Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:48, курсовая работа
Развитие японской экономики в последнюю четверть ХХ века характеризуется интенсивной структурной перестройкой. Главные направления перестройки - это автоматизация производства и ресурсосбережения, развитие новых наукоемких отраслей и производств, подготовка квалифицированных кадров, совершенствование управленческо- организационных структур.
Введение………………………………………………………………………….5
1. Характеристика Японии по основным социально-экономическим показателям……………………………………………………………………….7
2.Состав государственной финансовой системы Японии……………………10
3.Бюджетный процесс и финансовый контроль………………………………14
4.Доходы бюджетной системы Японии………………………………………..17
5. Расходы бюджетов Японии и государственный долг………………………20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников………………………………………...…26
Все государственное имущество составляет 15,8% национального богатства Японии. Однако на государственные предприятия приходится 6,7%, в том числе только 3% основного капитала и 10,2% финансовых активов предприятий. После национализации государственный сектор заметно сократился: в 1985г. на долю всего государственного имущества в национальном богатстве приходилось 18,45, в основном капитале предприятий- 5% и в финансовых активах предприятий -11,6% [12].
Главная особенность регулирования государственных предприятий в Японии в том, что за их работу отвечает ни одна регулирующая инстанция, а целая иерархия различных структур. У государственных предприятий есть общий руководитель, осуществляющий контроль за их деятельностью- парламент. Он принимает решения по планам и исполнению специальных счетов центрального бюджета. Парламент утверждает цены, планы развития, объемы и источники финансирования. Помимо этого предприятия непосредственно подчиняются различным ведомствам, в компетенции деятельности которых они находятся. Га местном уровне действует подобная же модель управления финансами муниципальных предприятий.
Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта и является единым для всех видов бюджетов. Бюджетный процесс аналогичен процедуре в Российской Федерации и включает четыре стадии.
Первая начальная стадия бюджетного процесса сводится к подготовке проекта бюджета. По конституции Японии кабинет министров наделяется исключительным правом составления бюджета и внесения его на рассмотрение парламента. Работа по составлению проекта бюджета начинается за 7 месяцев до начала бюджетного года [1,c 76]. Составление проекта бюджета ведется непосредственно министерством финансов. Остальные министерства и ведомства готовят финансовые заявки и проекты своих отраслевых бюджетов. Затем до 31 августа они должны подать проекты бюджетных смет в бюджетный департамент министерства финансов, который в сентябре- декабре рассматривает поступившие сметы ив соответствии с правительственными указаниями подготавливает проект бюджета. Как правило, к ноябрю министерства получают неофициальные ответы на свои бюджетные заявки.
После завершения работ в
бюджетном департаменте министерства
финансов проект передается на рассмотрение
и одобрение в кабинет
Представленный в парламент проект закона о бюджете поступает в бюджетные комиссии, которые рассматривают и со своим заключением возвращают в палаты парламента. В парламенте проект бюджета рассматривается в ходе очередной сессии.
Работа по обсуждению бюджета
в бюджетных комиссиях длится
с середины января по середину марта.
После первоначального общего обсуждения
бюджета наступает этап общих
вопросов. На этом этапе обязательно
присутствие только министров, премьер-министр
временно высвобождается из бюджетной
процедуры. Члены бюджетной комиссии
продолжают задавать министрам вопросы,
связанные с деятельностью
После утверждения парламентом бюджета начинается его исполнение, возложенное в целом на министерство финансов. Оно организует и координирует все основные мероприятия, связанные со сбором доходов и осуществлением публичных расходов, предусмотренных бюджетом. На этапе исполнения бюджета японский парламент наделяется широкими полномочиями по контролю за исполнительной властью. Не реже одного раза в три месяца правительство обязательно информирует парламент об исполнении бюджета. Контрольные функции парламента реализуется также с помощью письменных запросов правительству и проведения специальных расследований. При возникновении каких- либо проблем в ходе исполнения бюджета материалы обычно направляются в соответствующие парламентские комиссии. Чаще всего в подобных случаях разбирательство производится в ревизионных комиссиях обеих палат.
В парламенте доклад о ревизии
рассматривается в ревизионных
комиссиях, созданных в обеих
палатах. Для более детального и
тщательного рассмотрения заключительного
отчета и доклада о ревизии
в ревизионных комиссиях палат
создаются специализированные секции.
Рассмотрение перечисленных документов
в комиссиях завершается
В целом можно отметить, что бюджетный процесс в Японии аналогичен бюджетному процессу в Российской Федерации, но в самом бюджете есть значительные отличия, характерные, впрочем, для большинства развитых стран. Россия пока лишь осваивает новую процедуру планирования бюджета, в котором будут преходящие остатки, связанные с финансированием многолетних программ. Нерешенным пока вопросом для России остается включение в бюджет счетов государственных компаний и утверждение их бюджетов.
