Финансовая политика государства на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 18:17, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.

Оглавление

Введение…………..…………………………………………………………………3

Глава 1. Содержание, цели и основные типы финансовой политики государства………………………………………………………………………....4

Цели и механизм финансовой политики………………………………………4
Типы финансовой политики…………………………………………………..8
Глава 2. Финансовая политика России на современном этапе………………...11

2.1 Текущее положение России и перспективы в области финансовой политики… …………………………………………………………………………11

2.2 Основные задачи и направления современной налоговой политики……….21

Заключение…………………………………………………………………………27Список используемых источников………………………………………………..29

Приложение 1………………………………………………………………………30

Приложение 2………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовик Финансовая политика.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

       Налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

       Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам                                     (см. Приложение 2)5.

       Основные  задачи современной налоговой политики РФ:

    1. дальнейшее совершенствование отечественного налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы и снижении уровня неплатежей;
    2. оптимизация налоговых льгот и преференций;
    3. более жесткий контроль за постановкой налогоплательщиков на учет;
    4. рационализация налогового администрирования;
    5. реструктуризация в обоснованных случаях задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Основные направления налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов6

       В соответствии с принципами среднесрочного финансового планирования Министерством  финансов Российской Федерации в 2007 году был впервые разработан документ, определяющий концептуальные подходы формирования налоговой политики в стране на трехгодичный плановый период 2008 – 2010 годов. Предлагаемые Минфином России мероприятия, предусматривающие изменение в 2008 – 2010 годах налогового законодательства в части налогового администрирования, а также порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, отражены в Основных направлениях налоговой политики, одобренных Правительством Российской Федерации в марте 2007 года.

       Правительство Российской Федерации поручило федеральным органам исполнительной власти учитывать Основные направления налоговой политики в Российской Федерации в процессе бюджетного проектирования на 2008 год и на период до 2010 года. Указанным документом следует руководствоваться при планировании как федерального бюджета, так и при подготовке проектов ежегодных бюджетов субъектов Российской Федерации.

       Помимо  решения задач в области бюджетного планирования «Основные направления  налоговой политики в Российской Федерации» на трехлетний период позволяют определить для всех участников налоговых отношений  среднесрочные ориентиры в налоговой сфере, что приводит к повышению стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то обстоятельство, что «Основные направления налоговой политики» не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

       Масштабных  мер в области налоговой политики, сопоставимых с глобальной перестройкой налоговой системы, в среднесрочной перспективе не запланировано. Но необходимо принимать во внимание, что проведение социально-экономических преобразований, интеграция России в мировую экономику неизбежно требуют внесения поправок в налоговое законодательство. На сегодняшний день решены не все задачи, поставленные в ходе налоговой реформы. Поэтому эта отрасль законодательства будет динамично изменяться.

       В трехлетней перспективе приоритеты Правительства Российской Федерации  в области налоговой политики остаются такими же, какими они и были запланированы на период 2008 – 2010 годов – создание эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной системы, отказ от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени.

       С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, цели налоговой политики, поставленные в Основных направлениях налоговой политики на предыдущий плановый период, остаются неизменными. Речь идет о следующих стратегических целях:

       1. Сохранение неизменного уровня  номинального налогового бремени  в среднесрочной перспективе  при условии поддержания сбалансированности  бюджетной системы. При этом  с учетом принятых расходных  обязательств бюджетной системы,  а также заложенного в долгосрочном периоде увеличения социальной направленности бюджетной политики, в условиях изменчивости прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры снижение налоговой нагрузки на экономических агентов возможно при сбалансированном снижении налоговых ставок, а также путем перераспределения налоговой и административной нагрузки с помощью проведения структурных преобразований налоговой системы – повышения качества налогового администрирования, нейтральности и эффективности основных налогов.

       2. Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, оптимизации применяемых налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

       Введенные в действие к настоящему времени  основы российской налоговой системы  были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области  налоговой политики. Вместе с тем  эффективность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.

