Финансовая система РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Финансовые отношения образуют там, где есть фонды денежных средств. Только с появлением государства и регулярного товарно-денежного обращения возникает экономическая категория финансы.
Финансы объективно необходимы, их необходимость обусловлена существованием товарного производства, обращения, а также действием закона стоимости.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие финансовой системы…………………………………......5
1.1 Сущность финансовой системы…………………………………………….7
1.2 Структура финансовой системы……………………………………………8
Глава 2. Финансовая система РК…...………………………………………..10
2.1 Законодательные основы финансовой системы РК ……………………...10
2.2 Состояние и проблемы развития финансовой системы РК ……….……...12
2.3 Пути совершенствования финансовой системы ………………………… 16
Заключение……………………………………………………………………...21
Список использованной литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 93.23 Кб (Скачать)

Допустим,  что  одна  система  создает   конкурентную   среду,   ведущую к технологическому прогрессу, но не позволяет сделать  количественный скачок  в объемах  производства  в  течение  короткого  времени,  а   другая   система  действует наоборот – позволяет  совершить быстрый скачок  в  короткое  время, но не создает конкурентную среду.  Если  у  нас  отсталое  либо  разрушенное войной государство, то мы можем применить второй вариант  финансовой  системы на  достаточно  небольшой   срок.   После   совершения   рывка   в   объемах производства, тогда, когда  потенциал этой системы  «выдохнется»,  мы  должны применить первый вариант  на неопределенный исторический срок. 

      Если мы  придумаем  какую-либо  иную  систему,  хорошо  обеспечивающую  разделение  труда,  то  она   может  быть  вполне  приемлемой. Единственным критерием ее приемлемости  может быть лишь  то,  насколько   удобно  при  этом осуществляется  товарообмен,  насколько  велики  издержки,  возникающие  при  этом, насколько она стимулирует  технический прогресс.

1.2 Структура финансовой  системы

 В современных  условиях финансовая система  состоит их четырех звеньев  –государственного бюджета, муниципальных финансов,  финансов  государственных предприятий и специальных правительственных фондов.  В  совокупности  они  и составляют   своеобразную    финансовую    основу    социально-экономической деятельности государства. 

      Разные звенья финансовой системы  обслуживают разные  виды  финансового  распределения:      

внутрихозяйственное     –     финансами     предприятий, 

внутриотраслевое   –   финансами   предприятий,   комплексов,   ассоциаций, 

межотраслевое   и   межтерриториальное    –    государственным    бюджетом, 

внебюджетными фондами. 

      Центральное место в финансовой  системе занимает государственный  бюджет–  самый  крупный  денежный  фонд,  который  использует правительство   для финансирования  своей  деятельности.  За   счет   государственного   бюджета содержатся  армия,  полиция,  значительная  часть  здравоохранения,  с   его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы. 

      В силу своего особого положения  государственный бюджет взаимодействует  с другими  звеньями  финансовой  системы,  оказывая  им  при   необходимости помощь. Она производится  путем передачи денежных  средств   из  центрального государственного   фонда   муниципальным    финансовым    фондам,    фондам государственных предприятий  и специальным правительственным  фондам.

 
 
 
 

Глава 2. Финансовая система РК

2.1. Законодательные  основы функционирования финансовой  системы в РК 

Финансовая система  состоит из большого количества сфер и звеньев и только проанализировав  ее можно понять как такой сложный механизм может функционировать. А источником и регулятором финансовой системы выступают законодательные и правовые акты. Именно на основании их можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять как аккумулируются и распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы. В данной курсовой работе мы рассмотрим несколько законодательных и правовых актов, которые составляют основу финансовой системы. Государственные финансы выступают одной из главных сфер финансовой системы и государственный бюджет - одно из самых больших их свеньев. Именно в нем объединяются самые главные доходы и расходы государства. Бюджет своим инструментарием объединяет такие основные финансовые категории как налоги, расходы, государственный кредит и другие, в их взаимодействие и динамике. Рассматривая социально-экономичесую сущность государственного бюджета следует отметить, что она определяется:  

·       Способом производства 

·       Наличием формы собственности на средства производства  

·       Функционированием основных экономических  законов государства 

·       Характером производственных отношений 

·       Природой, целями и задачами государства  

·       Содержание социально-экономической  сущности государственного бюджета  проявляется в том, что он одновременно является 

