Финансовая система и характеристика её звеньев

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:12, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть финансовую систему как совокупность сфер финансовых отношений, в том числе на примере таких звеньев как бюджетная система и финансы организаций.
Задачи контрольной:
Раскрыть содержание и сущность финансовой системы.
Рассмотреть состав и структуру финансовой системы.
Рассмотреть бюджетную систему как важнейшую часть финансовой системы.
Раскрыть понятие финансы организаций как части финансовой системы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….4
1. Понятие финансовой системы и её состав
1.1. Понятие финансовой системы, типы финансовых систем…………5-10
1.2. Состав и структура финансовой системы………………………….10-14
2. Бюджетная система как звено финансовой системы
2.1. Понятие бюджетной системы………………………………………..14-18
2.2. Бюджет государства………………………………………………….18-19
2.3. Основные параметры бюджета 2009-2011 (доходы и расходы)…. 19-22
3. Финансы организаций как звено финансовой системы
3.1. Понятие и сущность финансов организаций………………………23-24
3.2. Принципы организации финансов предприятий………………….24-25
3.3. Основной капитал, оборотный капитал, прибыль организации….25-27
3.3. Роль финансов организаций в финансовой системе………………..27-29
Заключение…………………………………………………………………..29-30
Список используемой литературы…………………………………………….31

Файлы: 1 файл

контрольная Финансы.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

    Взаимосвязь и взаимозависимость составных  звеньев финансовой системы обусловлены  единой сущностью финансов.

    Через финансовую систему государство  воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы федерального бюджета, государственный кредит. 

    1.2. Состав и структура финансовой  системы. 

    Структура финансовой системы - это совокупность её элементов и связей между ними.

    Финансовая система состоит из трёх основных элементов:

1. совокупность  сфер и звеньев финансовых  отношений (собственно финансовая  система в узком понимании);

2. совокупность  создаваемых в каждом звене  денежных фондов;

3. система  финансовых органов - финансовый аппарат (инфраструктура финансовой системы), или финансовая система с точки зрения управления финансами.

    Финансовая  система - 1) вся совокупность звеньев  и сфер; 2) совокупность учреждений финансовой системы, которая существует на предприятии, в государстве и т.д.

    Первая  сфера, где необходимы финансы - государство. Система, с помощью которой государство  собирает и расходует средства называется государственные финансы.

    Кроме государства существуют различного рода предприятия, следовательно, вторая сфера называется финансы предприятий. Это инструмент, с помощью которого предприятие собирает средства.

Третья  сфера - прочие финансы (в том числе  финансы страхования).

    Звенья  первой сферы:

    1. Федеральный бюджет;

    2. Внебюджетные фонды (денежные  средства, которые концентрируются в руках неправительственных, но государственных организаций):

    · Пенсионный фонд;

    · Фонд социального обеспечения (концентрирует  деньги, предназначенные на оплату отпусков, больничных и т.д.);

    · Фонд обязательного медицинского страхования.

    Правительство стремится распоряжаться этими  фондами, так как в них оседают  колоссальные средства, которые правительство  может использовать для своих  целей.

    3. Государственный кредит 

    Звенья  второй сферы (финансы предприятий):

    1) финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;

    2) финансы учреждений и организаций,  которые осуществляют некоммерческую  деятельность;

    3) финансы общественных объединений  (профсоюзов, политических партий, общественных  фондов);

    Страхование - специфическая сфера, которая имеет свои звенья:

    1) Социальное страхование;

    2) Личное страхование;

    3) Имущественное страхование;

    4) Страхование ответственности;

    5) Страхование предпринимательских  рисков.

    Разграничение финансовой системы на отдельные  звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

    Каждому звену системы финансов присущи  свои специфические формы и методы образования и использования  денежных фондов и доходов

    Финансовые  системы разных стран имеют разный состав, что определяется разными  государственными структурами и  организационно - правовыми формами.

    Следует иметь в виду, что первичные  доходы сферы финансов частных и  государственных предприятий, а  также доходы граждан создают основу системы финансов любого государства. И это не только теоретическое предположение, поскольку вся совокупность этих ресурсов отражается в сводном балансе финансовых ресурсов России. В целом, вся система финансов состоит из двух укрупненных подсистем (сфер):

· государственных  и муниципальных финансов

· финансов хозяйствующих субъектов.

