Финансовая система и характеристика её звеньев

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:12, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть финансовую систему как совокупность сфер финансовых отношений, в том числе на примере таких звеньев как бюджетная система и финансы организаций.
Задачи контрольной:
Раскрыть содержание и сущность финансовой системы.
Рассмотреть состав и структуру финансовой системы.
Рассмотреть бюджетную систему как важнейшую часть финансовой системы.
Раскрыть понятие финансы организаций как части финансовой системы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….4
1. Понятие финансовой системы и её состав
1.1. Понятие финансовой системы, типы финансовых систем…………5-10
1.2. Состав и структура финансовой системы………………………….10-14
2. Бюджетная система как звено финансовой системы
2.1. Понятие бюджетной системы………………………………………..14-18
2.2. Бюджет государства………………………………………………….18-19
2.3. Основные параметры бюджета 2009-2011 (доходы и расходы)…. 19-22
3. Финансы организаций как звено финансовой системы
3.1. Понятие и сущность финансов организаций………………………23-24
3.2. Принципы организации финансов предприятий………………….24-25
3.3. Основной капитал, оборотный капитал, прибыль организации….25-27
3.3. Роль финансов организаций в финансовой системе………………..27-29
Заключение…………………………………………………………………..29-30
Список используемой литературы…………………………………………….31

Файлы: 1 файл

контрольная Финансы.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

· государственное  регулирование и стимулирование экономики;

· финансовое обеспечение  финансовой политики;

· контроль за образованием и использованием централизованного  фонда денежных средств.

   Государственный внебюджетный фонд – это форма  образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевое назначение. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.

   Одним из звеньев общегосударственных  финансов являются внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды - это средства Федерального правительства и местных властей, связанные с Фи-нансированием  расходов, не включаемых в бюджет. Формирова-ние внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.

   Организационно  внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Основными по размерам и значению являются социальные фонды - Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного меди-цинского страхования. Общие доходы (и расходы) всех внебюджетных фондов за последние годы превышали 60% доходов государственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго це-левое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

   Обособленное  функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать  важнейшие социальные мероприятия. В отличие от федерального бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой - дает возмож-ность расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля над расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов. 

    2.2. Бюджет государства  

    В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации дается следующее определение бюджета:

    бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.

    Роль  бюджета как финансовой базы деятельности органов власти определяется системой хозяйствования, принятой в стране; задачами, решаемыми обществом; историческими и национальными традициями.

    Именно  с помощью бюджета государство  имеет возможность сосредоточивать  финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства [12, с. 3]. 
 

    2.3 Основные параметры бюджета 2009-2011 (доходы и расходы) 
 

    Формирование  доходов федерального бюджета на 2009 год и на период до 2011 года осуществлялось на основе сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2009-2011 года, основных направлений налоговой  и бюджетной политики на 2009-2011 года и оценки поступлений доходов в федеральный бюджет в 2008 году.

    Минэкономразвития РФ в 2008 г. разработало прогноз социально-экономического развития РФ на период до 2011 года по двум основным вариантам.

    Так, в основных вариантах прогноза заложены одинаковые прогнозные оценки мировых цен на нефть - умеренное снижение средней цены на нефть Urals с 112 долл/баррель в 2008 г до 88 долл/баррель в 2011года. Различия по вариантам объясняются, прежде всего, изменением динамики конкурентоспособности российского бизнеса и эффективностью реализации правительственных мер по усилению инновационного характера российской экономики и ее диверсификации.

    Первый  вариант - инерционный - отражает развитие российской экономики в условиях замедления роста экспорта углеводородов при относительном ухудшении конкурентоспособности отечественной продукции на фоне нарастающих кризисных процессов на рынке ипотеки в США и мировых финансовых рынках. Это проявляется в торможении инвестиционной активности, значительном снижении темпов роста банковского кредитования и относительно более высоком вкладе импорта в удовлетворение внутреннего спроса. Темпы роста ВВП снижаются с 8,1 % в 2007 г до 5,4--5,9 % в 2010--2011 годах.

    Второй  вариант - инновационный - ориентируется  на относительное улучшение конкурентоспособности российского бизнеса, сохранение высокой инвестиционной активности и осуществление ряда крупных инфраструктурных проектов, устойчивое развитие банковской системы и повышение ее вклада в рост экономики. Темпы роста ВВП в 2009--2011 годы прогнозируются на уровне 6,2--6,7%.

    В инновационном варианте предусматривается  увеличение затрат на НИОКР, образование  и здравоохранение и повышение  эффективности этих сфер, что влияет не столько на текущие темпы роста  экономики, сколько на качество экономического роста и разворот российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития.

    В качестве основного для разработки параметров федерального бюджета на 2009-2011 годы предлагается второй вариант  прогноза - инновационный.

