Финансовая политика России на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:23, реферат

Краткое описание

Политическая деятельность государства проявляется во всех сферах общественной жизни, в том числе и в финансовой сфере. Финансовая политика государства – одна из составных частей экономической политики. Её главной целью является создание финансовых условий для социально-экономического развития страны.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность, цели и задачи финансовой политики 4
2. Структура финансовой системы РФ 8
3. Бюджетная политика в системе финансового регулирования экономики России и направления её совершенствования 11
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Финансы (Финансовая политика России на современном этапе).doc

— 283.50 Кб (Скачать)

    Кроме этого финансовая политика в настоящая  время стало более ориентированной на привлечение инвестиций. Многие предприятия в условиях финансового кризиса уходят с российского рынка, что наносит значительный ущерб экономике страны, затормаживая её развития. Именно поэтому государство активно работало в этом направлении, создавая необходимые условия для инвесторов, делая их более привлекательными. Это является направлением, которое в условиях кризиса приобретает большое значение, поскольку обеспечивает развитие экономики и привлекает в неё ресурсы из-за рубежа, что во многом повышает её устойчивость и способствует обеспечению эффективному развитию.

    Таким образом, в современных условиях роль финансовой политики значительно  повышается. Он обеспечивает силу экономику  государства, а также уровень  активизации и дальнейшего роста экономических процессов в стране.

  1. Бюджетная политика в системе  финансового регулирования  экономики России и направления  её совершенствования
 

      Бюджетная политика – это целенаправленная деятельность государства по определению  основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом. Основной целью бюджетной политики является формирование и использование централизованного фонда денежных средств. Этот централизованный фонд денежных средств получил название государственный бюджет.

      Государственный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, сферами деятельности, территориями страны, социальными группами населения. Одними из основных показателей устойчивости бюджетной политики могут служить величина бюджетного дефицита, размер государственного долга.

      Доходы  бюджета формируются за счёт налогов, а также некоторых других видов поступлений, именуемых неналоговыми доходами. Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций — распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета направляются в первую очередь в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. Часть расходов осуществляется и за пределами общественного сектора: за счёт государственных средств предоставляются пособия малоимущим гражданам, выплачиваются пенсии и стипендии. Расходы бюджета, их объём и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы. Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ.

      За  период с января по ноябрь 2008 г. бюджеты  субъектов РФ исполнялись со значительным ростом к уровню прошлого года (33 %). Это позволило создать существенные заделы для исполнения расходных  обязательств. Но начиная с ноября 2008 г. в доходной части консолидированных бюджетов субъектов РФ происходит значительное сокращение поступлений от налога на прибыль организаций (поступление в ноябре составило 38 % от уровня ноября прошлого года, в декабре — 91 % по сравнению с уровнем декабря 2007 г. против прироста на 45 % за 10 месяцев 2008 г.). Это связано с кризисными явлениями в экономике и внесением изменений в налоговое законодательство. Темпы роста поступлений от налога на доходы физических лиц также снижаются (114 % в ноябре и 100 % в декабре против 136 % за 10 месяцев 2008 г.).

      В настоящее время в России финансовая помощь регионам из федерального бюджета предоставляется через пять фондов: Фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд компенсаций, Фонд софинансирования социальных расходов, Фонд регионального развития и Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов.

      Анализ структуры финансовой помощи субъектам РФ показывает, что наибольшую долю в ней занимают дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из ФФПР (Фонд финансовой поддержки регионов) (свыше 50%), второе место — Фонд компенсаций (в среднем 15,0%), третье место — дотации и субвенции на поддержку дорожного хозяйства (в среднем 11,0%). Незначительную долю составляют субсидии Фонда регионального развития.

      По  предварительным данным, доходы консолидированных  бюджетов субъектов РФ в 2008 г. составили 6,2 трлн руб., что на 28 % выше уровня 2007 г. Расходы составили 6,3 трлн руб. (131 % к уровню 2007 г.).

       

      Динамика  основных видов доходов федерального бюджета (% ВВП)

  январь–июнь

2007 г.

январь - июнь

2008 г.*

Доходы, всего 22,4 23,2
в том числе:    
Налог на прибыль организаций 1,8 1,9
Единый  социальный налог, зачисляемый в  федеральный бюджет 1,3 1,3
Налог на добавленную стоимость 6,7 5,0
Акцизы 0,4 0,4
Налог на добычу полезных ископаемых 3,4 4,3
Ввозные таможенные пошлины 1,5 1,5
Вывозные  таможенные пошлины 5,5 7,1
Другие  доходы 1,8 1,7

      * Предварительные данные за первое  полугодие 2008 г. 

      Расходы федерального бюджета за 6 месяцев 2008 года составили 3 037,9 млрд. рублей или 16,1% ВВП, что на 1,2 п.п. ВВП выше расходов за аналогичный период предшествующего года. При этом, расходы по обслуживанию долга в номинальном значении выросли с 63,0 млрд. рублей до 74,1 млрд. руб. Непроцентные расходы в январе - июне 2008 года были выше на 1,2 п.п. ВВП, чем в январе - июне 2007 года (2 963,8 млрд. рублей или 15,8% ВВП по сравнению с 2 106,7 млрд. рублей или 14,5% ВВП соответственно). Это связано с более равномерным расходованием средств по месяцам в течение этого года, а также с корректировкой социальных расходов и трансфертов в конце 2007 года и переносом части расходов с 2007 года на начало 2008 года.