       Отчасти подобные проблемы могут быть решены с помощью адаптации широко используемых инструментов налоговой политики к  современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование в России плоской ставки налога на доходы физических лиц. Вместе с тем, во многих случаях неэффективность налоговой системы связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом. В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков налоговой системы, однако основным условием результативности таких мер будет их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями в иных областях.

       Подводя итоги, можно сделать выводы, что  в качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают налоговая, бюджетная, денежно-кредитная, ценовая, таможенная, социальная и инвестиционная политика. Основные задачи  бюджетной политики – обеспечить исполнение социальных обязательств, ограничить размер бюджетного дефицита, перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств, определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки и структуры налогов и т.п. Денежно-кредитная политика воздействует на количество денег в обращении. Ценовая – сводится к регулированию цен на монопольные товары. Таможенная политика имеет особенности влияния на народное хозяйство, ограничивая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны. Социальная – связана с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, охватывает пенсионную, миграционную и финансовую помощь. Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.

       Налоговая политика является неотъемлемой частью финансовой политики государства. Она  должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков. Основными задачами современной налоговой политики являются совершенствование налогового законодательства, оптимизация налоговых льгот, рационализация налогового администрирования и т.п. 
 

Заключение

       В данной курсовой работе была рассмотрена  финансовая политика России в современных  условиях.

       На  основании проделанной работы можно  сделать следующие выводы. Содержание финансовой политики сложное, так как  охватывает широкий комплекс мероприятий, таких как разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных целей и задач,   создание адекватного финансового механизма, управление финансовой деятельностью государства. Основа финансовой политики – стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. В данной  работе были рассмотрены целевые направления финансовой политики, виды финансового механизма, основные типы финансовой политики. А так же ее важнейшие составляющие – налоговая, бюджетная, денежно-кредитная, ценовая, таможенная, социальная и инвестиционная политика. Их основные цели, задачи и направления на 2010 год и период 2010-2012 годов.

       Налоговая политика направлена на формирование налоговой системы, определяет выбор  состава налогов, размера налоговых ставок, льгот и санкций по каждому виду налога. Ее цель – обеспечение бюджетов разных уровней финансовыми ресурсами.

       Рассмотрев  основные направления налоговой  политики на 2009 год и период 2010-2011 годов можно выделить следующие стратегические цели: сохранение неизменного уровня номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условиях поддержания сбалансированности бюджетной системы; унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы.

       Эффективность функционирования российской налоговой  системы хотя и соответствует  нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой, поэтому эта отрасль законодательства будет динамично изменяться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемых источников 

   1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. № 237.

   2. Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб.  и доп. / С.А. Белозеров, С.Г. Горбушина Ф59 и др.; под ред. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 512с.

   3.Миляков  Н.В. Финансы: Учебник. – 2-е  изд. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 543с.  – (Высшее образование)

   4. Финансы: учебник для студентов  вузов, обучающихся по экономическим  специальностям, специальности «Финансы  и кредит» (080105) / Под. ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 703 с.

   5. Финансы: Учебник для вузов / под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской,  Б.М.Сабанти. – М.: Юрайт-М, 2004;

   6. Шаталов С. Д. Приоритеты налоговой политики Финансы. – 2006. - №7

   7.Романова Т.Ф. Финансовая политика государства, ее роль в формировании и регулировании финансового механизма. // Финансовые исследования. 2001 – №4.

   8.Федеральная  служба государственной статистики. Режим доступа [http:// www.gks.ru/ 19.05.2010г. 20:08]

   9. Президент России. Режим доступа [http:// www.kremlin.ru/ 17.05.2010г. 17:02]

   10. Банк России. Режим доступа [http://   www.cbr.ru/ 17.05.2010г. 18:10]

   11. Министерство финансов Российской  Федерации. Режим доступа [http:// www.minfin.ru/ 21.05.2010г. 15:30]

   12. Федеральная налоговая служба. Режим доступа [http:// www.nalog.ru/ 20.05.2010г. 15:05] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

       Источники финансирования дефицита федерального бюджета  млрд.рублей

Информация о работе Финансовая политика государства на современном этапе