    В соответствии с Федеральным Законом  от 31 октября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном  бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» представлены следующие  основные характеристики бюджета:

    Доходы: в 2009 году - 10 927,1 млрд. руб. (18,98% ВВП); в 2010 году - 11 733,6 млрд. руб. (18,81% ВВП) и в 2011 году - 12 839,0 млрд. руб. (18,06% ВВП), из них нефтегазовые: в 2009 году - 4 692,5 млрд. руб. (6,81% к ВВП), в 2010 и 2011 годах 4 536,2 млрд. руб. (5,93% к ВВП) и 4 637,5 млрд. руб. (5,24% к ВВП) соответственно.

    Объем Резервного фонда: в 2009 году (на конец  года) - 5 147, 5 млрд. руб.; в 2010 году - 5 914,6 млрд. руб. и в 2011 году - 6 761,0 млрд. руб.

    Объем Фонда национального благосостояния: в 2009 году - 3 331,1 млрд. руб.; в 2010 году - 4 588,1 млрд. руб.; в 2011 году - 6 080,1 млрд. руб.

    Объем Инвестиционного фонда: в 2009 году - 252,6 млрд. руб.; в 2010 году - 100,0 млрд. руб.

    На  обеспечение функционирования и  развития автодорог будут направлены 239,2 млрд. руб. в 2009 году, 410,7 млрд. руб. в 2010 году и 529,4 млрд. руб. в 2011 году.

    Объем ВВП: в 2009 г. - 51 475 млрд. руб. (106,0% к 2006 году), в 2010 году - 59 146 млрд. руб.; в 2011 году - 67 610 млрд. руб.

    Уровень инфляции: в 2009 году - 8,5%; в 2010 году - 7,0%; в 2011 году - 6,8%.

    Среднегодовой курс рубля к доллару США: 24,7 в 2009 году; 26,0 - в 2010 году и 27,3 - в 2011 году.

    Функциональная  структура расходов О федеральном  бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: Федеральный закон  РФ от 31 октября 2008 г., №204-ФЗ.

    Структура расходов и их динамика представлена в таблице 1. 

Наименование 2008

млрд. руб.

2009

млрд. руб.

2010

млрд. руб.

2011

млрд. руб.

Всего 7021,9 9024,70 10320,3 11317,7
Общегосударственные вопросы 870,3 1317,4 1236,8 1203,9
Национальная  оборона 1016,7 1277,5 1390,7 1480,5
Национальная  безопасность 827,2 1085,9 1198,3 1266,1
Национальная  экономика 771,3 1039,4 1181,2 1384,8
ЖКХ 64 107,7 118,3 110,3
Охрана  окружающей среды 9,9 13,8 17,7 15,1
Образование 336,1 423,1 468,8 484,9
Культура, СМИ 93,7 113,9 114,4 114,4
Здравоохранение и спорт 230 365,8 379,4 382,2
Социальная  политика 275,6 297,7 338,6 307,9
Межбюджетные  трансферты 2527,3 2982 3621,1 4001,7

 
 
 

    Продолжится реализация приоритетных национальных проектов:

    - «Образование» - объем расходов в 2009 году - 30,9 млрд. руб., в 2010 году - 7,9 млрд. руб. и в 2011 году - 7,9 млрд. руб.;

    - «Здоровье» - в 2009 году - 111,9 млрд. руб., в 2010 году - 105,9 млрд. руб. и в  2011 году 109,3- млрд. руб.;

    - «Доступное и комфортное жилье  - гражданам России» - в 2009 году - 91,2 млрд. руб., в 2010 году - 69,1 млрд. руб., в 2011 году - 10,6 млрд. руб.

    - Государственная программа развития  сельского хозяйства и регулирования  рынков сельхозпродуктов, сырья  и продовольствия: на 2009 год - 120 млрд. руб.; на 2010 год - 140 млрд. руб. и 2011 год - 146 млрд. руб.

    Как мы видим, по многим ключевым позициям прогнозируется рост. Бюджет 2009 г. назван социальным бюджетом, в виду больших  расходов на социальную сферу [11,с.9]. 
 
 
 
 
 

3. Финансы  организаций как звено финансовой системы

3.1. Понятие  и сущность финансов организаций 
 

   Финансы организаций – совокупность денежных или финансовых отношений, возникающих у субъектов хозяйствования по поводу формирования фактических и (или) потенциальных фондов денежных средств, их распределения и использования на нужды производства и потребления. Финансовая наука изучает не ресурсы как таковые, а отношения, возникающие на основе образования и использования этих ресурсов.

    Существование финансов предприятий связано с  наличием товарно-денежных отношений. Реализация продукции и услуг осуществляется путем купли и продажи за деньги по ценам, отражающим стоимость товара. Но сами деньги не являются финансами. Это особый товар, посредством которого определяется и выражается стоимость всех остальных товаров и происходит их обращение. Финансы – это экономические отношения, осуществляемые посредством оборота денег, т.е. денежных отношений. [7, с. 210]

    Необходимым условием возникновения финансовых отношений является движение стоимости  в процессе создания, распределения и использования совокупного общественного продукта, национального дохода и национального богатства.

    Финансы предприятий – относительно самостоятельная сфера системны финансов государства, охватывающая круг денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятий на основе управления их денежными потоками.

Информация о работе Финансовая система и характеристика её звеньев