Финансовая система РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Финансовые отношения образуют там, где есть фонды денежных средств. Только с появлением государства и регулярного товарно-денежного обращения возникает экономическая категория финансы.
Финансы объективно необходимы, их необходимость обусловлена существованием товарного производства, обращения, а также действием закона стоимости.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие финансовой системы…………………………………......5
1.1 Сущность финансовой системы…………………………………………….7
1.2 Структура финансовой системы……………………………………………8
Глава 2. Финансовая система РК…...………………………………………..10
2.1 Законодательные основы финансовой системы РК ……………………...10
2.2 Состояние и проблемы развития финансовой системы РК ……….……...12
2.3 Пути совершенствования финансовой системы ………………………… 16
Заключение……………………………………………………………………...21
Список использованной литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 93.23 Кб (Скачать)

Основная доля налоговых поступлений в 2006 году была обеспечена за счет налогов с  потребителей – 40,7% к общей сумме  налогов. 

В 2007 году доходы бюджета составят 15,3% к ВВП, в том  числе налоговые - 11,7%, в 2008 год соответственно - 16,4% и 12,2% к уровню ВВП. 

Для решения крупных  проблем, относящихся к общей  политике в области государственных  расходов, в 2006 году были начаты крупномасштабные реформы: по оптимизации сети и структуры  социальной сферы, реорганизации системы  центральных и местных исполнительных органов, реформированию жилищно-коммунального  хозяйства, социальной защиты и пенсионного  обеспечения населения. 

Приоритетными направлениями  расходования государственных средств  будут образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение. В целом, доля расходов на социальные программы по проекту бюджета  на 1998 год составила 61,5% всех расходов государства. 

Для решения социальных задач республики  в 2007 году правительством Республики Казахстан были предприняты  серьезные шаги по укреплению доходной части государственного бюджета. Основными  направлениями в данной области  явились усиление контроля за поступлениями налогов и работа с отдельными налогоплательщиками, совершенствование методов администрирования за сбором налогов, модернизация и компьютеризация налоговых служб республики. Однако эти меры не дали быстрого эффекта и в 2006 году финансовые возможности государственного бюджета были ограничены. В этой связи, основной акцент в бюджетной политике этого года был направлен на более эффективное управление государственной собственностью, рациональное использование государственных финансов, усиление контроля за целевым расходованием средств налогоплательщиков. Работа в этом направлении будет проводиться постоянно и систематически. 

Несмотря на дополнительную нагрузку на государственный бюджет в связи с реформированием  системы пенсионного обеспечения  и появлением весомых расходов по обслуживанию госдолга, правительство  выделило в бюджете 2006 года значительно большую сумму для инвестиционных программ, чем в предыдущих годах. Если в 2007 году бюджетные инвестиции предусматривались в размере 19,9 млрд. тенге, то в следующем из бюджета в приоритетные инвестиционные проекты за счет внешних источников было направлено 34 млрд. тенге, или около 400 млн. долл., что, в свою очередь, стимулировало значительный рост платежеспособного спроса и подъем экономики республики. 

Основными приоритетами государственной инвестиционной программы  являются развитие социальной и производственной инфраструктуры, а также активизация  жилищного строительства. В. перечень инвестиционных проектов входят проекты  по реабилитации системы образования, развитию дорожной сети, реконструкции  ирригационных систем и систем водоснабжения. Финансирование проектов предусматривается  за счет средств государственного бюджета, а также за счет средств, предоставляемых  иностранными донорами. 

Начиная с 1998 года, Министерство финансов отказывается от прямых кредитов Национального Банка. Для финансирования дефицита бюджета  в 1998 году были использованы только неинфляционные источники и рыночные методы заимствования на внутренних и внешних финансовых рынках. 

В 1997 году не было допущено ни одного дефолта по государственным  финансовым обязательствам, что серьезно укрепило имидж нашей страны как  надежного партнера в международных  делах. Впервые в истории Казахстана в ноябре 1996 года ему присвоен международный  кредитный рейтинг, позволивший  уже через месяц осуществить уверенную дебютную эмиссию евробондов в сумме 200 млн. долл. США на мировых финансовых рынках.  

