслуживанию  госдолга велики и составляют 20% от расходов бюджета.

Характерной чертой бюджета  Японии. Заслуживающей отдельного рассмотрения, является программа государственных  займов и инвестиций. Государство принимает активное участие в перестройке энергетического баланса страны в целях снижения зависимости от импорта нефти и развития альтернативных источников энергии и топлива, в осуществлении гидротехнического и дорожного строительства, в работах по переоборудованию портов, развитию авиационного и железнодорожного транспорта, системы связи, охране лесов.

За счет бюджетных средств  власти стимулируют процесс модернизации деревни. В условиях кризиса государственных  финансов относительно сократились  ассигнования на экономические цели. По-прежнему главной сферой государственной  экономической активности остается малорентабельные, но важные в экономическом  отношении отрасли производственной и социальной инфраструктуры. В  силу их низкой прибыльности частный  капитал участвует в них неохотно, но без их развития процесс расширенного воспроизводства невозможен.

Информация о работе Финансовая система Японии