Финансовая система Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:48, курсовая работа

Краткое описание

Развитие японской экономики в последнюю четверть ХХ века характеризуется интенсивной структурной перестройкой. Главные направления перестройки - это автоматизация производства и ресурсосбережения, развитие новых наукоемких отраслей и производств, подготовка квалифицированных кадров, совершенствование управленческо- организационных структур.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….5
1. Характеристика Японии по основным социально-экономическим показателям……………………………………………………………………….7
2.Состав государственной финансовой системы Японии……………………10
3.Бюджетный процесс и финансовый контроль………………………………14
4.Доходы бюджетной системы Японии………………………………………..17
5. Расходы бюджетов Японии и государственный долг………………………20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников………………………………………...…26

Файлы: 1 файл

курс финансы.docx

— 53.84 Кб (Скачать)

CОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….5

1. Характеристика Японии по основным социально-экономическим показателям……………………………………………………………………….7

2.Состав государственной  финансовой системы Японии……………………10

3.Бюджетный процесс и  финансовый контроль………………………………14

4.Доходы бюджетной системы  Японии………………………………………..17

5. Расходы бюджетов Японии  и государственный долг………………………20

Заключение……………………………………………………………………….25

Список использованных источников………………………………………...…26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Развитие японской экономики  в последнюю четверть ХХ века характеризуется  интенсивной структурной перестройкой. Главные направления перестройки - это автоматизация производства и ресурсосбережения, развитие новых  наукоемких отраслей и производств, подготовка квалифицированных кадров, совершенствование управленческо- организационных структур.

В Японии принята национальная программа создания информационного  общества. Важная роль в данной программе  отводится финансовой системе.

Прежде чем рассмотреть  финансовую систему страны, дадим  определение финансовой системе  в целом.

Под финансовой системой понимают совокупность финансовых учреждений страны, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения  государства (денежная система, система финансовых учреждений). Финансовый сектор экономики в широком понимании включает финансовые институты, контролирующие, наблюдательные органы, а также финансовые союзы. Основные задачи контролирующих и наблюдательных органов в рамках финансовой системы заключаются в поддержании ее устойчивого функционирования, реализации государственных нормативных актов и непосредственном осуществлении контроля за деятельностью финансовых институтов.

Финансовые институты  в рамках финансового сектора  включают организации, относящиеся  к банковской системе, а также  к небанковским финансовым посредникам. В свою очередь, в банковской системе  особое место отводится центральным  банкам.

В экономически развитых странах  традиционно выделяют два основных типа финансовых систем – сегментированную и универсальную.

 

В универсальной финансовой системе законодательно не ограничивается выполнение банками тех операций финансового обслуживания, которые  не относятся к банковским. Классическим образцом такой системы считается немецкая[3].

В сегментированной финансовой системе банкам нельзя выполнять  небанковские функции. Дополнительным признаком, хотя и не абсолютным, является более жесткое разграничение  сфер деятельности и отдельных операций.

Приведенное деление на универсальные  и сегментированные финансовые системы  в современных условиях все же не носит абсолютного характера. Наиболее типичными представителями  сегментированных систем являются США, Великобритания и Японии.

Цель курсовой работы состоит 

Основной задачей курсовой работы  является  изучение теоретических  вопросов финансов, рассмотрение финансовой политики и финансового механизма, влияющего на развитие общественного производства и овладение

практическими  навыками в области бюджетного  планирования и бюджетного  регулирования, анализов бюджетных процессов.

Изучение финансовой системы  Японии представляет интерес для  российских специалистов в области  экономики и финансов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Характеристика  Японии по основным социально-экономическим  показателям

 

Япония - страна, сумевшая в  исторически короткий срок стать  одним из мировых лидеров. За послевоенные десятилетия Япония добилась внушительных результатов в становлении национальной экономики. По динамике роста, мотивации  экономической деятельности, формам организации бизнеса и менеджменту, достижениям в конкурентоспособности  и качестве товарной продукции эта  страна не имела аналогов среди индустриально  развитых государств. Накопленный потенциал  выдвинул Японию на вторую после США  позицию в мире уже в конце 1960-х гг.       

Япония  расположена на островах на островах Тихого океана. Эта страна архипелаг имеет 4 тыс. островов, тянущихся с северо-востока на юго-запад. Географический фактор имеет немаловажное значение для определения ориентиров внешней политики. Самые крупные острова- Хонсю, Хоккайдо, Сикоку и Кюсю. Территория Японии очень невелика по сравнению с численностью населения. Но ныне в Японии наблюдается демографический кризис- уровень рождаемости снизился, население стареет.

По показателю численности  населения Японии из всех развитых стран уступает только США. Однако Япония имеет самую высокую плотность  населения, в 1,5-3 раза превышающую европейскую  и в 10 раз превосходящую США. Несмотря на то что в Японии невелик естественный прирост населения, который находится практически на одном уровне с большинством развитых стран, здесь наблюдается самая высокая продолжительность жизни населения.

Несмотря на ограниченность собственность природных богатств и малую площадь пригодной  для обработки земли, Япония- одна из ведущих индустриальных держав мира. Японцы добились этого упорным трудом и инвестициями в передовые области. Располагая 2,5% населения Земли и 0,3% площади, Япония к настоящему времени  по своему экономическому потенциалу прочно закрепилась на 2-м месте  в мире после США, если проводить сравнения на основе обменных курсов валют. Если же сопоставлять ВВП разных стран по паритету покупательной способности валют, то Япония окажется на 3-м месте после США и Китая.