·       Перерсспределения НД  

·       Инструментом государственного регулирования  и стимулирования экономики 

·       Инструментом эффективного воздествия на процессы расширенного воспроизводства  

·       Ведущим звеном финансовой и бюджетной  системы государства  

В бюджете в  условиях современности централизуется значительная часть денежных ресурсов, которые являются необходимым условием для реализации государством своих  функций, таких как экономическая, социальная, политическая. Бюджет является составной бюджетной системы. А  бюджетная система регламентируется «Законом Казахстана о бюджетной  системе» 

Закон Республики Казахстан от 04.12.2008 N 96-4

"О республиканском  бюджете на 2009-2011 годы"  Утверждает  республиканский бюджет на 2009 - 2011 годы согласно приложениям 1, 2 и 3 соответственно, в том числе  на 2009 год в объемах на доходы - 2 845 331 476 тысяч тенге, в том  числе по налоговым поступлениям - 1 827 322 214 тысяч тенге,неналоговым поступлениям - 55 352 958 тысяч тенге, поступлениям от продажи основного капитала - 17 957 823 тысяч тенге, поступлениям трансфертов - 944 698 481 тысячи тенге. На затраты выделить 3 175 298 064 тысяч тенге, на чистое бюджетное кредитование - 46 154 983 тысяч тенге, в том числе, бюджетные кредиты - 60 177 000 тысяч тенге. Так же в законе говориться о сальдо по операциям с финансовыми активами - 195 242 554 тысяч тенге, в сальдо входит: приобретение финансовых активов - 196 742 554 тысяч тенге; поступления от продажи финансовых активов государства - 1 500 000 тысяч тенге. Дефецит на 2009 год составил  -571 364 125 тысяч тенге, или 3,4 процента к валовому внутреннему продукту страны. Из госбюджета выделяеться 571 364 125 тысяч тенге на погашение этого дефецита. Так же закон предусматривает пополнение в республиканском бюджете на 2009 год поступлением арендных плат за пользование Российской Федерацией комплексом "Байконур" в сумме 14 202 500 тысяч тенге и военными полигонами в сумме 3 061 071 тысячи тенге. Закон так же устанавливает что в доход соответствующего бюджета зачисляются: По коду "Налог на добычу полезных ископаемых" классификации доходов единой бюджетной классификации - задолженность недропользователей по роялти, а также роялти по контрактам на недропользование, в которых сохраняются гарантии стабильности налогового режима.По коду "Социальный налог" классификации доходов единой бюджетной классификации - задолженность по взносам, ранее перечислявшимся в Пенсионный фонд, Государственный центр по выплате пенсий, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд государственного социального страхования, Фонд содействия занятости, а также отчисления пользователей автомобильных дорог, ранее поступавшие в Дорожный фонд. При этом налогоплательщики, осуществляющие деятельность по контрактам на недропользование, в которых сохраняются гарантии стабильности налогового режима, уменьшают вышеуказанные отчисления или социальный налог на сумму отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленную в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об обязательном социальном страховании".По коду "Бензин (за исключением авиационного) собственного производства, реализуемый производителями оптом" - задолженность по сбору с бензина, ранее поступавшему в Дорожный фонд. По коду "Дизельное топливо собственного производства, реализуемое производителями оптом" - задолженность по сбору с дизельного топлива, ранее поступавшему в Дороженый фонд. Закон так же предусматривает отрицательное сальдо, образовавшееся по состоянию на 31 декабря 1998 года в результате превышения сумм начисленных работодателями пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, выплачивавшихся из Фонда государственного социального страхования, над начисленной суммой отчислений в указанный фонд, ежемесячно засчитывается в счет уплаты социального налога в пределах 4 процентов от фонда заработной платы.  

2.2. Состояние и  проблемы развития финансовой  системы РК 

        По мнению многих экспертов,  Казахстан уже преодолел наиболее  болезненный после достижения  финансовой стабилизации пик  структурных экономических преобразований  и добился заметных успехов,  реализуя собственную стратегию  и, тактику экономических реформ. 

В Казахстане за пятнадцать лет независимости полностью  изменилась система экономических  и социальных отношений. Со времени  начала в 1994 году глобальных экономических  реформ в значительной мере достигнута финансовая стабилизация, близится к  завершению приватизация всей государственной  собственности, наметился подъем производства. Если в 1993 году инфляция составляла свыше  двух тысяч процентов, то в 2001 году она  снизилась до 23,7%,

 а сегодня  составляет около 7-9 %.  Произошли  практически полная либерализация  цен и отмена большинства ограничений  в сфере внешней торговли. 