По уровню привлечения  прямых иностранных инвестиций на душу населения республика уверенно входит в первую пятерку центрально- и  восточноевропейских стран, а также  СНГ. Совокупный приток прямых иностранных  инвестиций, по данным Европейского банка  реконструкции и развития, в экономику  Казахстана за период 1999-2006 гг. составил 2761 млн. долл. США. К сожалению, в ближайшем  будущем на внутренние ресурсы полагаться не приходится. Нужны передовой опыт, новые технологии и ноу-хау, управленческий и маркетинговые навыки. Вот почему мы прилагаем много усилий для  создания благоприятного инвестиционного  климата в стране. 

Можно подчеркнуть, что Казахстан имеет в настоящее  время достаточно совершенную законодательную  и институциональную базу для  эффективного привлечения и использования  иностранных инвестиций. Мы имеем  сегодня наиболее либеральный налоговый  режим по сравнению с другими  государствами СНГ, ограниченное число  налогов – их всего 11 против 45, существующих в старом налоговом законодательстве. [1]Немаловажное значение имеет и  то, что реформы в республике движутся вперед. По оценкам Всемирного Банка, Казахстан является инициатором  и лидером среди стран СНГ  в проведении реформ. 

Привлекая инвестиции в экономику страны, мы решаем и  еще одну важную социальную проблему – сохранение занятости населения. Это весьма актуально для Казахстана, поскольку в 1996 году статистическими  органами республики признано официально безработными – 391,7 тыс. чел. или 4,1% от экономически активного населения. 

Еще один фактор –  это структурные реформы. Согласно планам правительства, все радикальные  реформы должны быть завершены в  ближайшие два года. Транзитный статус казахстанской экономики, движущейся от административной системы к рыночной, перейдет в разряд более устоявшихся. Для этого есть все условия. Это и законодательная база рынка, и инвестиционные пакеты, и способ организации бюджетной, налоговой, валютной и антиинфляционной политики, и, наконец, способ организации самих отношений не только в экономике, но и в обществе. В республике создан достаточно прочный задел для устойчивого роста экономики в будущем.

2.3. Пути совершенствования  финансовой системы

Одной из актуальнейших  и принципиально важных проблем  сегодня является укрепление финансовой системы и обеспечение выхода национальной экономики на траекторию роста и социального развития. Это требует консолидации усилий как государственного аппарата, так и всей общественности, интеллектуального потенциала ученых и целенаправленной энергии предпринимателей. Именно от общих усилий и результативных действий зависит предоставление необратимости тем позитивным сдвигам, которые впервые достигнуты на пути стабилизации экономики и выхода ее из кризиса. 

       Перспективы развития финансовой  системы  на этапе рыночного  построения экономики и пути  ее кадрового и профессионального  обеспечения должны рассматриваться  в контексте их роли и влияния  на функционирование нашего общества. Общеизвестно, что финансы в экономике  по своему значению равноценны  кровеносной системе организма.  Они создают тесное переплетение  специфических финансовых сфер, как то – бюджет, казначейство, налогообложение, социальная защита, банковское дело или кредит, если  и будут доведены даже до  идеального состояния, не могут  позитивно влиять на экономику,  поскольку это отдельные звенья  единой цепи. Их необходимо усовершенствовать  одновременно.

    Такой  подход к решению назревших  проблем требует концентрации  внимания в разрезе двух плоскостей: оценки совершенствования имеющейся  в наличии финансовой системы  и механизмов ее функционирования  соответственно современных нужд  и оценки профессионализма персонала  финансовых служб и их способности  к реализации этих заданий.  Ведь учреждения финансовой системы  – это не абстрактные формирования, они представлены людьми, которые  на своих плечах несут нелегкую  ношу современных финансовых  проблем. Только профессионализм  и ответственность – залог  успеха в формировании управления  финансами и повышении эффективности  влияния финансовой системы на  социально-экономическое развитие  общества. 

По прошествии более чем десяти лет активных экономических реформ в Казахстане возникают такие вопросы как  экономическая роль государства  в финансовой сфере, роль государственных (общественных) финансов. 

