Финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:57, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время многие предприятия финансируют свою деятельность как за счет собственных, так и заемных средств.
Прежде всего, заемные средства необходимы для финансирования растущих предприятий, когда темпы роста собственных источников отстают от темпов роста предприятия, для модернизации производства, освоения новых видов продукции, расширения своей доли на рынке, приобретения другого бизнеса и т.д. Инфляция и недостаток собственных оборотных средств вынуждают большинство предприятий привлекать заемные средства для финансирования оборотного капитала.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ВИДЫ КРЕДИТА………………………………………………………….....5
2. ФАКТОРИНГ………………………………………………………………...11
3. ЦЕЛЕЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАЁМНЫХ СРЕДСТВ .....................13
4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ В ДЕЙСТВИЯХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА………………………………………...………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……….24СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…25

Файлы: 1 файл

контрольная по финансовой политике.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

 

2. ФАКТОРИНГ


      Факторинговые операции как вид торгово-комиссионных операций возникли в XVI—XVII вв. Сначала это были операции специализированных торговых посредников, а затем — торговых банков. В процессе хозяйственной деятельности у предприятий может возникнуть потребность в немедленном превращении дебиторской задолженности в реальные деньги с помощью факторинга.

Факторинг — торгово-комиссионная операция, связанная с уступкой поставщиком другому лицу (фактору) подлежащих оплате плательщиком (покупателем) долговых требований (платежных документов за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги) и передачей фактору права получения платежа по ним.
В роли факторов могут выступать банки, небанковские кредитно-финансовые и другие организации. Для занятия факторинговой деятельностью фактор должен иметь соответствующее разрешение Национального банка, предоставляющее право осуществлять финансирование под уступку денежного требования (факторинг) в валюте факторинга[5].

По договору финансирования под уступку денежного требования (факторинга) одна сторона (фактор) обязуется другой стороне (кредитору) вступить в денежное обязательство между кредитором и должником на стороне кредитора путем выплаты кредитору суммы денежного обязательства должника с дисконтом.

Основным принципом факторинга является возмещение фактором поставщику части суммы платежа по долговым требованиям к плательщикам. Перечисление остальной суммы платежа за поставленные товары осуществляется фактором после поступления средств от плательщика. Однако может иметь место незамедлительное возмещение поставщику полной суммы долга (за вычетом комиссионного вознаграждения и процента за кредит).

Поставщик предварительно получает определенную сумму (меньше всей стоимости товара) непосредственно от обслуживающей его факторинговой фирмы в момент отгрузки товара покупателю (до оплаты его покупателем), а остальная часть суммы выплачивается в течение определенного, оговоренного в до­говоре, срока, после платежа факторинговой компании покупателем или независимо от поступления средств от покупателя. Таким образом, поставщик сразу получает значительную сумму за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, а остальную часть — в строго оговоренные сроки. Неполная оплата счетов в момент приобретения служит для факторинговой фирмы гарантией от возможных убытков в связи с какими-либо обстоятельствами (например, недопоставкой продукции поставщиком, отказом дебитора от оплаты и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ЦЕЛЕЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАЁМНЫХ СРЕДСТВ

 

       Порядок учета расходов по кредитам является, пожалуй, одним из самых проработанных налоговых вопросов. Обширная переписка налогоплательщиков с налоговыми органами, а также богатая арбитражная практика позволяют подвести положительный итог в проблеме отнесения на себестоимость расходов по кредитам. Вдохновляет тот факт, что судебная практика носит единообразный характер, нацеливает на дух, а не букву закона. Это дает основания даже в новой, незнакомой ситуации предполагать исход дела в случае конфликта с налоговыми органами.

Каждая организация должна стремиться к тому, чтобы расходы по обслуживанию кредита, включая процентные и иные выплаты, в полном объеме относились в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (НОБпоНП). Если эта цель не достигнута, то следует обратить внимание на данный вопрос и доработать его, поскольку непреодолимых препятствий для нормально работающей организации нет. Безусловного признания процентов по кредиту в НК РФ не предусмотрено, что не означает стремления государства как-то ухудшить финансовое положение налогоплательщиков. Особый порядок регулирования процентов лишь призван оградить бюджет от противоправных схем снижения налогов, в данном случае с использованием заемных отношений. В пользу данного утверждения говорят следующие факты:

1) выраженная в судебных актах позиция арбитража, направленная на защиту прав налогоплательщиков в случае наличия разумных оснований использования заемных средств[6];

2) временный "кризисный" порядок признания процентов по кредитам, установленный Правительством РФ как мера, призванная облегчить тяготы финансового кризиса;

3) окончательное разрешение вопроса о критериях сопоставимости кредитов в пользу "выданных", а не "полученных" заемных средств. Данный порядок расширяет возможности списания процентов на себестоимость и выражает интересы большинства налогоплательщиков.

В целом проблему признания расходов по кредиту в уменьшение НОБпоНП можно разделить на три части:

1. Целевое использование кредита как основание для отнесения расходов по нему в уменьшение НОБпоНП.

2. Порядок признания процентов по долговым обязательствам в составе расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль.

3. Основания для отнесения в уменьшение НОБпоНП иных, кроме процентных, выплат по кредитному договору.

Как мы заявили в начале статьи, в настоящее время не существует барьеров, мешающих относить на себестоимость проценты и другие расходы по кредитам, при условии экономической оправданности деятельности налогоплательщика. Чтобы судом по причине ненадлежащего использования заемных средств не были признаны проценты, нужно быть участником противоправной схемы ухода от налогов; в других случаях суды идут навстречу налогоплательщикам. Получение кредитов по ставке, более чем на 20% превышающей средний уровень процентов по сопоставимым кредитам (по банковскому портфелю), свидетельствует о незавидном финансовом положении заемщика или недоработках в переговорном процессе с банком. И то и другое вполне поправимо, хотя признаем, что это займет определенное время. И наконец, если у вас не были признаны в составе затрат сопутствующие кредиту банковские комиссии, то, скорее всего, суд усмотрел наличие схемы, маскирующей перераспределение денежных потоков между заемщиком и банком.