 

Таблица1 – Доля стран  в мировом ВВП в 2004г., в процентах

Страна 

Доля в мировом ВВП

ЕС

28

США

28

Япония

9

Китай

12

Новые индустриальные страны Азии

6

Страны АСЕАН

5

Другие развивающиеся  страны

12


    

ВВП страны в 2004г. превышал 9% мирового ВНП, по объему ВНП на душу населения Япония опередила США. На долю Японии приходится около 12% мирового промышленного производства. По оценкам ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития), в 2004г. ВВП Японии возрос на 4%, что было обеспечено как внешними факторами (ростом экономики США, Китая и стран Юго-Восточной Азии), так и усилением внутренней инвестиционной активности и ростом промышленного производства, что наблюдается впервые за последнее десятилетие [17].

 

Таблица 2- Динамика ВВП Японии ( в процентах к предыдущему  году)

2000г.

2001г.

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

2006г.

2,8

0,4

-0,3

2,5

4

1,3

0,2


 

Наряду с тем, что в  Японии уделяется большое внимание высококачественным фундаментальным  исследованиям, как стратегически  важные осуществляются и разработки в области науки о жизни, информационных технологий, окружающей среды. Кроме того, для достижения выдающихся результатов и применения их на практике проводится реформирование научно-технической системы, начиная с создания конкурентных условий для научных исследований, взаимодействия промышленных, научных  и административных кругов, содействия развитию региональной научно-технической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Состав государственной финансовой системы Японии

 

Финансовая  система Японии включает в себя четыре звена:

  • бюджетную систему;
  • специальные государственные фонды;
  • почтово-сберегательные кассы;
  • госсектор.

В Японии двухуровневая бюджетная  система с достаточно высокой  автономией местных органов власти. В центральном бюджете аккумулируются около 45% доходов бюджета, в местные  бюджеты поступает 55% доходов. Однако такая структура доходов бюджетов двух уровней складывается лишь после бюджетного перераспределения средств в пользу местных бюджетов, которым достается лишь немногим более трети всех налоговых доходов страны.

В административно-территориальном  отношении Япония подразделяется на префектуры, в состав которых входят административные единицы - города, поселки  и деревни. Местные бюджеты включают 47 префектуральных, 647 городских, 1985 поселковых и около 3 тыс. деревенских бюджетов.

Современная бюджетная система, как и вся система государственных финансов Японии, отличается значительной сложностью. Ежегодно парламент утверждает общий счет центрального правительства, около 40 специальных счетов, бюджеты финансовых корпораций, а так же государственную программу займов и инвестиций. Бюджетная система Японии представляет собой совокупность таких элементов, как генеральный счет центрального правительства, специальные счета, программы займов и инвестиций, местное правительство и агентства.

Генеральный счет центрального правительства состоит из доходной и расходной частей, где основные статьи доходов включают налоги, неналоговые  доходы, выпуск облигаций, а важнейшие  статьи расходов содержат средства на социальное обеспечение, общественные работы, образование, на национальную оборону.

С этого счета центральное  правительство направляет инвестиции агентствам, а также субсидии местному правительству, но помимо этого государство перепоручает местным властям часть расходов строго целевого назначения. Центральное правительство направляет также трансферты на специальные счета, учреждаемые на основании законов в трех следующих основных случаях:

- для обеспечения специфических  государственных  обязательств;

- при распоряжении государством  специфическими фондами;

- для организации учета  при выделении специфических  доходов, покрывающие специфические  расходы.

Многочисленные специальные счета могут быть сведены в следующие основные группы: спецсчета  для государственных учреждений, спецсчета всех видов страхования и пенсионного обеспечения, спецсчета управления государственными образовательными учреждениями, больницами, спецсчета государственных инвестиций и займов.

Государственная программа  займов и инвестиций, иначе называемая «вторым» или «инвестиционным» бюджетом, впервые появилась в 1952-53 фин.г. Она представляет собой денежную смету, аккумулирующую правительством из различных доверительных фондов. Именно за счет этих средств финансируется подавляющая часть ежегодных программ государственных инвестиций и займов, размеры которых достигали 40-50% расходов центрального бюджета.

Вторым звеном финансовой системы Японии являются специальные  государственные фонды. По объему средств  они превышают бюджет центрального правительства. К ним относятся: фонды систем страхования здоровья, жизни, от производственного травматизма  и компенсаций при автокатастрофах. Специальные государственные фонды имеют положительное сальдо.

Действующая в Японии пенсионная система включает четыре элемента: личное страхование, фонды компаний, фонд министерства социального обеспечения, бюджетную базовую систему для  работающих по найму [4].

Большое значение для государства  имеет система почтово-сберегательных касс, остатком вкладов в которых  распоряжается государство. Величина поступающих денежных средств достаточно велика: например, в 1982г. система почтовых сбережений перевела в бюро доверительного фонда министерства финансов почти 7 трлн иен, что равнялось 22,4 % суммы  налоговых поступлений в государственный  бюджет. Вместе с доходами от страховых  и пенсионных фондов это составило 41,1% доходов государственного бюджета  от налогообложения. Основная часть  указанных средств концентрируется  в бюро доверительного фонда министерства финансов- одном из крупнейших банковских учреждений Японии.

Госсектор Японии представлен  финансами государственных предприятий. Балансы государственных предприятий  входят в центральный бюджет в  качестве специальных счетов.

В силу многих причин в Японии сложилось четкое разграничение  сфер приложения капитала: частного- в  производственную сферу, государственного- в инфраструктуру. Поэтому государственный  сектор не является серьезным конкурентом  ни в одной из областей производства и его функционирование, по существу, полностью подчинено интересам  частных корпораций. Госсектор Японии в отличии от стран Западной Европы если и конкурирует, то с частными финансовыми учреждениями, с частным транспортом.

Информация о работе Финансовая система Японии