      Динамика  основных видов расходов федерального бюджета

% ВВП январь - май

2007 г.

январь - май

2008 г.

Расходы 14,6 15,5
Процентные  расходы  1,6 2,0
Непроцентные  расходы  0,4 0,4
Общегосударственные вопросы * 1,1 1,6
Национальная  оборона  2,4 2,2
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 1,9 1,9
Национальная  экономика  1,1 1,2
Жилищно-коммунальное хозяйство  0,1 0,1
Охрана  окружающей среды  0,0 0,0
Образование 0,7 0,6
Культура, кинематография и средства массовой информации 0,2 0,2
Здравоохранение и спорт  0,4 0,5
Социальная  политика 0,6 0,7
Межбюджетные  отношения 5,7 6,0
 

      В функциональной классификации непроцентных расходов наибольший объем в январе-мае 2008 года пришелся на межбюджетные трансферты (6,0% ВВП), на национальную оборону (2,2% ВВП), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (1,9% ВВП), на общегосударственные вопросы (1,6% ВВП) и национальную экономику (1,2% ВВП). Расходы по другим направлениям составили не более 0,8% ВВП.

      В первом полугодии 2008 года профицит федерального бюджета, по предварительным данным, определился на уровне 1 331,1 млрд. рублей, или 7,4% ВВП (в 2007 году: 1076,1 млрд.рублей или 7,1% ВВП).

      Доля  государственного долга в налоговых  и неналоговых доходах в 2008 г. оценивается в 17–18%. Причем в 14 субъектах  РФ эта доля составляет более 45%. В  условиях снижения налоговых доходов доля госдолга в доходах может существенно возрасти. Сложности с исполнением бюджетов могут возникнуть у регионов, имеющих значительные объемы госдолга и необходимость его рефинансирования.

      Объём внешнего государственного долга составляет 40,5 млрд долл., причём большая часть приходится на задолженность по еврооблигационным займам – 27,7 млрд долл. Также у Российской Федерации имеют внутренние долговые обязательства, примерно треть которых должна быть выплачена в период 2009-2011 гг.

      Для решения этой проблемы Министерство финансов РФ предлагает:

  • не использовать дополнительные доходы, полученные в ходе исполнения бюджетов в 2008 г.;
  • формировать в составе региональных бюджетов резервы, которые можно было бы использовать в случае существенного сокращения доходов;
  • ограничить принятие новых расходных обязательств, а также увеличения действующих расходных обязательств;
  • не увеличивать объем банковских кредитов в источниках финансирования дефицитов бюджетов, имея в виду возможное сокращение кредитных ресурсов российских банков.

      Министерство  финансов России провело анализ параметров бюджетов субъектов РФ на 2009 г. на предмет  реалистичности доходов и расходов. Во многих регионах выявилось завышение  параметров региональных бюджетов как  по доходам, так и по расходам.

      Впервые за последние восемь лет проект федерального бюджета составлен с дефицитом  – в 3 трлн рублей (7,4% ВВП). При расходах 9,7 трлн рублей (увеличены на 667,5 млн) доходы составят 6,7 трлн рублей. Новый  вариант бюджета составлен исходя из цены на нефть 41 доллар за баррель. Спад ВВП прогнозируется на 2,2%, инфляция – 13%. Среднегодовой курс рубля к доллару – 35,1.

      Основной  задачей бюджетной политики в  долгосрочной перспективе является усиление стимулирующей функции  бюджета как инструмента экономического развития, изменение структуры расходов в соответствии с приоритетами государственной политики в области экономического развития одновременно с обеспечением долгосрочной устойчивости бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. 

Рис.1. Направления государственного бюджета в 2008-2010 годах 

      Бюджет 2008–2010 годов направлен на повышение  уровня жизни населения и выполнение всех обязательств перед гражданами, поддержку стратегических и инновационных  отраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивого развития страны. Основными задачами бюджетной политики при формировании проекта федерального бюджета на 2008–2010 годы и стратегии на долгосрочную перспективу:

  • превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования;
  • обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета;
  • дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования;
  • обеспечение исполнения расходных обязательств;
  • проведение анализа эффективности всех расходов бюджета;
  • переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений;
  • применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов;
  • повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе;
  • решение проблемы несбалансированности Пенсионного фонда Российской Федерации.

      Долгосрочный  прогноз доходов бюджетной системы  Российской Федерации характеризуется  следующими особенностями:

  • снижением доли доходов в процентах к ВВП от уровня 39,8% ВВП в 2007 году до 32,8-33,5% ВВП в 2020 году, в первую очередь, за счет снижения поступлений нефтегазовых доходов. К 2020 году нефтегазовые доходы федерального бюджета сократятся ниже величины нефтегазового трансферта 3,7% ВВП, зафиксированной в Бюджетном кодексе Российской Федерации;
  • увеличением доли нефтегазовых поступлений с 78% доходов бюджетной системы в 2007 году до 88-90% в 2020 году;
  • снижением доли налогов и сборов на импорт в процентах ВВП в результате сокращения доли импорта в ВВП, изменением структуры импорта, изменением тарифной политики в связи с ожидаемым вступлением России в ВТО;
  • увеличением относительно ВВП и общего объема бюджетных доходов доли поступлений НДС, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, налогов и сборов на социальные нужды за счет доходов от секторов экономики с высокой добавленной стоимостью;
  • изменением соотношения доходов в сторону консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Финансовая политика России на современном этапе