В 1996 году впервые  за последние годы был обеспечен  рост валового внутреннего продукта по сравнению с предыдущим годом  на 0,5 %. Ставка рефинансирования Национального  Банка Республики Казахстан, достигавшая  в середине 1994 года 450-480%, снизилась  более чем в 20 раз.   

Проведение рациональной политики государственных расходов обеспечило снижение уровня дефицита бюджета. 

В свою очередь, это  позволило заложить прочный фундамент  обеспечения финансовой стабилизации экономики: созданы реальные предпосылки  привлечения инвестиций, способствующие умеренному экономическому росту, подъему  и структурной перестройке национальной экономики и улучшения на этой основе качества жизни населения.  

Одним из основных разделов правительственной программы  по углублению реформ являлось реформирование системы управления финансовыми  ресурсами страны и ее адаптация  к рыночным условиям. В этой связи, в последние годы усилия правительства  были направлены прежде всего на рационализацию бюджетных расходов, укрепление финансовой дисциплины, создание реального собственника и стимулирование привлечения инвестиций в развитие экономики республики, совершенствование межбюджетных отношений и формирование эффективного механизма управления государственным внешним и внутренним долгом, укрепление и развитие рынка государственных ценных бумаг и других инструментов рыночной инфраструктуры. 

Несмотря на сложность  экономической ситуации, в последние  годы из республиканского бюджета выделялись значительные средства на поддержку  отечественных товаропроизводителей, санацию и реабилитацию государственных  предприятий, финансирование инвестиционных и социальных проектов, объектов малого и среднего бизнеса. В частности, только в 200б году на эти цели направлено свыше 15% бюджетных средств, или 26,9 млрд. тенге, в том числе на развитие агропромышленного комплекса - 9,8 млрд. тенге, или 91,4% к прогнозу. Кредиты  для финансирования инвестиционных проектов составили 3,6 млрд. тенге, или 99,5% к плану, а Реабилитационному  банку на проведение процедур по неплатежеспособным предприятиям – 5,8 млрд. тенге, или 97,1% к плану. 

С целью привлечения  иностранного капитала для расширения производства и приобретения навыков  по маркетингу и управлению в 2005- 2006 годы осуществлялась передача ряда крупных  предприятий черной и цветной  металлургии, химической отрасли иностранным  инвесторам. Можно, конечно, как угодно критиковать правительство за эти  меры, тем более, что никто не застрахован от ошибок в таком чрезвычайно сложном и абсолютно новом для нас деле, но факт остается фактом. Этими предприятиями только за 2006 год произведено продукции более чем на 190 млрд. тенге, что составляет почти 28% от общего объема промышленной продукции. 

По сравнению  с соответствующим периодом 2005 года возросло производство стали (на 6%), проката  готового (на 7%), меди рафинированной (в 1,4 раза), магния и магниевых сплавов (в 1,5 раза), свинца в концентрате (на 5,8%), глинозема (на 5,8%). Возросло также производство железной руды и чугуна. Но самое главное – здесь удалось сохранить занятость, избежать крупных социальных конфликтов и сейчас предпринимаются меры по усилению контроля за налоговыми поступлениями от этих предприятий. Ключевой задачей правительства остается создание реального собственника, что позволит расширить доходную базу бюджета. В 2006 году значительно ускорились темпы проведения приватизации в соответствии с отдельными индивидуальными проектами. В настоящее время почти все крупные предприятия находится в частных руках. На данном этапе проводится большая работа по завершению приватизации объектов по индивидуальным проектам.  

Вместе с тем, как и в других странах с  переходной экономикой, развитие бюджетной  сферы за последние годы у нас  сдерживалось снижением уровня государственных  доходов, как следствие жесточайшего кризиса и высокой инфляции в  предыдущие годы, ухудшения финансового  состояния и финансовой дисциплины, прежде всего, на государственных предприятиях, слабого налогового администрирования  и сложностей с налогообложением растущего частного сектора. К примеру, доходы государственного бюджета к уровню ВВП снизились с 22,3% а 2003 году до 16,9% в 2006 году, в том числе налоговых поступлений с 15,6% до 11% к ВВП. 

Информация о работе Финансовая система РК