В рамках настоящей работы мы остановимся на вопросе целевого использования заемных средств как основания для включения расходов по кредиту в уменьшение НОБпоНП.

4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ В ДЕЙСТВИЯХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

 

Чтобы начать рассмотрение вопроса в целом, определим зону контроля действий налогоплательщика со стороны налоговых органов и судов. Коммерческие организации созданы в целях извлечения прибыли, при этом они профессионально берут на себя риски, которые могут реализоваться в неполучении желаемой прибыли, как худший (но законный!) вариант - в убытках. Налоговые органы при проверках не оставляют без внимания экономические аспекты деятельности налогоплательщика. Бюджету как получателю части дохода, зарабатываемого коммерческим сектором, выгодна рентабельная деятельность налогоплательщика. Налоговики, выражая интересы бюджета, исследуют сделки на предмет действительных намерений налогоплательщика с целью выявить умысел на уклонение от налогов. Нам, стоящим по другую сторону барьера, следует знать, что в соответствии с ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

В Постановлении КС РФ от 24.02.2004 N 3-П указано, что судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений субъектов предпринимательской деятельности, которые обладают самостоятельностью и широкой дискрецией при принятии решений в сфере бизнеса. Следовательно, суды не оценивают экономическую целесообразность предпринимательской деятельности, поскольку в силу ее рискового характера существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов.

Рассматривая споры, арбитры целиком руководствуются вышеуказанными рамками судебного контроля прав собственности. В развитие данного положения приведем доводы судебных органов. В налоговом законодательстве понятие экономической целесообразности не используется, и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности[7]. В связи, с чем обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. От налогоплательщика требуется, чтобы он руководствовался намерением получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате (Постановление ФАС ВСО от 18.02.2010 по делу N А33-5756/2009).

Подведем итоги:

1) деятельность налогоплательщика должна быть направлена на извлечение прибыли (основная цель коммерческой организации);

2) рисковый характер деятельности предполагает, что цель может быть не достигнута;

3) на налоговые органы не возложена обязанность по проверке экономической деятельности налогоплательщика;

4) экономия на налогах как единственная цель сделки преследуется по закону[8];

5) судебные органы четко ограничили зону своего контроля экономической деятельности налогоплательщика;

6) налогоплательщик в случае спора с налоговыми органами обязан обосновать экономическую целесообразность своих действий, а не отчитываться о результатах.

Применительно к заемным отношениям налогоплательщик должен иметь доказательства, что использование кредитных ресурсов экономически оправданно и имело целью получение прибыли.

НК РФ не содержит специфических ограничений по направлениям использования кредита. Законодательство о налогах и сборах не ставит право налогоплательщика на отнесение процентов по долговым обязательствам к расходам в целях налогообложения прибыли организации в зависимость от дальнейшего расходования полученных денежных средств...[9].

Отсутствие формальных ограничений по целям использования кредита не означает, что не действует общий принцип обоснованности затрат, установленный п. 1 ст. 252 НК РФ. Поэтому при анализе судебных дел мы увидим, что в спорах о целевом использовании заемных средств суды, во-первых, подчеркивают отсутствие запретов на использование кредитов по усмотрению налогоплательщика, во-вторых, оценивают обоснованность использования полученных средств на основе объяснений налогоплательщика об экономически оправданном намерении так поступить.

Защищая свои интересы, налогоплательщик должен взять на вооружение следующее:

1) НК РФ не установлены направления использования заемных средств;

2) обоснование экономической оправданности цели использования заемных средств возлагается на налогоплательщика.

Пожалуй, теории достаточно, самое время перейти к рассмотрению конкретных судебных дел.

С точки зрения судов выдача займов поставщикам и подрядчикам налогоплательщика за счет кредитных ресурсов вполне оправданна. По результатам проверок налоговыми органами было установлено, что займы поставщикам были предоставлены по ставкам ниже, чем ставки, по которым привлекались кредитные ресурсы самими налогоплательщиками. На первый взгляд налицо отсутствие экономической целесообразности сделок, ведь их суммарным результатом являются убытки, а не прибыль. Однако в суде налогоплательщики привели убедительные доказательства наличия иных оснований, которые оправдывают действия сторон сделки и имеют целью получение дохода за счет прочих экономических эффектов.

Таблица 2

───────────────────────────┬────────────────────────┬──────────────────────

Позиция налогового органа │         Позиция        │     Позиция суда

                           │    налогоплательщика   │

───────────────────────────┴────────────────────────┴──────────────────────

        Постановление ФАС ВСО от 18.02.2010 по делу N А33-5756/2009

───────────────────────────┬────────────────────────┬──────────────────────

Спорные расходы           │Предоставление займов   │Суды пришли к выводу

не являются экономически  │являлось формой         │об обоснованности

обоснованными и           │поддержки организаций,  │уменьшения

направленными на получение│с которыми у            │налогоплательщиком

прибыли, поскольку уплата │налогоплательщика       │налоговой базы

обществом процентов банкам│имеются длительные      │на названные суммы

по кредитным договорам,   │финансово-хозяйственные │расходов при

в то время как общество   │связи, что позволило    │исчислении налога

выдавало иным организациям│избежать потери крупных │на прибыль

займы (беспроцентные      │поставщиков.            │

Информация о работе Финансовая политика