    Как уже говорилось ранее, классификационным  признаком такого деления является роль субъекта в общественном воспроизводстве. В соответствии с этим критерием имеются различия в потребностях финансовых ресурсов и соответственно финансовых фондов.

    Так, непосредственно участники общественного  воспроизводства, организации и  граждане, занимающиеся предпринимательской  деятельностью, производят товары и занимаются оказанием услуг. Для осуществления своей деятельности им необходимы финансовые ресурсы, которые обеспечили бы процесс производства, необходимая сумма денежных средств.

    Таким образом, для субъектов хозяйствования будут характерны такие финансовые отношения, которые будут обеспечивать непрерывность процесса производства товаров и оказания услуг.

    Каждая  сфера финансовой системы в свою очередь имеет структурные элементы. Финансы субъектов хозяйствования выступают исходным финансовой системы, так как именно в этой сфере происходит формирование первичных доходов и финансовых ресурсов и начинаются прочие распределения и перераспределения стоимости.

    Группировка финансовых отношений внутри сферы  субъекта хозяйствования осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта. Он оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов и порядок их использования. Часть организаций в качестве целей своей деятельности, преследует извлечение прибыли, они являются коммерческими. Помимо коммерческих организаций для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей общества в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах.

    Такие организации не преследуют цель получения прибыли и не распределяют полученную прибыль между учредителями. Финансовые ресурсы им необходимы только для осуществления своей уставной деятельности. Это также оказывает влияние на состав финансовых отношений, участниками которых являются такие организации.

    Участниками товарного производства также выступают  ПБЮЛ (предприятия без образования  юридического лица). Под деятельностью  таких предприятий понимается самостоятельная, осуществляющаяся на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке.

    Таким образом, выделяют следующие звенья в сфере субъектов хозяйствования:

· финансы  коммерческих организаций;

· финансы  некоммерческих организаций;

· финансы  ПБЮЛ.

Сфера финансов государственные и муниципальные  финансы состоит из двух звеньев:

· финансы  государственного бюджета;

· финансы  внебюджетных фондов.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет, имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, даёт государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач. 
 

   2. Бюджетная система как звено  финансовой системы.

       2.1. Понятие бюджетной системы 

  Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов), местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

     Таким образом, бюджетная система любого государства представляет собой совокупность бюджетов государственно-территориальных и административно-территориальных образований, находящихся в определенной взаимосвязи друг с другом на основе принципов, установленных законодательством. Состав бюджетов, входящих в бюджетную систему, и формы их взаимосвязей зависят от типа государственного устройства страны (федеративного или унитарного). Последнее определяет административно-территориальное деление страны, уровни государственной власти и соответствующие им органы государственной власти, основы разграничения полномочий между ними.

     Как и любая система, представляющая совокупность элементов, находящихся в определенной взаимосвязи, бюджетная система состоит из отдельных элементов - видов бюджетов и уровней бюджетной системы.

     «Вид  бюджета означает форму образования  и расходования бюджетных ресурсов определенного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Совокупность определенных видов бюджета, соответствующих определенному уровню государственной власти или местного самоуправления, представляет уровень или звено бюджетной системы.»

     «Бюджетная  система государства структурно определяется степенью распределения полномочий между органами власти различных уровней по отношению к концентрации финансовых средств и их распределению. С этой точки зрения государства можно подразделить на три типа: унитарные, федеративные и конфедеративные». [3, с. 20]

       «Бюджетная система Российской  Федерации - совокупность федерального  бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов, основанная  на экономических отношениях, государственном устройстве РФ и регулируемая нормами права» [3, с. 23]

     Бюджетная система РФ представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе:

     -формирования  доходов и осуществления расходов  бюджетов всех уровней системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

     -составления  и рассмотрения проектов бюджетов  системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением.

     Таким образом, государственный бюджет, являясь  для государства средством аккумулирования  финансовых ресурсов, даёт государственной  власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

     Государственные и муниципальные финансы состоят  из двух звеньев:

  • финансы государственного бюджета;
  • финансы внебюджетных фондов.

   Федеральный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

   Федеральный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным собранием как закон. Через федеральный бюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансиро-вания народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возмож-ность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

   Федеральный бюджет характеризуется следующими чертами:

- носит ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета,

  - формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов.

Основные функции  бюджета:

· перераспределение  национального дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями  деятельности, социальными группами населения;

Информация о работе Финансовая система и характеристика её звеньев