Налоговая система Японии так же, как и бюджетная, является двухуровневой и включает налоги централизованного правительства и местных органов власти. Причем за счет государственных налогов образуется более 64% всех налоговых поступлений, за счет местных налогов-36%. Затем значительная доля государственных средств перераспределяется через государственный бюджет . в результате чего получается зеркальное распределение: около 64%финансовых ресурсов расходуется через местные бюджеты.
Налоги, поступающие в бюджеты центрального правительства, так и местных органов власти, подразделяются на три группы:
3) потребительские (налог с продаж, таможенные пошлины, акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, питание в ресторанах, купание в горячих источниках).
Схема налоговой системы Японии представлена на рисунке.
65% 60% 73%
35% 40% 27%
Распределение налогов между уровнями бюджетной системы Японии
Налоги, поступающие в
бюджеты всех уровней
Основу доходов бюджета центрального правительства составляют прямые налоги. Наибольшие поступления в государственный бюджет приносит подоходный налог с юридических и физических лиц- около 30% всех налогов [26].
Таблица3- Состав и структура доходов центрального правительства Японии
Статьи доходов |
2003г. |
2004г. |
2005г. | ||||||
Трлн иен |
Трлн руб |
Уд. вес,% |
Трлн иен |
Трлн руб |
Уд. вес,% |
Трлн иен |
Трлн руб |
Уд. вес,% | |
Налоговые доходы-всего В том числе: |
41,79 |
10,03 |
51,1 |
41,75 |
10,02 |
50,8 |
44,01 |
10,56 |
53,5 |
подоходный налог |
13,81 |
3,31 |
16,9 |
13,78 |
3,31 |
16,8 |
13,16 |
3,16 |
16,0 |
налог на потребление |
9,49 |
2,28 |
11,6 |
9,56 |
2,30 |
11,6 |
10,16 |
2,44 |
12,4 |
налог с корпораций |
9,11 |
2,19 |
11,1 |
9,41 |
2,26 |
11,5 |
11,51 |
2,76 |
14,0 |
налог на нефтепродукты |
2,13 |
0,519 |
2,6 |
2,13 |
0,51 |
2,6 |
2,17 |
0,52 |
2,6 |
налог на алкогольную продукцию |
1,73 |
0,42 |
2,1 |
1,59 |
0,38 |
1,9 |
1,63 |
0,39 |
2,0 |
налог на наследство |
1,35 |
0,32 |
1,7 |
1,10 |
0,26 |
1,3 |
1,25 |
0,30 |
1,5 |
налог на табачные изделия |
0,92 |
0,22 |
1,1 |
0,90 |
0,22 |
1.1 |
0,86 |
0,21 |
0,9 |
таможенные пошлины |
0,81 |
0,19 |
1,0 |
0,80 |
0,19 |
1,0 |
0,78 |
0,19 |
0,9 |
транспортный налог |
0,74 |
0,188 |
0,9 |
0,75 |
0,18 |
0,9 |
0,76 |
0,18 |
0,9 |
Выпуск гос. облигаций в том числе: |
36,45 |
8,75 |
44,6 |
36,59 |
8,78 |
44,6 |
34,39 |
08,25 |
41,8 |
специальные облигации, финансирующие бюджет |
30,03 |
7,21 |
36,7 |
30,09 |
7,22 |
36,6 |
28,21 |
6,77 |
434,3 |
строительные облигации |
6,42 |
1,54 |
7,8 |
6,50 |
1,56 |
7,9 |
6,18 |
1,48 |
7,5 |
Неналоговые доходы |
3,56 |
0,85 |
44,4 |
3,77 |
0,91 |
4,6 |
3,79 |
0,91 |
4,6 |
Доходы-всего |
81,79 |
19,63 |
100 |
82,11 |
19,71 |
100 |
82,18 |
19,72 |
100 |
Косвенное налогообложение также играет важную роль в формировании доходов бюджетной системы. Особенностью налоговой системы Японии является отсутствие НДС в налогообложении доходов. Основной косвенный налог Японии- налог с продаж. Сумма налога включается в продажную цену товара.
В доходах местных бюджетов собственные доходы составляют 60-65%, в том числе прямые налоги-27%, косвенные-35% поступлений, доходы от государственной собственности- около 2%. Особенностью формирования доходов местных бюджетов является значительный удельный вес неналоговых поступлений- 30%.