Современная экономическая  глобализация - это в первую очередь  новый механизм принятия финансовых решений. Возникают совершенно новые  решения. Во-первых, решения, прямо влияющие на динамику национального дохода большинства  стран мира, не зависят от воли носителей  суверенитета на соответствующей национальной территории, т.е. от выбора избирателей, от предпочтений политиков и правительства  и т.д. Во-вторых, ключевые решения  принимаются теперь в существенной степени не публичными субъектами, а участниками финансового рынка, т.е. на микроэкономическом уровне. Новое  качество финансовой глобализации проявляется  в стремлении открытости рынков капитала. Эти потребности реализует новая  экономика поскольку она обеспечивает решение по крайней мере двух ключевых проблем[2]: 

·       немедленный доступ к максимальному  объему информации;  

·       предоставление инвестиционных, консультационных и прочих необходимых услуг максимально  широкому, глобальному кругу экономических  субъектов в режиме оn line.  

Несмотря на довольно развитую инфраструктуру, российский фондовый рынок пока не готов к  массовому привлечению, розничных  инвесторов, что позволило бы мобилизовать их, накопления, превратить их в инвестиции для реального сектора экономики[3]. На рынке оперируют в основном институциональные инвесторы. Для  населения фондовый рынок остается страшным и непонятным. Говоря языком теории, он недостаточно экономичен с  позиции транзакционных издержек. Надо отметить и недостаточное количество игроков на рынке, где в числе  лидеров по-прежнему выступают предприятия  металлургии, нефтегазовой отрасли  и энергетики. Инвесторам крайне не хватает ликвидных ценных бумаг. При этом доля производных цeнныx бумаг у нас совсем незначительна. Она составляет всего около 5%. Отсюда наиболее острой проблемой казахстанского фондового рынка остается невозможность удовлетворения растущего спроса со стороны портфельных инвесторов на качественные ценные бумаги. В условиях современного кризиса на фондовом рынке все эти проблемы только усугубились. 

Совершенно не разработана теоретически и не развита  на практике  также и проблема участия государства как субъекта финансового рынка. Пока на финансовом рынке Казахстана доминируют обязательства  частного сектора, хотя и планируется  увеличить чистые заимствования  государства на рынке гособлигаций.  

Казахстанский рынок  государственных облигаций зародился  начале 90х. В условиях, когда экономика рушилась, а налоговая система почти не работала, заимствования стали едва ли не основным инструментом пополнения федерального бюджета. Неудивительно, что почти за три года объем государственного внутреннего долга вырос более чем в 30 раз 

Фактор доверия  очень важен, и о нем должно постоянно заботится государство. Но не только об этом. Нельзя забывать и о важности институционального оформления инфраструктуры этого рынка. Между тем существующее ограничение участников рынка небольшим числом главных институциональных инвесторов в попытке создать "управляемый рынок" в значительной мере отпугивает новых участников, снижая объемы размещения облигаций.  

Другая болевая  точка трансформационной экономики - это мировые валютные отношения  и их дестабилизирующее воздействие  на состояние денежной системы национальной экономики. Сложившееся в мировой экономике второй половины ХХ в. доминирование одной, наиболее стабильной и распространенной национальной валюты - доллара – в качестве валюты международных расчетов придало доллару особую роль "валюты всех валют". Это привело к тому, что в периоды кризисов более слабых и зависимых экономик развивающихся стран начиналось "бегство" от национальной валюты к доллару, еще более усиливающее эти национальные кризисы. Образующийся таким образом феномен "бивалютного" денежного обращения и его отрицательные последствия со всей силой проявились в переходных экономиках, включая Казахстан. Курсовое соотношение тенге и доллара стало одним из основных индикаторов экономики, и экономическая стратегия государства ориентировалась на это соотношение.  

Однако начало XXI века приготовило новый вызов  мировой валютной системе, поставивший  трудные задачи перед экономической  наукой, призванной разработать основы государственной экономической  стратегии. Формируется второй "центр  силы" мировой валюте в лице евро, который после первых провалов усугубленных войной на Балканах, начал уверенно набирать силу. Одновременно с этим экономические интересы США, обусловленные конъюнктурными задачами преодоления рецессии, потребовали стимулирования экспорта для оживления национального производства, что и было произведено путем последовательного снижения курса доллара, Таким образом, две противoположные экономические тенденции: укрепления второй базовой валюты международных расчетов - евро и ослабление лидирующей мировой валюты - доллара создают новую архитектуру международных расчетов на валютных и финансовых pынкax, а также новые условия эффективности внешнеторговых сделок[4].  

Информация о работе Финансовая система РК