Таким образом, к особенностям налоговой системы Японии можно отнести следующие:
6) взимание на местном
уровне налогов, аналогичных
Совокупные государственные расходы Японии (центральных и местных органов власти) возросли с 22,1% от ВВП в 1950г. до 35% в 1993г.
Расходы центрального правительства представлены в таблице 5.
Таблица 5-Состав и структура центрального правительства Японии
Статьи расходов |
2003г. |
2004г. |
2005г. | ||||||
Трлн иен |
Трлн руб. |
Уд.вес,% |
Трлн иен |
Трлн руб |
Уд.вес,% |
Трлн иен |
Трлн руб |
Уд.вес,% | |
Генеральные (общие ) расходы В том числе: |
47,59 |
11,42 |
58,2 |
47,63 |
11,43 |
58,0 |
47,29 |
11,35 |
57,5 |
социальное обеспечение |
18,99 |
4,56 |
23,2 |
19,80 |
4,75 |
24,1 |
20,38 |
4,89 |
24,8 |
общественные работы |
8,10 |
1,94 |
9,9 |
7,82 |
1,88 |
9,5 |
7,53 |
1,81 |
9,2 |
образование и наука |
6,47 |
1,55 |
7,9 |
6,13 |
1,47 |
7,5 |
5,72 |
1,37 |
7,0 |
национальная оборона |
4,95 |
1,19 |
6.1 |
4,90 |
1.18 |
6,0 |
4,86 |
1,17 |
5,9 |
правительственные пенсии служащим |
1,20 |
0,29 |
1.5 |
1,13 |
0,27 |
1.4 |
1,07 |
0,26 |
13,0 |
экономическое содружество |
0,82 |
0,20 |
1,0 |
0,77 |
0,18 |
0,9 |
0,74 |
0,18 |
0,9 |
поставка продовольствия |
0,69 |
0.17 |
0,8 |
0,67 |
0,16 |
0,8 |
0,68 |
0,16 |
0,8 |
энергетика |
0,56 |
0,13 |
0,7 |
0,51 |
0,12 |
0,6 |
0,50 |
0,12 |
0,6 |
поддержка малого и среднего бизнеса |
0,17 |
0,041 |
0.2 |
0,17 |
0,042 |
0,2 |
0,17 |
0,042 |
0,2 |
трансферт на промышленные капиталовложения |
0,16 |
0,039 |
0,2 |
0,099 |
0,024 |
0,1 |
0,71 |
0,017 |
0,1 |
Разное |
5,13 |
1,23 |
6,3 |
5,28 |
1,27 |
6,4 |
5,22 |
1,25 |
6,3 |
Непредвиденные расходы |
0,35 |
0,084 |
0,4 |
0,35 |
0,084 |
0,4 |
0,35 |
0,084 |
0,4 |
0,4Обслуживание долга |
16,80 |
4,03 |
20,5 |
17,57 |
4,22 |
21,4 |
18,44 |
4,43 |
22,4 |
Безвозмездные перечисления для местного самоуправления |
17,40 |
4,18 |
21,3 |
16,49 |
3,96 |
20,1 |
16,09 |
3,86 |
19,6 |
Осуществление займов |
- |
- |
- |
0,42 |
0,10 |
0,4 |
0,37 |
0,089 |
0,4 |
Расходы- всего |
81,79 |
19,63 |
100 |
82,11 |
19,71 |
100 |
82,18 |
19,72 |
100 |
Структура государственных расходов Японии имеет ряд характерных черт, которые определяются, с одной стороны, историческими условиями развития страны, с другой- спецификой взаимодействия между государством и частным капиталом. К наиболее важным особенностям государственных расходов Японии можно отнести следующее:
1) наиболее высокими темпами
в 1960-1980 гг. росли социальные расходы-
на 9-10% ежегодно, превышая темпы роста
в бюджетах других развитых
стран, что было связано с
низкой точкой отсчета. Хотя
их доля выросла более чем
в 2 раза в расходах бюджета,
чего нет ни в одной развитой
стране, однако их доля до сих
пор ниже, чем в других развитых
странах- менее 40%. Это связано
как с особой структурой
2) в Японии традиционно
велики государственные
3) военные расходы составляют
около 6% расходов бюджетов
4) расходы по обслуживанию госдолга велики и составляют 20% от расходов бюджета.
Характерной чертой бюджета Японии. Заслуживающей отдельного рассмотрения, является программа государственных займов и инвестиций. Государство принимает активное участие в перестройке энергетического баланса страны в целях снижения зависимости от импорта нефти и развития альтернативных источников энергии и топлива, в осуществлении гидротехнического и дорожного строительства, в работах по переоборудованию портов, развитию авиационного и железнодорожного транспорта, системы связи, охране лесов.
За счет бюджетных средств
власти стимулируют процесс